В одном из самых ранних памятников греческой христианской поэзи276 и, восходящем к II веку277, мы встречаем слова, к которым стоит присмотреться повнимательнее. Их контекст несложен: неизвестный автор хочет осмыслить и богословски оправдать то дело, которым занимается он сам и будут заниматься его позднейшие византийские коллеги – церковную поэзию. Его главная мысль, сама по себе не заключающая ровно ничего неожиданного, – бога подобает славословить, ему «подобает слава». Но еще до того, как это ключевое для византийской литургической эстетики слово «слава» произнесено, оно заранее конкретизируется в двух других словах: «хвала» и «гимн». Эта чета слов выразительно подана в оправе анафоры, подчеркивающей их…
А ввечеру, когда зашло солнце, к Нему стали приносить всех больных и одержимых, и весь город собрался у дверей. И Он исцелил многих больных, страдавших разнообразными недугами. Мк. 1:32-34 Не надо думать, будто во времена, предшествовавшие новоевропейскому рационализму, тема чудотворства была безопасной. Она могла быть прямо-таки скандальной. Без определенных презумпции, даваемых верой и вероучением, сюжет чудотворства вызывает неизбежные ассоциации с действиями и притязаниями мага — самозваного или, еще того тревожнее, настоящего. Что можно сказать по этому вопросу специально о времени и месте, в которые происходило становление христианской литературы? Если скептический при всем своем легковерии адепт греко-римской культуры склонен в то…
Географические пределы рассматриваемого в этой статье материала ясны: речь идет об огромном и пестром регионе, возникшем на исходе существования Римской империи и в ее пределах - от Египта на юге до Британии на севере, от Сирии на востоке до Испании на западе. При этом, что весьма важно, судьбы двух составных частей этого региона - греко-сирийско-коптского Востока и латино-кельто-германского Запада - со временем все больше и больше расходятся, так что к концу переходной эпохи перед нами стоят два разных мира. Но до этого момента мы вправе говорить - с некоторыми оговорками - о культурном единстве в пределах всего региона. Еще сложнее…
Я не решусь утверждать, что Владимир Соловьев, живший в эпоху глубокого упадка русской поэзии, когда возможности классической парадигмы уже были исчерпаны, а новые возможности еще не были открыты, был победителем именно как поэт, умеющий, до конца наложить свою волю на материал стиха. Но в истории духовной культуры человечества есть художники, которые были значительнее самих себя и видели больше, чем могли до конца воплотить. История мировой живописи может в самом крайнем случае обойтись, скажем, без немецких романтиков Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридриха, без библейских этюдов нашего Александра Иванова; история духа, Geistesgeschichte, как говорят немцы, — не может, и в…
28 декабря 2021 года в Тронном зале Епархиального управления состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Смоленской епархии, которое возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Участником итогового собрания стал настоятель Преображенской церкви г. Смоленска священник Максим Мищенко. Митрополит Исидор огласил доклад об итогах работы епархии за год, а также ответил на вопросы присутствующего духовенства. На собрании были приняты постановления, утверждающие новый состав Епархиального Совета Смоленской епархии, нового состава Епархиального Церковного Суда и другие. Его Высокопреосвященство поблагодарил священнослужителей, клириков, монашествующих, мирян за труд на благо Русской Православной Церкви, поздравил всех участников собрания с наступающим праздником Рождества Христова и новолетием, вручил епархиальные награды. https://acathist.com/…
26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Германа Аляскинского, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и обратился к прихожанам с проповедью, рассказывающей об истории почитания преподобного Германа Аляскинского. Всем собравшимся и именинникам этого дня…
Античный риторический идеал и культура Возрождения В знаменитом антиаверроистском памфлете 1367 г. "О невежестве своем собственном и многих других" Петрарка обсуждает вопрос, в какой мере христианину позволено быть "цицеронианцем". На слово "Ciceronianus" падала тень от укоризненных слов Христа, услышанных во сне блаженным Иеронимом за тысячелетие без малого ранее: "Ciceronianus es, поп Christianas"1. "Конечно, - заявляет Петрарка, - я не цицеронианец и не платоник, но христианин, ибо нимало не сомневаюсь, что сам Цицерон стал бы христианином, если бы смог увидеть Христа, либо узнать Христово учение"2. Условный модус ирреального допущения (если бы только языческий классик мог узнать Христово учение, он стал бы…
Обращение к Богу советской интеллигенции в 60-70-е годы Источник: Община XXI век. №9 (21) сентябрь 2002 года Одним из возможных эпиграфов для характеристики границ моей темы могут служить строки Пастернака из его поэмы «Высокая болезнь»: «... Я говорю за всю среду,  С которой я имел в виду  Сойти со сцены, и сойду» С этим будет связано сосредоточение внимания на «моем» времени, т. е. по преимуществу на 60-х и в особенности на 70-х годах, и на «моей» среде, т. е. на московских и питерских интеллигентских кругах, на всем том, о чем я могу говорить как свидетель-очевидец. Очень интересно было бы поговорить…
Monday, 27 December 2021 10:21

Аверинцев С. С. Статьи.

Сергей Аверинцев Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что знак. См. также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собственные…
25 декабря в Преображенской церкви г. Смоленска прошло таинство Елеосвящения, также называемое Соборованием. Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. В отличие от традиции городских приходов, где таинство проводится в будние дни в течение нескольких недель многодневного поста (в большинстве случаев Великий Пост), в Преображенской церкви оно совершается единожды. В этом году – в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. Возглавил богослужение настоятель церкви священник Максим Мищенко. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ…
Святитель Спиридон, наряду со св. Николаем Чудотворцем, является одним из самых почитаемых святых иерархов Церкви среди православного народа. 25 декабря 2021 года, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, Чудотворца, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и обратился к прихожанам…
I Готовясь говорить о Софии, Премудрости Божией, мы должны вспомнить слова Писания: «Начало Премудрости – страх Господень» (Пс. 110:10; Притч. 1:7,9:10). Готовясь говорить о Деве Марии, Матери Божией, мы должны вспомнить слова из гимна св. Иоанна Дамаскина, почитаемого церковной традицией Востока и Запада: Στέργειν μεν ἡμᾶς, ὡς ἀκίνδυνον φόβῳ, Ρᾷον σιωπήν. Τῶ πόθω δε, Παρθένε, Ὕμνους ὑφαίνειν συντόνῳ τεθηγμένους Ἐργῶδες ἐστιν. Ἀλλὰ καί, Μήτηρ, σθένος, Ὅση πέφυκεν ἡπροαίρεσις, δίδου. («Для нас безопаснее и не так страшно избрать [буквально – возлюбить] молчание; но по понуждению любви слагать пространные хвалы – дело трудное. Так дай, Матерь, и силу, соразмерную воле».) А еще раньше, в патристическую эпоху, 2-й икос Акафиста именовал Деву…
Слова, вынесенные в заглавие нашей статьи, взяты из поэтической самохарактеристики, которая вышла из-под пера шестидесятилетнего Вяч. Иванова в августе 1926 г., и Риме, когда Россия окончательно осталась за спиной: Повсюду гость и чужанин, И с музой века безземелен, Скворешниц вольных гражданин, Беспочвенно я запределен. Бегло, оставляя тему для подробного рассмотрения в дальнейшем, отметим отрешенное спокойствие тона, которое столько раз называли «холодностью » и которое так резко контрастирует с надрывом, присущим обычно трактовке темы изгнания в творчестве эмигрантов. За эмигранта Вяч. Иванов себя, в сущности, и не почитал; о том, что он «беспочвен » и «запределен », или, как сказано в этом…
Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила про­странственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила и обобщила идейные основания «языческой» го­сударственности рабовладельцев за целое тысячелетие. В про­странстве рубежи империи совпадали с границами греко-рим­ской цивилизации, но по идее они совпадали с границами ми­роздания - «Зевсова полиса», как выражался Марк Аврелий, глава империи и философ империи в одном лице[1]. Конечным вариантом имперской философии стал неоплатонизм[2], причем не столько неоплатонизм Плотина, сколько неоплатонизм Про- кла[3], выведший итог всех путей греческой мысли от мифологи­ческой архаики до аристотелианской протосхоластики. Во всех…
Каждый помнит, в каких словах Епифаний Премудрый поведал о трудах св. Стефана Пермского над азбукой для новообращенного народа пермяков. Слова эти поистине незабываемы. Агиограф на­чинает с оглядки на то, как, в соответствии с известными ему преда­ниями, возникали алфавиты и библейские тексты в еврейской и гре­ческой культурах, — совокупными усилиями многих книжников. Всему этому с выразительнейшей эмфазой противополагается оди­нокая инициатива русского инока: «Пермьскую же грамоту един составил, един сочинил, един калогер, един мних, един инок [...] един вьединенный и уединяася, [...] един единого Бога на помощь призывай [...] И сице един инок, к еди­ному Богу помоляся, и азбуку сложил, и грамоту…
Не страшись моих золотых риз, не пугайся блистания моих свечей. Ибо они — лишь покров над моей любовью, лишь щадящие руки над моей тайной. Я выросла у древа позора, я упоена крепким вином слез, Я — жизнь из муки, я — сила из муки, я — слава из муки, Приди к моей душе и знай, что ты пришел к себе Гертруд фон Ле Форт. Из «Гимнов к Церкви» Место «Книги скорбных песнопений» Григора из Нарека не только в традиционной армянской культуре, но и во всей традиционной армянской жизни не с чем сравнить. Сборник, законченный в самые первые годы XI века,…
Источник: «Новый Мир» 2001, № 2 То, что сегодня называют верлибром и что вытесняет по всему свету прочие способы писать стихи, за редкими исключениями таково, что, если мы называем верлибрами определенные стихотворения старых поэтов от Клопштока и Гёльдерлина до Тракля и Мандельштама, пожалуй, даже до Элиота и Целана, до скромного Бобровского, в которых ритм не укладывается в единообразные метрические схемы, но, однако, совершенно явственен от первого слова до последнего, — для нынешней продукции надо было бы подобрать какое-то другое имя. Старый верлибр, во-первыx, существовал в соотнесении с метром, давая особенно резко ощутить ритмическую организацию поэзии на самой ее границе, во-вторых, как и…
Wednesday, 22 December 2021 17:06

Проповедь у Одигитрии.

21 декабря 2021 года, во вторник седмицы 26-й по Пятидесятнице, настоятель Преображенской церкви иерей Максим Мищенко поучаствовал в вечернем богослужении с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» в Свято-Успенском кафедральном соборе. Прихожане кафедрального храма собрались за вечерним богослужением, чтобы с архипастырем и духовенством вознести молитвы Пресвятой Владычице нашей Богородице, испросить помощи и заступления. После акафистного чтения настоятель Преображенской церкви г. Смоленска иерей Максим Мищенко обратился к пастве со словами проповеди, повествуя о смысле и значении Рождественского поста. В настоящее время «Рождественский пост» в восточнохристианской традиции получил всеобщее признание в VI в. В Сочинении, «О трех 40-цах», приписываемом…
19 декабря 2021 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и обратился к прихожанам с проповедью, рассказывающей об истории почитания святителя Николая. Святитель Николай – это…
Особенное место в ряду икон принадлежит иконе Богородицы. Общим основанием для ее изображения на иконе то же, что и для святых: на иконе изображается спасенное и искупленное Христом человеческое естество, прославленное и обожествленное. В постановлении VII Вселенского собора икона св. Богородицы рассматривается наряду с другими иконами, вопрос о ней не выделяется отдельно и в соборном обсуждении возможности изображения святых. Между тем в церковной практике икона св. Богородицы особо выделяется. Она занимает первое место после иконы Христа, как по числу иконографических типов, так и по особо выраженному почитанию. И здесь не следует ограничиваться общими рассуждениями, которые могут быть приведены относительно икон…