К концу века в работах у историков, философов, социологов науки относительно естествознания появились следующие выводы-проблемы, шокирующие часто как их самих, так и все еще привычное к монологическому восприятию мира мышление многих наших современников,в той или иной мере причастных к науке и философии. Наиболее серьезные из этих проблем следующие. 1. Истина как соответствие научного знания природе, которая является объектом ее изучения, утрачивает для ученого свое значение. Это происходит, во-первых, по той причине, что миров оказывается много, каждому из них соответствует своя научно-философская парадигма (парадигма аристотелевской науки, классической науки Нового времени, неклассической науки XX века, постнеклассической науки конца века). Каждый из этих…
Содержание Предисловие Житие Святого праведного Алексия Мечева Рождение Детство и юность Священническое служение Смерть жены Преподавательская деятельность Начало старческого служения Созидание общины Второе десятилетие XX века Первые послереволюционные годы В начале двадцатых 1922 год Последний год и кончина Прославление Святого праведного Алексия Мечева Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации протоиерея Алексия Мечева (1859 – 1923) Перенесение мощей святого праведного Алексия Мечева Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю перенесения мощей святого праведного Алексия Мечева Мечевская общита Духовное наследие Святого праведного Алексия Мечева Храм Святителя Николая в Кленниках Приложения Приложение 1 Воспоминания Епископ…
В статье показано влияние Сталинградской битвы на возрождение православия на Нижней Волге и Дону; проведено сравнение восстановительного процесса в епархиях региона; выявлены его особенности в Сталинградской, Саратовской, Астраханской и Ростовской областях. Автор приходит к выводу о том, что Сталинградская битва стала катализатором восстановления православия в крае. Темпы открытия храмов были выше в оккупированных районах Ростовской и Сталинградской областей, чем в прифронтовых областях. Диспропорция в численности действующих приходов продолжала сохраняться и после окончания Сталинградской битвы. Церковная патриотическая благотворительность в 1942-1943 гг. была наиболее активной в Саратовской и Сталинградской епархии. Ключевые слова: православное возрождение, Русская православная церковь, епархии Нижней Волги и Дона,…
До недавних пор было принято считать, что румынский исихазм существует как историческое явление, лишь начиная с XVIII века. Однако не так давно были опубликованы труды весьма авторитетных ученых, которые доказывают, что румынский исихазм имеет свое начало в той же эпохе поздневизантийского исихазма, когда жил и подвижничал святой Григорий Палама. Среди этих трудов мы выделим, прежде всего, две книги. Первая из них – «Din istoria isihasmului în Ortodoxia română» («История исихазма в румынском Православии»), ее автор – священник и профессор, один из крупнейших православных богословов современности Думитру Станилоаэ (1902—1994). Книга появилась впервые в составе VIII тома румынского «Добротолюбия», выпущенного о. Думитру…
кандидат исторических наук, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Автор статьи затрагивает малоисследованный вопрос истории епархиального управления Русской Православной Церкви, связанный с реорганизацией духовных консисторий в 1917 году и созданием церковно-епархиальных советов. Рассмотрены меры Синода по трансформации епархиального управления и представлено практическое осуществление изменений на материалах Саратовской епархии. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, церковное управление, епархиальное управление, революция 1917 г., церковная революция, Святейший Синод, духовная консистория, епископский совет, епархиальный совет, Саратовская епархия. Февральская революция 1917 г. принесла существенные изменения не только в жизнь Российского государства и общества, но и Православной Церкви.…
Для всего Христианского Востока сирийский исихазм представляет собой значительнейшее явление, объясняющее многие черты развития православного исихазма вообще. В научном обиходе, вообще говоря, более распространен термин «сирийское аскетическое учение» или просто «мистическое учение»27. Истоки учения о молитве и аскезе у сирийцев представляются недостаточно хорошо изученными ввиду некоторой неясности точки отсчета. Основы этого учения в их наиболее общей форме характерны для всего Христианского Востока, так что уже с первыми переводами Священного Писания (особенно Нового Завета) сироязычный мир получает основные положения аскетического учения. Однако среди ученых нет единого мнения о том, где искать корень тех специфических форм этого учения, что отличают именно сирийский…
Рассматривается развитие жанра паломнической прозы в XII—XXI веках: отмечается переход от хождений и путешествий к путевым дневникам и автобиографическим очеркам. Определяются характерные черты жанра. Особое внимание уделяется изображению афонской жизни и святости. Ключевые слова: паломническая проза, путевые заметки, сакральный топос, реальное историческое время, паломнический хронотоп Опыт хождения ко святым местам зародился в отечественной культуре еще в далеком Х веке одновременно с принятием на Руси Православия. Стремление поклониться местам, связанным с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых апостолов, святителей и мучеников, пострадавших за христианскую веру, направило сердечные устремления русских странников в Иерусалим, Палестину, Византийскую империю, а также на святые горы…
Книги, изданные игуменом Паисием в 1881 г. («Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока...» и «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу.»), рассматриваются как важный и до сих пор актуальный этап в развитии жанра хождений ко святым местам. В книгах раскрывается православная историософия России как главного средоточия земной святости, сохранившейся после падения Византии. Ключевые слова: русская духовная словесность, Православие, Афон, хождения ко святым местам В 1881 г. в истории русской словесности совершилось знаменательное событие: игумен Паисий (+1883) осуществил свой сугубый, сиречь двуединый творческий замысел — издал две книги, связанные глубокой духовной символикой историософского содержания: 1) «Дневные заметки во время…
На основе материала латинских канонических собраний в статье анализируется значение, которое имели нормы церковного публичного права ранневизантийской эпохи IV—V вв. в процессе становления римской кафедры в качестве канонического лидера Западной церкви. Ключевые слова: каноническое право, канонические сборники, италийские со­боры, Дионисий Малый, папа Геласий, Юстиниан. Проблема, вынесенная в название статьи, представляется необычайно важной не только для истории источников канонического права, но и во мно­гом открывающей сложнейший спектр взаимоотношений между Римской и Кон­стантинопольской Церквями в ранневизантийский период. Понять внутреннюю логику этих отношений, вероятно, невозможно без осмысления того, какое зна­чение имело правовое и общественное наследие эпохи первых четырех Вселен­ских Соборов, предшествовавшей падению Западной…
Связи С. Ф. Платонова с тверскими краеведами отличаются особой теплотой, а их результаты столь масштабные, что их трудно переоценить по степени значимости в культурно-просветительском плане. Они же отличаются и многообразием форм сотрудничества, а своим влиянием охватывают не только любителей-историков, краеведов, археологов, архивистов, деятелей образования и музейного дела, представителей духовенства Твери, но и названную аудиторию всего центрально-волжского региона. 1890 г. ознаменован в жизни С.Ф.Платонова важнейшим карьерным ростом, можно говорить об определенном трамплине в его научной и административной карьере. Он стал профессором кафедры русской истории Санкт-Петербургского университета, 19 декабря назначен членом Ученого комитета Министерства Народного просвещения (УК МНП), приглашен на должность помощника…
В 2011 году исполняется 110 лет со дня кончины преосвященного Бориса епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Епископ Борис является учёным-монахом в области богословия, церковной истории, языкознания и метафизики XIX века. Вся его непродолжительная жизнь была служением. И это было служение не только верного и ревностного пастыря Церкви Христовой, но и ученого-монаха. За сравнительно короткий период епископ Борис написал большое количество значимых трудов, как по лингвистике, так и в области богословия и церковной истории, которые актуальны и в наше время. Его статьи публиковались в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, таких как «Томские Епархиальные Ведомости», «Филологические записки», «Руководство для…
В эпоху Древней Руси было распространено устойчивое пред­ставление о том, что Бог через посредство святых исполняет чаянья отдельных людей и целых сообществ. Иначе говоря, усопшие подвиж­ники благочестия тогда наделялись качествами активных субъектов реальной действительности, выполнявших конкретные социальные функции[1]. Могут возразить, что данные так называемые функции отно­сятся к миру воображаемого. Однако люди того времени верили в эф­фективность действий святых в реальном мире и основывали на этой вере многие свои решения и поступки. Поэтому тогда указанные функ­ции представляли собой существенный фактор социальной истории, который нуждается в тщательном изучении. Рассмотрим основные социально значимые функции св. Сергия Радонежского в XV-XVI вв. Ранее в науке…
Оглавление • ВВЕДЕНИЕ •   § 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О В. Н. ЛОССКОМ •   § 2. ГНОСЕОЛОГИЯ В ПОНЯТИИ В.Η. ЛОССКОГО. • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В УСВОЕНИИ ИСТИН О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. •   ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПУТИ Б0Г0П03НАНИЯ. •     §1. АНТИЧНАЯ МУДРОСТЬ И ОТКРОВЕНИЕ. •     § 2. АПОФАТИЗМ. •     § 3. МИСТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В БОГОСЛОВСКОМ ПОЗНАНИИ. •     § 4. КАТАФАТИЗМ. •     § 5. ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ В ДЕЛЕ БОГОПОЗНАНИЯ. •   ГЛАВА ВТОРАЯ. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД. •     § 1. От апостола Павла к мистикам 12–го века. •     § 2. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В БОГОСЛОВСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.Η. ЛОССКОГО. •     § 3. ПРОБЛЕМА ГРЕХОПАДЕНИЯ. •…
Λόγια Ἰησοῦ. Sayings of our Lord, discovered and edited by Bernard P. Grenfell and Arthur Hunt, London, 1897. Adolf Harnack, Ueber die jüngst entdeckten Sprüche Jesu. Freiburg, 1897. G. Heinrici, Λόγια Ἰησοῦ (две рецензии в Theologische Litteraturzeitung, 1897, № 17, ст. 449–457). Theodor Zahn, Die jüngst gefundenen Aussprüche Jesu. Theologisches Litteraturblatt, 1897, №№ 35 и 36, ст. 417–420, 425–431. Henry Redpath, The so-called Logia and their relation to the canonical Scriptures. The Expositor, 1897, сентября, 224–230. John A. Cross, The sayings of Jesus. The Expositor, 1897, октября, 257–267. Аграфов, Незаписанные в евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. Христ.…
Monday, 07 April 2025 01:47

Минуа Ж. Дьявол.

Введение Дьявол — фигура иррациональная: порождение нашего разума, который пытается найти логическое объяснение феномена зла при столкновении с действительностью. И хотя для неверующего человека это — мифологическое существо, а для верующего — реальное, различие на самом деле не столь серьезно, как может показаться. Дело в том, что активность вымышленной фигуры может проявляться не менее самостоятельно и эффективно, чем фигуры реальной. Вымысел, обогащенный фантазией — как коллективной, так и индивидуальной — родившись, начинает жить и действовать самостоятельно. Наиболее продвинулась в осмыслении феномена зла западноевропейская культура: понятие «дьявол» всегда играло здесь основную роль, отнюдь не потеряв актуальности и в связи с достижениями…
Содержание I. Мистицизм и его природа II. Христианская и внехристианская мистика III. Абстрактно-спекулятивное направление древнецерковной мистики 1. Мистика Климента Александрийского 2. Мистика Ареопагитик 3. Мистика св. Григория Нисского IV. Нравственно-практическое направление древнецерковной мистики 1. Значение Оригена в истории древнецерковной мистики 2. Мистика прп. Макария Египетского 3. Мистика при. Симеона Нового Богослова V. Этико-гностическое (примирительное) направление древнецерковной мистики 1. Мистика прп. Исаака Сирина 2. Мистика прп. Максима Исповедника С. Л. Епифанович о данном исследовании П. М. Минина I. Мистицизм и его природа Мистицизм – понятие весьма растяжимое. Оно охватывает собой чрезвычайно многочисленный и разнообразный класс явлений. Поэтому нельзя говорить о мистицизме,…
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 2,2018. С. 4-17 ИССЛЕДОВАНИЯ RESEARCHES УДК 271 DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-2-0-1 Маркович Д. С. ЛЕСНИНСКИЕ СЕСТРЫ И ИХ ДУХОВНАЯ РАБОТА В СЕРБИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Философский факультет Нишского государственного университета, ул. Кирилла и Мефодия, д. 2, г. Ниш, 18000, Республика Сербия; dejan. markovic@filfak. ni. ac. rs Аннотация. Октябрьская революция в России обусловила тяжелое положение в Русской Православной Церкви, и многие русские священнослужители эмигрировали в тогдашнее Королевство сербов, хорватов и словенцев (19181929). Принявшие Сербию как свой второй дом, русские взяли на себя активную роль, помимо прочего, в учреждении монастырей и обновлении духовной…
Содержание Введение I. Св. Григорий Нисский – представитель христианской философии в 4 веке. – Влияния, под которыми слагался общий тип философии св. Григория. – Взгляд св. Григория на отношение языческой философии к христианскому Откровению, разума к вере. – Аллегоризм, как средство для введения философских идей в область христианского знания II. Антропология, как средоточие всей философии еп. Нисского. Относящиеся сюда сочинения св. Григория Отдел первый. Первобытное (идеальное) состояние человека I. Место и назначение человека во вселенной. Он – средоточие двух миров. Он – царь земли II. Двоякий состав человека. Достоинства его телесной природы III. Душа человека. Ее субстанциальность и духовность. Ее…
Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения…
   Серия "Русский путь"    Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra    Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология    Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997       С некоторого времени в нашей (духовной) литературе стало появляться довольно "писем"; одни из них могут быть названы в собственном смысле письмами, потому что составляют действительно переписку некоторых духовных лиц с их друзьями и знакомыми, -- таковы "Письма о христианской жизни"1, "Письма покойного миссионера, архимандрита Макария"2; другие же носят только название писем, в существе дела составляя исследование о том или другом предмете. К числу…