20 век оказался одним из самых неоднозначных и парадоксальных столетий в истории цивилизации. Научно-технический прогресс, облегчивший жизнь миллионам людей, соседствовал со страшными тоталитарными режимами, закончившимися множеством невинных жертв. Роль христианской религии и богословия в 20 веке оказалась также неоднозначной. Так называемый проект Модерна, атеистический по сути, постулировал конечное увядание религиозности под давлением научной эволюции. В итоге само явление Модерна рассыпалось, а религиозность продолжила оставаться одним из важнейших феноменов человеческой цивилизации. Но стоит отметить, что подобная победа над атеистическим Модерном не означает сохранение социального и культурологического статус-кво для традиционных религий. Возникает острая дилемма между традицией и обновлением в богословской плоскости. Выживание…
Предательство во все времена считалось поступком недостойным и низким, причинявшим предаваемому тяжелые душевные страдания. Подвергался этому испытанию царь Давид, предан был Своим учеником и Господь. Об этом свидетельствует нам Священное Писание: Книги Царств и Евангелие. Всю горечь своих страданий от предательства царь Давид излил в Псалмах. Эти слова горечи являются пророческими. Будучи гоним и предаваем самыми близкими людьми, царь Давид от лица Спасителя с особенной болью пророчествует о предательстве Иуды: «Яко аще бы враг поносил Ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй Мя на Мя велеречевал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко Мой и знаемый…
Так украшенный и возведенный в святилище готовится к служению. Первое прошение, повеленное от Господа произносить ему: «Да святится имя Твое».  Святитель Григорий задается вопросом: Зачем побораемым множеством искушений молиться такими словами? Чем они могут помочь нам? Или если не будет этого сказано, возможно ли имени Божиему не быть святым? Имя Божье само по себе вечно свято и славно без нашего прославления. Но жизнью верующих оно может прославляться (Мф. 5,16) и хулится мерзкими поступками, вызывающими соблазн у неверующих людей: «Горе тем, их же ради имя мое хулится во языцех (Ис. 52,5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом своим…
Tuesday, 18 May 2021 16:11

Преподобный Макарий.

Почитание Макария Калязинского началось со времени обретения его мощей. В 20-е годы XVI в. иноками монастыря были написаны первые иконы, Служба на обретении мощей преподобного Макария и Сказание о чудесах. Вероятно, в Чудовом монастыре было составлено Сказание об обретении мощей святого, первоначально принимавшееся за его житие. Тогда же для служебных нужд кто-то из столичных монахов составил Проложное житие, повествующее о западном происхождении подвижника. Поскольку обязательное для прославления святого Житие к Собору в 1522/23 г. составлено не было, сразу после Собора начались изыскания сведений о жизни и деятельности калязинского чудотворца. Сохранившийся рассказ старицы Евфросинии, свидетельствует о том, что в сборе биографических…
МАТВЕЙ ИЗ РОДА КОЖИНЫХ Макарий Калязинский, в миру – Матвей, по рассказам Иосифа Волоцкого, происходил из рода кашинских бояр Кожиных и был «сродником болшим бояром тверьским», среди которых старшим назван Захарий Бороздин. Родной брат Захария – Савва Бороздин прославился своей подвижнической жизнью на Новгородской земле под именем Савва Вишерский. Младенец названный Матвеем, вероятно, был крещен по святцам в честь апостола Матфея, день памяти которого приходился на 16 ноября, и, следовательно, родился в ноябре 1401 г. в имении отца Василия Ананьевича в с. Гридково (позднее Кожино). Согласно грамоте, хранившейся в семье, дед Матвея, родоначальник фамилии Кожиных, был выходцем из Швеции –…
Когда и в связи с чем богослужение Великого Пятка появилось? Кем и в течение какого времени оно создавалось? Исследование этого вопроса показывает, что из всех богослужебных чинопоследований Постной Триоди самыми древними являются службы Великого Пятка и Великой Субботы. Прежде чем кратко изложить историю создания рассматриваемого нами богослужения (Великой Пятницы), нужно указать на то, что послужило причиной к его появлению. Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди Самого Христа Апостолам — поститься в те дни, “когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). О…
Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь, возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб…
О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л. 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. „И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: „Богородице ты еси лоза истинная“) украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампады возжжены, и кадит иерей окрест аналоя, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину“. Известно будет, прибавляет Устав, как евангелие от Матфея все читается, подобно и от Марка, и от Луки, от Иоанна тоже читается до начала святых страстей, истинно как до „Ныне прославися…
По книге ЕПИСКОП ВЕНИАМИН (МИЛОВ). ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ. "Великий покаянный Канон" св. Андрея, Архиепископа Критского, представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви. Это бессмертное творение содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния. Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает…
О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.       В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии…
По книге ЕПИСКОП ВЕНИАМИН (МИЛОВ). ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ. Православно-христианское учение о посте, как земном подвиге, обязательном для всех верующих во Христа, по-видимому совершенно понятно без каких-либо дополнительных объяснений. Фактически оно оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Углубление в смысл и задачи поста открывает здесь много новых подробностей, касающихся настроения постящегося, конечных целей и благодатных даров постничества. Авторитетно-твердое и исчерпывающе-полное истолкование понятия о посте мы находим в православной литургической письменности или в церковно-богослужебных молитвах, песнопениях и канонах. На основании отрывочных замечаний о посте церковных песнопевцев можно вскрыть подлинную точку зрения Церкви: 1. на существо телесного и 2. душевного…
Содержание От составителя Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве Поучения Антония Великого Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Удаление от мира и от сожительства с людьми Избрание пустынножительства Келейное уединение Келейные занятия и порядки Молитвословие и коленопреклонения Чтение и богомысленное размышление Рукоделие и вообще труд Пища Сон Одежда Все содержание, главная черта которого – нищета Церковное богослужение Соотношения Взаимное обращение Собеседование и вообще употребление языка На случай отлучек Строй внутренней жизни Исходное начало жизни – ревность Правило жизни – воля Божия в заповедях Цель –…
Содержание Общий взгляд на историю храма Воскресения Греческая Патриархия в Иерусалиме Православные монастыри внутри Святого Града Пустыня Святого Града Краткая история пустыни Святого Града Обители, бывшие в пустыне Святого Града в эпоху ее процветания в IV, V и VI веках, с показанием их местонахождения по древним источникам Поездка к развалинам Фаранской лавры преподобного Харитония Лавра Преподобного Саввы Освященного Обитель Преподобного Феодосия Киновиарха Общий взгляд на историю храма Воскресения Храм Гроба Господня построен на месте, где был распят и погребен Христос Бог наш. Излишним было бы доказывать, что место это, столь драгоценное для первых христиан, было охраняемо и стрегомо ими весьма…
Комарова Татьяна Васильевна,                                         ведущий научный сотрудник,                                         музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».  Схимонахиня Мария (Толстая) – духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского.  (По страницам неизданной переписки. К 200-летию со дня рождения прп. Амвросия Оптинского).  В историю Шамординского монастыря навечно вписано имя схимонахини Марии (Марии Николаевны Толстой, 1830-1912) – духовной дочери преподобного Амвросия. Схимонахиня Мария происходила из древнего рода графов Толстых. С младенческих лет она была связана неразрывными духовными узами с Оптинскими старцами. Оставшись после смерти мамы всего пяти месяцев от рождения, была воспитана бабушкой и тетушками, которые были духовными чадами Оптинских старцев Льва, Макария, Антония, Моисея. Мария Николаевна росла в…
Отзыв о сочинении М. Азбукина: «Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе (XI-XIV вв.)». Варшава, 1898 г., представленном на соискание премии митрополита Макария Книга Мих. Азбукина: «Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе» – оттиск статей, напечатанных в. т «Русском Филологическом Вестнике» в 1896–1897 гг., объемом – 160 стр., в 8 д. л., без разделения на главы. Содержание ее следующее. 1) В начале, в форме вступления в исследование, автор делает несколько замечаний об условиях, при которых христианство было принято на Руси и которыми определилось его отношение к древнерусскому язычеству. Эти условия насколько…
Содержание I. Об авторе Синай и Фавор Три монашеских пути II. Лествица: задача и структура Читатель Иоанна Необходимость личного опыта Стиль и структура: тридцать ступеней III. Духовное учение святого Иоанна Лествичника Подражание Христу, духовность и вероучение, благодать и свободная воля «Радостная печаль»: «Лествица» как «диалектика богословия» «Мой помощник и мой враг»: двойственность тела – чувственная любовь, страсти. Бесстрастие (apatheia) Монах и мир: братство, послушание, духовник Молитва и безмолвие: призывание имени Божественный свет и Божественная любовь IV. Источники и влияние Личный опыт и традиция Классификация пороков Влияние «Лествицы» I. Об авторе Синай и Фавор После Библии и богослужебных книг нет книги,…
Девство, Брак или “свободная любовь”… — Какой выбрать путь? В основу этой работы положена книга прот. В. Зеньковского “На Пороге Зрелости.” Епископ Александр (Милеант)   Содержание:   Введение. Проблема пола.  Загадочная сторона половых влечений. Здоровое направление полового влечения. Иерархичность наших сил.  Энергия пола.  Значение воздержания.  Основные этапы в развитии пола.  Развитие сексуального сознания.  Потребность любви.  Закон двойного выражения.  Облагораживающая сила любви.  Значение семьи. Семья или девство? Три стороны брачной жизни.  Брак, как осуществление единства.  Смысл добровольного девства. Опасность половой страсти. Греховность природы, как причина уклонения от нормы.  Источники соблазнов.  Культ страсти блуда.  Грехи плоти и их последствия.  Советы в борьбе…
Приблизительно в 1905–1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексеем Мечёвым, священником церкви Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, – продолжал собеседник. – Хотя храм, где служит отец Алексей, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью». Не сразу приобрел отец Алексей известность. О начале своей деятельности в Кленниках он рассказывал:…
По изображению святого евангелиста Луки, в первый раз событие Благовещения радостно праздновалось ещё в доме праведных Захарии и Елисаветы (Лк. 1, 39-45), однако его литургическое становление (вместе с другими Богородичными праздниками) происходило гораздо позднее. Пытаясь установить начало церковно-богослужебного празднования Благовещения, необходимо учесть общеисторическую проблематику христианских праздников как таковых. Глубокая древность этих торжеств является причиной того, что мы не знаем подробно истории их установления. Дата Благовещения Днем Благовещения как на Западе, так и на Востоке (за некоторыми исключениями) считается 25 марта. С одной стороны, эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века сначала на…
Saturday, 10 April 2021 14:39

Событие Благовещения.

В день Благовещения Пресвятая Дева Мария услышала от Архангела Гавриила благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие – Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания. Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Человеком наитием Духа Святого, посланного от Отца. «Сын Божий неописанным существом воплотился от Девы», исткал себе печать от Её крови и «не только заимствовал тело от Пречистой, но и душу, и все человеческое».  Творческое Слово, Которое…