Аннотация. Статья посвящена важным событиям в жизни Русской Православной Церкви, происходившим в 1917 году, — Всероссийскому съезду духовенства и мирян (июнь 1917 года), предварявшему Поместный Собор 1917-1918 гг., а также самому Собору (его первым дням работы). Дается краткий обзор деятельности съезда и взгляд на события непосредственного их участника — екатеринбургского протоиерея Алексия Игнатьева, публикуются его отчеты о работе Всероссийского съезда духовенства и мирян и статья о Соборе. Воспоминания автора, бывшего участником двух крупнейших форумов Русской Православной Церкви, помогают понять атмосферу, царившую на них, раскрыть новые малоизвестные стороны работы Собора и съезда. Ключевые слова: Первый чрезвычайный всероссийский съезд духовенства и мирян,…
ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(17). 2017, 132-152 В статье исследуется биография самого молодого священномученика из Собора святых Екатеринбургской митрополии, выпускника Екатеринбургского духовного училища, клирика Михаило-Архангельской церкви с. Меркушинского Верхотурского уезда — иерея Константина Богоявленского, расстрелянного в 1918 году. На основании анализа широкого круга источников авторы уточняют ряд фактов из биографии священномученика, а также приводят некоторые новые сведения, ранее не публиковавшиеся. Так, например, найдена ценная информация о венчании Константина с Раисой Си-дяковой, прояснен вопрос о рукоположении Константина Богоявленского после Февральской революции 1917 года, когда в Екатеринбурге не было епископа. Кроме этого, в статье приводятся новые сведения об отце священномученика —…
Аннотация. Статья посвящена малоизученному явлению — уходу духовенства с белыми войсками в результате наступления Красной армии, а также последствиям этого ухода. В статье представлен обзор источников по истории уральского духовенства периода гражданской войны. Дается предварительная оценка информационного потенциала таких источников, как следственные дела, анкеты, клировые ведомости, метрические книги, источники личного происхождения. Оцениваются масштабы ухода духовенства с колчаковскими войсками, анализируются причины этого ухода, зависимость масштабов бегства от конкретных обстоятельств. Рассматриваются действия белых и красных, повлиявшие на решение многих священно- церковнослужителей покинуть места своего служения. Сделана попытка объяснить мотивы, по которым те или иные духовные лица уходили с белыми войсками, возвращались в…
Аннотация. В статье рассматривается отношение уральских епископов и священнослужителей к монархии, личности последнего российского императора после февральской революции 1917 года и революционным событиям. На основании свидетельств подтверждается тезис о том, что подавляющее большинство духовенства приветствовало события февраля 1917 года, связывало с ними надежды на улучшение церковной жизни и данные новой властью свободы. Прослеживается изменение отношения к революции, начавшееся со второй половины 1917 года. Представители духовенства начинают осмысливать произошедшее, переживать за русское общество, осуждают разгул свободы. Ключевые слова: духовенство, Русская Православная Церковь, монархия, февральская революция, репрессии. Цитирование. Печерин а. в. Эволюция политических взглядов духовенства Русской Православной Церкви на события 1917 г.…
Аннотация: Согласно сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, участие женщин в литургическом служении весьма ограниченно. В монастырях женщины могли петь или читать на клиросе, в приходской жизни могли служить в Церкви просфорнями. В XX в. роль женщины в храме начала меняться. Общественное движение к более полному участию женщин в церковной жизни, возникшее в столичных аристократических кругах, к 1918 г. возросло настолько, что нашло отражение в определении Поместного Собора, согласно которому женщина в исключительных случаях могла быть допущена к служению в алтаре в качестве псаломщика. Осуществлению этого постановления на Урале способствовал массовый уход духовенства с армией А. В. Колчака в 1919…
По поводу статьи протоиерея Н. Добронравова: «Хорепископы в древней восточной церкви». (Богословский Вестник. 1907. Май, ноябрь). Одним из самых надежных данных для определения иерархической степени древних хорепископов, выяснению чего посвящена поименованная статья, является чин их поставления. Необходимость ссылки на него с указанной целью, признает и сам автор и, если не прибегает к ней, то лишь в виду отсутствия, по его мнения, исторических сведений о рукоположении хорепископов. «Что касается, говорит он, церковных обрядов рукоположения в хорепископы, то относительно этого мы не имеем никаких исторических свидетельств. Поэтому можно только предполагать, что, так как хорепископы были епископами, то хиротония их не отличалась от…
Содержание Глава I Глава II Глава I Современный состав славянского Служебника, как и прочих богослужебных книг сложился не сразу. Начало его образования восходит к XII-XIII в., а завершение падает на конец XVII столетия. Заключительным актом этого долголетнего процесса является внесение в Служебник «Известия Учительного, како долженствует иерею и дьякону служение в церкви святой совершати и приугоговлятися к священнодейству, наипаче же к божественной литургии, и каковы бывают бедственные и недоуменные в скорости случаи, како в том исправлятися“. В первый раз Известие встречается в Служебнике 1699 г., затем 1705 г. и 1717 г. В июне 1723 г. «протектор“ Московской типографии, архимандрит Гавриил…
Исследование г. Григорьева посвящено, как видно из заглавия, изложению учения пр. Исаии о Мессии и Его царстве. Сообразно с этим оно разделяется на две части: в первой (стр. 22–256) рассматриваются предсказания Исаии о лице и деятельности Искупителя, во второй (стр. 257–301) – об основанном Им царстве благодати и славы. Каждая из этих двух групп пророчеств изучается таким образом, что автор выясняет сперва христологический характер известного места, а потом приступает к определению его содержания. Неизбежность работы первого рода вызывается не особенностями пророчеств, – сами по себе они определенны и ясны, а обычным в экзегетической литературе отрицанием мессианского элемента в книге Исаии.…
С самых первых веков своего существования христианская церковь освящает особого рода воспоминаниями все выдающиеся события и моменты из жизни Спасителя мира. В соответствии с их характером она устанавливает для своих членов то дни духовной радости и веселия, то дни печали и воздержания. К числу этих последних принадлежит и пост перед Пасхою. За все время своего существования он проводился в строгом воздержании и единственное различие заключалось лишь в том, что последнее не всегда и везде продолжалось одинаковый срок. В различные периоды и в различных церквах предпасхальный пост имел различную продолжительность. По крайней мере в Греции до IX приблизительно века не было…
протоиерей Александр Петровский [Рец. на:] Петр Соколов. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире См. также Агапы или вечери любви в древнехристианском мире Посвященный изучению «одной из труднейших и темнейших проблем Церковной Истории», труд автора распадается на четыре части: история агап с ее подразделением на три периода, происхождение агап, их внешняя история, жизнь в империи, и отношение к ним язычников. Кроме того, особое приложение занимается вопросом об остатках агап в современной литургической церкви. По полноте обзора исторических свидетельств об агапах и посвященной им литературы, по преимуществу новейшей, исследование автора не имеет себе равного на русском языке. И при всем том…
Содержание Брайтэм. Восточная и западная литургии. Т. I: восточная литургии. Оксфорд 1896 г. Вновь найденный пурпуровый список свв. евангелий Брайтэм. Восточная и западная литургии. Т. I: восточная литургии. Оксфорд 1896 г.1 Поименованный труд Брайтэма, составляющий второе издание сочинения Гаммонда «Liturgies Eastern and Western», представляет довольно ценный вклад в литургическую литературу, ценный в том отношении, что дает почти весь существующий материал по истории литургий восточной церкви. Кроме текстов восточных литургий четырех обрядов (I Сирийский обряд: 1) литургия VIII и 2) II кн. Апостольских Постановлений; 3) греческая литургия ап. Иакова; 4) сирийская того же имени. II. Египетский обряд: 1) греческая литургия св.…
Содержание Царствие Божие и Сын Человеческий в книге Даниила. К уяснению её основной мысли. Юлий Бемер. Лейпциг 1899 г. Зоровавель. Из истории мессианских чаяний и возникновения иудейства. Эрнест Селлин, профессор богословия в Вене. Лейпциг. 1898 г. Великие книги, сочин. Фр. В. Фаррара, декана кэнтерберийского. Нью-Йорк Царствие Божие и Сын Человеческий в книге Даниила. К уяснению её основной мысли. Юлий Бемер. Лейпциг 1899 г.1 Тенденциозное в частностях (время написания книги и объяснение IX гл.), сочинение Бемера представляет в общем прекрасный по ясности и полноте анализ содержания книги пр. Даниила. Изучая его при свете истории, автор приходит к тому заключению, что основные…
Чин крещения принадлежит, к числу тех немногих последований, которые определились в своем составе с самого раннего времени. Все важнейшие и даже второстепенные его подробности можно найти уже у отцов и учителей церкви IV–V вв. Но столь раннее сформирование не осудило однако его состав на полную неподвижность, не исключило возможности такого или иного развития, перехода от одних форм к другим. Наличность последнего подтверждается древними литургическими памятниками, а их сравнение с современным чином крещения помогает уяснить происхождение некоторых, на первый взгляд непонятных, действий. Одною из особенностей древнего чина крещения является его связь с литургией, требовавшая приведения новокрещенного в храм для присутствия за…
протоиерей Александр Петровский Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования Чины хиротесий и хиротоний, или постановлений в низшие и высшие степени клира, имеют, как и все церковные чинопоследования, свою историю. «Простые и несложные вначале, они постепенно развивались и осложнялись, стремясь достигнуть такой формы, которая бы возможно совершеннее выражала мысль, соединённую с тем или другим чином» (стр. IV). Сообразно с этим и изучение их истории, к чему стремится автор, сводится к указанию того пути, которым шло развитие того или другого чина, выяснению тех изменений и дополнений, каким он подвергался в течение веков, определению причин, под воздействием которых совершался процесс…
Историческою основою таинства елеосвящения послужил известная заповедь ап. Иакова: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5:14–5). Оправдывая церковный взгляд на сакра¬ментальный характер елеосвящения, приведенное место дает в то же время основание и для его обрядовой стороны: мо¬литвы и помазания больного елеем несколькими священни¬ками. Апостольское установление и происхождение данных элементов не подлежит никакому сомнению. Но этим и ограничиваются все сведения о первоначальном составе елеосвящения. По смыслу апостольской заповеди, таинство…
Подобно всему богослужению, чин венчания не был в древности тем устойчивым, неподвижным в своем составе последованием, каким является в настоящее время. Его обрядовая сторона слагалась постепенно, принимала в зависимости от обстоятельств различные формы, то более простые, то более сложные. Начальные моменты данного процесса остаются почти неизвестными: за первые восемь веков о венчании имеются лишь отрывочные, разрозненные известия в сочинениях некоторых отцов и учителей церкви1, а древнейшие списки его состава от VIII–IX в. представляют последний в результате восьмивекового развития. Не давая материала для уяснения первичных, древнейших форм брака, эти две группы свидетельств в соединении с указаниями позднейшего времени позволяют наметить два…
История ветхозаветного пророчества знает неоднократные случаи собщения откровения в ответ на молитву пророка (Иер. 32:16–26; Авв. 1; 2:1–2). В подобном соотношении стоят молитва IX гл. пр. пр. Даниила и откровение о 70-ти седминах. Как тесно связанные, они датируются одним и тем же временем, – первым годом царствования Дария, сына Ассуирова, из рода мидийского (Дан. 9:1). По отношению к молитве естественность подобной даты указана в словах 2–3 ст. 9 гл.: «в первый год царствования его (Дария), я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к…
Одною из самых характерных особенностей исторического развития восточных и западных литургий является разнообразное изменение их состава. Продолжаясь в течение почти XIV столетий, оно принимало в различные периоды различные оттенки и направления, выражалось то в опущении отживших свое время молитв и даже целых частей, то в составлении новых, то, наконец, в ином сравнительно с прежним комбинировании существующих форм. С изменениями последнего рода литургии выступают между прочим в чине приобщения. Его современная форма представляет не столько коренное преобразование древней, сколько ее упрощение, соединение двух отдельных действий в одно. Таким по крайней мере характером отличается чин приобщения греческой церкви. Большим разнообразием проникнута история…
Благовещение – так христианская церковь называет один из великих богородичных праздников, падающий на 25-ое мартаи посвященный воспоминанию и возвещению архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только евангелии от Луки, но подробно (1, 26 – 38), что вполне соответствует важности его как «главизны нашего спасения». Тут совершилась великая тайна боговоплощения: «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоан. 1, 14). Событие совершилось «в шестый месяц», т. е. не в 6-й иудейский месяц, а в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Б. является одним из древнейших богородичных праздников.…
Речь, произнесенная пред защитой магистерской диссертации под заглавием: „Апостольские литургии восточной церкви“ Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи! Пользуясь предоставленным мне правом слова, осмеливаюсь остановить ваше просвещенное внимание на некоторых пунктах своего труда. В ряду литургических памятников восточной церкви довольно видное и почетное место занимают литургии с именами ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка. Их значение признают представители и богословской науки вообще и литургии в частности. Первым они дают право настаивать на апостольской древности некоторых частных пунктов христианского вероучения (напр., молитв за усопших), вторые находят в них прямое и ясное указание на состав евхаристии апостольского века. В глазах тех и…