В статье рассматриваются обстоятельства объединения между Московским Патриархатом и Западноевропейским экзархатом приходов русской традиции в 1945 г. Проведен анализ последующих обстоятельств, приведших стороны к разрыву в 1946 г. На основании ранее не публиковавшихся документов сделан вывод об изначальной непрочности объединения, совершенного поспешно и без учета специфических юрисдикционных особенностей экзархата. Серьезные проблемы на пути к единству были заметны еще в августе 1945 г., когда представитель Московского Патриархата митрополит Николай (Ярушевич) прибыл в Париж. Возражения против объединения основывались прежде всего на том, что Церковь в Отечестве продолжает находиться в порабощении атеистической государственной власти. Сторонники объединения на встрече с митрополитом Николаем аргументировали свою…
Статья посвящена жизненному пути викария Вятской епархии епископа Нолинского Александра (Малинина). В настоящее время судьбы многих архиереев, рукоположенных в 1920—1930-е гг., еще не исследованы. Одной из проблем жизнеописания епископа Александра стала ошибка митрополита Елевферия (Богоявленского), в книге «Неделя в Патриархии», назвавшего этого иерарха Иоанном. В результате во всех справочниках по русской иерархии епископ Александр оказался упомянут дважды — под своим именем и под именем «епископа Глазовского Иоанна». Жизненный путь епископа Александра до недавнего времени был практически неизвестен. Тем не менее удалось в целом восстановить его биографию. Согласно следственному делу, через две недели после архиерейской хиротонии, в ночь с 10 на…
В 1970 г. Московский Патриархат даровал автокефалию Православной Церкви в Америке. Это событие недостаточно отражено в литературе, а многие документы по этому вопросу недоступны. На основании материалов российских и зарубежных архивов показаны некоторые подробности предоставления автокефалии. В частности, Московская Патриархия долгое время отказывалась от примирения с Североамериканской митрополией на ее условиях. В конце 1960-х гг. ситуация изменилась. В Москве стали опасаться, что Североамериканская митрополия пойдет на сближение с Вселенским Патриархом Афинагором. В этих условиях московская церковная власть пошла на уступки Североамериканской митрополии. Кроме того, после хрущевских антицерковных реформ Московскому Патриархату было невыгодно содержать свои американские приходы. Руководство Русской Церкви считало,…
Архимандрит Феодосий (Мельник) в течение 27 лет был келейником главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого). На протяжении всего этого времени о. Феодосий неотлучно находился возле своего духовника и учителя, разделяя с ним скорбь изгнания. Центром Русской Зарубежной Церкви в те годы был город Сремские Карловцы в Сербии. Живя здесь, архимандрит стал свидетелем важных церковных событий в русском зарубежье и в Сербской Православной Церкви. Ниже публикуются письма, написанные о. Феодосием в 1933—1938 гг., когда жизнь митрополита Антония склонялась к закату. Последнее письмо написано уже после его смерти. В письмах изложены сведения о жизни митрополита Антония. Заслуживают внимания оценки, которые дает…
А. А. Кострюков (вступительная статья, публикация и примечания) Аннотация: Сергей Викторович Троицкий — известный богослов и канонист, доктор богословия Белградского университета. Наследие этого ученого в настоящее время востребовано, хотя многие его статьи неизвестны широким читательским кругам. Публикуемое письмо относится к важному событию в истории Церкви. В 1965 г. Константинопольский патриарх Афинагор (Спиру) исключил из своей юрисдикции Экзархат Русских православных приходов Западной Европы, которым управлял архиепископ Георгий (Тарасов). В указе патриарха Афинагора содержался совет архиепископу Георгию перейти в подчинение патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Могло показаться, что это событие стало важной победой московской дипломатии. Однако современники, в том числе…
Интервью с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром), одним из виднейших православных иерархов за рубежом, богословом, патрологом, переводчиком, профессором Оксфордского университета, подготовившим целую плеяду современных богословов и историков Церкви. Беседовал – Андрей Левитский Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), отметивший в сентябре этого года 75 летний юбилей, – один из виднейших православных иерархов за рубежом, богослов, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык, основатель греческого православного прихода Святой Троицы в Оксфорде, многолетний профессор Оксфордского университета, подготовивший  целую плеяду современных богословов и историков Церкви. Будущий владыка Каллист (в миру Тимоти Уэр) родился в городе Бат (Bath) на юго-западе Англии, воспитывался в знаменитой Вестминстерской…
В марте месяце прошлого года в последний день заседания Священного Синода Константинопольского Патриархата епископ Диоклийский Каллист, профессор Оксфордского университета и новый председатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, был возведен в сан митрополита единодушным решением членов Священного Синода. – В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению? – Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной…
Лекция памяти Марко Паллиса (Лондон, 9 октября 1996) «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам». (Откр. 7:3) «Святые обнимают целый мир своей любовью» Прп. Силуан Афонский († 1938) Содержание Любите деревья. Мир как таинство, или история о двух деревьях Сущность и энергии. Логос и логосы Двойное видение Задание человека: призвание священства Вселенское покаяние Времени больше нет. Любите деревья. На Афоне, Святой Горе, монахи иногда ставят у лесных тропинок специальные таблички, чтобы подбодрить или предупредить проходящего паломника. Одна из таких табличек, которую часто приходилось мне видеть в 1970-е годы, всегда доставляла особенное удовольствие. Надпись на ней была краткой и…
Большую часть времени нам кажется, что мы знаем, кто мы есть. Но действительно ли мы знаем в полном и глубоком смысле этого слова, кто мы такие? В одном из текстов, который очень важен для православного понимания человеческой личности – в псалме 63 говорится (Пс 63:7): «Сердце глубоко». Это означает, что человеческая личность – глубокая тайна. Внутри меня есть глубины или, если хотите, высоты, о которых я мало, что знаю. Кто я? Ответ совсем не очевиден. Моя личность изменяется в пространстве и времени. Она выходит за пределы пространства в бесконечность и за пределы времени в вечность. Человеческая личность создана, но она…
После Своего Воскресения Господь Иисус вернулся и при закрытых дверях предстал взорам Своих учеников. Он приносит апостолам три дара, а взамен они принимают жребий служения и апостольства. Что это за три воскресных дара и каково посланничество, сопровождающее их? Первый дар – дар Мира: «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам» (Ин. 20:19). Мир – значит путь: не отсутствие искушения и борьбы – это будет происходить до конца дней наших, – а отсутствие сумеречности сознания, недоумения и неуверенности, мгновенно парализующих человека. Таковым было и положение учеников. Увидев распятого на Кресте Господа, они испытали глубокое разочарование и бежали, как…
Данная публикация представляет собой перевод статьи митрополита Каллиста (Уэра), в которой он выясняет, как православные писатели понимают Священное Предание Церкви, и делает попытку его соотнесения с личным опытом христианина. Рассуждения владыки приводят к выводу, что верность Преданию – это не только свидетельство о богатом наследии предшествующих времен, но нечто гораздо большее. Содержание Старица и башня Три определения Предания Церковная власть и Святой Дух у св. Симеона Святой Григорий Палама и обращение к опыту «Церковь Священного Предания» Старица и башня Среди множества притч и образов книги «Пастырь Ерма» одним из самых ярких является образ Церкви, который встречается в самом начале. Два…
Содержание Православные и инославные Женское священство и однополые браки? Разные нации, одна Церковь Христиане в Великобритании находятся в меньшинстве Власти признают наше существование…  Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) хорошо известен в православном мире. Иерарх Фиатирской архиепископии в Великобритании (Константинопольский патриархат) и популярный богослов, он принадлежит к числу широко читаемых и обсуждаемых авторов (как в англоязычной, так и в русскоязычной среде). Его книга «Православная Церковь» (“The Orthodox Church”) обычно рекомендуется тем англоязычным читателям, которые стремятся больше узнать о православии. Много лет владыка Каллист преподавал в Оксфордском университете; именно под его руководством писал свою докторскую диссертацию иеромонах Иларион (Алфеев) – ныне митрополит Волоколамский,…
В год столетия со дня рождения митрополита Сурожского Антония мы поговорили с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром), викарием Фиатирской епархии Константинопольского Патриархата, одним из самых авторитетных православных богословов нашего времени о наследии владыки Антония, его влиянии на религиозную ситуацию в Великобритании и современном состоянии Православия в Соединённом королевстве. – Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения митрополита Антония Сурожского. У нас в России его сегодня воспринимают в основном по его книгам, видеозаписям проповедей и рассказам тех русских, на жизнь которых он оказал влияние. Но ведь есть и взгляд с другого ракурса: можно ли говорить о том, что…
Одна душа, созданная по образу Божию, драгоценнее в очах Бога, нежели тысячи миров со всем их содержимым. Изречения пустынных отцов Подлинное чудо "Расскажи мне о видениях, которые ты видишь", - сказал однажды некий монах преп. Пахомию (286 -346). "Грешник вроде меня не ждет от Бога видений, - отвечал Пахомий, - (...) но позволь сказать тебе о великом видении: святой и смиренный человек - вот великое видение. Ибо что может быть более великое, чем видеть невидимого Бога, явленного в Своем храме - видимом человеке?"[1] Таково величайшее из видений, подлинное чудо: человеческое существо, созданное по образу и подобию Божию. "Славлю Тебя, Господи,…
В настоящей работе митрополит Каллист рассматривает возможные параллели между исихастским методом молитвы и другими на первый взгляд похожими молитвенными техниками, принятыми в индуизме и исламе. Обращаясь к истокам исихазма, к учениям таких его представителей, как св. Григорий Палама, св. Григорий Синаит и Никифор Исихаст, он ставит вопрос: является ли Иисусова молитва подлинно христианской практикой, или она не нужна, а, может быть, даже способна нанести вред? Вспоминай о Боге чаще, чем дышишь. Св. Григорий Богослов Содержание Призрак в машине? «Как легко говорить каждым вздохом…» Вхождение в сердечное место Положение тела Управление дыханием Византийские йоги? Призрак в машине? «Славьте Бога своими телами»,…
Wednesday, 19 October 2022 02:53

Каллист (Уэр). Статьи.

Епископ Диоклийский КАЛЛИСТ "НУЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ" Спасение по учению преподобного Силуана Афонского Перевод иеромонаха Илариона (Алфеева)   "Мы члены друг другу"      "Любите все создание Божие", - говорит старец Зосима в романе Достоевского "Братья Карамазовы":      Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах [1].      Эта "тайна Божия", о которой говорит старец Зосима, есть не что иное, как взаимозависимость, неразрывная взаимосвязанность всего тварного в Боге-Творце.      Ибо все как океан, все течет и соприкасается. В одном месте тронешь, в…
Небо и земля сегодня едины (из службы рождественского Сочельника) О странная Православная Церковь! (о. Лев Жилле) Отсутствие и присутствие Хорошо помню, как началось мое путешествие в Православие. Случилось это, когда мне было семнадцать, совершенно неожиданно летним субботним днем 1952 г.. Я шел по Букингем Пэлэс Роуд, недалеко от Виктория Стейшн в центре Лондона, мимо большой ветхой готической церкви XIX века, которую раньше не замечал. На ней не висела поясняющая табличка (общественные связи никогда не были сильной стороной Православия в западном мире!), но зато медная дощечка гласила просто: “Русская Церковь”. Когда я вошел в храм св. Филиппа - так называлась церковь,…
Содержание 1. Молитва и безмолвие 2. "Господи, Иисусе..." 3. Простота и доступность 4. Полнота 5. Сила Имени 6. Обретение цельности (Unification) 7. Вхождение вовнутрь 8. Об участии дыхания 9. Конец пути Литература 1. Молитва и безмолвие      Когда молишься, оставайся безмолвен. "Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит", - пишет православный автор [1]. Достичь тишины - самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина - не только негативное состояние, пауза между словами, временная остановка речи, но в высшей степени позитивное - состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст - тот, кто стяжал gsucia, внутреннюю тишину, или безмолвие, par…
ВХОД В СВОБОДУ?      “Аскетизм предназначен для освобождения человеческой личности”, — пишет русский православный философ Николай Бердяев (1873–1948). Он определяет аскезу как “концентрацию внутренних сил и управление собой”, — и утверждает, что “наше человеческое достоинство связано с этим”[2]. То есть аскетизм ведет к самообладанию и сообщает нам способность к достижению поставленной цели, какова бы она ни была. Определенная мера аскетического самоотречения — необходимый элемент во всем, что мы предпринимаем в спорте и в политике, в науке и в молитве. Нужна аскетическая концентрация усилия, чтобы не подпадать внешним воздействиям или нашим собственным эмоциям и настроениям. Без этого мы скорее реагируем, чем…
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он открыл.» Ин. 1:1, 14, 18 Храни преданное тебе. 1Тим. 6:20 Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви. Владимир Лосский Содержание Внутренний смысл Предания Внешние формы 1. Библия 2. Семь вселенских соборов: Символ веры 3. Позднейшие соборы 4. Святые отцы 5. Литургия 6. Каноны 7. Иконы  Внутренний смысл предания С внешней стороны православная история…