Достоевского уже в XIX веке прочли не только в России, да и Киркегором под конец того же века заинтересовался, например, Брандес. И все же есть, очевидно, какой-то смысл в утверждении, согласно которому XX столетие принадлежит Киркегору и Достоевскому по преимуществу; XX столетие больше их столетие, нежели то, в котором они жили. Если XXI век — будет, то есть если человечество не загубит своего физического, или нравственного, или интеллектуального бытия, не разучится вконец почтению к уму и к благородству, я решился бы предположить, что век этот будет в некоем существенном смысле также и веком Симоны Вейль. Ее сочинения, никогда не предназначавшиеся…
Кто бывал в Вене, знает барочное здание в восточном уголке старого города, в старом университетском районе, наискосок от иезуитской церкви. Внутри — фрески XVIII века: аллегорические фигуры Наук и Добродетелей в облаках и лучах, мягкая такая фактура. Когда-то там была резиденция Университета, при Франце-Йозефе переехавшего на Ринг; сейчас там обретается австрийская Академия наук, устроившая в начале 1995 года трехдневные публичные чтения, из коих первый день был посвящен темам философским (в довольно расширительном смысле слова); второй — темам теологическим; третий — политическим. Должен сознаться, что для меня лично наиболее удавшимся показался средний, теологический день (в основном за счет прекрасного доклада И.…
Нравственные ценности в эпоху перемен. М., 1994. Было время, когда такой романтический мыслитель, как Новалис, мог озаглавить свой знаменитый фрагмент: «Христианский мир, или Европа» («christenheit, oder Europa»). Разумеется, и тогда в 1799 г. как раз на исходе столетия Вольтера и Руссо, после опыта якобинской политики «дехристианизации», неведомого со времен Диолектиана, заглавие это уже отдавало стариной, как оно и приличествует романтикам. И все же оно оставалось в пределах возможного. С тех пор не успело еще пройти второе столетие, — но где мы сегодня? Архиевропейское, всеевропейское понятие «христианского мира»— лат. christianitas, англ. Christendom, нем. Christenheit; франц. chretiente, засвидетельствованное, как известно уже в «Песни о…
Для начала мне трудно обойтись без нескольких слов о самой личности Н. С. Трубецкого — гениального лингвиста, очень интересного литературоведа, оригинального мыслителя о культурах и спорного «идеолога». Его умное и хрупкое лицо, лицо человека, которому не дано было дожить и до пятидесяти лет, своим физиогномическим обликом свидетельствует о типе уязвимом, даже страдальческом и депрессивном, в котором, однако, боль скорее прово­цирует, нежели подавляет впечатлительность и специально чувство юмора. Рудольф Ягодич, возглавлявший в 1963 году Институт славистики Венского университета и выступавший на академических торжествах, устроенных в том году в Вене по случаю 25-летия со дня кончины венского профессора князя Николая Сергеевича Трубецкого,…
В начале жизни школу помню я… А. С. Пушкин Как известно, в начале путей нашей отечественной литературы была школа, и авторитетными наставниками в этой школе были византийские книжники. Школьный отпечаток не выветривался долго. Еще Нилу Сорскому на рубеже XV и XVI столетий приятно и лестно было начертать свое имя по-гречески[1]; и тот, кто изучал в подлиннике творения грекоязычной риторики, может не однажды пережить «радость узнаванья», читая таких древнерусских авторов, как Кирилл Туровский или Епифа- ний Премудрый, и ощущая в каждом извиве их витийства истинно средиземноморское отношение к благородному материалу речи. Когда, скажем, русский инок Сергий Старый на исходе XV века…
Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Бога нашего. I Кор. 1, 9…о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. I Ин. 1, 3 Самое первое правило, касающееся общения с Богом, правило, которое должен знать каждый: в этом делании нет места воображению. Как сказала замечательная религиозно-философская писательница нашего столетия Симона Вейль, воображение перекрывает именно те каналы, по которым только и может дойти до нас реальная, действенная благодать. Традиционный язык аскетики именует духовный самообман "прелестью" (тот же корень,…
"Альфа и Омега", вып.2. 1994 г. (Мф 5-7) (4:25                И шли за  Hим  многолюдные  толпы  из  Галилеи,  и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору; 2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так: 3               "Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное. 4               Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены. 5               Блаженны кроткие, ибо  примут они в наследие землю. 6               Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены. 7               Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы. 8              …
Есть два направления умственной деятельности, которые могут взаимно соотноситься, могут перекрещиваться и совмещаться в занятиях одних и тех же людей, оставаясь по сути своей различными и лишь относительно соединимыми. Как правило, явственно преобладает либо одно, либо другое. Можно быть историком средневековой философии, и это совершенно определенное занятие: историк есть историк, он не творит философию, он изучает ее пути в прошлом. Его собственная философская позиция при этом, конечно, важна, но это именно позиция историка, определяющая труд историка, а не какой-то иной труд. Человек, занимающийся историей схоластики, может сам быть католиком, может относиться к персонажам своих исторических штудий более или менее апологетически,…
Cтоит ли еще говорить о культурологии Освальда Шпенглера? Разве дело идет не о vieux jeu, не об исчерпавшей себя интеллектуальной сенсации 20-х годов, утерявшей для нас всякую актуальность? При ответе на эти вопросы необходимо иметь в виду, что наследие Шпенглера явственно распадается на слои, чрезвычайно разнящиеся по мыслительной фактуре, ценности и значимости. Различие в уровне бьет в глаза: иногда трудно поверить, что тот же самый человек, который написал «Закат Европы», способен был подвергать выводи пой книги заведомому извращению (с точки зрения своей же собственной логики) в публицистических трактатах типа «Прусской идеи и социализма». Но и единое, замкнутое в себе сочинение…
…Ах, не по доброму старому времени , какое там; время моих начальных впечатлений — это время, когда мне, шестилетнему или вроде того, было веско сказано в ответ на мой лепет (содержание коего припомнить не могу) одним стариком из числа друзей семьи: «Запомни: если ты будешь задавать такие вопросы чужим, твоих родителей не станет, а ты пойдешь в детдом ». Это время, когда я, выучась читать, вопрошающе глядел на лист газеты с признаниями подсудимых политического процесса, винившихся невесть в чём, а моя мама, почти не разжимая губ, едва слышно и без всякого выражения сказала мне только два односложных слова, которых было…
Однако истинная рассудительность приобретается только полным смирением, которое тесно связано с послушанием. Смирение по-русски – это состояние примиренности. Когда человек примирился с волей Божией, то есть. отдался ей полностью, неограниченно, с радостью, и говорит «делай со мной, Господи, что Ты хочешь». Но и в результате примирился со всеми обстоятельствами собственной жизни, все – дар Божий: и доброе, и страшное. С другой стороны, ели проанализировать корни латинского термина «humilitas», который имеет значение «смирение», то мы увидит, что это слово происходит от слова «humus», которое является обозначением плодотворной земли. Об этом также пишет св. Феофан Затворник. Что представляет собой земля? Она лежит…
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А я говорю вам: кто разводится с женою своею кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5,31-32). Архиепископ Феофилакт пишет: «Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся с нею, дабы не случилось чего худшего, потому что возненавидимая могла быть и убита. Но таковой обязан дать разведенной разводную, которая у них называлась отпускной, чтобы отпущенная уже не возвращалась к нему и не произошло смуты, когда он станет жить с другой». Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Муж, который отпустит жену свою, хотя…
10 декабря 2021 года в 14.00, в день всех Тверских святых, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Новозаветная эсхатология: взгляд на конечные судьбы мира и человека» (лектор: священник Максим Мищенко). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Эсхатология занимает особое место в христианском миропонимании. Более того эсхатологические истины принадлежат к числу основных истин христианского вероучения. В настоящее время мы являемся свидетелями многочисленных спекуляций на тему эсхатологии. Книгоиздательская, кинематографическая деятельность пестрят эсхатологическими терминами. "Армагедон", "Адвокат диавола", "Омен", "Конец света": фильмы с такими…
Wednesday, 08 December 2021 17:35

О настоящих старцах.

Старчество никогда не превозносилось своими духовными дарованиями и отнюдь не ставило себя выше духовной иерархии. Благодатный старец, личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы и лично достигший бесстрастия, отныне становится способным руководить новоначальным иноком в его «невидимой брани» на пути к бесстрастию. Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения. Установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец искусный духовный врач. Он должен непременно обладать даром рассуждения и «различения духов», т.к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться в…
Вышел в свет декабрьский номер «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год. Официальная хроника номера содержит определения Священного Синода, сообщает о служении и встречах Святейшего Патриарха Кирилла, о награждении Его Святейшества Президентом России В.В. Путиным орденом святого апостола Андрея Первозванного в связи с 75-летием со дня рождения. Два материала номера посвящены Тверской епархии. В рубрике «Человек Церкви» протоиерей Алексий Злобин, настоятель церкви Рождества Богородицы в с. Городня, директор православной городенской гимназии, рассказывает о своем непростом 66-летнем служении в священстве. Воцерковлению людей он посвятил долгие годы своей жизни, пережив в непростые хрущевские времена постоянную угрозу сесть в тюрьму за свое служение. По вечерам он…
Родился в 1271/ 1272 году (по разным летописным данным) после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, блгв. княгиня Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1290 году Михаил Тверской построил каменный собор в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. В 1286 году успешно преследовал литовцев, напавших на Тверскую землю. В 1288 году за то, что князь Михаил «не восхоте поклонитися вел. князю Дмитрию»,…
26 ноября в сельском клубе Вахонинского сельского поселения состоялось открытие выставки копийных картин петербургского художника и иконописца Александра Простева.Идейным вдохновителем выставки стала администрация Вахонинского сельского поселения Конаковского района в лице главы — Селиной Ольги Владимировны, а организаторами — АНО «Центр православных традиций» (г. Санкт-Петербург) и Благотворительный фонд Тверской и Кашинской епархии по восстановлению порушенных святынь.  На открытии выставки присутствовали глава администрации Конаковского района Лобановский Олег Владимирович, глава администрации сельского поселения «Завидово» Пляскин Алексей Михайлович, депутат Конаковского района Садыков Геннадий Хамитович, учащиеся старших классов Вахонинской средней школы, жители поселения и приглашенные гости.По благословению митрополита Амвросия выставку открыл председатель Отдела культуры Тверской…
Как нам стало известно, подходят к завершению работы по консервации храма Флора и Лавра — достопримечательности деревни Степурино. Это один из крупнейших сельских архитектурных комплексов Старицкого района 1835 года постройки. К сожалению, до сих пор не удалось установить имя архитектора, создавшего красивейший образец храмового зодчества.Консервационные работы проводятся московским Благотворительным фондом «Белый Ирис» в рамках проекта «Сохраним храмы Новоторжской земли и Степурино», который реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.  В августе фонды в честь Михаила Тверского и «Белый Ирис» осуществили совместный выезд на уборку храмовой территории (https://tbfond.ru/tpost/ch9t5b5il1-proshel-sovmestnii-viezd-volonterov-na-p), а уже в сентябре начались основные работы по консервации храма.…
С.С. Аверинцев читал курс лекции в ГИТИСе на кафедре театроведения в течении трёх лет (1986 -1988). Обычно на лекции было двадцать человек, иногда больше (по другим воспоминаниям люди толпами ходили на эти лекции). Пускали всех желающих. Часто присутствовала супруга Сергей Сергеевича - Наталья Петровна. После лекции, обычно, часть слушателей провожала Сергея Сергеевича с супругой, по марщруту от Кисловского переулока до Б. Никитской и далее в сторону центра. Как правило дойдя до консерватории Аверинцев резко разворачивался, что означало конец разговора. Здесь представлена стенограмма магнитофонной записи лекции прочитанной 16 апреля 1987 года без редактуры. Деление на предложения и абзацы более чем условно. …
В записках Василия Розанова есть такое признание: «Мне и одному хорошо, и со всеми. Я не одиночка, и не общественник. Но когда я один — я полный, а когда со всеми — не полный… Одному лучше — потому что когда я один — я с Богом». Вы могли бы разделить его состояние, оно Вам понятно? Как Вы пришли к вере? Что дает Вам вера в Бога? — Ну, одиночества в жестком смысле этого слова не было ни у Розанова, ни у меня; потому что какое бы недоверие ни вызывали у меня, честно говоря, его откровенничанья, не такой же я изверг, чтобы…