Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская (XVI в.) Память ее празднуется 6 июля в день обретения мощей, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших После занятия в XIV в. Киева литовцами, править им стала в течение 150 лет православная семья князей Ольшанских. Киевляне полюбили ее и считали своей. В начале XVI в. скончалась шестнадцатилетняя дочь князя Григория Ольшанского Иулиания и была погребена в пещерах. Обрели ее тело нетленным при печерском архимандрите Елисее Плетнецком (+ 1624), когда приготовляли…
(память 31 октября по старому стилю) Преподобномученик Анатолий (в миру Анатолий Иванович Ботвинников) родился 15 октября 1881 года в деревне Копани Быховского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, умер отец, и мать с сыном переехали в Тобольскую губернию, им дали землю, они обзавелись хозяйством, и Анатолий стал крестьянствовать, как когда-то его отец. Началась Русско-японская война, и Анатолий был призван рядовым на действительную военную службу. Во время военных действий он оказался в Порт-Артуре, был ранен; попал в плен, где пробыл около года; последствия ранения остались на всю жизнь - у него была ограничена подвижность руки и…
(память 20 февраля по старому стилю) В течении своей многовековой истории Валаамская обитель, находившаяся близ границы владений Великого Новгорода со Швецией, неоднократно разорялась шведами. При короле Густаве Ваза (1523-1560 гг.) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III, военный отряд из новообращённых лютеран - которые, по словам святого Игнатия (Брянчанинова), "пылали ещё фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере" - преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твёрдость в православной вере. Их имена с пометой…
Оп.: Прот. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова, при уч. Л.А.Успенской, примеч. А.И.Сидорова. М, ПСТБИ, 2000. Введение «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — на этот вопрос Иисуса ученикам на пути в Кесарию Филиппову Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16,13–16). Однако ответ Петра понимался различно и не предотвратил позднейших расколов. И действительно, споры о Лице Иисуса Христа, которые продолжались в течение первых веков христианской истории, не носили отвлеченного, академического характера. Ведь слова и деяния Иисуса имеют различную значимость и различную силу в зависимости от того, исходят ли они…
Содержание I. Прирожденный характер II. Влияние воспитания  Никто не родится чистой таблицей, на которую впечатления и опыт последующей жизни наносит свои письмена. Дитя приносит в мир определенный характер, легко поддающийся одним воздействиям, равнодушный к другим, сопротивляющийся третьим. Никто не приступает к сознательному созиданию своей личности на основе одних лишь прирожденных потенций: пока ум и воля спят в утре раннего детства, воспитание и влияние окружающей среды уже успевают, не считаясь с нашими желаниями, наполнить душу известным содержанием. То и другое служит точкою отправления для последующих сознательных исканий. Прирожденный характер, воспитание, личные усилия – вот три элемента, из которых слагается личность. С…
Содержание Слово 1. Доказательство Промысла, заимствованное из рассмотрения неба, луны и сонма звезд Слово 2. Доказательство, заимствуемое из рассмотрения воздуха, земли, моря, рек и источников Слово 3. Доказательство Промысла, заимствуемое из устройства человеческого тела Слово 4. Доказательство Промысла, заимствуемое от устройства человеческих рук и изобретенных человеком искусств Слово 5. Доказательство Промысла, заимствуемое из подчинения человеку животных безсловесных Слово 6. О том, что богатство и бедность полезны для этой жизни Слово 7. О том, что рабство и господство полезны для настоящей жизни Слово 8. О том, что для здравомыслящих нет вреда служить господам злым Слово 9. О том, что труд правды…
(память 10 ноября по старому стилю) Мученица Анна родилась 19 ноября 1900 года в городе Калуге в семье протоиерея Иоанна Алексеевича Остроглазова. Окончила среднее учебное заведение и поступила в институт народного образования; окончив два курса, она в 1920 году ушла из института. Затем она поступила работать бухгалтером в Калужское педагогическое училище. Здесь Анну Ивановну за ее кроткий нрав полюбили как преподаватели, так и учащиеся, многие из которых приходили к ней поделиться своими горестями и бедами. Анна Ивановна была глубоко верующим, благочестивым и серьезным человеком, и когда Калужскую кафедру возглавил епископ Августин, она стала его ближайшей помощницей. Собирая о ней сведения…
1600 лет протекло с тех пор, как христианство из положения гонимой, запрещенной религии перешло в состояние свободного исповедания, официально дозволенного государственной властью. Это в высшей степени знаменательный факт, – факт исключительной важности. Подчеркнуть его особенно благовременно именно теперь, когда, как увидим дальше христианству снова начинают угрожать с разных сторон и с неослабной энергией, пользуясь всякими средствами, безотносительно к их нравственной ценности. Естественно, посему, что, например, католический мир празднует этот христианский юбилей с необычайной пышностью. Расширив торжество на очень длинный период. Построение храмов, издание специальных сочинений, паломничества и пр. – все это и подобное должно быть проявлением юбилейного торжества1. Пусть видят…
Der Pfozess der Geschichte ist ein Verbrennen Novalis. Из глубокой древности ведет свое начало идея культурно-исторической неравноценности и, стало быть, неравноправности народов, еще с тех пор как “избранный народ Божий” — Израиль выделял себя из пестрой массы “языков”, и “свободные” эллины противопоставляли себя рабам-“варварам”. В сознании ближайших к нам поколений эта мысль отлилась в форму антитезы народов “исторических” и народов “неисторических”, народов старых, живших и проживших длинные ряды исторических превращений, и потому несущих в себе толщу последовательных культурных напластований, и народов, доселе немотствовавших, культурно-девственных, “лишенных наследства” и предков, народов новых. Проблема национальности преломлялась здесь сквозь призму всемирно-исторического плана жизни, и…
(память 14 ноября по старому стилю) Священномученик Алексий родился в 1869 году в селе Нагорном Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Семена Никологорского. В 1889 году Алексей Семенович окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника ко храму в селе Волочаново Волоколамского уезда Московской губернии. За двадцать семь лет служения о. Алексей был много раз награжден за безупречную службу и ревностное исполнение церковных послушаний. Он был наблюдателем церковных школ Волоколамского уезда, благочинным и следователем по духовным делам при консистории. Здесь, на церковном служении в Волоколамском уезде в селе Волочаново, он встретил гонения от безбожников. В 1930 году советские…
Львовъ 1927 г., Изданiемъ Ю.Н. Киселевского Изъ Типографiи Ставропигiйскаго Института во Львове. СКИТ МАНЯВСКИЙ в борьбе ЗА ПРАВОСЛАВНУЮ  ВЕРУ ИЗДАНИЕ Ю. Н. КИСЕЛЕВСКОГО Каждый человек, который читал историю русского на­рода, знает о том, какую тяжкую и трудную борьбу за свою праведную православную веру, на протяжении стольких столетий, вел наш народ с римскими папами и их римско-католическою церковью. В той борьбе принимали живое участие также наши православные монастыри. В часы тяжелейших притеснений и гонений на православную веру и Церковь, (XVII ст.) особую роль сыграл Великий Скит Манявский, который имеет великие заслуги не только у православной веры, но и у русской народности.…
Публикуемые проповеди священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, сказанные в 1920-х гг. в церквах Житомира, Астрахани и главным образом Саратова, найдены в архивно-следственном деле мирянина А. А. Соловьева. С исторической точки зрения они позволяют осветить малоизученный период служения святителя в Саратовской епархии. № 5 13 (26) февраля 1928 г. Тесная внутренняя связь поста с прощением обид и особое значение призыва к этому прощению для местной паствы. В Неделю сыропустную на вечерне в Митрофановской церкви г[орода] Саратова. После разнообразных подготовительных уроков поста и покаяния, в преподанных Св[ятой] Церковью в предшествующие посту седмицы, она призывает нас, наконец, вступить в «поста великую пучину» (Нед[ели]…
Одним из видных государственных и общественных деятелей России 40 – 60-х гг. XIX в. был Авраам Сергеевич Норов. Свою жизнь он посвятил служению России, которую искренне и беззаветно любил. В 1812 г. 17-летним юношей А. С. Норов защищал свою отчизну от неприятеля. В 1854–1858 г., занимая пост министра народного просвещения, он всеми силами содействовал развитию образования в стране. Автор приходит к выводу, что Норов внёс значительный вклад в становление и развитие отечественного востоковедения, а его исследования по истории Востока не утратили своей научной ценности и сегодня. Ключевые слова: деятельность, история, книги, литература, министр, просвещение, путешествия, цензура. The Course of Life…
месяца июля в 15-Й день Святаго равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во святом Крещении Василия НA МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: поставим стихов 4 и поем стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Десницею Всевышняго укреплен, / великий княже Владимире, / идольскую прелесть отринул еси, славне, / и, святым Крещением просветився, / светом познания Христова / землю нашу озарил еси. Начальника нашего во благочестии христианстем, / приидите, восхвалим, людие православнии, / приснославнаго великаго князя Владимира, / идолы поправшего / и святым Крещением / Русь просветившаго. Светоносная твоя память, / равноапостоле, / днесь возсия нам все-радостно, / веселящи души и сердца /…
Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное среди людей значение, но, направив внимание их на Божество и на устройство мироздания и убедив их…
Saturday, 14 September 2019 14:46

Пономарёв А. И. Аскетизм.

1. АСКЕТИЗМ – есть слово греческое (άσχησις – от άσχεἱν), переводимое по-русски словом «подвижничество». В первоначальном  значении у греков оно означало физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. На языке философов оно стало означать упражнение духовное: занятие наукой и особенно – нравственную дисциплину. Чрез греческих церковных писателей слово «аскетизм» перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии. История термина «аскетизм» однако не раскрывает так всесторонне его понятия, как обозрение разных видов аскетизма. 2. Подобно культу аскетизм составляет принадлежность религии. Вследствие этого характер религии естественно сказывается на характере аскетизма и даже иногда выражается в последнем. Уже…
Friday, 13 September 2019 15:55

Православие о Таинствах.

В Таинстве Православная Церковь видит некий мистический акт, некое священнодействие, в котором происходит встреча ищущего человека с Богом и осуществляется, насколько это возможно в земной жизни, единение с Творцом. «Таинство воспринимается, прежде всего, как откровение о подлинном естестве творения, о мире, который, сколь бы ни был он падшим «миром сим», остается миром Божиим, чающим спасения, искупления, исцеления и преображения в новую землю и новое небо. Иными словами, Таинство, в православном опыте его, есть откровение, прежде всего, о таинственности самого творения, ибо мир был создан и дан человеку для претворения тварной жизни в причастие жизни Божественной».[1] В Таинстве на человека нисходит…
Святоотеческая христология и антропология. М., Пермь, 2003. С. 38-60 Иеромонах Сергий (Троицкий) Учение святителя Льва о Боговоплощении Исторический обзор развития христологического догмата до IV Вселенского собора I и II Вселенские соборы положили конец всем триодоло-гическим спорам, в точности, в конкретных богословских терминах определив взаимоотношение в едином по существу Боге трех лиц - ипостасей. Учение о единосущии (оцоогктюу) Бога Слова Богу Отцу, а также о божестве Духа Святого (Kai ЕЦ то nve%ia го “Ayiov, то KUpiov, то ^oxmoiov), Его равенстве и единосущии первым двум получило свое внешнее выражение в Нико-Константинопольском Символе Веры. Именно этот Символ стал непререкаемым образцом испове¬дания апостольского Православия.…
Текст из книги “Детство и история: Разрушение опыта и начало истории” (Giorgio Agamben. Infanzia e storia: Distruzione dell’esperienza e origine della storia. Torino: Einaudi, 1978).     Перевод Бориса Дубина Мы ничего не поймем в сценографии Рождества, не поняв прежде всего одно: образ мира, уменьшенная копия которого сейчас перед нами, уже принадлежит истории. Ведь рождественские ясли представляют сказочный мир именно в тот момент, когда он пробуждается от чар, чтобы вступить в историю. Высвободиться из обряда посвящения сказка смогла, лишь упразднив опыт мистерии, который составлял ее сердцевину, и преобразив его в чародейство. Герой сказки подвергается посвятительным испытаниям и проходит через мистериальную немоту,…
В течение всей истории православного или «кафолического» христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi от Lex credendi знало древнее монашество — авва Евагрий писал: «Кто молится, тот богослов», а наше Восточное Православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и русская Церковь. Но эта неразрывность церковной веры и церковного богослужения предполагает верное ощущение самой Церкви, верный церковный опыт,…