Введение §1–8. Руководственные сведения о книгах Священного Писания вообще Книги Ветхого Завета §9. Бытие §10. Исход §11. Левит §12. Числа §13. Второзаконие §14. О пятикнижии вообще §15. Книга Иисуса Навина §16. Книга Судей Израилевых §17. Книга Руфь §18. Четыре книги Царств §19. Две книги Паралипоменон §20. первая книга Ездры §21. Книга Неемии. Вторая книга Ездры §22. Книга Товита §23. Книга Юдифь §24. Книга Есфирь §25. Книги учительные вообще §26. Книга Иова §27. Псалтирь §28. Книги Соломоновы вообще §29. Книга Притчей §30. Книга Екклезиаста §31. Книга Песнь Песней §32. Книга премудрости Соломона §33. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова §34. Книги пророческие…
В протоколах совета Петербургской академии, напечатанных в №11–12 Христианского Чтения за минувший 1877 год, помещен ответ Петербургской академии на правила академии Киевской относительно составления примечаний к русскому переводу библии. Нужно полагать, что Петербургский ответ содержит в ceбе наиболее правильное понимание той задачи, к осуществлению которой составители примечаний должны стремиться в силу указа Св. Синода о составлении этих примечаний... Помещаем Киевские правила и Петербургский ответ на них. * * * Правила общие 1) Примечания должны быть популярны. Критические приемы специального анализа текста, а также ссылки на ученые исследования и комментарии не будут иметь места, кроме ссылок на параллельные места самой библии…
Торжество освящения огня при гробе Господнем в Иерусалиме, в навечерие св. Пасхи, имеет глубокое историческое основание. Когда был построен Соломонов храм и приготовлен жертвенник всесожжений, на него пал огонь с неба, который приняли служители храма и содержали на жертвенном очаге. Как знак божественного благоволения, этот огонь неугасимо пылал среди Иерусалима во дни благополучия и благоденствия страны, и угасал только во дни гнева Божия и постигавшего затем народного бедствия. Если небесный огонь, как знак промыслительной заботливости небесного Отца, согревал своею теплотою ветхозаветный Иерусалим, то он не мог угаснуть для Иерусалима новозаветного и продолжает доселе утешать собою любящих град Царя великого и…
Вопрос о древнем имени Божием, состоящем из четырех букв יהוה‎ и потому называемом τετραγράμμα, в нашей экзегетической литературе остается неразработанным доселе, даже почти нетронутым. Решение его только отчасти дано в „Чтениях в обществе любителей духовного просвещения“ за 1878 год, кн. IV, стр. 525–534 в небольшой статье под заглавием: «Значение имен Божиих „Иегова“ и „Елогим“ и их употребление в кн. Бытия», направленной к опровержению мнения отрицательной критики о неподлинности Пятикнижия Моисеева. Между тем на западе вопрос этот разрабатывался и прежде, решают его и теперь как протестантские, преимущественно отрицательные, критики, так и римско-католические богословы, но к соглашению еще не пришли. Из сочинений…
Вопрос о так называемых мегалитических памятниках не новый. Им создана уже довольно большая литература исследований, особенно журнальных статей; без упоминания о мегалитах не обходится ни один ученый труд, посвященный истории человеческой культуры. Давно уже, еще со времени издания путешествия по Святой Земле Ирби и Мэнглеса (1823), было известно и то, что такие памятники есть в восточной части Палестины, за рекой Иорданом. Но все, что доселе знали о них, состояло лишь в нескольких беглых замечаниях, сделанных торопливыми путешественниками и недостаточных для вывода каких-либо заключений. По причинам чисто политическим, до самого последнего времени, не могло быть сделано систематическое обследование заиорданской части Палестины…
Глава I. Иосиф Флавий (Antiqu. VIII. 2, 5), называя царя Соломона философствующим, дает повод считать книгу Притчей, как главное произведение богопросвещенной мудрости Соломона, философиею. Хотя название философских книг может быть приложимо и к некоторым другим библейским книгам, каковы книга Иова и Екклесиаст, но так как последние касаются только отдельных вопросов, а книга Притчей обнимает всю совокупность вопросов, представлявшихся наблюдению древнего мира, то ее мы можем по преимуществу назвать системою священной философии, разумея под системою не логическое развитие философских материй, а только всеобщность и всесторонность мировоззрения. Внутреннее обозрите книги Притчей или рассмотрение ее содержания трудно сделать обыкновенным способом, в порядке глав…
Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – известный русский православный библеист, исследователь Священного Писания Ветхого Завета, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии. Аким Алексеевич родился в Волынской губернии в семье протоиерея; с 1857 г. по 1863 г. учился в Волынской духовной семинарии, затем – в Киевской духовной академии, по окончании которой в 1867 г. был оставлен преподавателем по кафедре еврейского языка и библейской археологии. В 1868 г. получил степень магистра богословия за рукописное сочинение об И. Канте. С 1869 г. – доцент, с 1873 г. – экстраординарный профессор КДА. В 1873 г. А.А. Олесницкий был направлен на год в Палестину и соседние…
В книге I. Навина 21, 42 и 24, 30 по переводу LХХ мы читаем, между прочим, следующее: Когда Иисус кончил разделение земли по пределам ея, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу по повелению Господню, дали ему город, котораго он просил, Фимнаф-Сару дали ему, на горе Ефремовой, и построил Иисус город, котораго просил, и жил в нем. И взял Иисус каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыни; ибо они не были обрезаны в пустыне; и положил их в Фимнаф-Саре (I. Нав. 21, 42).-И положили там (в Фимнаф-Саре) с ним (Иисусом) во гробе, в котором похоронили его, каменные…
Содержание Святые Горы и Оптина пустынь Святые Горы Оптина пустынь Подвиги Соловецкой обители Вступление Исторический обзор обители Осада Соловецкой обители Впечатления Украины и Севастополя Святые Горы Славянск Симеиз Впечатление Севастополя Обновление Херсонеса Инкерман и северная сторона Алупка Приложения Усадьба в Киеве Символика Софийского собора Значение Киева для России Крестный ход на Крещатик в день Святого Владимира Обновление крещальни Святого Владимира    Святые Горы и Оптина пустынь Святые Горы Тепла украинская звездная ночь; отрадно дышать ее мягким ароматным воздухом. Молодой месяц, золотым своим рогом, прорезается из-за дикой чащи святогорской, чтобы подняться на это афонское небо нашей Украины. На темени горы мелькают сквозь…
Содержание Ι. Сотворение мира II. Создание человека III. Падение человека в раю IV. Времена допотопные, 2256 лет V. Потоп и обновление мира VI. Время от потопа до Авраама, 1192 года VII. Призвание Авраама VIII. Завет Божий с Авраамом IX. Казнь Содома X. Рождение, жертва и брак Исаака XI. Смерть Авраама; неприязнь детей Исаака XII. Странствование Иакова XIII. Приключения Иосифа XIV. Свидание Иосифа с братьями XV. Переселение и кончина Иакова XVI. Рождение и призвание Моисея XVII. Ожесточение Фараона; десять язв Египетских XVIII. Пасха; исход из Египта XIX. Завет Божий, с Израилем на Синае XX. Идолослужение народа; предстательство Моисея XXI. Устроение скинии…
Содержание Валаам Новгород Юрьев монастырь Рюриково Городище Обитель Михаила Клопского Святая София Кремль Дворище Ярославле Хутынь и Антониев монастыри Торжество Софийское Киев Ближние и Дальние пещеры Храм Первозванного Святая София Михайловский монастырь Десятинная церковь Крещатик Оскольдова могила Выдубицкий монастырь Вышгород и Межигорье Братский монастырь Пустыни Китаева и Голосеевская Печерская лавра Праздник Успения  Муравьёв, Андрей Николаевич (1806–1874) – православный духовный писатель и историк Церкви, паломник, путешественник, драматург, поэт. Вниманию читателя предлагается вторая часть книги А.Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским. От Софии Киевской до Софии Новгородской», в которой описываются не просто впечатления путешественника, а личные переживания искренне верующего человека, талантливого…
Содержание Предисловие к первому изданию Предисловие к пятому изданию I. Троицкая лавра II. Ростов III. Новый Иерусалим IV. Иосифов монастырь Воспоминания о посещении Святыни московской Государем наследником Московские монастыри. I. Чудов II. Донской и Данилов III. Симонов, Крутицы и Новоспасский IV. Новый Иерусалим V. Саввин монастырь VI. Грановитая палата VII. Троицкая лавра VIII. Собор Успенский IX. Патриаршая ризница X. Теремные церкви XI. Спас на бору I. Кремль II. Благовещенский собор III. Архангельский собор IV. Вознесенский монастырь I. Праздник Св. Сергия в его лавре II. Скит Гефсиманский I. Бородино II. Память освобождения Москвы от галлов Пасха в Кремле Воспоминание священного коронования…
Предисловие Поездка в Ферапонтов монастырь Преподобный Ферапонт Преподобный Мартиниан Чудесные исцеления у гробницы преподобного Мартиниана Подвижники Ферапонтового монастыря. – Святители: Фелофей, епископ Пермский, и Иоасаф, архиепископ Ростовский. – Преп. Кассиан Грек. – Блаженный Галактион, Христа ради Юродивый. Ферапонтов монастырь. Живописное положение монастыря. – Его святыни и достопримечательности. – Пребывание патриарха Никона в заточении в Ферапонтовом монастыре. Тропарь и кондак преп. Ферапонту. Тропарь, кондак и стихира преп. Мартиниану. Отрывок из «Русской Правды на севере», изданный по поводу 400-летия со времени открытия мощей перп. Мартиниана, с примечаниями, дополнениями и 8-ю рисунками Предисловие В настоящем 1913 году 7 октября исполнится ровно 400 лет…
Краткая биография Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – замечательный русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный историк и общественный деятель. Родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – известный математик Николай Николаевич Муравьев, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых, готовившего боевых офицеров русской армии. Мать писателя, Александра Михайловна, происходила из знатного рода Мордвиных. Андрей Николаевич назван в память Апостола Андрея Первозванного. Большую часть своей жизни Муравьев посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Муравьев исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития святых,…
Содержание Предисловие Книга первая. О литургии и всенощной Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV V. Еще о литургии Письмо VI Письмо VII VIII. Воскресная всенощная Письмо IX Приложение. Наставление о божественной литургии новообращенным из язычества Книга вторая. О Великом посте и Пасхе Письмо I II. О Посте Письмо III Письмо IV V. Неделя православия Письмо VI Письмо VII Письмо VIII Письмо IX Книга третья. О семи таинствах Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо VI Письмо VII Книга четвертая. О праздниках и погребении Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо…
Содержание Первый век христианства Глава 1. ПРОПОВЕДЬ АПОСТОЛОВ 33-й от Рождества Христова Глава 2. СТРАНСТВИЯ ПАВЛОВЫ 48-й от Рождества Христова 50-й от Рождества Христова 64-й от Рождества Христова Глава 3. ПЕРВОЕ ГОНЕНИЕ 67-й от Рождества Христова 67-й от Рождества Христова Глава 4. ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА 73-й от Рождества Христова Глава 5. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ИОАННА. ВТОРОЕ ГОНЕНИЕ 96-й от Рождества Христова 99-й от Рождества Христова Глава 6. ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛЬСКАЯ Второй век христианства Глава 7. ТРЕТЬЕ ГОНЕНИЕ 106-й от Рождества Христова Глава 8. АПОЛОГИИ ХРИСТИАН ПРОТИВ ФИЛОСОФОВ 167-й от Рождества Христова Глава 9. ЧЕТВЕРТОЕ ГОНЕНИЕ 194-й от Рождества Христова 196-й от Рождества Христова…
Издано в пользу сего скита. . СЕРАЙ Русский новый общежительный скит, Св. Апостола Андрея Первозванного и Антония Великого, на Афоне. Земной удел Царицы Небесной, отдаленная от нас Русских Св. гора Афонская, к которой и теперь, со всех краев нашего отечества, несутся на крыльях чистой веры, ведомые Христу молитвы к Матери Света, – с древних времен не прерывал духовного общения с Россиею. Оно заключалось и в молитвенных посещениях Св. горы Русскими поклонниками, и в теплоте молитв о своей родине наших соотчичей, подвизавшихся и подвизающихся доныне, под кровом Пресвятой Девы, на самом Афоне. Великий первоначальник Русского монашества, Св. Антоний Печерский, для благочестивых…
Содержание Новгородский Юрьев монастырь Церкви Юрьева Монастыря: Архимандриты – Настоятели монастыря (со времени его возобновления при Арх. Фотии) Часы Богослужений Юрьев монастырь (по описанию А. Муравьева) Новгородский Юрьев монастырь Обитель св. Великомученика и Победоносца Георгия или Юрьев монастырь – находится на левом берегу р. Волхова при истоке его из озера Ильменя. Основан в 1030 году Ярославом – Георгием Шевским Великим Князем, а главный собор его – в 1119 году Всеволодом, внуком Мономаха. Главные святыни Обители: 1) Храмовая, очень древняя икона Св. Великомученнка Георгия греческого письма (3 арш. 7 в. x 2 арш.), богато украшена серебропозолоченною ризой (весом 3 пуд. 27…
Содержание Предисловие Начало христианства в России Утверждение веры, первые обители Митрополия в Киеве Митрополия во Владимире 23. Кирилл II 24. Максим 25. Святой Петр Митрополия в Москве 26. Феогност 27. Святой Алексий 28. Киприан 29. Фотий 30. Исидор 31. Святой Иона 32. Феодосий 33. Филипп I 34. Геронтий 35. Зосима 36. Симон 37. Варлаам 38. Даниил 39. Иоасаф 40. Макарий 41. Афанасий 42. Святой Филипп II 43. Кирилл III 44. Антоний 45. Дионисий Патриархи 1. Иов 2. Гермоген 3. Филарет 4. Иоасаф I 5. Иосиф 6. Никон 7. Иоасаф II 8. Питирим 9. Иоаким 10. Адриан Местоблюститель Стефан Святейший Синод…
В распоряжение Кружка почитателей Андрея Николаевича Муравьева (р. 1805, †1874 г.) были предоставлены в 1911 г. племянником сего приснопамятного Церковного деятеля, Андреем Владимировичем Муравьевым автобиографические записки Андрея Николаевича, названные им «Мои воспоминания», доселе еще неизданные. Воспоминания эти, написанные на 56 больших листах синей бумаги с клеймом «А. Гончаров 1856», писарским почерком, исправлены карандашем рукою Андрея Николаевича. С дополнением пояснительных прпмечаний ныне они издаются по постановлению Кружка в память Андрея Николаевича Муравьева, от 11 декабря 1911 г. 13 июля 1857 г. Останкино Несколько уже раз, многоуважаемый отец Леонид1 вы изъявляли мне удивленье о странности моего положенья в свете, между мирским и…