5 мая сего 1911 года в 5 часов вечера скончался от кровоизлияния в мозг заслуженный ординарный профессор Киевской духовной Академии по кафедре патрологии, состоявший в отставке, но продолжавший читать лекции, действительный статский советник, доктор богословия, Константин Димитриевич Попов. Покойный профессор – урожонец Воронежской епархии, сын псаломщика слободы Михайловки Павловскаго уезда, родился в 1849 г. Низшее образование он получил в Павловском духовном Училище, а среднее в Воронежской духовной Семинарии, курс которой окончил со званием студента семинарии в 1871 году. В том же году он был принятъ в число студентов Киевской ду¬ховной Академии, где зачислился на церковно-историческое отделение, существовавшее в наших Академиях…
«В память вечную будет праведник» (Пс111:6). Сегодня по всей православной церкви от края ее и до края прославляется одно имя – имя великого учителя и святителя Христова св. Иоанна Златоуста. Все полно им. Все стремятся так или иначе выразить свою любовь и благоговение к славному пастырю Христова стада. Радуется ныне Церковь Константинопольская, на престоле которой некогда сиял сей великий светильник, торжествует и Церковь Антиохийская, ибо в недрах ее он возрос и укрепился, празднует и Церковь Российская, столь усердно во все века своего бытия назидавшаяся его творениями. Что же случилось, что дает повод к такому торжественному празднованию памяти св. Иоанна Златоуста?…
[Рец. на: Иеромонах Анатолий.] Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI в. проф. И.Д. Андреев Сирийское монашество первой половины V в. носит те же черты, которыми оно отличается и в предшествующий период, но только эти черты теперь выступают еще сильнее. Преимущественно индивидуалистическое направление сирийского монашества продолжает выражаться в особенном развитии среди представителей этого монашества отшельничества. Стремление же к все большей и большей строгости жизни, всегда отличавшее сирийских иноков, способствует появлению новых видов подвижничества среди сирийского монашества данного времени. Об образовании новых больших киновий в странах сирийских и месопотамских в первой половине V в. мы почти не знаем. Продолжают существовать и,…
(По поводу десятилетия со дня его смерти 5 апреля 1900 г.) Пасхальные дни последнего в прошедшем ХIХ в 1900 г. для всех, кто живо интересуется успехами нашей богословской и церковно-исторической науки, были несколько омрачены печальною вестью о преждевременной кончине знаменитого нашего церковного историка, профессора С.-Петербургской духовной Академии Василия Васильевича Болотова, последовавшей на страстной седмице этого года, в великую среду. В далекие углы нашего отечества эта несть доходила как раз на пасхальной неделе, внося неожиданную скорбь в празднично настроенные сердца. Но в этом же совпадении обстоятельств заключалось для нас «оставшихся» и некоторое облегчение от великой скорби по поводу смерти столь почитаемого…
Предисловие А. Сидоров «Послание епископа Аммона» представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р.X.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания2, судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде – Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г.…
Хочу сегодня сказать вам, возлюбленныя дети, слово, и уверен, что, сказавши оное, увеселю Церковь повествованием. Объяснив, что Бог Слово сегодня соединился с нашею плотию, я отпущу вас отсюда в радости, с пользою и спасением. Ибо что для ума выше и для (нашего) блага необходимее Слова? Сегодня положен «краеугольный Камень в основание Сиона" (1Петр. 2, 6), связующий по естеству несвязуемое, и соединяющий по существу разнородное. И так возрадуемся, как должно, с Приявшею радость, и восприветствуем Матерь Бога нашего, взывая с Гавриилом: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лук. 1, 28)! Ты соделалась для нас путем спасения, восхождением на небо, местом упокоения и…
Благослови, Отче.    Все Божественное Писание, исполненное благодати Святаго Духа, непрестанно побуждает нас к соблюдению заповедей Божиих. Особенно же к этому нас призывает увещание пророка Давида, ежедневно воспеваемое в псалмах. Ибо книга псалмов воспитывает благочестие, наставляет в вере, учит целомудрию, ведет к страху Божию, повествует о наказании, умилении, воздержании, покаянии, сострадании, любви Божьей, о перенесении скорбей, чистоте, долготерпении, посте и добрых делах. Прилежание и усердие в молитве и чтении Божественного Писания – мать всех добродетелей. По молитве мы получаем исполнение всякого прошения и всякий дар от Бога. «В собраниях, – сказано, – благословите Бога» (Пс. 67, 27), и «Посреди собрания…
Благослови, Отче. Святой Дух наставляет Церковь, предлагая в шестом псалме учение об искреннем покаянии, подобающее началу постов. Через этот псалом мы научаемся тому, как умилостивить Бога. В нем изображены: неложное смирение истинно кающихся, исповедание [грехов], слезы, плач, обращение [к Богу], воздыхание, смятение совести, изнеможение, сокрушение о бесчисленных заблуждениях, спасение по милости Божией, усердное прибегание к Богу среди ночи, частое на ложе и постели воспоминание о содеянном в течение дня и благодаря этому посещение истинного Духа Святого под покровом проливаемых слез. И не только признаки истинного покаяния изображены в шестом псалме, но и то, что следует за этим: отпущение [грехов] и…
Слово первое 1. Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего, не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как только посредством некоего чистейшего зерцала, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и по подобию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему]. Ибо, представляется мне, устроение человека трудно объяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии. Ибо как нашими [телесными] очами…
«Как страшно место сие» (см. Быт 28:17), – воскликну и я, изумляясь с патриархом Иаковом, по случаю праздника на сей горе. Ибо вижу, как и он, лествицу, будто бы от земли до неба доходящую, и Самого Бога в храме, стоящего на самом верху лествицы на горе. Посему, охваченный ужасом от такого видения, говорю: «Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная» (см. Быт 28:17). Сия "дверь," из которой Отец свыше свидетельствовал, "дверь", из которой воссияло Солнце правды Христос; сия гора, в которой явился отсекшийся от горы Камень, гора, которую воспевают ангелы, гора, через которую…
Содержание Прп. Анастасий Синаит об исламе Из жития Творения Место в византийской антиисламской полемике Глава первая С Богом. Краткое предварительное предуготовление, проясняющее трудолюбцу то, относительно чего следует прежде всего упражнять [свой ум] и обретать ведение. Краткое изложение веры С Богом. Предварительное рассмотрение основы определений в книге, которая носит название «Путеводитель» Глава вторая С Богом. Различные определения, изрекаемые в соответствии с Преданием и верой святой кафолической Церкви. Собирая из Климента и других святых отцов, их следует с помощью Божией, убедительно изложить до всякого другого научения тому, кто желает защитить учение благочестия. Что [есть] Бог? Почему Он [называется] Богом? В скольких смыслах…
Содержание Жизнь преп. Анастасия Преп. Анастасий как церковный писатель «Вопросы и ответы» преп. Анастасия Вопрос 1. Каков признак истинного и совершенного христианина? Вопрос 2. Откуда познаёт человек, стал ли обитать в нем Христос? Вопрос 3. Может ли кто изъяснить [слова]: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9; Ис. 64:4)? Вопрос 4. Каковы те блага, дарованные нам Христом, в которые, как говорит глава [апостолов] Петр, «желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12)? Вопрос 5. Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? Вопрос 6. Кто суть те «истинные поклонники», которые будут…
Содержание От переводчика I. II. О воле, особенном свойстве, энергии и о единстве и единосущном III. Что называется особенным свойством? IV. Об энергии V. О единстве VI. О единосущном VII. О душе и уме VIII. О тленном IX. Почему Он называется “Первородным” X. Что есть слово и сколько у него значений XI. Что [значит слово] христианин XII. О душе  От переводчика Проблема авторства. Трактат “Об определениях”1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений)2. В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию…
Ординарному академику Излмаилу Ивановичу Срезневсвкому, первому моему поощрителю к серьезному изучению наших славянских древностей ПОСВЯЩАЕТ искренно-признательный Архимандрит Амфилохий Содержание Предисловие I. рукописи на пергамине. II. Рукописи на бумаге. Из Литургии Преждеосвященных Даров. Краткий перечень рукописей на бумаге после 1700 года. Печатные книги до 1700 года. Книги, печатанные после 1700 года. Предисловие В 1858–59 годах было напечатано мое описание рукописей на пергамене, числом 33, и 8 рукописей на бумаге, Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, –в Известиях Императорской Академии Наук. Тогда же было окончено мною описание остальных рукописей на бумаге. В Новом Иерусалиме мною были приготовлены из некоторых рукописей: I) литографические снимки: а) греческой литургии св. Василия…
Содержание I. Обет девства. а) Основание обета девства. б) Содержание обета. в) Цель обета девства. г) Важность и ненарушимость обета девства. д) Средства для сохранения обета девства. II. Обет нестяжания. а) Основание обета нестяжания. б) Содержание обета нестяжания. в) Цель обета нестяжания. г) Важность и ненарушимость обета нестяжания. III. Обет послушания. а) Основание обета послушания. б) Содержание обета послушания. в) Цель обета послушания. д) Важность и ненарушимость обета послушания. «Кто даст мне криле, яко голубине, и полещу и почию? Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури. мир, в пустынях скитающеся и…
Выбор слов из древнего Славянского Кондакаря сравнительно с Греческим Кондакарем XII–XIII века Московской Синодальной библиотеки1 Басн̾ныи (μυθηκòς) – вымышленный, баснословный. Басн̾нѹю ѥ҅линь мѹдроⷵ ѡⷵвиль ѥ́си всѹ. Икос. 3 окт. Св. Дионисию Ареопагиту из 6-ти месячной служб. минеи XIV в. № 75. Библ. Унд. л. 59. τὴν μυθηκὴν (–ικὴν) ἑλλίνων (–ήνων) σoφίαν καταλελoιπας. В словаре Востокова сего слова нет. Бесловесьникъ (ἄλoγoς) – неразумный. Хъітрословесьникъі бесловесникъі обличающи. Ик. начин. греч. буквою ρ на Благовещ. Бц҃ы из Конд. XI в. № 1. Син. тип. Библ. τεκνoλόγoυς ἀλόγoυς ἐλέγχoυσα. В словаре Востокова слова бесловесьникъ нет. В старопечатных триодях и новопечатных: хытрословеснъіѧ безсловеснъіѧ... Бе съпонъі…
Содержание Из Сборника 1702 года Моск. Синод. Библиотеки № 607 Л. 116. Повесть о великом князе Данииле Александровиче Московском и всея России чудотворце О побеждении татар на Рязани. Глава 4 Л.120. О восприятии града Переяславля и о получении Л.120. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженного великого князя Даниила. Глава 4 Л.120. О пренесении Даниловского монастыря во град Москву. Глава 5 О пренесении того же монастыря на новое. Глава 6. О явлении великого князя Даниила к юноше некоему. Глава 7 Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 Л.…
Содержание Аннотация Митрополит амфилохий радович и наше время Предисловие Встреча бытия Бога и человека Основы православного воспитания Природа творения и образование Антропологическая основа воспитания и образования Богочеловек как Альфа и Омега воспитания Троичный синергизм как основа воспитания Воспитательный характер первой заповеди Грехопадение как потеря образа Ветхозаветная Божественная педагогика Воспитательное значение смерти Воспитательное значение покаянной печали Воспитательный характер ветхозаветной общины и праздников Отцовство, отцеубийство и воспитание Встреча современного запада с восточными сотериологиями Марксистский взгляд Богдана Суходольского на образование Рождественское объятие Бога и человека Человек – носитель и свидетель вечной жизни Покаяние как путь личного и всенародного перерождения Литургия и подвижничество Литургическая…
Жизнь Церкви (а Церковь – это тело Богочеловека Христа) длится уже многие века силой присутствия Духа Святого и почивает на одной неизменной истине. Эта истина гласит: Добро, которое сделано не добрым образом, не добро (преподобный Симеон Новый Богослов). Вот главный принцип церковной жизни, принцип и неизменная позиция ее исторической миссии. С одной стороны, для всякого разумного существа очевидно: без познания Истины и Добра человек не может стать воистину человеком. Но с другой – просто познавать Истину и Добро недостаточно. Истина и Добро должны быть перелиты в повседневную жизнь человека, личную и общественную; для того, чтобы это произошло, необходимо найти правильный…
Человек-церковь, небесный человек, наш апостол – такие слова часто можно услышать о митрополите Черногорском и Приморском Амфилохии от самых разных людей, и в этом нет преувеличения. Предлагаем вам отрывок интервью с владыкой из книги «Люди Сербской Церкви». Содержание Кубики, в которые складывается жизнь Косовские раны Чем живет Сербская Церковь? О духовности: истинной и мифологизированной Кубики, в которые складывается жизнь – Владыка, Вы известны как видный богослов, выдающийся иерарх, проповедник, писатель, поэт. Предполагал ли юный Ристо Радович, родившийся в день Рождества Христова, 7 января, что именно таким будет его жизненный путь? – Правду сказать, не предполагал, даже в голову не могло…