В гостях у старейшин "Поместной церкви" Три года назад я захотел встретиться с членами "Поместной церкви Уитнесса Ли". Дело в том, что в конце 90-х миссионеры этой "церкви" раздавали "Восстановительный перевод Нового Завета" в ВУЗах г. Смоленска. И я предположил, что все 15 эти лет наверное "церковь"продолжает существовать. Но все мои попытки найти следы этих ребят ни к чему не привели. Поэтому я позвонил по телефону, который был указан на их сайте "Коллектор библейской книги". Там мне сказали, что в Смоленске как таковой "церкви" сейчас нет. Но есть две сестры, которых время от времени навещает брат, которому поручено помогать верующим…
Иерусалимский Храм и раннее христианство Иисус Христос, как и пророки, глубоко почитает Иерусалимский храм. Богородица приносит Его в храм. Иисус, как и пророки, глубоко почитает Xрам Дева Мария приносит Его в Xрам (Лк. 2. 22-39). Он приходит туда на торжества как на место встречи со Своим Отцом (Лк. 2. 41-50; Ин 2. 14; т. д. ). Он одобряет богослужения, но осуждает формализм, искажающий их значение (Мф 5. 23 сл; 12. 3-7; 23. 16-22). Xрам для Него – Дом Божий, дом молитвы, Дом Отца Его. Он негодует, ибо его превращают в дом торговли, и пророческим жестом изгоняет торгующих голубями из Xрама,…
Учение Святого Апостола Павла о девстве в первом послании к Коринфянам Девству или вдовству, апостол отдает предпочтение перед состоянием брачным. Это свое убеждение ап. Павел высказывает со всей ясностью (1 Кор. 7:1, 38 – 40). Он ставит в пример самого себя (1 Кор. 7:8) и думает, что и он имеет Духа Божия (1 Кор. 7:40б). Однако, высказываясь в пользу девства, Павел делает оговорку: девство не предписано Господом. Павел проводит различие между тем советом, который предлагает он, Павел, и повелением Господним (1 Кор. 7:25). Он объясняет свой совет условиями переживаемого момента (1 Кор. 7:29 – 32). Мы и здесь улавливаем в…
Wednesday, 10 June 2015 10:48

Второисайя

Второисайя. Во второй части книги пророка Исайи содержатся важнейшие ветхозаветные пророчества о Христе. На одно из них ссылался Сам Господь Иисус как на «исполнившееся» в Его Лице (Лк. 4:15 – 20). Первые благовестники Церкви объясняли с помощью пророчеств Исайи тайну страждущего Мессии (Деян. 8:32 – 35). По словам святителя Кирилла Александрийского, они «имеют ясность евангельской проповеди» («Толкования на Исайю», Предисловие), а блаженный Иероним в «Послании к Павлину» называл их «ветхозаветным Евангелием».[1] Вопрос об авторе и дате написания второй части книги пророка Исайи (гл. 40 – 66) был впервые поднят в Средние века. До этого времени иудейская традиция приписывала ее великому…
«Церковь едина», - именно в этом утверждении наиболее адекватно выражена ее природа. Святой Киприан пишет труд против раскольников и озаглавливает его вполне естественно «О единстве Церкви». Это единство охватывает время и пространство, земное и небесное, Церковь людей и Церковь ангелов. «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:12-13), - спрашивает апостол Павел, так как сама идея Тела противостоит всякому разделению. Множественность автокефальных Церквей оставляет нетронутым историческое разнообразие языков и культур, но, совсем как многоголосая симфония, Церковь по существу едина в учении и в таинствах. Она исповедует всегда и везде одну и туже веру, «как если бы, рассеянная по миру, она обитала бы в…
Во время иконоборчества интенсивно работали богословы, старавшиеся перед императором, государством и Церковью обосновать учение об иконопочитании. Противостояние иконоборческим течениям наблюдалось в Риме, в Константинополе, также слышались слова в защиту икон из Сирии, из Дамаска. Поэтому поводу Ф. И. Успенский отмечает, что в Константинополе процветал священный Герман, который защищал православные догматы, ведя жестокую борьбу с императором Львом и его сподвижниками, в Древнем Риме же защищал иконы святой Григорий, а в Дамаске блистал жизнью и словом преподобный Иоанн[1]. В основе аргументации в защиту святых икон теологи выдвигали христологический аргумент; изображение Христа Спасителя, а, следовательно, вообще всякое изображение на иконе возможно, потому что…
17 век вероятно один из самых важных и интересных в истории России. Если его и можно сравнивать с каким-либо иным временем, то лишь с веком двадцатым, веком потрясений и катаклизмов. Церковь Христова пережила бунты, смутные времена, политическую неразбериху, расколы и нестроения. Взаимоотношения между польским Католичеством и Православием можно констатировать как очень напряженные на протяжении всего периода Смутного времени, да и в предшествующие периоды. Татаро-монгольское нашествие не только сокрушило древнерусское государство, но и стало причиной того, что прежде единая нация разделилась на три отдельных народа: собственно русских (великороссов), украинцев и белорусов, исторические судьбы которых с этого времени разошлись. Иго, тяготевшее над…
Крещение Руси в свете его различных интерпретаций. Крещение Руси содействовало укреплению внешнеполитического положения древнерусского государства, и этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Все исследователи, каких бы исходных концепций они ни придерживались, признают это и не особенно даже стараются аргументировать. В самом деле, представляется очевидным, что принятие христиан­ства означало вхождение Руси в семью европейских христианских народов, повышало престиж государства и доверие к его внешнеполитическим акциям. Христианство способствовало укреплению велико­княжеской власти, упрочению связи между всеми частями государства, его внутренней стабильности и, следовательно, военной и политической мощи. Хотелось бы обратить внимание на еще один важный аспект: христианизация Руси подняла нравственный потенциал…
Книга пророка Исайи и специфика пророческих книг. В еврейской Библии под общим наименованием «Поздние пророки» объединены книги: Исайи, Иеремии, Иезекииля и двенадцати так называемых «малых пророков». Они следуют за группой книг, называющихся книгами «ранних пророков» (от книги Иисуса Навина до книги Царств включительно). В греческой Библии книги пророков помещаются после учительных книг и расположены в ином порядке. К ним присоединены книга Плач и книга Даниила (которые в еврейской Библии отнесены к последней части канона), а также книги, не написанные или не сохранившиеся на еврейском языке; книга Варуха (после книги Иеремии), послание Иеремии (после Плача) и, наконец, добавления к книге Даниила.…
Тютчев Федор Иванович (1803 – 1873), русский поэт. В философской лирике Тютчева – мотивы трагической раздвоенности души, мятущейся между верой и безверием, приобщенностью к высшим, «божественным» сферам бытия и обреченностью на земное («дольнее») существование, одиночества в социуме и потерянности в мироздании; темы «хаоса» и «бездны», пророческих откровений, бесследности жизни, памяти и страдания. В стихах о любви – обнаженная беспощадность самоанализа (в том числе «Денисьевский цикл»). Известен лирическими произведениями. В тяготеющей к панславизму публицистике (статья «Россия и революция», 1849, «Папство и римский вопрос», 1850) устанавливает связь между развитием индивидуализма и разрушительными революционными процессами в Европе.[1] По мнению о. Георгия Флоровского, в…
На вопрос: «Откуда ведет свое начало иерархии христианской Церкви?» кратко и ясно отвечают нам так: «От самого Иисуса Христа и от сошествия на апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства». Разумеется, с высшей догматической точки зрения все, что происходит в Церкви великого и святого, совершается Христом и Святым духом; но что касается собственно происхождения первохристианской иерархии, то здесь нам поможет лишь историческая перспектива. По официальному учению, иерархия (с греческого языка священноначалие), церковная – общее название всех трех степеней священства в христианской Церкви: епископа, пресвитера и диакона. Начальственная власть в Церкви принадлежит собственно…
Отдельные составляющие теории эволюции предлагались задолго до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина в 1859 году. Необходимы были гений и настойчивость Дарвина, чтобы собрать эти идеи в единую теорию и выстроить в ее поддержку впечатляющий ряд доказательств. Однако стоит отметить, что Чарльз Дарвин не употреблял термин «эволюция», который впервые был введен в 1762 году швейцарским философом и естествоиспытателем Шарлем Бонне (1720 – 1793). Рассмотрим предшественников Ч. Дарвина в научной деятельности и представлениях о природе. Идея развития живой материи имеет глубокие исторические корни. Мыслители стран Древнего Востока высказывали свои суждения в знаменитых «Ведах», «Упанишадах», среди китайских философов древности (5 – 4 века…
Софиология прот. Сергия Булгакова и церковная реакция на нее. Образ Премудрости не раз привлекал внимание экзегетов и богословов. Известны споры, которые еще в арианскую эпоху велись вокруг истолкования этих мест[1]. Известно также и то значение, которое означенные места получили, с одной стороны, в русской иконописи[2], с другой – у группы русских религиозных мыслителей конца XIX и первой половины XX века, в частности у Владимира Соловьева, о. Павла Флоренского и о. Сергия Булгакова. Поэтому вопрос о Божьей Премудрости представляет особый интерес. В целом для русского богословия долгое время присущим и актуальным был теологический вопрос о происхождении, значении, идейной генеалогии ветхозаветного понятия…
Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно был афинянином, из семьи язычников. Хорошо начитанный в греческой литературе и прекрасно разбираясь во всех существовавших тогда философских системах, он не нашел во всем этом ничего, что могло бы дать постоянное удовлетворение. Уже взрослым он воспринял христианство и в дальних странствиях на Запад и Восток искал самых мудрых учителей. Приехав в Александрию около 180 года по Р. Х., он стал учеником Пантена. Плененный личностью своего учителя, которого он привык называть «блаженный пресвитер», Климент стал пресвитером в александрийской церкви, помощником Пантена, а около 190 года – его преемником. Климент продолжал трудиться в Александрии. Он обращал…
Роман «Сила и слава» английского писателя Г. Грина – классическое произведение мировой литературы XX в. Это один из самых знаменитых романов, дающий широкую и неоднозначную трактовку традиционных гриновских тем – греха и благодати, стойкости и предательства, пределов оправданности активного вмешательства в ход исторического процесса, правомерности высшего суда и возмездия. Действие происходит в Мексике, где Грин побывал в 1937 – 1938 гг. Сюжет романа строится на противостоянии двух персонажей, приверженцев конкретного и абстрактного гуманизма. Писатель ставит своих персонажей в экстремальные обстоятельства, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между верностью и предательством. Грина волновало, как те или иные моральные категории…
Thursday, 16 April 2015 11:27

Книга Иова

Книга Иова – это драматическая поэма, посвященная извечной проблеме человеческих страданий. В ней рассказывается о добром человеке, Иове, потерявшем все, кроме веры в Бога. История Иова ставит вечный вопрос: если Бог справедлив, то почему страдают праведники? Иов убежден, что страдает отнюдь не за какой-то совершенный им грех, но не может найти Бога, чтобы защитить перед Ним свою праведность. Бог открывает ему, и Иов получает ответ в личной встрече с Самим Богом – во всей своей силе и премудрости.[1] Книга Иова издавна привлекала богословов и философов, художников и поэтов своей удивительной красотой, силой и бесстрашием. Ее перелагал Ломоносов, Гете использовал ее…
Ап. Павел в своем послании к Филиппийцам после впечатляю­щего призыва к братской любви, единодушию и жертвенности предлагает знаменитый гимн о Христе, одно из наиболее рельеф­ных мест Н.З., очень по-разному, правда, оцениваемое. Это несомненно наивысший момент исповедания Христа, и он представляет собой, как мы уже показали в рамках христологического развития, первую из доступных нам развернутую христологическую концеп­цию, т.к. здесь ясно засвидетельствованы три модуса бытия Христа: Его предсуществование, Его земной статус и Его после­пасхальное прославление. Путь, пройденный Христом нашего ради спасения, здесь изложен и доведен до верующего сознания осо­бенным, в виде гимна, языком, пробуждающим множество ассо­циаций. Из-за относительно богатого языка и богатства…
История создания службы Великой Пятницы Перед рассмотрением богослужения Великого Пятка с догматической точки зрения важно узнать историю его появления: когда и в связи с чем оно появилось, кем и в течение какого времени оно создавалось. Исследование этого вопроса показывает, что из всех богослужебных чинопоследований Постной Триоди самыми древними являются службы Великого Пятка и Великой Субботы. Прежде чем кратко изложить историю создания рассматриваемого нами богослужения (Великой Пятницы), нужно указать на то, что послужило причиной к его появлению. Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди…
Тайная вечеря как первая Евхаристия. «Таинства – вот путь, который начертал нам Господь, дверь, которую Он нам открыл. Вновь проходя по этому пути и через эту дверь, Он возвращается к людям» (св. Николай Кавасила «О жизни во Христе»). Истоки Церковных таинств коренятся в Ветхом Завете, где еще до Боговоплощения являла себя сила Духа Божьего. Но если в Ветхом Завете священнодействия имели характер прообразов, то в христианских Церковных таинствах силою Духа Божьего Церковь реально приобщается к благодати Иисуса Христа.[1] По всеобщему суждению, евхаристия (греческое слово «благодарение»), самая первая Литургия была совершена Господом Иисусом Христом в Сионской горнице во время Тайной Вечери…
Слово «евхаристия» само по себе значит: признательность, благодарность, отсюда – благодарение. Этот самый обычный в разговорном греческом языке смысл встречается в греческой Библии, в особенности, когда говорится о человеческих взаимоотношениях. По отношению к Богу благодарение принимает обычно форму молитвы. Оно в таких случаях, естественно совпадает с благословением, восхваляющим «чудные дела Божьи», ибо для человека эти чудные дела выражаются в благодеяниях, вдохновляющих благодарственную хвалу; при этих условиях благодарение сопровождается «анамнесисом», которым в памяти воскрешается прошлое, и благодарение приравнивается к благословению. Эта «евлогия-евхаристия» имеет место, в частности во время еврейских трапез, благословения которых восхваляют и благодарят Бога за пищу, данную им людям.[1]…