ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Протоиерей Петр Викторович Гнедич происходил из известной дворянской фамилии Гнедичей, давшей русской литературе знаменитого поэта и переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича и писателя П. П. Гнедича (автора «Истории искусств»). Петр Викторович родился в семье юриста в 1904 году, он получил высшее гуманитарное образование, работал в научных библиотеках, затем по непростым обстоятельствам времени перешел на экономическую работу. Петр Викторович был одним из первых учеников возрожденных Московских духовных школ. В 1946 году он поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в 1949 году со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа стала началом многолетнего труда, итог которого представлен в настоящем издании.…
ФГБУ«Национальный научно-практический центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева» Минздрава России; Россия, 121552, Москва, Рублевское шоссе, 135 Контакты: Сергей Павлович Глянцев, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Свой самый знаменитый хирургический труд — «Очерки гнойной хирургии» — доктор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий, а позднее профессор хирургии и архиепископ Лука, причисленный к лику святых как святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский (1877—1961), начал писать в 1916 г. в Переславле-Залесском. Там он работал главным врачом и хирургом больницы, превращенной в военный госпиталь. Материалы для книги Валентин Феликсович отобрал из своих наблюдений времен русско-японской войны 1904—1905 гг. Первый вариант труда был подготовлен в 1920—1923 гг, но в связи с…
Людмила Викторовна Гладкова, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 В 2010 г. впервые выходят в свет в полном объеме воспоминания «Моя жизнь» С.А. Толстой, жены Льва Толстого. Мемуары были написаны в 1904—1916 гг. и охватывают период с 1844 по 1901 г. При написании их С.А. Толстая использовала семейную переписку, дневники свои и мужа, приводила обильные цитаты из них. В ее воспоминаниях большое место уделено духовной жизни семьи, посещениям святых мест, начиная с детских воспоминаний о паломничестве в 1857 г. вместе с матерью, сестрами и…
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ   СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 1. ОТ КАЛИНИНА ДО КОНАКОВА Калинин — древняя Тверь. Перестройка Твери в XVIII веке. «Путевой дворец». Дом Арефьева. Церковь Белой Троицы. Собор Отроча монастыря. Церкви в селах Власьеве и Ново-Семеновском. Оршин монастырь. Древняя церковь в селе Городня. Усадьба Карачарово. Конаково. Фаянсовый завод име­ни М. И. Калинина. 2.КИМРЫ И ИХ ОКРЕСТНОСТИ Усадьба Усть-Дубна. Город Кимры. Музей местного края. 3.КАШИН Церковь в селе Кожине. Древний Кашин. Кашинский музей. 4.КАЛЯЗИН. ОКРЕСТНОСТИ УГЛИЧА Соборная колокольня в Калязине. Калязинский музей. Углич. Усадьба Григорьевское. Села и церкви в окрестностях Углича. 5.МЫШКИН И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ История и планировка Мышкина.…
Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997 Газеты сообщили, что на днях скончался Александр Матвеевич Бухарев. Мы его знали близко, когда он был первоначальным Александром Матвеевичем Бухаревым; знали довольно, когда он стал отцом Феодором, иеромонахом и потом архимандритом; и раз видели накануне возвращения из о. Феодора снова в Александра Матвеевича. Жизнь его полна поучений. Воспитанник Духовной академии, еще не кончивший курса, 21 года, почти мальчик, поступает в монахи. Начальство радовалось, залучив даровитого воспитанника в сонм равноангельских;…
Оп.: «СИМВОЛ» №39. Июль 1998. Стр. 7-27 Предисловиеi Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 9). Этот выпуск открывается ссылкой на речение апостола Павла (Рим. 10, 9), которое было выбрано нами потому, что оно, в краткой форме, резюмирует нашу веру, — форме, в которой экзегеты признают исповедание древнейшей Церкви. Бог действует во Иисусе из Назарета, и это утверждение веры и надежды относит в прошлое факт смерти, чтобы провозгласить действительность пасхального события: «Если... будешь... сердцем твоим веровать... то спасешься». Здесь у Павла нет намерения подтвердить или представить…
Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 69-74. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Предпринята попытка изложить события, происходившие в Русской Православной Церкви после Февральской революции 1917 г. на основе документальных материалов Рязанской епархии. Свержение монархии сопровождалось довольно сложными и болезненными процессами переформатирования государственно-церковных отношений. В условиях демократической эйфории была предпринята попытка изменения традиционных основ организационного управления Церковью. Конфликтно эти процессы протекали в 11 епархиях, включая Рязанскую, длительное время лишенную правящего архиерея. По итогам нескольких епархиальных съездов руководитель епархии так и не был избран. По причине процедурных нарушений Синод не…
Содержание Об авторе Предисловие Черты жизни преподобного Иоанна Лествичника Лествица преподобного Иоанна Лествичника Часть I. Подвиги предуготовительные Степень I Степень II Степень III Степень IV Степень V Степень VI Степень VII Часть II. Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека Подвиги против пороков сердца Степень VIII Степень IX Подвиги против пороков языка Степень X Степень XI Степень XII Подвиги против пороков чрева, или похоти плотской Степень XIII Степень XIV Степень XV Подвиги против пороков похоти очес Степени XVI и XVII Подвиги против пороков духовных Степень XVIII Степени XIX и XX Степень XXI Степень XXII Степень XXIII…
Митрополит Георгий (Ходр) – один из старейших архиереев Антиохийской Православной Церкви. Он известен как активный проповедник, чьи работы опубликованы на арабском, французском, английском и других языках. Здесь предложена, с небольшими сокращениями, его статья, посвященная значению таинства Евхаристии в жизни православного христианина. Кроме того, в ней излагается взгляд митрополита Георгия на то, каким должно быть отношение православного христианина к частной собственности, политике, культуре, социальной несправедливости; наконец, автор рассказывает и о некоторых особенностях внутренней жизни в современной Антиохийской Православной Церкви. Есть ли некое родство или связь между Евхаристией и стремлением к свободе – в социополитическом смысле? Вот тема этих размышлений. Мы далеки…
В 90-х годах прошлого века, когда во всех епархиях Русской Православной Церкви начался активный сбор материалов для предстоящей канонизации новомучеников и исповедников, не была ещё дана окончательная оценка многих событий церковной истории 20–50-х годов, да и до сих пор исследователи не пришли к единому мнению об этом сложном времени, которое принято называть теперь периодом богоборческих гонений. Речь идет, прежде всего, об эпохе церковных расколов («разделений»), признании истинного мученичества в «разделениях», отношении к советской власти и т.д. На прошлых Рождественских Чтениях так или иначе уже затрагивались проблемы подготовки к канонизации новомучеников и исповедников. Одним из острых вопросов является отношение священнослужителей и…
Содержание Собственноручная записка затворника, найденная в его бумагах. 1 Памятная записка. 3 Речь к Святому Георгию от грешника Егора. 3 Молитва к Св. Великомученику Георгию.. 4 Разные выписки из книг и собственные размышления. 4 1. В назидание душе моей. 4 2. О мучениях св. мученицы Агафии. 7 3. Об антихристе. 7 4. О разумении Писания по прочтении «Исповеди» блаженного Августина. 8 5. Продолжение Исповедания блаж. Августина. 9 6. О любви и радости от Бога и от мира и греха. 9 7. Выписка из сочинения Св. Тихона. 9 8. О видениях и прославлении св. Тихона. 9 9. Исповедания самого себя по…
Вышла, наконец, в свет книга о. Николая Афанасьева: Церковь Духа Святого. Это его большая работа, известная до сих пор лишь по некоторым, более или менее случайным отрывкам. Написать настоящую рецензию на этот многолетний и многосторонний труд покойного учителя означало бы написать новое, довольно объемистое исследование. Столько здесь затрагивается важнейших богословских вопросов. Надо однако, прежде всего остановиться перед тем живым образом большого православного богослова, который снова перед нами встает со страниц этой книги. Можно сказать, что богословское творчество о. Николая зиждется преимущественно на двух основах. Это — постоянное обращение к первоисточникам и живая богословская интуиция тайны Церкви — Тела Христова. О.…
ПОДОБНО большинству восточных Учителей Церкви первого тысячелетия, святой Максим Исповедник по-настоящему постиг значение церковного примата Рима тогда, когда ему самому пришлось вступить в борьбу за сохранение чистоты исповедания веры Церкви. Уже в первых творениях Максима Исповедника содержится ясное понимание сущности первенства апостола Петра. Максим называет Петра "экзархом, или главой, и акротесом, или вершиной, апостолов", а также "креписом, или великим основа­нием, Церкви". Максим исправляет то предвзятое толкование речения из Еванг. от Матфея, гл. 16, ст. 23, которое, вероятно, уже тогда своим острием было направлено против Рима: "Вопреки мнению некоторых, Господь назвал Петра сатаной не для того, чтобы оскорбить его ... Он…
Это слово числится как первое среди изданных Мнср. Жюжи в хронологическом порядке сохранившихся проповедей св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского.1 Произнесено оно было, как полагает издатель его, 25 марта 1437 г.2 Произнесено оно было в торжественной обстановке в царских палатах, в присутствии царя Иоанна VIII Палеолога и всего сената, как и иные проповеди, принадлежавшие его, так сказать, дворцовому периоду. И те времена св. Геннадий был еще мирянином, философом, аристократом, занимавшим высокие государственные посты. Он был тогда сравнительно молодым человеком. Слово на Благовещение написано по всем правилам ораторского искусства: предисловие, изложение, полемика (хотя и в малой степени) и эпилог. Слово…
Введение В последние годы в прессе появилось несколько интригующих статей о современных язычниках. Однако журналистские эссе не могут охарактеризовать это явление в целом, а православные издания чаще всего дают амбициозные оценки неоязычеству, выступая с жесткой его критикой. Данная работа посвящена появившейся в конце 1980-х гг. неоязыческой субкультуре и набирающей силу в конце 1990-х молодежной неоязыческой субкультуре. По данной теме существуют немногочисленные научные публикации, защищена кандидатская диссертация. Однако, в отношении определения термина "неоязычество" в отечественной науке не сложилось устойчивого понимания. Российский политолог В.В. Прибыловский называет неоязыческими некоторые политические организации России, однако, не определяет само понятие. Религиоведы видят в неоязычестве "новые религиозные…
Актуальность проблемы исследования. В современной России с падением тоталитарной идеологии на фоне возрождения духовности и традиционной православной религиозности на свет появляются и другие религиозные, философские, психологические, оздоровительные учения, в том числе и языческой направленности. В поисках жизненных ориентиров многие люди обращаются к вере, обычаям, преданиям предков, изменяя, игнорируя, либо не признавая христианство и другие авраамистические религии. Появившись в начале XX в. в творческих кругах интеллигенции как символ чистоты и идеальности народного духа, неоязычество с новою силой проявилось в конце 1980-х годов в связи с ростом национального самосознания. О возможности возврата широких народных масс после атеизма к другой религиозной вере еще…
Благословение Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета Гайдук Николай. Брестская уния 1596 года. С приложениями. - Мн.: Изд. Вирковский В.Н., ЛВ №926, 1996. - 208 с. ISBN 985-6336-02-3 Содержание Предисловие Введение I. Нарушение единства Церкви в древности II. Папство и Русь III. Попытки создания унии в XIII и XIV веках IV. Преследование православных перед брестской унией V. Влияние Флорентийской унии на Православную Церковь в польско-литовско-русском государстве VI. Причины Брестской унии VII. Подготовка и заключение унии VIII. Собор в Бресте IX. Реализация унии X. Базилиане XI. Иосафат Кунцевич XII. Попытки защиты от унии XIII. Борьба за сохранение…
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЖИЗНЬ С БОГОМ" 32, Avenue de Gaulle Bruxelles В ГЕРМАНИИ "ВАРЯГ" Christkonigshaus Leutesdorf am Rhein 1954 Печатается с разрешения церковных властей.   В 1448 г. Русская Церковь, под прямым давлением светской власти, в лице вел. кн. Московского, Василия II, признала себя автокефальной, т. е. „самоглавной", независящей от какого бы то ни было над ней стоящего сверхнационального авторитета и, в частности, от Константинопольского Патриарха. А за 9 лет перед этим, в 1439 г., на Ферраро-Флорентийском Соборе, было торжественно провозглашено соединение восточной и западной Церквей под общим управлением и главенством Святейшего Отца, Вселенского Архиерея, Папы Римского. В выпущенном в июле 1952…
/ Путь.— 1930.— № 20 (февраль).— С. 80—87. Гавен Франк (1891 / 92—1937 / 38) Frank Gavin, ум. 1938 - некролог http://anglicanhistory.org/usa/fgavin/nacm1938.html. Католик. Наблюдателя обычно поражают три отличительные черты развития христианства в Америке: это его сектантская окраска, его демократичность и свобода, предоставленная каждому выбирать вероисповедание. Эти три черты присущи, конечно, не одному только христианству в Америке, но ими проникнута вся американская жизнь. Они свойственны ее историческому развитию.        Почти не оставили по себе следа те немногие попытки, которые были сделаны в 16-м веке для основания церкви на территории, на которой впоследствии образовались Соединенные Штаты... В 17-м столетии английская церковь в…
Книга о докторе Гаазе. М.: Древо добра, 2002 г. С. 313-330. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший меня. Ioaн. 6, 44. Вы еще не привлечены, говорит блаженный Августин, молитесь же, чтоб Он привлек вас. "Так вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетенье волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа, что драгоценно перед Богом". Апостол как бы…