Догмат о богодухновенности и каноничности Священного Писания разделяется всеми традиционными христианскими конфессиями. Категория «богодухновенности» восходит к свидетельствам самого Священного Писания. Тоже касается принципа каноничности. Священное Писание было и остается великим источником христианства, и догматически, и духовно. Богословы всех времен черпали из него тот богодухновенный материал, который мы сегодня используем в своей повседневной христианской жизни. Они считали, что в нем, и только в нем, можно найти все, друг от друга неотделимые, элементы истины и жизни. Однако правильнее будет сказать, что источник христианства Православная Церковь видит не только в записанном Слове Божием, но и в устно передаваемом. Притом, такая формулировка не составляет…
Проблема отношения славян к византинизму есть, собственно говоря, пробле­ма исторического выбора славянских народов. В переломные моменты бытия Руси каждый раз неизбеж­но вставал перед нею вопрос об отношении к духовному и культурному наследию Византии. Так было через 100 лет после кончины св. Мефодия, когда киевский князь Владимир оказался на распутье, перед выбором вер, легендарное сообщение о котором отвечает глубокой внутренней правде. Так было во время мощного подъема Московского государства, в период Флорентийского собора, когда нашему церковному и государственному руководству нужно было самому решить вопрос о том, куда идти дальше, и оно приняло решение, отвергнув унию, и в противовес константинопольской Матери-Церкви осталось…
Иоанн IV и превращение России в новое «Ромейское царство». Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно опре­делились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный. Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия III. Будучи трех лет от роду он лишился отца, а в не полных восемь лет – матери, Елены Глинской. В соответствии с завещанием Василия III правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершен­нолетия. Когда Ивану исполнилось 16 лет, митрополит Макарий и Боярская дума короновали…
О происхождении Книги Иова (время и авторство). На сегодняшний день, по мнению большинства исследователей, автор книги не может быть известен достоверно. По А. С. Хомякову автор Книги Иова неизвестен, но она – часть Писания, признанного «подзаконной Церковью», то есть Церковью Ветхого Завета, а от нее Церковью Нового Завета. В самой книги на атрибуцию нет никаких указаний. По обычаю многих восточных писателей он не открыл своего имени, он даже не доставил в заголовке имени Соломона или кого-либо из других авторитетов древности. Это еще более таинственная личность, чем Второисайя, который хотя бы намекал на события своего времени. Поскольку герой ее эдомитянин, житель…
Русское богословие 20 века о крещение еретиков и о границах Церкви. Два противоположных полюса в православной экклезиологии. В преемственности с взглядами папы Стефана на латинском Западе оказалась другая концепция, сформулированная в V в. блаж. Августином, епископом Иппонийским. Блаж. Августин, а за ним вся средневековая латинская схоластика и подражавшая ей «православная» (с XVII века) схоластика – уже положительно утверждал присутствие благодати Св. Духа в еретических таинствах, обосновывая именно этим ненадобность «повторения» крещения над кающимися еретиками. Однако, и он, подобно Стефану, делал это за счет изменения самого понятия «благодать». В его представлении еретики – именно потому, что они получают истинную благодать Святого…
Характеристика ветхозаветных апокрифов междузаветного периода Что же представляют собой ветхозаветные апокрифы в целом? Это книги, дополняющие и объясняющие библейское повествование, раскрывающие тайны Священного Писания. События, оставшиеся «за кадром» известной Священной Истории, предстают в них как бы увиденными глазами древних патриархов и выдающихся библейских персонажей. Этот своеобразный стилистический прием придавал большую значимость и весомость изложенным в апокрифах идеям, представлявшим определенную ценность в глазах их неизвестных авторов. К числу важнейших памятников подобного рода относятся представленные в данном издании «Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Заветы двенадцати патриархов», «Псалмы Соломона» и др. Следует отметить, что книги эти не принадлежат к категории девтероканонических (исходя из терминологии…
Влияние ханаанской религии на веру Древнего Израиля? Вероучение Литература ханаанеев изобилует религиозными сюжетами, мифами, эпическими поэмами о жизни богов, описанием религиозных ритуалов и обрядов, религиозными преданиями. Многие из этих текстов дошли до нас не полностью, а лишь фрагментарно, что часто затрудняет их правильное понимание. Из всей совокупности произведений воссоздается достаточно целостная картина религиозной жизни древнего Ханаана. Угаритские тексты отражают религиозные представления многих ханаанейских племен. В них упоминаются культы Кемоша (Хамоса) у моавитян, Милькоша (Молоха) у аммонитян и др., нашедшие отражение и в Библии. Интерес, который представляют угаритские документы, определяется прежде всего тем, что они иллюстрируют фазы перехода от одной религиозной…
Генезис русского интуитивизма Следует отметить, что последователи предпосылок развития русского интуитивизма не только сходятся во мнении о глубоких корнях данного философского учения, но и указывают на ряд русских и зарубежных философов, чьи взгляды, в некоторой степени, близки интуитивизму. Старченко Н. Н. полагает, что «в своих основах русский интуитивизм восходит к древним традициям религиозно-философской мистики, проповедовавшей возможность слияния человеческого духа с Богом ещё в этой земной жизни. Среди ближайших родственных интуитивизму философских течений и отдельных мыслителей Лосский и Франк называли философию «здравого смысла» шотландской школы XVIII – XIX вв., учения Шеллинга, Гегеля, славянофилов, австрийского философа Ф. Брентано, В. С. Соловьёва, имманентную…
Первые христианские школы и их главные назначения Прежде всего, мы рассмотрим общее состояние христианских образовательных институтов в самое раннее время. И начнем мы наше исследование с новозаветных времен, с периода жизни и учительства Самого Иисуса Христа. Если сообразовываться с контекстом иудейской междузаветной религиозной культуры, то Иисус Христос безусловно воспринимался как «рабби» (учитель). Подобным образом к нему обращаются в Евангелиях ученики Иоанна Предтечи, апостол Нафанаил, фарисей Никодим (Ин. 3:2)., Петр на горе Фавор (Мк. 9:2), Иуда в момент предательства(Мф. 26:25). Ученики называли Иисуса «учителем» и "господом", и Христос принимал это как должное (Ин. 13:13). Задачу для учеников Он определял как подражание…
Пророчество Нафана и мессианизм Псалтири. После смерти пророка Моисея и занятия евреями Обетованной Земли пророчества о Мессии замолкают на многие столетия. Новая серия пророчеств о Мессии возникает во время царствования Давида, потомка Авраама, Иакова и Иуды, управлявшего еврейским народом за тысячу лет до Р.Х. В этих новых пророчествах раскрывается царское и Божественное достоинство Христа. Современнику Давида, пророку Нафану, было открыто, что истинное владычество Господа нельзя отождествлять с державой сына Иессеева. Давид лишь полагает основание роду, из которого выйдет Мессия Ягве. Он избран для этой роли потому, что внимал гласу Божию и уповал на Сущего. Завет с домом Давидовым был возвещен…
Tuesday, 22 September 2015 20:20

Генезис Вечери Господней

Иисус, несомненно, соблюдал иудейские праздники Своего времени, но и показывал в то же время, что свой полный смысл они получают только от Него Самого и осуществления Его дела, - например, в том, что касается праздника Кущей или Обновления и особенно Пасхи: Он сознательно запечатлел Новый Завет Своей Пасхальной жертвой. Этой новой и окончательной Пасхой Христос исполнил также чаяния праздника Очищения, ибо Его кровь дает доступ в истинное святилище (Евр. 10:19) и к великому торжествующему собранию в небесном Иерусалиме. Отныне подлинный праздник совершается на небе. С пальмовыми ветвями в руках, как на праздник Кущей (Откр. 7:9), сонм избранных, искупленных кровью истинного…
Monday, 21 September 2015 20:11

Канон Нового Завета

Христиане с самого начала обладали Писанием: как известно, Библией раннехристианских общин были еврейские книги, распространенные за пределами Палестины в греческом переводе, называемом Септуагинтой. Собственно христианская письменность возникает, как мы знаем, не позже 50-х годов 1 века, когда апостол Павел направлял свои послания христианским общинам, основанным им или попавшим в сферу его деятельности. Однако ни Павел, ни авторы наших евангелий не брались за перо с намерением создать священные или канонические книги. Сами христианские тексты первых времен не содержат притязания на то, чтобы быть Священным Писанием. Как случилось, что часть раннехристианской литературы, написанной в 1 - 2 веков, получила статус Священного Писания…
История поставления на Киевскую кафедру Кирилла. Для начала монгольского периода довольно характерно то обстоятельство, что во главе русской церкви, спустя сто лет после истории поставления на Киевскую митрополию Климента Смолятича, снова появляется митрополит из русских, нарушая тем восстановленное было грековластие. Вероятно, эта уступка русскому национализму прежде всего объясняется простой боязнью греков идти на Русь, опустошаемую и угнетаемую азиатскими завоевателями. Прибывший к нам из Греции в 1237 году, т.е. в самый год нашествия татар на северо-восточную Русь, митрополит Иосиф, по всем признакам избегая киевского погрома 1240 года, удалился восвояси. Понять это бегство можно и как дипломатию. Византийцы стремились к миру и…
Спор о крещении еретиков в III веке. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь основана Господом нашим Иисусом Христом в день Пятидесятницы, когда после сошествия Святого Духа на апостолов было положено начало первой христианской общине. По свидетельству Священного Писания, тогда после проповеди апостола Петра в Иерусалиме крестилось и «приложилось к Церкви» около трех тысяч человек (Деян. 2:44). Много других свидетельств Писания (крещение евнуха эфиопской царицы (Деян. 8:38), Корнилия сотника (Деян. 10:48), темничного стража (Деян. 16:33); наконец, крещение самого апостола Павла, призванного к апостольскому служению сверхъестественным образом, но имевшего, тем не менее, нужду в крещении от апостола Анании (Деян. 9:18)) говорят нам…
Господствующее церковное суждение в отношении секуляризации является однозначно негативным (пусть и вариативным в своих нюансах): секуляризация – как символ отхода европейской культуры от христианских духовных основ – является предательством Божественной воли и, соответственно, религиозного образа жизни. Поэтому богословы в основном консервативного направления категорично оценивают секуляризацию как «апостасию», или вероотступничество. Констатация этого выливается либо в образе ностальгического вожделения нового христианского общества или государства вроде старинных религиозных теократий, либо в виде напряженного эсхатологического ожидания окончательного, предельного отступления от веры в событии поклонения народов апокалиптическому антихристу. Некоторые русские богословы фиксировали в секуляризации, возможно, органичный для общественного развития, но негативный для религиозности, естественный исторический…
Доктрина святителя Киприана Карфагенского о крещении еретиков. Защищавшие мнение перекрещивания неправославных считали, что крещение возможно только в Православной Церкви, оно неотделимо от Церкви, так как только в ней присутствует благодать Святого Духа. Считать еретиков имеющими крещение, значит признавать за ними благодать Святого Духа, из чего следует признание их истинной Церковью, что противоречит принципу церковного единства. В своем письме Фирмилиан писал Киприану: «Если же у нас и у еретиков крещение одно, то без сомнения и вера одна; если вера одна, то и Господь един; если Господь един, то следует сказать и во всем есть единство, но если у еретиков тоже самое…
Святой Ириней Лионский и «Adversusheresis». Первый систематический образец полемики с гностицизмом. Молодому христианству второго века приходилось противостоять как внешним, так и внутренним опасностям. Извне ему угрожали гонения римского имперского правительства, которые то утихали, то вспыхивали с новой силой. Другую опасность представляло гностическое умонастроение, распространившееся и среди христиан, и вне Церкви. Гностицизм не был единым направлением, но, скорее, был представлен категорией людей, объединенных особой богословской и психологической направленностью. Среди гностиков было много людей, одержимых фантастическими идеями, которые пользовались большой популярностью среди современников, падких на все таинственное и мистическое. Против такого умонастроения и были направлены творения одного из крупнейших христианских богословов второго…
Введение. Божественная триада «неисчислима». Никейский век есть период выработки и установления вселенской ортодоксии, то есть учения о Святой Троице. Кроме тринитарной догмы, были также раскрыты вопросы антропологические и сотериологические. Основоположительное значение этих догм, величие принимавших участие в разработке их отцов Церкви и важность результатов дает нашему периоду право на первое – после апостольского века – место в теологии. Церковь владела теперь философией и всею ученостью греко-римского мира и все это обратила на развитие и защиту христианского учения. Спекулятивный дух Восточной Церкви соединился с глубоким религиозным интересом и известною долею мистицизма, но в то же время и с греческим любопытством и…
«Предсмертное Завещание» Патриарха Тихона. В самый день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, участвовавших в отпевании почившего. На совещании было вскрыто и оглашено Завещание, составленное Патриархом на Рождество 1925 года: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предостав­ляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам всту­пить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится воз­можности осуществить это, то наши Патриаршие права и обя­занности переходят к Высокопреосвященному Петру, митропо­литу Крутицкому...».[1] Поскольку митрополиты Кирилл…
Содержание Моисеева Законодательства: идеи общества и государства Слово «Тора» имеет более широкое значение, чем узко юридическое греческое «номос», которым оно передается в переводе Септуагинты. Им обозначается «учение», данное Богом людям как руководство для их поведения. Оно применяется, прежде всего, к совокупности того законодательства, которое предание Ветхого Завета связывало с Моисеем. Применяя слово закон в этом смысле, ставшем классическим в иудействе, Новый Завет называет «Законом» все домостроительство, в котором это законодательство было главнейшим элементом (Рим. 5:20), в противопоставлении домостроительству благодати, установленному Иисусом Христом (Рим. 6:15; Ин. 1:17); однако в Новом Завете говорится и о «Законе Христовом» (Гал. 6:2). В связи с…