Доклад на международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица». Москва, 6–9 июня 2001 г. Между Троицей и адом нет никакого иного выбора. Священник Павел Флоренский Наша социальная программа – это учение о Троице. Николай Федоров Содержание Что значит исповедовать Троицу? Три свидетельства: Каппадокийцы, Августин, Ришар Сен-Викторский Двигаясь по горному хребту По образу Троицы  Что значит исповедовать Троицу? «Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими «монотеистами». Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, бóльшая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном…
См. также The orthodox way Перевод с английского Андрея Красильщикова Перевод осуществлен по изданию: Kallistos Ware, The Orthodox Way (Crestwood, New York, 1979) Содержание Предисловие Пролог. Указатели на пути Глава 1. Бог как тайна Запредельность и близость Предвечного Бог как Тайна Вера в Бога как Личность Три «ориентира» Сущность и энергия Глава 2. Бог как Троица Бог как взаимная любовь Три личности в одной сущности Характеристики личностей Две Божьи руки Моление Троице Жизнь по Троице Глава 3. Бог как Творец Взгляд на небеса Драгоценный мост Человек, как тело, душа и дух Микрокосм и посредник Образ и подобие Пастырь и царь…
Епископ Каллист (Уэр) Православная церковь Митрополит КАЛЛ1СТ (УЕР) ПРАВОСЛАВНА ЦЕРКВА ДУХ I Л1ТЕРА «Православная церковь»: Дух и Литера; 2004 ISBN 966-7888-29-0, 0-88141-209-0 Православная церковь ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ НАЧАЛО В деревне имеется молельня, выкопанная глубоко под землей, с тщательно замаскированным входом. Когда тайный священник посещает деревню, именно здесь он совершает Литургию и другие службы. Если жители чувствуют себя свободными от полицейского надзора, то все население собирается в молельне — кроме тех, кто остается снаружи на страже, дабы подать знак в случае появления чужаков. В другой ситуации службы посещаются по очереди… Пасхальная служба происходила в помещении официального государственного учреждения. Войти можно было только…
Содержание I. Об авторе Синай и Фавор Три монашеских пути II. Лествица: задача и структура Читатель Иоанна Необходимость личного опыта Стиль и структура: тридцать ступеней III. Духовное учение святого Иоанна Лествичника Подражание Христу, духовность и вероучение, благодать и свободная воля «Радостная печаль»: «Лествица» как «диалектика богословия» «Мой помощник и мой враг»: двойственность тела – чувственная любовь, страсти. Бесстрастие (apatheia) Монах и мир: братство, послушание, духовник Молитва и безмолвие: призывание имени Божественный свет и Божественная любовь IV. Источники и влияние Личный опыт и традиция Классификация пороков Влияние «Лествицы» I. Об авторе Синай и Фавор После Библии и богослужебных книг нет книги,…
СПАСЕНИЕ МИРА ПО УЧЕНИЮ СТАРЦА СИЛУАНА      “Любите все создание Божие”, — говорит старец Зосима в “Братьях Карамазовых” <...> Тварный мир образует неделимое целое, и, как следствие этого, спасение каждого конкретного человека неразрывно связано со спасением всего человечества и, более того, всей вселенной в целом. Нужно понимать в наиболее широком смысле утверждение апостола Павла, что мы члены друг другу (Еф 4:25). Мы, человеческие существа, не только зависим друг от друга, но и связаны кровными узами с животными, деревьями, растениями, камнями, землей, воздухом и водой. Мы живем в них, и они живут в нас. ВСЕОБЩЕЕ ЗАСТУПНИЧЕСТВО      Преподобный Силуан Афонский говорит…
О том, как непросто дается Церкви исполнение заповеди апостола Павла о непрестанной молитве – свидетельствует вся история православного монашества. Об эволюции понимания этой заповеди, а также о способах её реализации в православной аскетической практике – рассказал в своем исследовании митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Статья была прочитана на конференции Англиканской церкви в Оксфорде 5 июля 1967 года. «Непрестанно молитесь» (1Фес 5:17): этот краткий и выразительный призыв апостола Павла фессалоникийцам оказал мощное влияние на все православное монашество1. С IV века в православной традиции Востока прочно укрепилась мысль о том, что молитва должна совершаться не только в определенное время, а неотступно сопровождать монаха…
03 декабря 2012 г. Содержание I. Божественная непостижимость II. Единство с Богом III. Паламизм и экуменизм IV. Философия и история V. Истоки паламизма  Когда 18 лет назад появилась работа отца Иоанна Мейендорфа “Introduction … l"etude de Gregoire Palamas”1 (Париж, 1959), на Западе наступила новая эра изучения паламизма. До того времени большинство западных ученых, как католиков, так и протестантов, считали паламитское богословие аберрацией, не представляющей особого научного интереса. Такое отношение к паламизму разделяли даже почитатели христианского Востока из среды англикан. Дж. М. Нил высказывался о паламизме как об “абсурдном и ошибочном учении”2, а Этельстан Рили категорически отзывался об исихастах XIV века:…
Содержание Открытый вопрос? Единство в многообразии Обратимся к преданию «Икона Христова – но в каком смысле?»  Тема настоящей книги – служение женщин в церкви. Авторы книги – известные православные богословы – в своих выступлениях ясно дают понять, что тема женского церковного служения и даже рукоположения женщин не является для Православной церкви чем-то посторонним, одним из «искушений» экуменизма, как это кому-то представляется. Более того, для Российской церкви это даже не новая тема, если вспомнить горячее стремление св. великой княгини Елизаветы Федоровны возродить в начале XX века женский диаконат. Книга рассчитана на широкий круг читателей, в первую очередь, на студентов-богословов и церковную…
В этом кратком, но содержательном очерке, впервые прозвучавшем как проповедь на праздник Благовещения в Ориэл-колледже (Оксфордский университет), известный православный пастырь и богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) размышляет о том, почему Пресвятая Богородица является образцом нашей подлинной свободы. «Разве я не свободен?» (1Кор. 9:1) Бог убеждает, а не принуждает, ибо принуждение не свойственно Богу. Послание к Диогнету VII, 4 Содержание Что принесём мы в дар? Свободный отклик Соучастие, молчание, страдание Что принесём мы в дар? В православном песнопении, исполняемом в Рождественский сочельник, Пресвятая Дева Мария предстаёт как наивысший, превосходнейший дар, который человечество может принести Творцу: Что принесём тебе в дар, Христе,…
Святитель Тихон Задонский, писавший в XVIII веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве ты не читал бы его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем» И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним». Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из…
Читателям предлагается доклад митрополита Диоклийского Каллиста Уэра, который был представлен 12 сентября 2009 г. участникам XVII Международной Экуменической Конференции – ежегодной конференции в Бозе (Италия), традиционно посвящённой вопросам духовной жизни в православной аскетической традиции. В нем рассматриваются взгляды разных святых отцов на такое явление нашей жизни, как «страсти», а также рассматриваются шесть аспектов духовной борьбы в современном мире. Перевод с английского выполнил Н.И. Колотовкин («Богослов. Ru»). Содержание Введение Никаких новых грехов? «Умерщвлять» или «преображать»? Три мрачных темы 1. Сошествие во ад 2. Мученичество 3. Кеносис Свет во тьме 1. Преображение 2. Евхаристия 3. Сердечная молитва Введение Я почитаю за честь,…
Работа митрополита Диоклийского Каллиста посвящена Иисусовой молитве в учении святого Григория Синаита (1255–1346). Перед нами встаёт образ выдающегося святого, который наряду с Григорием Паламой положил начало возрождению исихазма. Рассматривая различные формулы Иисусовой молитвы, а также внутренние и внешние технические приёмы сердечного моления в восточно-христианской традиции, митрополит Каллист затрагивает также вопрос о возможном сходстве или влиянии на них других религий. Содержание Два Григория Жизнь и путешествия Богословский контекст Иисусовой молитвы: осознание благодати крещения Словесная форма Иисусовой молитвы Внешние приёмы: управление дыханием Внутренние приёмы: молитва непрерывная и необразная Признаки действия Иисусовой молитвы: радостная печаль, теплота и свет Два Григория Ключевую роль в…
Тот, кто впервые поднимается в гору, должен следовать по известному маршруту; ему нужен спутник и проводник, который уже поднимался здесь и хорошо знает дорогу. Послужить таким проводником — вот в точности назначение “аввы”, или духовного отца, — того, кого греки называют “герон”, а русские “старец”, что на обоих языках означает собственно “старик”.[1] Важность послушания “герону” подчеркивалась с самых первых времен возникновения монашества на христианском Востоке. Св. Антоний Великий говорил: “Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела... Монах, если можно, должен откровенно сказывать старцам, сколько пьет капель в своей келье, чтобы…
Епископ Каллист Уэр (род. в 1934г.), преподает в университете Оксфорда и возглавляет там православный приход Константинопольского патриархата. В книге «Внутреннее Царство», открывающей шеститомное собрание трудов Владыки Каллиста (Уэра), собраны статьи, в которых увлекательно и глубоко изложены основы православного учения о Боге и человеке. Сочетание академической беспристрастности с настоящим молитвенным опытом и открытостью противоречиям и исканиям современного мира позволяет владыке Каллисту говорить о сложнейших богословских предметах в категориях, понятных не только человеку Церкви, но и всякому ищущему истину человеку. Перед читателем открывается все многообразие внутренней жизни Церкви — ее Отцы, святые, мученики, подвижники, юродивые — цепь, которая не замыкается «где–то там, в истории»,…
Содержание Первоисточники Нераздельное единство Образ и подобие Какое именно грехопадение? Тайна человека Первоисточники Вопросы христианской антропологии не составляли основную тему споров на христианском Востоке в первом тысячелетии. В результате, догматические постановления Семи Вселенских Соборов – являющиеся главной основой учения Православной Церкви – мало ссылаются на богословие человеческой личности. Следует признать, что способ толкования терминов prosopon и hypostasis лежит в основе дискуссий о Троице и христологии, начиная с 4-го вплоть до 7-го веков, но понимание личности, в целом, не находится в центре богословских изысканий святоотеческой эпохи. Существует правда несколько раннехристианских трактатов, специально посвященных антропологии, таких как трактат Св. Григория Нисского О…
Оглавление • Воздушные змеи • Жертвы • Научение • Участие • Ступая нежно по земле В христианском сообществе, как западном, так и восточном, время Великого поста — семь недель перед Пасхой — традиционно рассматривается как высшая точка церковного года. Это kairos — время решений и возможностей, специально выделенное время. Но выделенное для чего? Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста, или, как говорят православные, Великой четыредесятницы? Какое отношение имеет, и имеет ли Великий пост к экологическому кризису, с которым все мы сегодня сталкиваемся? Воздушные змеи^ В Греции, по крайней мере в прошлом, первый день Великого…
Содержание Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Два уровня via negativa Сущность и энергии Божественные энергии и Святая Троица Проблема Божественной Простоты Богословское мнение или догмат? Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Прежде чем начать дискуссию о Божественных откровениях, необходимо рассмотреть не только такие аспекты, как значение Священного Писания и его место в Священном Предании, но и ответить на следующие основополагающие вопросы: что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? Насколько его внутренняя природа открыта человеку? Каким образом Он познаваем для человеческого разума и как Он навсегда остается непостижимым? В основе учения Православной церкви о Боге всегда лежала антиномия. То, что апостол…
Содержание         Бог и человечество Человеческая личность: наше сотворение, призвание и падение Иисус Христос Святой Дух «Причастники Божественного естества» (2 Пет. 1:4)  Бог и человечество1 В своей свободной любви Бог сделался человеком, дабы человек мог стать богом. Св. Ириней († 202) Наша социальная программа, говорил русский мыслитель Федоров, – это догмат о Троице. Православие горячо верит в то, что догмат о Святой Троице – не часть «высокого богословия», доступного только профессиональному богослову, но нечто живое, практически значимое для каждого христианина. Согласно библейскому учению, человеческая личность создана по образу Божьему, а Бог для христиан означает Троицу. Таким образом, только в свете догмата…
Вниманию читателей предлагается интервью с митрополитом Каллистом (Уэром), в котором он подробно рассказывает о своем переходе из англиканства в православие, излагает свой взгляд на РПЦЗ и на Московский Патриархат. Диакон Андрей Псарев: Ваше Преосвященство! Когда состоялась Ваша первая встреча с РПЦЗ? Можно начать рассказ с того времени, когда Вы нашли русскую эмигрантскую церковь в Лондоне? Митрополит Каллист (Уэр): Да, давайте вернемся к этому времени. Я впервые вошел в русскую церковь св. Филиппа на Букингем Пэлэс Роуд в 1952 году, когда мне было семнадцать лет. Я тогда еще учился в школе («в школе» в английском смысле, то есть я еще не…
Имея в виду практическую цель – обосновать наши надежды на положительную роль церкви в восстановлении России, я не собираюсь предаваться абстрактным историческим размышлениям о том, что было в прошлом, и наивно строить на этом прямые расчеты на ближайшее будущее. Прошлое разрушено, исчезло и неповторимо. Нужно брать церковь, государство, хозяйство, народ не в их статике, а в динамике, в их действительном, меняющемся состоянии, и учитывать наши творческие возможности к их преобразованию. Практически приходится более думать о том, что мы должны сами сделать для усиления благотворного воздействия церкви на потрясенную Россию, чем о том, что церковь автоматически, без труда может дать. Ленивую…