Книга, заглавие которой выписано нами, содержит в себе только первую часть Литургики и одну главу из второй, а между тем она обнимает собою до 35 печатных листов. Если по¬чтенный автор продолжить свой труд, то, можно думать, что и вторая часть его книги будет не меньшого объема. Уж самый объем составленной и изданной о. Гавриилом книги ни в каком случае не дает права смотреть на нее, как на учебник по Литургике, а потому мы должны судить о ней, как о руководстве – пособии по Литургике. Да и сам автор называет свою книгу «руководством». Смотря на книгу о. Гавриила, как на предназначенную…
Отчетъ о заграничной командировкѣ въ 1887/88году СЪ ПРИЛОЖЕНІЯМИ Доцента Кіевской духовной Академіи Алексия Дмитриевскаго. КІЕВЪ Кіевъ. Тип. Г. Т Корчакъ-Новицкаго, на Михайловская ул., д. № 4. 1890. ОГЛАВЛЕНИЕ. Стран. I. Краткий очерк путешествия по востоку 1 II. Мотивы и задачи путешествия 32 III. Восточные библиотеки рукописей и старопечатных книг 39 IV. Памятники христианских древностей на востоке 69 V. Критско-синайская школа иконописи, ее происхождение и характеристические особенности пошиба письма 92 VI. Заключение 116 Приложения: I. Библиотеки рукописей на Синае и Афоне под пером профессоров-палеографов В. Гардгаузена и С. Ламброса 119 II. Киновиальные правила преп. Саввы Освященного, врученные им пред кончиною преемнику…
В ряду двадцати святогорских монастырей, по красоте и живописности местоположения первое место всегда занимали Симоно-Петрском монастыре, расположенный на отвесной и высоко поднятой над уровнем моря скале, именуемой „камнем знамения». „Стоит убо, описывает местоположение этого монастыря наш паломник Барский-Плака, основан удивительно на некоем очень остром и твердокаменном холме, как некая крепость неприступная, и со всех сторон имеет естественный преглубокий ров, в который смотреть страшно точно с севера узкий проход, наподобие моста, нарочно создан, к вратам монастырским... Тесен убо есть зданием, но очень высокостенен, наподобие столпа, и толико место обиймает, елико имат острота холма, яко отнюдь тамо откровенного несть подвория, но совокупно…
(Краткий очерк учено-литературной деятельности их) Прошлый 1885 год был тяжелым годом для русской исторической науки. Смерть неумолимо вырывала одного за другим лучших деятелей, плодовитых работников на ниве отечественного исторического знания. Навсегда умолкли честные и горячие голоса известнейших исторических дятелей, как напр., Н. И. Костомарова, Д. К. Кавелина, графа А. С. Уварова († 29 декабря 1884 года), основателя Археологического Института Н. В. Калачева и др. Мир их дорогому праху и царство небесное их душе, волновавшейся горем и радостию своего горячо любимого ими отечества. В частности наша церковно – археологическая наука не досчитывается в своих немногочисленных рядах двух весьма видных деятелей, а…
(вновь открытый памятник по рукописи Синайской библиотеки XII века № 1096). Выпуск 27, 31, 32, 35 Выпуск 27 Преподобный Савва Освященный и его духовное завещание монахам Лавры (вновь открытый памятник по рукописи Синайской библиотеки XII века № 1096). Отношение пастыря Церкви к сектантам и иноверцам. – Из практики сельского лекаря. VI. Мое лечение.– К заметке: «Монашество при сборе пожертвований на Афон». – Церковные известия и заметки. V и VI века в истории православного монашества и палестинского в частности должны быть, по справедливости, названы золотыми веками. Говоря это, мы далеки от мысли утверждать, что монашество на Востоке в это время стояло…
(Посвящаю пастырям и пасомым Астраханской епархии) Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке Афинского университета, продолжает с замечательною энергиею дарить, и довольно часто, историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему не велики, так как первоначально помещаются в каком нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и…
В ночь на 2 ноября, после продолжительной и тяжелой болезни, скончался в 66 году своей жизни Петербургски митрополит Антоний (в мире А. В. Вадковский), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Сын бедной многочисленной, но благочестивой семьи священника села Ширингуши, Спасскаго уезда, Тамбовской губернии, почивший митрополит, после окончания образования в местных духовно-учебных заведениях, 20-летним юношей, поступил для завершения богословского образования в Казанскую духовную Академию в состав XIII курса. Весьма привлекательною наружностью, симпатичным скромным характером, в высшей степени деликатным отношением к товарищам, своею высокою религизною настроенностью и благовоспитанностью он успел быстро завоевать себя любовь и благосклонность не только у своих товарищей по…
Библиографические заметки: [Отзывы о брошюрах И. Саккелиона, изданных на греческом языке: «Точная история, каким образом крещен был русский народ», и «Неизданные богословские сочинения Никифора Феотоки"] Λιήγησις ἀκριβὴς ὅπως ἀβαπτίσθη τὀ των Ῥσσῶν ἔθνος,ἐκ πατμιακοῦ χειρογράφου ἐκδιδομώνη ὑπὀ Ι. Ζακκελίωνος, ἐπιμελτοῦ τῶν χειροηράφων τῆς ἐθνικῆς βιβλιοθήκης. Αθην. 1891. Τοῦ μακαρίου Νικηφόρου τοῦ Θεοτόκη πονήματα ἱερἀ ἀνέκδοτα, ἐκ χειρογράφου τεύχους τἠς τ῾θvικῆς βιβλιοθήκης ἐκδίδοντος Ι. Ζακκελίωνος, τοῦ καὶ ἐπιμελητοῦ τῶν ἐν αὐτῇ χειρογράφων. Αθην. 1890. Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя…
Восток христианский. История Афона. Ч.III. Афон монашеский. I) Судьба его с 911 по 1891 год. Отделение второе. II) Оправдания истории Афона (то есть приложения к этому отделению). Издание Императорской Академии наук под редакцией П.А. Сырку. С.-Пб. 1892. 8°. LI+V+1083 стр. Тщательным во всех отношениях изданием настоящей книги покойного преосвященного Порфирия Успенского наша Академия Наук выполнила предсмертную волю ее автора, придавшего этому своему труду весьма важное значение (стр. 604), и удовлетворила тех из русских людей, которые с нетерпением и с большими надеждами ожидали выхода в свет окончания «Истории Афона», в свое время, при появлении первых томов, наделавшей немало шума и оживленных…
Блаженный Диадох (V-го века), епископ Фотики древнего Эпира и его творения. Том первый. Творения бл. Диадоха. Греческий текст, редактированный по древним греческим рукописям, с предисловием, русским переводом, разночтениями, примечаниями и приложениями. К. Попов. Киев 1903 г. I- Содержание I. Testimonia externa II. Λόγος III. Надписания к ста главам аскетического слова IV. Variationes V. Схолии проф. Попова к творениям блаж. Диадоха, их прототипы и источники. VI. Перевод на русский язык творений блаж. Диадоха. VII. Схолии анонима к аскетическому слову бл. Диадоха. VIII. Произведения, приписываемые в рукописях блаженному Приложение № I. Приложение № II. Приложение № III. Приложение № IV. Книга, подробное…
В нашей современной церковно – богослужебной практике прочно установился обычай – в чинах литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» отвечать клиру пением стихиры Пятидесятницы: „Видехом свет истинный». Исключение допускается только для всей Пятидесятницы. В это время от первого дня Пасхи до отдания на вышеуказанный возглас клир поет, по Уставу, тропарь праздника: „Христос воскресе» (Типик, изд. Киев. 1824 г. л. 402), а с праздника Вознесения Господня до его отдания – тропарь: „Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» (Никол. Пособ. к изуч. церк. Устав, стр. 470). Так как в Уставе о пении тропаря Вознесению…
Александрийские и константинопольские греческие газеты с восторгом приветствуют избрание на александрийскую патриаршую кафедру, вдовствующую со времени кончины (22 авг. 1899г.) глубокого старца патриарха Софрония IV, хорошо известного на православном Востоке и популярнейшего среди клириков сионской церкви, митрополита назаретского Фотия Пероглу. Избрание это, совершившееся с редким в подобных случаях единодушием всех участников (εν συμπνοια παντων των στοιχειων), имевших, право голоса, как свидетельствует официальная телеграмма египетского правительства, отправленная в Высокую Порту с просьбой об утверждении султаном состоявшихся выборов, является в религиозной жизни современного православного Востока событием знаменательным и выдающимся. Высокопреосвященный Фотий в первом заседании избирателей получил 124 избирательных голоса, а во втором,…
Богосшественный Синай и дивной красоты базилика во Преображения Господня, построенная знаменитым византийским императором Юстинианом, с мощами св. великомученицы Екатерины, издавна для многих из русских паломников служить таким же притягательным пунктом, как Св. Земля, Св. Афонская гора, город Бари с мощами Св. Николая чудотворца и др., а поэтому полагаем, что для них будет интересно узнать некоторые любопытные, факты касающиеся важных внутренних перемен, происшедших в названной обители за последнее время. Престарелый и уже не первый год страдавший тяжким недугом, неподдающимся никаким усилиям и искусству опытных в своем деле европейских врачей, архиепископ Синайской горы и Раифы и вместе с тем настоятель Синайской обители…
Византийский патриарх Отдельные части сложного целого, которые и приладили к русской церковной организации неудачно и неумело. В области высшего церковного управления в Poccии так было и с патриаршеством, и с синодом ... В. * * * Факт общеизвестный, что на святых местах в Иерусалиме издавна между лицами различных вероисповеданий идет непрерывная вражда, время от времени прорывающаяся наружу в виде столкновений, иногда даже с кровавым эпилогом. Вследствие этих, крайне натянутых, условий религиозной жизни разных вероисповеданий и национальностей, святые места, достопоклоняемые святыни всего христианского Mиpa – Св. Гроб, Голгофа, храм Воскресения, Вертеп Христов и др. – содержатся в таком запустении и небрежении,…
Митра1 составляет ныне неотъемлемое головное украшение наших епископов во время богослужений, но, как богослужебная принадлежность высшего в иерархии сана, она явление сравнительно позднего времени. Правда, в археологической науке делаются попытки вынести время появления этой богослужебной при¬надлежности в глубокую христианскую древность, и прототип её желают видеть даже в том увясле, которым украшал свою голову первоиерарх Сионской церкви св. апостол Иаков, брат Господень, но митры нашего времени и даже более раннего ничего не имеют родственного с увяслом или тюрбаном св. апостола ни по форме, ни по украшениям. На всем протяжении истории христианской церкви трудно установить даже хотя бы и слабую связь между…
(Некролог) 27 ноября в 9 ч. и 10 минут вечера почил о Господе первосвятитель Казанской церкви архиепископ Никанор (в мире Никифор Тимофеевич Каменский). Возраст жизни в Бозе почившего владыки сравнительно еще не преутружденный – 63 года. Энергичная его деятельность, с особенной интенсивностью выражавшаяся минувшим летом, во время бывшего в Казани Съезда миссионеров, и несколько окрепшее расшатанное его здоровье после поездки на воды Кавказа – все это, по человеческим расчетам, отдаляло мысль о печальной развязке, к которой почивший владыка постоянно готовился, а поэтому и смерть эта была полной неожиданностью не только для людей, далеко стоящих от него, но и для его…
Призванные лестным для нас поручением совета Киевского общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви занять внимание просвещённого собрания, мы решаемся избрать предметом нашей настоящей беседы вопрос, который близко соприкасаемся с областью наших специальных научных занятии, подходит к программе тех задач, какие преследует общество религиозно-нравственного просвещения, и который должен быть важен и дорог каждому истинному сыну церкви православной, – вопрос о недостатках в нашем современном обществе церковно-религиозного воспитания и о причинах, их породивших. Все мы, православные христиане, считаем себя членами одной общей семьи, одного единого союза, возглавляемого Христом Спасителем нашим, – церкви православной, которая, как известно каждому, живет и управляется…
На голову каждого епископа при богослужении ныне возлагается у нас митра1 всюду в Чиновнике архиерейского священнослужения называемая шапкой2. Это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время, чем и объясняется тот весьма знаменательный факт, что все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но митро¬полита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старо-печатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России о митре хранят полное молчание. Как будто бы митра даже и не считается принадлежностью епископского облачения. Исключение в этом отношении представляют чины хиротоний южно-русских литургических…
Судьба калмыков, коснеющих целые века во мраке язы¬чества, составляет предмет забот и попечений духовной и свет¬ской власти, а потому все, что относится к быту и образу жизни их не может не представлять особенного интереса. В этих видах я нахожу не лишним сообщить рассказ о своем первом посещении калмыцкой кибитки, несколько лет тому назад. Дело было на первый день Пасхи. Волга только что разошлась. После вечерни я и четверо моих товарищей порешили переправиться на форпост1, чтобы подышать чистым воздухом и полюбоваться пробуждающеюся природою, после той жестокой зимы, которая была в 1875–76 г. и которая должна быть памятна для астраханцев. Так называемый…
Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине1 (по поводу десятилетия со дня его кончины) 10,000 русских паломников, приезжающих, по официальным данным, ныне ежегодно в Палестину, не ограничивают своего паломнического подвига обозрением достопоклоняемых мест Иерусалима и его окрестностей, но стараются непременно побывать на Иордане, в Горней, в Хевроне у дуба Мамврийского и в других местах. Всюду в этих местах наши паломники встречают и уютный кров и самый радушный, истинно русский прием. Для большинства из них все эти приюты и помещения, обставленные комфортабельно, даже для избалованного жизнью человека,…