святитель Тарасий Константинопольский (около 730–25 февраля 806) День памяти: 25 февраля (10 марта) Тарасий (греч. Ταράσιος) – cын богатых и знаменитых родителей Георгия и Евкратии, которые воспитывали его в страхе Божием и дали ему хорошее образование. Еще в молодых летах он был возведен на важную гражданскую должность, он был одним из царских советников. Из сенатора избран был в 783 году в патриарха, в преемники смещенного патриарха Павла; но по ревности к православию не иначе согласился на избрание, как с тем, чтобы для утешения бури иконоборной созван был Вселенский Собор. Однако могущественная оппозиционная партия, имевшая сторонников среди войск и столичного населения,…
Докладъ Архіепископа Аверкія на пастырскомъ совѣщаніи духовенства Сѣверной Америки и Канады 21 августа / 3 сентября 1969 года.   Ничего нѣтъ на свѣтѣ выше пастырскаго служенія, ибо пастырское служеніе есть служеніе самому великому и святому дѣлу — дѣлу спасенія душъ человѣческихъ. Спасенія отъ чего? Отъ грѣха — отъ того грѣховнаго устроенія души, съ которымъ послѣ грѣхопаденія нашихъ прародителей раждается въ міръ каждый человѣкъ, — и отъ той вѣчной погибели, къ которой ведетъ человѣка грѣхъ. Высочайшую цѣль ставитъ себѣ поэтому пастырское служеніе — цѣль, съ которой не можетъ сравниться никакое другое земное дѣланіе. Истинное пастырствованіе такъ опредѣляетъ великій Апостолъ языковъ св. Павелъ въ своемъ посланіи къ Ефесянамъ (4, 12-13): оно есть…
I Готовясь говорить о Софии, Премудрости Божией, мы должны вспомнить слова Писания: «Начало Премудрости — страх Господень» (Пс 111:10; Притч 1:7; 9:10). Готовясь говорить о Деве Марии, Матери Божией, мы должны вспомнить слова из гимна св. Иоанна Дамаскина, почитаемого церковной традицией Востока и Запада: Stergein men hmaV wV akindunon fobw Paon siophn. Tw poqw de Parqene UmnouV ufoinein suntonw teqhgmenouV ErgwdeV estin. Alla koi, Migthr. sqegoV Osh pefuken h proairesiV, didou. («Для нас безопаснее и не так страшно избрать [буквально — возлюбить] молчание; но по понуждению любви слагать пространные хвалы — дело трудное. Так дай, Матерь, и силу, соразмерную воле».)…
(память 7 августа по старому стилю) Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер, родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской Семинарии и Петербургской Духовной Академии, которую закончил магистрантом в 1895 году. По окончании Академии он был направлен в Северо-Американскую епархию в Нью-Йорк. В 1896 году псаломщик Александр был рукоположен в сан пресвитера в кафедральном соборе в Сан-Франциско. С 1896…
(память 10 ноября по старому стилю) Мученик Алексий родился 5 февраля 1892 года в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 года Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 года власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику…
(память 1 марта по старому стилю) Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 года в селе Константинове Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Окончила сельскую школу. В 1914 году Анна Алексеевна поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. Зарабатывали они на жизнь шитьем одеял. В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и…
Священномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. С детства любимым занятием его было чтение духовных книг, а любимой игрой — «игра в храм». На чердаке дома он оборудовал себе небольшую библиотеку и устроил «церковь» — повесил иконы, колокольчики и утром, когда наступало время службы, звонил. Все окружающие думали, что мальчик посвятит свою жизнь сугубо служению Богу и скорее всего в монашеском звании, и, когда он впоследствии женился, были весьма удивлены. Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании ее в 1915 году — в Московскую Духовную академию. После государственного…
(CLASSISPRIMA) Для истории духовной культуры письма современников имеют почти такое же значение, как юридический документ для истории общественного строя. Более чем всякий другой источник они позволяют заглянуть в круг интересов, настроений и умственных исканий эпохи; уловить зарождение идей, еще не оформленных, еще полных противоречий, на которые система еще не успела Положить свою дисциплинирующую руку. Письма поэтому особенно ценны, когда мы имеем дело не с законченным миросозерцанием, а с его развитием, с первыми попытками его построения. Научное исследование идей блаженного Августина в последние годы, по-видимому, вступило в новый фазис. После капитальных трудов, стремившихся к синтетическому построению религиозно-философской системы Августина в ее…
Кь изданiю Св. Троiцкимь монастырем учебников русского языка. Не так давно, по настойчивым просьбам многих верующих рус- ских людей, Св. Троицким монастырем издан ряд учебников рус­ского языка: Этимологш Русского Языка для низших классов гимназШ — А. Кирпичникова и 0. Гилярова (перепечатка с 46 издашя 1918 г.) — ц’Ьна 50 центов; Сттаксис Русского Языка применительно к правописанш — А. Кирпичникова (перепечатка с 40 издашя 1912 г.) — цена 25 центов; Русская Грамматика с болыпим количеством письменных упражнешй. Руководство для учеников младших классов средних учебных заведешй и низших училищ. Составил Я. Максимов (пере­печатка с 27 издашя) — цена 75 центов и Русская…
Сопоставление бергсонизма с русским интуитивизмом более чем показательно. Бергсона, Лосского, Франка сроднила реалистическая установка, требующая отказаться от разрыва между субъектом и объектом, следствием коего является гносеологический субъективизм. В поисках коренного субъект-объектного единства вырастала идея интуиции как непосредственного созерцания предмета или проникновения в него. Русские интуитивисты по примеру славного француза занялись гносеологическим и онтологическим изучением возможностей интуиции, поиском истоков пред-знания, оснований собственных позиций (например, генезис древнего представления «мир как органическая целостность»).[1] Первую попытку онтологического обоснования интуитивизма Бергсон предпринял еще в «Материи и памяти», а целостно подошел к данному вопросу уже в «Творческой эволюции». Результаты этих изысканий стали важным источником в творчестве…
Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется "золотым веком христианского просвещения". Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания.…
ВВЕДЕНИЕ До сих пор остается востребованной проблематика объективной оценки теологической системы, разработанной о. Сергием Булгаковым, ввиду необходимости для богословской мысли заново поставить перед собой проблему о Боге в отношении к миру. Краеугольным камнем оценки богословия прот. С. Булгакова является тот факт, что существуют два официальных документа 1935 года: определение Карловацкой церкви заграницей и указ митр. Сергия (Страгородского), обвиняющие учение о. Сергия Булгакова в отступлении от православия. С другой стороны, стоит отметить особый (направленный к миру) характер булгаковской теологии. К примеру, представители Свято-Сергиевского института считали, что богословие должно необходимо совмещать в себе два качества: быть укорененным в традиции и в то…
(память 27 июня по старому стилю) Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (в миру Василий Гудко) родился в Люблинской губернии в 1867 году. В 1889 году Василий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где принял монашеский постриг в 1891 году, а через два года был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия, отец Амвросий был назначен заведовать миссионерским училищем на Алтае. Служил в Корейской Духовной Миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года являлся ректором Волынской Духовной Семинарии. В 1904 году состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 1909…
Содержание. Глава 1. Вечному и духовному люди плотские не верят, потому что не знают по опыту того, что слышат о духовном.. 1 Глава 2. О том, что и неверующий имеет веру. 1 Глава 3. О том, что сотворены троякого рода духи жизни. 2 Глава 4. О словах Соломона: случай (конец) сынов человеческих и случай скотский, случай един им   2 Глава 5. Существует ли душа, когда ее нельзя видеть при исходе из тела?. 3 Глава 6. Как жизнь души, находящейся в теле, познается из движения членов, так жизнь души по смерти тела святых познается из чудес. 3 Глава 7. Об исходе…
Содержание Предисловие к английскому изданию Странная и все же близкая: мой путь в Православную Церковь Отсутствие и присутствие «Вот то, во что я верил всегда... » Церковь одна Предание, мученичество, безмолвие Церковь как общение Не смотрите на видимое... «Приди с миром»: тайна смерти и воскресения «Я знал, что ты придешь... » Большая и малая смерть И трагедия, и благословение Непрестанное общение «В сто раз тоньше и легче» Православный опыт покаяния Отправная точка благовестия «Великое понимание» Весна постная Таинство покаяния Слезный дар «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» Богословие молитвы «Стать пред Господом» «С умом в сердце» Непрестанно, днем и ночью…
Священномученик Андрей (Быстров) и мученики Василий (Виноградов), Сергий (Михайлов) и Спиридон (Савельев) (память 24 сентября по старому стилю) 3 июля 1937 года Сталин распорядился послать секретарям обкомов и крайкомов ЦК компартии следующую телеграмму: "ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков... с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через Тройки... ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав Троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих…
Авраам Сергеевич Норов родился 22 октября 1795 года в селе Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии (ныне Ртищевский район Саратовской области), в старинной дворянской семье. Его отцом был саратовский губернский предводитель дворянства, отставной майор Сергей Александрович Норов, матерью – Татьяна Михайловна, урожденная Кошелева. Получив домашнее образование, в 1807 году Норов поступил в Благородный пансион при Московском университете, но не закончил его и в 1810 году поступил прапорщиком в гвардейскую артиллерию, участвовал в военных действиях Первой Западной армии 1812 года. В сражении при Бородино семнадцатилетний юноша картечью был ранен в ногу, затем в занятой Наполеоном Москве попал в госпиталь, где ему ампутировали…
По поводу литографированнаго письма графа Л. Толстого к одному англичанину («Патриотизм или мир»), отвечающего на вопрос положительно. К вопросу о патриотизме граф Толстой обращался не раз: трактовал о нем в сочинение: «В чем моя вера», писал о нем и в специально посвященной данному предмету брошюрке: «О патриотизме (письмо к одному поляку)», читанной нами в 1896 г. в книжных магазинах г. Вены; о том же рассуждает он, наконец, и в упомянутом нами письме к какому-то, не называемому здесь, англичанину. Положения, имеющиеся в первом сочинении Толстого, уже давно рассмотрены и оценены критикою [:чит., напр., книгу проф. А. Ф. Гусева: «Основныя правила в…
Подвиг и отшельничество 08.02.1960 М.И.Б. Снято 6.2001 с: http://st-jhouse.narod.ru/canvas/Vladimir.htm Предисловие "Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка…" (Мф.10.41). Ввиду такого многообещающего завета, я решил посвятить мой малый труд описанию жизни Божьего труженика инока Владимира, который во имя общего духовного блага людей и теперь трудится на святой ниве Христовой, подавая помощь всем приходящим и просящим, а может быть и не просящим, а устремленным, потому что солнце светит и на праведных и грешных. А святые угодники, подобно солнцу, светят и освещают всех соприкасающихся со светом. М.И.Б. 1957 - 58 г.г. Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился в Петербурге…
Господь Иисус Христос в Своем Евангелии указывает два пути спасения. Христианская жизнь в миру и воспитание детей в вере и благочестии — один из путей служения Богу. Господь указывает и на другой путь — более прямой, сопровождающийся большим самоотвержением и аскетизмом, большей ревностью, путь, благодаря которому истинно совершающий его приносит плод Богу во сто крат (см. Мф. 13;8). Кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, — тот хорошо поступает (1 Кор. 7;37). Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж,…