Просветители славянского мира, Кирилл и Мефодий, за свои заслуги для Церкви и Богоугодную жизнь, вскоре по кончине своей, были причислены Церковию к лику Святых. Первым знаком уважения благодарных славянских народов к их памяти, как памяти мужей благоугодивших Господу, можно почитать составление житий сперва св. Кирилла, потом и св. Мефодия. После того находим имена их в месяцословах наряду с именами других Святых, чтимых Церковию; встречаем и некоторые песнопения, в честь их писанные: но еще не было известно полной церковной службы учредителям славянского богослужения, которая бы дошла до нас от времен древности1. В минеях служебных московской Синодальной библиотеки, но письму принадлежащих к…
1. Феодосий Преемником св. Ионе, по его избранию и по соборному определению, назначен был один из старейших между иерархами русскими, архиепископ Ростовский, Фeoдocий. Побуждением к такому избранию было желание устранить всякие смуты и недоумения в наследовании престола митрополии: потому что в юго-западной Руси явился тогда свой митрополит, Григорий, ученик Исидоров, присланный из Рима, и король Польский Казимир предлагал В. князю Московскому пpинять его на место престарелого Ионы1. По кончине св. Ионы, пастыри великороссийской Церкви не замедлили собраться в Москву, для поставления Феодосия (9 мая 1461 г.), а отсутствующие прислали свои повольные грамоты на то2. Вместе с сим они повторили данное…
Содержание            [1834 г.]. Мои фантазмы. [1833 г.] Общий недуг, которыми немощствует душа и тело,-нерадение о своем спасении [1838 г. ] О молитве. [1839 г.] Письмо Ректору Иркутской Семинарии. Петру Осип. Словцову. Неизданные места из „дневника” А. В. Горского Книга 34-ая. Книга 35-ая. [1834 г.]. Мои фантазмы. Еще юность ли лет, в которые душа любит жить в идеалах, более ли истинная и прочная неудовлетворимость ума и чувства на основании коренных начал добра утвержденная,-увлекают меня иногда далеко за пределы действительного и возбуждают желать во многом его преобразования. Есть искусительное стремление к устроению своей судьбы будущей:-Будущее, как говорят, не от нас зависит, но…
Отдельное существование митрополии киевской начинается собственно со времени прибытия в пределы литовские Григория, ученика Исидорова, поставленного в Риме. До сей поры, в юго-западных областях русских, неоднократно являлись свои Митрополиты, бывали формальные покушения образовать у себя управление отдельное от великороссийских епархий: но временные распоряжения скоро исчезали, уступая место первоначальному порядку, и насильственное расторжение единой митрополии русской оканчивалось обыкновенно тем, что отторгнутые, или отделившиеся епархии снова возвращались под управление единого всероссийского митрополита. В образовании отдельной митрополии киевской принял участие Папа римский: после несчастного соединения некоторых Епископов греческих и русского Исидора с Церковью римскою на Соборе Флорентийском, он уже считал себя полномочным распорядителем…
Содержание Жизнь Максима до прибытия его в Россию Вызов Максима в Россию и первые труды его в Москве Жизнь Максима до прибытия его в Россию Максим Грек, инок Афонского Ватопедского монастыря, родился, вероятно, около 1480 г.1 Отечеством его была страна воинственных Арнаутов, Албания, а местом рождения главный город этой области, – Арта. Но родом был не албанец, а грек. Родители его были Мануил и Ирина. Есть известие, что отец его был воеводою2. С ранних лет Промысел Божий судил Максиму встретить тяжкие испытания, и этим как бы приготовлял его к тем горьким страданиям, которым он должен был подвергнуться в позднейшие годы…
Глубоки были раны, нанесенные Церкви Российской рукою Монголов. Тысячи чад ее погибли от меча неприятельского, а оставшиеся должны были нести иго рабства. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты или отведены в неволю. Один Епископ, Владимирский, сгорел со множеством своих детей духовных в храме; другой, Переяславский, умерщвлен Монголами. Самого Митрополита не стало. Не известно, погиб ли Иосиф при взятии Киева, или удалился в другое место, и там скончался. Страждущей Церкви Российской не могли подать скорой помощи и Патриархи Константинопольские; сами они принуждены были удалиться от своего престола. Константинополем владели Латиняне. Папа покушался подчинить себе и Церковь Российскую, посылая своих легатов…
Академические лекции А.В.Горского по подлинным и собственноручным его запискам Издание второе Содержание Рождество Господа Положение иудейского царства пред рождением Христа Спасителя Ожидания Мессии Семейственное, политическое и нравственное состояние потомков Давида Явление архангела Гавриила св. Захарии Благовещение Пресв. Деве Марии Свидание Пресв. Девы с св. Елисаветою Возвращение Пр. Девы из дома Захарии Рождение св. Иоанна Предтечи Народная перепись во времена Августа Рождение Иисуса Христа Поклонение пастырей Обрезание Господне Сретение Господа Поклонение волхвов Бегство в Египет и избиение вифлеемских младенцев Возвращение И.Христа из Египта и жизнь в Назарете Рассмотрение вопроса о времени рождения И.Христа Иоанн Предтеча, его образ жизни и нравственный характер…
Предки св. Василия Великого по отце и по матери принадлежали к почтенным фамилиям в двух смежных областях империи Римской: Понте и Каппадокии. Многие из них были известны своими заслугами гражданскими и воинскими, славились своим красноречием. Но всего выше была слава венца мученического, которою украсились некоторые из них во время последних жестоких гонений на Церковь Христову2. Дед Василия по матери был лишен имения и жизни за имя Христово3. Дед его по отцу и бабка Макрина семь лет должны были укрываться от гонителей в лесах и горах и также лишились всего своего имения, которое по повелению императора, было отписано в казну4. Мать…
Ниже печатаемые замечания А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова найдены в академическом архиве его, на отдельных листках почтовой бумаги, и писаны карандашом, рукой самого А. В-ча. Некоторые из них имеют цельный характер и стоят в связи по содержанию; другие же представляют собой лишь отрывочные мысли, занесенные на бумагу на-скоро, мимоходом, в том непосредственном виде, как они возникали по какому-нибудь случайному поводу. Большая часть замечаний относится к воззрениям А. С. Хомякова на Церковь, развитым в его „Опыте катехизического изложения учения о Церкви1“. Эта их группа содержит в себе довольно подробный и последовательный разбор названного сочинения Хомякова в порядке…
Святой Григорий Богослов, прославляя подвиги св. Афанасия Александрийского, в похвальном слове, выразил желание «особым писанием изобразить его доблести, как и он описал жизнь божественного Антония». Важность заслуг Святителя Александрийского для церкви Христовой, – его непоколебимая твердость в защищении истины, сила в обличении лжемудрований еретических, терпение в многократных изгнаниях за чистое исповедание учения Христова, заботливость об умиротворении Церкви, – все это могло расположить св. Григория к более полному начертанию великих подвигов иерарха, неослабно в течении полустолетия действовавшего на многотрудном поприще; по временам оставляемого едва не всеми своими собратьями. И кому лучше было изобразить эти подвиги, как не современнику, хотя и младшему,…
Saturday, 18 June 2022 16:11

Горский А. Дневник.

Содержание Год 1830 * 1831. * 1832. * 1833. * 1834 * 1835. * 1836. * 1837. * 1838. * 1839. * 1840. * 1843. * 1846. * 1847. * 1848. * 1849. * 1850. * 1851. * 1854. * 1855. * 1857. * 1858. * 1859. * 1860. * 1861. * 1862. * 1863. * 1864. * 1865. * 1867. * 1868. * 1869. * 1870. * 1873. * 1874. * 1875. Дневник А. В. Горского, писанный им собственноручно в особой тетради, начинается с 1830 года, когда он был студентом М. Д. Академии (1828–1832), и идет с перерывами до…
Блаженный Феодорит происходил от благочестивого христианского семейства в Антиохии. Матерь его, еще в молодые годы отказавшись от светских удовольствий, стала вести жизнь строгую, христианскую, и этим она обязана была благочестивым наставлениям одного подвижника, Петра. У неё заболел глаз: употреблены были все человеческие пособия, но без успеха. Тогда она обратилась за помощью к дивному старцу, который молитвою своею врачевал болезни. Петр жил в окрестностях Aнтиохии, в одной гробнице. Приняв к себе болящую, он прежде всего обратил внимание на страсть её к щегольству, потом уже на её болезнь. «Врач недугов, всегда готовый исполнить прошение верующих, есть Бог», сказал подвижник. Он и теперь…
Первым моментом, с которого началась история чина причащения, бесспорно является последняя пасхальная вечеря, совершенная Христом Спасителем в обширной, убранной комнате одного из иерусалимских домов. На этой вечери Им было установлено таинство евхаристии, и апостолы первыми сподобились вкушения Его пречистого тела и крови. Что же повествуют нам об этом первопричащении св. Таин ближайшие по времени свидетели этого события, – св. евангелисты? Они передают нам, что, во время пасхальной трапезы, возлежавший, несомненно, за невысоким столом Спаситель «взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из…
Содержание Предисловие Оскудение веры Воскресение Христово, как торжество веры, правды, смысла жизни, прогресса и бессмертия Сомнения в Божестве Иисуса Христа Бесы и бесноватые I. II. III. IV. V. VI. Погребение или сожжение? Тайна чудотворной силы св. икон Библия и наука по вопросу о происхождении мира и человека. О происхождении человека I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. Заключение Откуда жизнь? Действует ли благодать Божия через недостойных пастырей? Христианский пост и современная медицина Прав ли Бебель в своих суждениях о христианстве? Предисловие В нашей богословской литературе нет специальных изданий, где решались бы все религиозные сомнения текущего времени. А надобность…
Приступая к решению данного вопроса, мы должны предварительно сделать маленькую оговорку. Именно: языка книги пр. Даниила мы будем касаться постольку, поскольку он имеет отношение к вопросу о происхождении книги. И о происхождении книги будем говорить постольку, поскольку оно связано с вопросом о языке книги. Еще одно слово: неканонических отрывков упомянутой нами пророческой книги мы не станем касаться. По глубокому убежденью ортодоксальных мыслителей, основанному на документальных данных, книга пр. Даниила, в настоящем её виде, появилась в эпоху вавилонского пленения иудеев, в период времени от 600 по 533 г. до Р. Хр. Совсем иную хронологическую дату выставляет отрицательная критика, в лице таких…
Содержание Предисловие I. Что привело меня к сектантам, и почему я ушёл от них Открытое письмо секретаря Петроградской баптистской общины Ф. Птицына к наставнику баптистов Б. Фетлеру I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. Краткая исповедь заблуждений бывшего ново-израильского «лжеапостола» Ивана Васильевича Навроцкого Супруга поэта Некрасова и баптисты «ОБЩИЕ». Впечатление поездки к общим О сектантских пророках Открытое письмо представителю Екатеринодарской общины Григорию Акимовичу Бойчевко и всем его единомышленникам Открытое письмо крестьянина Бойко православным христианам о том, как он совратился в баптизм и познал потом ложь этого учения Правда о духоборах II. III. IV. Чистосердечная повесть крестьянина –…
Текст этой работы приведен из машинописного варианта, напечатанного с рукописи протоиерея Александра Введенского. Сноски к цитатам сделаны самим о. Александром. Содержание Вступление Глава первая. Незнание веры Исповедь Суеверия Святые мощи О чудотворных иконах Доходы духовенства Рабство женщины Глава вторая. Переоценка науки Вступление Религиозные сомнения посещают всех людей. И юношей, и людей во цвете лет, не оставляют в покое стариков. Религиозные сомнения – это болезнь духа. Болезнь тяжелая, мучительная, изнурительная. В конечном счете она доводит больного до сумасшествия либо до самоубийства. Примеры налицо. Возьмем в первую очередь Николая Васильевича Гоголя. Незадолго до смерти его обуяли сомнения. Он мучился, плакал и рыдал.…
Содержание I. Высочайшие Указы, Манифесты, Постановления Высочайший Манифест 26 февраля 1903 года Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату об укреплении начал веротерпимости Высочайше утверждённые 17 апреля 1905 года положения Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости Высочайше утверждённое 3 Мая 1883 года мнение Государственного Совета о даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб Именной Высочайший Указ от 17 октября 1906 года о порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов Правительствующему Сенату Положения общие касательно старообрядцев О старообрядческих общинах Об общих собраниях…
(К вопросу о том, действует ли благодать Божия чрез недостойных пастырей). В одном, сильно заражённом сектантством месте, происходила беседа православных с сектантами о благодати, подаваемой в таинствах чрез пастырей Церкви. Священник говорил: „Сам человек, один, без благодатной помощи подняться до Бога не может. В человеке для этого силы есть, но они не раскрыты, и самостоятельно раскрыться не могут. Душа человека, это – зерно. В нём есть жизненная сила, чтобы прорасти, но эта сила может никогда и не проявиться. Для роста зерна нужна плодородная земля, нужна влага, нужны свет и тепло солнца. Не найди этого зерно – оно не даст плода,…
Воскресение Христово как торжество веры, правды, смысла жизни, прогресса и бессмертия Когда настаёт праздник Светлого Христова Воскресения, вся Русь оживает, воскресает духом. Настроение у всех бодрое, весёлое. Все радуются, торжествуют, сияют от счастья, наперерыв поздравляют друг друга. Нет ни вражды, ни ненависти, не слышно ни убийств, ни других жестоких проявлений злой человеческой воли. В этот великий день всё забывается: и обиды, и оскорбления, и ненависть и вражда. Душа как бы обновляется в своём существе, чёрствое сердце как бы смягчается под звуками победной христианской песни, спавшая годами совесть как бы пробуждается от сильного и радостного звона пасхальных колоколов. Так светло, так…