Актовая речь профессора Ленинградской Духовной Академии А. И. Сагарды Содержание I. Постановка вопроса II. Условия возникновения устной традиции III. Условия дальнейшего развития устной традиции I. Постановка вопроса Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, дорогие коллеги, Высокочтимое Собрание! Высокопреосвященный Митрополит Григорий, по представлению Совета Ленинградской Духовной Академии, утвердил и благословил, чтобы традиционная актовая речь в день памяти Св. Иоанна Богослова, Небесного покровителя нашей школы, в этом году была предложена на тему: «Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли». Здесь мы должны будем несколько отрешиться от обычных наших представлений и полнее уяснить себе и понять одну особенность древнего христианства, а именно – глубокое…
Лекции, читанные в Лондоне, в церкви св. Маргариты, в 1904 году профессором Кембриджского университета Ф. К. Бёркиттом Содержание Очерки по истории христианства в Сирии Лекция I-ая. Первые епископы эдесские Лекция II-ая. Библия на сирийском языке Лекция III-ая. Древне-сирийская теология  Профессор Кембриджского университета Ф. К. Бёркитт (F. С. Burkitt), известный своими изысканиями относительно древне-сирийских переводов Евангелий1, в 1904-м году в Лондоне, в церкви св. Маргариты, у прочел шесть лекций по истории христианства в Сирии с первых времен и до Халкидонского собора, из которых каждая представляет собой вполне законченное целое, под общим заглавием «Древне-восточное христианство» (Early Eastern Christianity. London 1904). В 1907-м…
Содержание Введение. Антиохия и антиохийская школа Глава I. Подготовительная ступень в истории антиохийской школы Деятели подготовительной ступени в истории антиохийской школы Глава II. Первый период в истории развития антиохийской школы Лукиан Дорофей антиохийский Глава III. Антиохия и антиохийская школа – центр арианского движения Лукиан и его отношение к арианству Кружок соллукианситов и его характеристика Отдельные представители кружка лукианистов Арий Евсевий Никомидийский Астерий Софист Евдоксий Германикийский Аэтий (Аэций) Евномий Евсевий Емесский Введение. Антиохия и антиохийская школа Антиохия на Оронте, при Дафне, блестящая столица Востока, основанная Селевком Никатором и с течением времени совместившая в себе все преимущества великих центров древнего мира, была…
СОДЕРЖАНИЕ. Общее замечание относительно характера Древне-Сирийской церковной литературы. 1083 Древне-сирийские переводы Ветхого и Нового Заветов. 1084 Перевод Ветхого Завета, известный под именем Пешито. 1084 Древне-Сирийские переводы Нового Завета. 1088 Древне-сирийские апокрифы, относящиеся к Ветхому и Новому Заветам. 1090 Апокрифы, относящиеся к Ветхому Завету. 1090 Апокрифы, относящиеся к Новому Завету. 1094 Памятники древне-сирийской церковной литературы, говорящие о начальном периоде Эдесской церкви. 1096 Учение Аддая. 1100 Библия на сирийском языке. 1110 «Деяния апостола Фомы» и «Гимн души». 1125 Мученические акты сирийских христиан. Гонения Сассанидов. Мученики: Адурпарва и Мирнарсе, Иона и Берик-Иешу, Шапур, епископ Никаторский. «История Беф-Селоха». «Великое гонение Шапура II—Марута Майперкатский и…
Содержание IV-ая книга V-ая книга VI-ая книга VII-ая книга Без обозначения книги Очерки Климента александрийского на соборные послания I. На первое соборное послание Петра II. На соборное послание Иуды III. На первое послание Иоанна IV. На второе послание Иоанна  Среди произведений Климента александрийского, не сохранившихся до нашего времени в целом своем составе и известных нам только по отдельным фрагментам, первое место принадлежит Ипотипосам (Ὑποτυπώσεις). Название, которое знаменитый катехет усвоил данному произведению, ничего не говорит относительно его содержания. Слово ὑποτύπωσις обозначает краткий эскизный очерк о чем-либо. Сам Климент нередко называет свои Строматы ὑποτύπωσις1, так как в них он, по собственному признанию,…
«Ответ на критику книги «Откровенные рассказы странника» проф. Осиповым архим. Рафаил Карелин Критика исихастских методов проф. Осиповым А.И. Новиков Н.М. В 1881 году в Казани была опубликована книга «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу, написанный слышавшим, по убеждению следующего изречения в слове Божием: «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно» (Тов. 12:7)». Здесь, как и во всех последующих изданиях имя автора отсутствовало. В 1884 году вышло третье издание книги с правкой епископа Феофана (Говорова) и уже под названием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Характер изложения в ней событий дает основание говорить, что ее анонимный автор повествует,…
• Заключение Cинодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006) • Письмо его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минсокму и Случкосу, патриаршему экзарху всея Беларуси председателю синодальной комиссии • ПРИЛОЖЕНИЯ o            Отзыв № 1 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии o            Отзыв № 2 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии Заключение Cинодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006)^ Во исполнение поручения, данного Богословской комиссии Русской Православной Церкви Священным Синодом (Журнал заседания Священного…
• Почему православие есть истинная вера • Истоки жизни Почему православие есть истинная вера В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма. Мы оказались перед лицом такого множества проповедников, каждый из которых предлагает нам свои идеалы, свои нормы жизни, свои религиозные воззрения, что предыдущее поколение, или мое поколение, пожалуй, не позавидует вам. У нас было проще. Основная проблема, перед которой мы стояли, была проблема религии и атеизма. У вас, если хотите, появилось нечто гораздо большее и…
Содержание Предисловие Да воскреснет Бог ! Любовь Божия О любви в нас... Пути промысла Божия... За все благодарите... О постепенности в духовном пути Духовная брань и духовное оружие Наставления на пути духовном Главная заповедь: будь верен в малом... Заповеди Добродетель неосуждения Норма человека – Христос ... Смирение Терпение скорбей – путь нашего времени... ... егда поносят вам... О покаянии Исповедь и духовное руководство... О духовничестве в наши дни... Послушание в наши дни... В учителя не лезьте... О молитве... ... и именем Господним... Молитва – суд души Если сомневаемся, угодно ли Господу Клирос или молитва... Все подвиги... должны привести к смирению...…
Wednesday, 27 December 2023 00:29

Осипов А. И. Понимание зла.

Говоря о спасении, что сразу, в первую очередь мы затрагиваем? Мы затрагиваем огромной важности вопрос. А от чего спасение? Все вам единогласно ответят, все религии, все мировоззрения – от зла. Что подразумевается под злом? И вот здесь начинается. Вот здесь, как раз в этом вопросе, из которого исходит вся последующая мысль и религиозная и не религиозная. Этот вопрос является тем фонариком, той исходной точкой, которая объясняет, если хотите, концентрирует на себе всю суть религиозной мысли, религиозных истин, если хотите, религиозного даже откровения в каждой религии. Каково понимание зла? Мы встречаемся с целым рядом различных точек зрения. Я сначала вам хотя…
Прежде чем продолжать, я напомню, о чем мы с Вами говорили в прошлый раз, чтобы продолжение было естественным. Итак, я провожу итог теме: «Сущность христианства». В отличие от всех других религий, христианство утверждает нечто такое, чего не было в истории религиозного создания и в истории религиозной жизни всего мира до этого момента. Христианство утверждает следующее: что никакая святая жизнь человека, никакое самое возвышенное учение, никакой самый оптимальный путь жизни, неспособны привести человека в то состояние, при котором бы он мог иметь полноценное единение с Богом, ибо спасение – это и есть единение с Богом. Как Вы помните, мы говорили, причиной…
3-е издание, исправленное и дополненное Православное братство святого апостола Иоанна Богослова Москва ∙ 2017 Содержание I. Брак – таинство богочеловеческое «Пора роковая» Почему вода стала благоуханным вином? А почему вино стало уксусом? Не расплескать бы чашу любви Целомудрие и «развороченность» души Чем мы лучше животных? Закон резонанса Богословие семьи II. О жизни неродившейся Крайняя точка нравственного падения Дорогая цена Уважать чужую жизнь Инстинкт или сознательный подход? Духовно подготовить рождение III. Семья – малая Церковь IV. О любви Беседа со старшеклассниками V. Вопросы и ответы О браке Воспитание детей Взаимоотношения в семье Семейная жизнь ЭКО и суррогатное материнство Брак и монашество…
Содержание Духовное образование человека Зачем человек живёт? Новая реальность: агрессивное навязывание безнравственности О духовности человека Божественность христианства, и что оно даёт человеку Вопросы и ответы  Духовное образование человека Проблем духовной жизни, относящихся к образованию человека, сегодня, как и всегда, много. Под образованием в данном случае я подразумеваю не школьное обучение, но формирование образа Человека в человеке. И, как мне кажется, в связи с этим одной из самых актуальных проблем для современного человека является понимание свободы. Наверное, ни одно слово так часто не повторяется в наши дни и не носит столь ярко пропагандистского характера, как «свобода». На первый взгляд, это понятие…
Содержание Письмо в Патриархию Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии Ответ профессора А.И. Осипова на заключение Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) Ответ А.И. Осипову о решении СББК. Священник Георгий Максимов Александр Люлька об ответе проф. МДА А. И. Осипова на официальное Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии. Письмо в Патриархию Письмо в Патриархию Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова. Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016. * * * Ответ профессора А.И. Осипова на заключение Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) А сейчас – уж очень вы меня просили – прокомментировать заключение Синодальной…
Содержание Правильная мысль Что значит верить во Христа? Познай самого себя Добрые дела «Опасно преждевременное бесстрастие» Правильная молитва Прелесть Нехристианский опыт Католицизм Духовник О духовных наставниках О выборе духовника О взаимоотношениях духовника и пасомых и правильном отношении к духовнику О послушании духовнику О жизни по совету  Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Ам. 8:11). Святитель Игнатий Брянчанинов 150 лет назад, повторяя эти слова пророка, со скорбью писал, что уже в его время трудно было найти наставника не прелестного. Но при этом указывал…
Monday, 25 December 2023 00:29

Осипов А. И. Бог.

Новое, исправленное 5-е издание книги (2015 г.) • Рецензия • Предисловие • Зачем я живу? • От чего ушёл Пушкин • «Бога нет, потому что…» o            1. «Бог-любовь и страдания несовместимы» o            2. «Наука доказала, что Бога нет» o            3. «Бога никто не видел» • Бог или Ничто? o            Во что верить o            Аргументы бытия Бога            1. Телеологический аргумент            2. Исторический аргумент            3. Религиозно-опытный аргумент • Как найти Бога • Что такое религия. Основные её истины • Был ли человек без религии? • В какого Бога верили первые люди • Как возникли другие религии • Один ли…
(Произнесено в Киево-Братском храме, в пяток третьей недели великого поста, на пассии, 23 февраля 1896 года) И сплетите венец от терния возложиша на главу Его. (Матф. 27, 29. Марк. 15, 17. Иоанн. 19, 2). Такое неслыханное увенчание приготовил человеческий род Спасителю Мира!... Устлав тернием весь путь земной жизни Богочеловека, он сложил, наконец, и для Его пречистой главы необыкновенное украшение из сплетения терния, в буквальном смысле слова. Если разобрать, но обыкновенным приемам человеческой мысли, историю тернового увенчания Спасителя, то в ней можно усмотреть две стороны, внутреннюю и внешнюю. Со стороны внутренней здесь обращает на себя внимание грубая поддельность чувства тех людей,…
Книги Ветхого Завета, подобно всем письменным памятникам древности, распространялись и переходили из рода в род путем копирований и списываний. Хотя при этом соблюдалось величайшее внимание, чтобы, как говорит Иосиф Флавий (против Аппиона 1, 8), ничего в священных книгах ни прибавить, ни убавить, ни переменить, тем не менее и они не могли не разделить общей судьбы всех древних книг, не обнаружить некоторых повреждений, занесенных в текст переписчиками в течении длинного ряда веков и еще более длинного ряда копий, одна другую сменявших и одна из другой выходивших. И могло ли быть иначе, если даже в настоящее время, при распространении книг путем печати,…
«О девятом же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: или, или, Лима Савахфани, еже есть: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 27, 46; Псал. 21, 2). Так возопил к Богу, Отцу Своему, Агнец Божий, вземший грехи всего мира, в свой предсмертный час, среди своих крестных страданий. Он возопил, как объясняет святый Иоанн Златоуст, ветхозаветным пророчественным гласом (Беседа 88 на Матфея). Этот вопль Его был древле предуказан пророком Давидом, в одном его пророчественном псалме, том самом псалме (21-м), в котором пророчески предызображалось, как некогда беззаконные люди возстанут на Агнца Божия, «вменившагося со беззаконными, хотя греха не сотворившаго, как…
«Отче Святый, соблюди их во имя Твое... да и тии будут священи воистину» (Иоан. 17:11–21). Этими великими, безконечною любовью к человечеству дышащими, словами Христа Спасителя мы желали бы освятить пред вами, слушатели, настоящее слово, может быть не совсем обычное на этом священном месте. С воспоминанием о страданиях и смерти Иисуса Христа нераздельны историческия воспоминания о том народе, ослепление и жестокосердие котораго довело до креста обетованнаго человечеству Мессию. Голгофское богоубийство пало неизгладимым пятном на всю последующую историю евреев. Еврейская нация потеряла свою самостоятельность и, в совершенную противоположность своему великому прошедшему, стала каким-то позором в истории человечества. В течении многих веков плотские…