Житие св. Ионы, часто встречающееся в рукописях, составлено, вероятно, в половине XVI-го столетия. Оно напечатано в Степенной Книге Ч. II. стр. 69–97. Дополнением к нему, при составлении сего жизнеописания, служили современные летописи и акты, изданные Археографической Комиссией. Святой Иона родился близ Солигалича, ныне уездного города Костромской губернии, в селении, которое, по прозванию отца его, благочестивого Феодора Одноуша, называлось Одноушевым1. Год рождения св. Ионы неизвестен: но вероятно он родился в последней четверти XIV столетия2. Еще в юности он пожелал оставить дом родительский. Двенадцати лет постригся в одном из монастырей земли Галичской, которыми она была богата3. Из неизвестной Обители Промысл Божий вскоре…
В конце XIII столетия престол Митрополии Всероссийский был перенесен из Киева во Владимир на Клязьме. До 1299 года Митрополит Максим оставался еще в Киеве; но в сем году он переселился со всем клиром своим в северную столицу Великих Князей Русских, а Владимирского Епископа перевел в Ростов1. Князья Галицкие, господствовавшие тогда на юге России, не равнодушно смотрели на сие удаление от них Митрополита. Посему, когда Митрополит Максим скончался, Князь Галицкий Юрий Львович отправил к Константинопольскому Патриарху посольство с просьбою об учереждении особой Митрополии для южных областей Русских. Сие поручение возложено было на игумена Ратскаго монастыря в Волыни, Петра, о котором Князь…
Неблагоприятно встретили Киприана в России, когда он в первый раз явился туда, чтобы занять престол митрополии (1377). В то время еще жив был верховный пастырь Церкви Русской св. Алексий, пред которым благоговела вся Русь. Получив от архиепископа новгородского отрицательный ответ на свое предложение о принятии в звании митрополита, Киприан остановился в Киеве, выжидая более благоприятных обстоятельств в будущем. Прошло около года. Св. Алексий преставился (12 февр. 1380 г.). Великий Князь Димитрий Иоаннович совсем не думал приглашать к себе Киприана. Он хотел иметь у себя митрополитом своего духовного отца и любимца, Спасского архимандрита Михаила1. Правда, ни Епископы, ни прочее духовенство не…
Нижеследуюшее послание заимствовано из Сборника Московской Синодальной Библиотеки , в 4 д., XVI в., по каталогу 1823 г. под N 935. Сборник сей в надписи на книге называется: блаженного Кирилла собрания разных дел. Надпись сделана в XVII столетии , вероятно , по указанию какого-нибудь малороссийского ученого. Слова: разных дел явно указывают на подражание латинскому: varia opera, то есть, разные сочинения. Имя блаженного Кирилла поставлено здесь по первой статье, которая надписывается: «Слово блаженного Кирилла , поучение о чернеческом житии», и издана между творениями св. Кирилла Туровского (в Памятник. Росс. Словесности XII в. М. 1821. стр. 102). Но нельзя сказать об этом…
С падением греческой империи под владычество турок, наступили тяжкие времена для христиан греческой Церкви. Уничижение пред поклонниками лжепророка, воспрещение воздвигать новые храмы и возобновлять прежние, стеснение в исполнении обязанностей веры и благочестия, прельщение выгодами житейскими, клеветы и насилия в неустроенном государстве, – все вооружалось против исповедников имени Христова. Но Церковь, страждущая в огне искушений, мужественно преодолевала и преодолевает все ухищрения духа злобы и лукавства. Между ее пастырями, иноками и мирянами, никогда не было недостатка в таких мужах, которые при встрече с затруднительными обстоятельствами, подобно древним мученикам, отвергая льстивые предложения и не страшась никаких лишений, скорее соглашались жертвовать своей жизнью, нежели…
1. Исцеление больного М. А. С., отчаянно больного, о котором просил молитв Владыки брать его и которого имя Владыка приказал записать для него. Больной сам во сне был извещен о действии молитвы Святителя. 2. В 1855 декабре исцеление К. И. М., больного горячкой, который во сне видел Святителя служащим всенощное бдение в церкви Николы – большого креста на полиелее кадившего. 3. Исцеление Е. С. Б. в 1857 г.; больная уже была особорована. Владыка чрез дочь ее прислал ей образок пр. Сергия. 4. Тоже в Спб. больной преподано исцеление через образок Спасителя. 5. Исцеление дочери Дьякона, который пред литургией просил Владыку…
Высокопреосвященнeйший Владыко, Милостивевший Архипастырь и Отец! По приказанею Вашего Высокопреосвященства, благопокорнейше представляю при сем «замечания, на некоторые места в книге о белом и черном духовенстве2, касающияся Московской Д. Академии», и «выписку мест из той же книги», раскрывающих некоторые догматические возрения автора. В руку Вашею, Милостивейший Архипастырь, жребии наши. – Но нынешнее начальство наше в СПб, заставляет нас страшиться слишком строгих распоряжений. Не­давно Св. Синод, как сказано в бумаге, „по заключенею Духовно-учебнаго Управления», – приказал уволить в Яро­славской семинарии двоих профессоров (один из них служил более тридцати лет, с отличием), не совсем одобрительно рекомендованных Епархиальным Преосвященным3, – и одного учителя Перервинскаго…
Предуведомление Между памятниками древности Русской встречается в наших рукописях слово: о законе Моисеевом данном ему и о благодати и истине Иисусом Христом бывшим, к которому присовокуплена похвала Князю нашему Владимиру, именно Св. Владимиру, просветившему крещением землю Русскую1 Но не во всех списках оно встречается в полном, первоначальном своем виде. Из четырех списков, нами виденных, в трех не достает обширного заключения, в котором проповедник, обращаясь к Св. Владимиру, просит его воззреть на украшающего престол земли Русской сына Владимирова Георгия или Ярослава, супругу его Ирину, их детей и внуков, и приносить молитву Господу Иисусу Христу о благоденствии новопросвещеннаго народа Русского. «В таком…
Сей воистину Божий человек, учитель и проповедник, Косма, родом из Этолии, из одного небольшого селения, именуемого Мегадендрон, был сын благородных родителей. Воспитанный и наставленный ими, по апостольскому слову, в наказании и учении Господни (Еф.6:4), когда совершилось ему двадцать, а может быть, и более лет, начал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишана. поелику же в то время было в великой славе ватопедское на Святой Горе училище; то Косма со многими другими своими соучениками перешел в оное. Там докончил он изучение грамматики под руководством учителя Панагиота Паламы, а потом выслушал и логику от учителя Николая Царцулия из Мецовы, который с ученейшим…
Письмо * Замечания Предполагаемое письмо не столько важно по вопросу, в разрешения которого оно писано, сколько по обстоятельствам, которых касается ответ. Оно заимствовано из рукописи Московской Синодальной Библиотеки в 4 д. под № 927, XVI в., содержащей в себя разные статьи, относящиеся до Иосифова Волоколамскаго монастыря, и писанной рукою Вотьмицкого Архимандрита Вассиана, как сие означено в самом начале рукописи. Сей Архимандрит, по монашеству, был учеником старца Волоколамского Фотия, который сам в свою очередь пользовался духовными наставлениями сподвижника Иосифова Кассиана Босого. Настоятель Вотьмицкий переписал в свою книгу краткий патерик Волоколамский: житие Пр. Иосифа, описанное Саввою Крутицким, и надгробное ему слово Досифея…
Необыкновенные, сверхъестественные события, сопровождавшие явление Сына Божия на земле, скоро сделались известными миру иудейскому и языческому при посредстве проповеди Евангельской, которая возложена была самим Господом Иисусом Христом на избранных Его учеников. Желание иметь более точные и удостоверительные сведения об этих событиях вызвало многих к письменному их засвидетельствованию и изложению учения Христа Спасителя. Св. Евангелист Лука говорит, что когда он приступил к написанию своего Евангелия, тогда уже многие начали составлять повествование о событиях, совершенно известных между верующими во Иисуса Христа, и что сам он принял на себя этот труд с той целью, чтобы доставить своему возлюбленному Феофилу твердое основание того учения,…
Предисловие Приняв в описании Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки за основание к разделению содержание рукописей, ко второму отделу Описания относим мы рукописи, содержащие в себе писания Святых Отцов и учителей Церкви. Между творениями Отцов в Описании даём первое место их толкованиям на Свящ. Писание. За тем будут следовать догматические и духовно-нравственные писания святых Отцов. К сему, по тождеству или близости содержания, особою частью, приложено будет описание рукописей, содержащих в себе разные Богословские сочинения, оставленные известными и неизвестными учителями и писателями Церковными. Описание рукописей, содержащих в себе толкования святых Отцов на Свящ. Писание, в полном виде или в извлечении, следует порядку…
История Собора Иерусалимского, бывшего назад тому двести лет, не чужда интересов настоящего времени. Важность догматических определений, этим собором постановленных и всею восточной Церковью признанных, дает им в Церкви православной значение символическое, и в споре с двумя главнейшими вероисповеданиями в христианстве, устанавливает наши отношения к их учениям по многим пунктам, которых древние вселенские соборы не касались в своих рассуждениях. Между тем, возникающие в последнее время новые сношения наши с членами того или другого исповедания заставляют нас искать твердых, незыблемых опор для установления наших отношений к ним, и невольно обращают наши взоры к тому времени, когда те же вероисповедания, наперерыв одно перед…
Статья А.В. Горского. Писана в 1856 году Царелюбивая Россия глубоко чувствует и с преимущественною торжественностию выражает радость о Царе своем в день его священного венчания на царство. И в высоком свете является царственное величие помазанника Божия в сей день венчания. В святилище Божьем, среди избранных членов государства, священнодействием запечатлевается державная власть, основанная на законе престолонаследия, от Царя царствующих приемлет благословение Самодержец могущественной монархии, чтобы быть живым орудием промышления Божия, слугой Божиим. Священным помазанием обновляются духовные силы избранника Божия, чтоб он мог понести бремя великого служения, чтобы его направлением в царстве земном приготовлялись граждане царства небесного. Видимый причастник царственной власти Того,…
Историческое обозрение Параграф I II III IV «Судьба русских архиереев ни исторически, ни канонически не связана с монашеством». Так в газете «День» № 25, 1862 г., выражена мысль о возможности для русской церкви избирать себе епископов не из монашества, но из белого духовенства. В подтверждение сей мысли указано на правила восточной церкви, именно: 5-е апостольское, 12-е шестого вселенского собора, 2-е правило собора, бывшего в храме Премудрости, и на пример греческой церкви. «В Константинополе и в Греции, говорит автор, по настоящее время епископы выбираются не из монашествующего духовенства, но из белого-из лиц, посвятивших себя безбрачной жизни. И если который епископ пожелает…
Едва Россия озарена была светом христианства, как мудрые правители ее, конечно, руководствуясь наставлениями просвещенных Пастырей греческих, сознали нужду в училищах, для образования духовенства и народа русского, и заботились об их учреждении в Киеве и Новгороде. Но неблагоприятные обстоятельства государства: междоусобия князей, порабощение монгольское, отторжение юго-западной Руси к иноверной державе, – все это долго не позволяло наукам водвориться в России. Мирное состояние православия в России, соблюдаемое особенным попечением Промысла Божия, успокаивало умы заботливые, представляя утешительное зрелище в благочестии Пастырей и народа русского и в славе мучеников и подвижников Церкви русской, просиявших своею жизнию, а не ученостию. Справедливо уважали более жизнь христианскую,…
Содержание В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте.  В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на…
Начало митрополии Русской обыкновенно возводят ко времени Императора Греческого, Льва Философа, (886–912 г.), на том основании, что имя его встречают в переписи епархий, подведомственных Константинопольскому Патриаршему престолу, приписы-ваемой сему Императору. Твердо ли это основание?– Чтобы решить сей вопрос, нужно войти в исследование достоверности сего акта. Предварительно мы должны коснуться истории образования подведомственного Патриарху Константино¬польскому округа. При возведении Константинопольского престола на степень Патриаршества вторым Вселенским Собором, округ Константинопольского Патриарха составился из трех обширных областей (διοίκησις): Понтийской, Асийской и Фракийской. Так блаженный Феодорит, описывая подвиги п труды св. Иоанна Златоустаго, говорить: «не только имел он попечение о сем царствующем граде (Константинополе), но…
Известно, какое участие в деле патриарха московскаго Никона принимал газский митрополит Паисий Лигарид. Но недовольно ясна история этого выходца греческаго, до его прибытия в Москву. Между тем обстоятельства предшествующей его жизни имеют не маловажное значение для историка патриарха Никона, по неблагоприятным отзывам его о митрополите газском, которые легко могли раздражать пришельца, расчитывавшаго на устроение своего благополучия в России – Посему не излишне будет предложить некоторыя сведения о жизни Паисия до приезда его в Москву. Паисий, до пострижения в монашество Панталеон1, Лигарид родом был с острова Хиоса. Соотечественник его и современник, известный Лев Аллаций говорит, что греки, жившие на этом острове,…
Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть (Мф.19:11). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар…