Содержание Предисловие Жизнь святаго Афанасия Детство и юность Участие святаго Афанасия на 1-м Вселенском Соборе Первые годы архиепископства святаго Афанасия и его изгнания Последние дни жизни святаго Афанасия Значение личности святаго Афанасия и его деятельности О творениях святаго Афанасия Великаго Обстоятельства происхождения творений святаго Афанасия и величие их Изложение творений св. Афанасия, их внутренний характер, направление и главный предмет Значение творений святаго Афанасия Великаго Издания творений святаго Афанасия Избранныя творения св. Афанасия Великаго Слово на язычников Из слова о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти О явлении во плоти Бога-Слова и против ариан На ариан слово…
Архангельская епархия занимает площадь в 775,386 кв. верст; наибольшая ширина ее от запад- ной границы с Финляндией и Швецией до восточной – с Сибирью более полутора тысяч верст а наибольшая длина от Ледовитого океана до границы Вологодской губернии более 800 верст. Таким образом, Архангельская епархия по величине не только первая в числе епархий Европейской России, но даже превышает многие европейские государства. В состав населения столь обширной территории входят русские, лопари, зыряне, самоеды и корелы. Русские, сплошь населяя шенкурский уезд, составляют господствующее население и в уездах: архангельском, холмогорском, онежском, пинежском и мезенском, хотя здесь заметен уже элемент первобытных обитателей Архангельской губернии…
Различные взгляды на любовь человека к себе самому. – Oбщиe принципы христианского нравоучения, как основание для правильного определения сущности и характера любви человека к себе самому. – Виды этой любви. – I. Попечение христианина о своей телесной жизни (сохранение ея и пожертвование ею; самооборона и самоубийство). – II. Долг сохранения личной чистоты и нравственной самостоятельности. – III. Имущество христианина (богатство и бедность). – IV. Честь христианина (дуэль). – V. Забота христианина о просвещении своего ума, воли и сердца, как высшее выражение его любви к себе самому. Должен ли человек любить себя самого? На этот вопрос человеческая мысль, далекая от надлежащего…
Предисловие Высокопреосвященнейший Никанор Архиепископ Казанский и Свияжский Отдел I. Статьи историко-археологического содержания Краткий очерк Казанского края до возникновения Казани Краткая история Казанского царства Покорение Казани Осада Казани Взятие Казани Христианство на востоке России До св. равноапостольного князя Владимира и отношение его к крещению русского народа при Владимире. Казанские первосвятители Св. Гурий первый Архиепископ Казанский Св. Варсонофий, Епископ Тверской, чудотворец Казанский Обретение мощей святых святителей и Чудотворцев Казанских Гурия и Варсонофия Св. Герман, второй Архиепископ Казанский Краткий очерк истории распространения христианства в Казанском крае в XVI и XVII веках Христианское просвещение в Казанском крае в XVIII веке Явление Чудотворной иконы Казанской…
Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида Магистерское сочинение Никанора, Епископа Орловского и Севского, почётного Члена Казанской Дух. Академии. Издание 2-е Содержание Предисловие ко 2 изданию Предварительная часть I. Краткий исторический обзор литературы, относящейся к изображению Мессии в Псалтири II. Краткий очерк учения о Мессии до Давида III. О книге Псалтирь Специальная часть Исследование 2-го псалма. Исследование 109 псалма Исследование 44-го псалма Исследование 71 псалма Исследование 117 псалма О псалмах 88 и 131-м. Заключение к разобранным псалмам и переход к другим Исследование 15-го псалма Исследование 21-гo псалма Исследование 68 псалма Исследование 39-го псалма Исследование…
Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 316—327. Факторы изменения монастырских ландшафтов в синодальный период (на примере Среднего Урала) © Нечаева Марина Юрьевна (2015), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора методологии и историографии, Институт истории и археологии Уральское отделение Российской академии наук (Екатеринбург, Россия), This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. . Статья посвящена анализу факторов, которые определяли изменение пространственного размещения православных монастырей в России синодального периода. Показано на основании архивных материалов и законодательства XVIII — начала ХХ вв., что требования были изложены еще в Прибавлении к Духовному Регламенту 1722 года. Описываются отраженные в данном документе запреты на устройство уединенных скитов, намерение сводить…
Первые монастыри на Урале [2] появились во второй половине XV–XVI вв., однако массовое распространение монашества началось в XVII в. К 30-м гг. XVIII в. существовал уже 31 монастырь, из них 7 – женские. К 1913 г. количество обителей удвоилось (63), прежде всего, за счет женских: их стало 40, т.е. примерно в 6 раз больше [3]. История монашества на Урале, как и в России в целом, не была прямым поступательным движением, знала свои периоды кризисов и возрождений. Наиболее сложное время – вторая половина XVIII в., когда прежние принципы организации иноческой жизни оказались пресечены секуляризационной реформой, а новые – еще не выработаны.…
Рассматриваются перспективы использования просопографических данных для изучения монастырских ландшафтов. Приводится авторское определение монастырских ландшафтов, учитывающее специфику исторических исследований. Рассматриваются основные уровни монастырских ландшафтов (локальный, региональный, страновой). Дается характеристика наиболее существенных изменений объектной базы монастырских ландшафтов в результате секуляризационной реформы 1764 года, декрета об отделении церкви от государства 1918 года и возрождения религиозной жизни в России с конца ХХ века. На основе анализа современной историографии российского монашества синодального периода и двух авторских баз данных показаны возможности использования просопографических материалов для исследований ландшафтов. Отмечена перспективность их использования при изучении церковно-организационных и духовных связей между обителями (региональные и страновой монастырские ландшафты), географии неформальных…
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия ORCID: https://ordd.org/0000-0003-3278-7269 Статья посвящена практически не изученной теме - истории закрытия малобратственных монастырей в России в 20-е годы XVIII века. На основе значительного круга законодательных источников и материалов церковного делопроизводства анализируются замысел реформы в контексте политики синодального периода относительно монастырей, ее нормативное регулирование, реализация (на общероссийском уровне и региональном - на Среднем Урале) и отмена. Показано, что цели реформы достигнуты не были: слияние монастырей не дало ни укрепления монашеских локальных социумов, ни материального расцвета монастырей, ни увеличения церковных и государственных сборов, ни развития монастырской благотворительности. Тактика проведения реформы была…
Аннотация. В статье анализируется информационная структура ведомостей о монашествующих, составлявшихся в православных монастырях Российской империи на протяжении всего синодального периода. На основе изучения законодательной базы и обширного круга делопроизводства Синода, епархиальных органов и монастырей Среднего Урала (с привлечением материалов Сольбинской Николаевской пустыни Владимирской епархии и Оптиной пустыни Калужской епархии) выявлены основные этапы изменения этой структуры, ее устойчивые компоненты, а также региональные и локальные различия в практике ведения документации. За 200 лет своего существования именные ведомости, составлявшиеся в монастырях, претерпевали изменения, но обладали преемственной структурой, что позволяет положить именно этот вид источника в основу просопографического изучения монашества синодального периода. По сравнению…
© Нечаева Марина Юрьевна (2015), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора методологии и историографии, Институт истории и археологии, Уральское отделение Российской академии наук (Екатеринбург, Россия), This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. . Рассматривается происхождение и информационная структура ведомостей о монашествующих в контексте проведения церковных реформ синодального периода. На основе анализа законодательных актов и материалов монастырского делопроизводства 20—30-х гг. XVIII века показано, что правила Духовного Регламента относительно монашеского пострига противоречили сложившейся в монастырях практике формирования состава насельников, их соблюдение должно было привести к резкому сокращению численности монашеских общин. Отмечается, что добиться соблюдения всех норм пострига удалось только после проведения в 30-е гг. XVIII века широкомасштабных расследований…
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 35-54 Нечаева Марина Юрьевна, канд. ист. наук, г. Екатеринбург, Институт истории и археологии УрО РАН, ст. научный сотрудник сектора методологии и историографии This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Нечаева М. Ю. «Монашества лишить и... разослать... на прежние жилища»* В статье рассматривается законодательная база и практика проведения в 30-е гг. XVIII в. следствий о постриженных в монашество после запретительных указов 20-х гг. На основе проведенного анализа установлено, что запретительные нормы социального, возрастного и образовательного характера глубоко противоречили сложившимся традициям формирования православного монашества в России. Именно в этом была причина их массового неисполнения.…
В статье впервые на основе широкого круга архивных источников, вводимых в научный оборот, воссоздана история основания Крестовоздвиженской церкви Кавказского архиерейского дома и её роль в период становления самостоятельной Кавказской епархии. Актуальность данной темы связана с тем, что строительство данного храма совпало с одним из сложных и тяжелых этапов в развитии самой епархии. Все трудности, с которыми столкнулась Кавказская епархия в условиях Северо-Кавказской действительности, нашли отражение при устройстве данного храма. В сложившейся ситуации с имеющимися монастырями в пределах Кавказской епархии, которые в силу объективных условий не могли принимать на епитимию ослушников из среды духовенства, они определялись к Архиерейскому дому и проходили…
Привлечение ранее неопубликованных источников позволило воссоздать историю Кизляр-ского Крестовоздвиженского монастыря, являющегося первой монашеской мужской обителью на Северном Кавказе. Показан трудный путь становления монастырского уклада и хозяйственного развития обители в условиях поликонфессионального окружения и Кавказской войны. Ключевые слова: история РПЦ, Кавказская епархия, Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь, монастырская жизнь. Православные монастыри с момента возникновения христианской религии на территории России несут духовно-нравственное просвещение и очищение народа. Не стоит приуменьшать их просветительскую и колонизационную деятельность относительно народов, соприкасавшихся при их посредничестве с великой русской культурой, от которой на сегодняшний день остались лишь смутные воспоминания. Указ Екатерины II от 26 февраля 1764 г. (больше известный под…
Ставропольский государственный педагогический институт В процессе образования самостоятельной Кавказской епархии в 1843 году обнаружились поверхностные проблемы, заключающиеся в нехватке различной церковной утвари и неустройстве во многих храмах предполагаемого «благолепия». Но эти вопросы были относительно легко устранимы в стремлении православного населения региона к церковному порядку. Намного хуже обстояли дела с установившимися церковными традициями, принесенными на землю Северного Кавказа выходцами из других епархий и сформировавшимися в ходе длительной Кавказской войны. Искоренение многих из них потребовало от церковных и гражданских властей региона введения крайних мер, в результате чего возникший конфликт привел к удалению первого епископа Кавказской епархии Иеремии (Соловьева) от управления кафедрой и…
Произошедшие в последнее время изменения в жизни нашей страны привели к переоценке многих общественных ценностей. В поисках национальной идентичности государство и общество начало активно возрождать церковную жизнь. Особую роль в истории Русской православной церкви играла монастырская деятельность, которая требует изучения, чтобы в современных условиях использовать положительный опыт, выработанный в течение многих веков православными обителями как духовно-религиозными и социальными центрами, очагами православной культуры. На окраинах страны монастыри являлись центрами православной культуры в разные периоды расцвета и упадка христианства, а иногда и полного исчезновения. При распространении православия в поликультурном и поликонфессиональном регионе, каким был Северный Кавказ, монастырям отводилась миссионерская функция. Имея большой…
1. С великим митрополитом Антонием мне пришлось встретиться только под конец его жизни, в Югославии, когда я приехал туда, сопровождая еп. Нестора, осенью и ранней зимой 1933 г. Хотя наша семья была с ним лично знакома издавна, и мой отец, вопреки многому, пользовался любовью Владыки, так что, когда я рассказывал ему все что знал о моем отце за последние поды, владыка вместе со мною стал плакать о том, что мой отец уклонился на неверные пути, – но мне, как «маленькому» тогда, до революции, увидать митрополита Антония не удалось. 2. Первым большим впечатлением при встрече с митрополитом Антонием были утренние и…
Епископ Нафанаил (Львов, 1906-1985). Содержание:  Подразделение Библии и проблема канона.  Сотворение первого человека.  Грехопадение.  Первые человеческие поколения.  Потоп.  После потопа.  Потомство Ноя.  Праведные Авраам, Моисей и Илия.  Манассия, царь Иудейский.  Священное Писание и Богослужение.  Значение греческого перевода Библии.  Библия и археология.  Древние Месопотамские записи и повествования Святой Библии.  Открытие Стеллы с именем Понтия Пилата.  В приложении: “По Поводу Книги Проф. А. Карташева “Ветхозаветная Библейская Критика.” Подразделение Библии и проблема канона Библия — слово греческое, означающее “книги.” Ставится это слово по-гречески с определенным артиклем “та” во множественном числе, что приобретает значение: “Книги, с каким-то определенным содержанием.”         Это “определенное содержание” есть…
Содержание Познание собственной души Познание чужой души Познание одушевленности живых существ и содержания их внутренней жизни А. Знак В. Знак и понятие С. Слово и познание В борьбе с скептицизмом и в поисках за достоверностью бл. Августин нашел непререкаемую истину в данных самосознания. Использовав свое открытие в полемических целях, он сделал вопрос о познании души предметом своих специальных исследований. Философский анализ самого факта выдвинул при этом несколько проблем, заинтересовавших мыслителя. К ним мы теперь и обратимся. Относящийся сюда материал довольно естественно распадается на два отдела: познание собственной души и познание чужой одушевленности. Познание собственной души При переходе к учению бл.…
Содержание I. Прирожденный характер II. Влияние воспитания Никто не родится чистой таблицей, на которую впечатления и опыт последующей жизни наносит свои письмена. Дитя приносит в мир определенный характер, легко поддающийся одним воздействиям, равнодушный к другим, сопротивляющийся третьим. Никто не приступает к сознательному созиданию своей личности на основе одних лишь прирожденных потенций: пока ум и воля спят в утре раннего детства, воспитание и влияние окружающей среды уже успевают, не считаясь с нашими желаниями, наполнить душу известным содержанием. То и другое служит точкою отправления для последующих сознательных исканий. Прирожденный характер, воспитание, личные усилия – вот три элемента, из которых слагается личность. С…