По изд.: Житие Авраамия Смоленского / Памятники литературы Древней Руси. XIII век. — М., 1981. — С.66-105. ЖИТИЕ И ТЕРПЂНИЕ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО АВРАМЬЯ, ПРОСВЂТИВШАГОСЯ ВЪ ТЕРПЂНЬИ МНОЗЕ, НОВАГО ЧЮДОТВОРЦА ВЪ СВЯТЫХЪ ГРАДА СМОЛЕНЬСКА Господи благослови. О пресвятый царю, отче и сыне и святый душе, слово божие, искони сый вь вЂкы, сътворивый небо и землю, видимая и невидимая, отъ небытья насъ въ бытие приведый; и не въсхотЂ насъ презрЂти въ мнозЂй прелести мира сего, но посла на избавление наше сынъ свой единочадый. Глаголеть бо пророкомъ духъ святый: «Не ходатай, ни аггелъ осия ны, но самъ сый преклонь небеса и сниде»;…
«Мы иногда с ним шутили: вздумала же судьба, чтобы тому из нас, кто с чисто славянской фамилией, — быть лютеранским богословом, а кто с чисто немецкою — православным!» — Так вспоминает о своих встречах с о. Иоанном знаменитый протестантский теолог, историк Церкви Ярослав Пеликан. Но протоиерей Иоанн Мейендорф был уж не первым из носителей этой чисто немецкой фамилии, чья истовая приверженность миру Православия и России служила предметом удивления. Еще в 90-х годах прошлого столетия в высших петербургских кругах немало шучивали по адресу начальника Императорского конвоя барона А.Е. Мейендорфа, что сжился со своими лейб-казаками до полной от них неотличимости, включая и…
С развитием информационного общества всё более заметным становится такое явление, как самостоятельное воспроизведение сложными системами самих себя. Любая сложная, эволюционирующая система обладает набором средств по изменению своей структуры, которые можно называть медиумами в силу их посреднической природы. Они являются посредниками не только между системами, но и между стадиями своего собственного развития от средств к самоорганизующимся системам. Самостоятельные смысловые пространства становятся результатом работы сложных систем по производству медиальности, характерному для культуры информационного общества. Медиальность понимается нами как универсальное свойство разных культурных форм быть посредниками между людьми, друг другом, прошлым и будущим, реальным и идеальным и т. д. Понятие медиальности применимо для…
Предисловие Путие же преподобных подобне свету светятся... (Прит. 4:18) В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины. Малоизвестная шумному свету, игумения Арсения была одной из…
Monday, 13 January 2025 12:43

Живов В. М. Статьи.

"Мистагогия" Максима Исповедника и развитие византийской теории образа По изд.: Художественный язык средневековья. М., Наука, 1982 г. сс. 108-127. Переиздано как глава в книге: Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 15-39. В этом издании добавлено одно примечание (между 4 и 5 в издании 1982 года), которое тут воспроизводится как 5а, примечание же 5 1982 года тут воспроизводится под номером 5б. § 1. Учение иконопочитателей и предшествующее развитие Наиболее полную разработку теория образа (είχών) получила в Византии в период иконоборческих споров, когда перед иконопочитателями была поставлена принципиальная задача — оправдать практику…
Пётроград 1919 Издательство «Огни» СОДЕРЖАНИЕ I.   Вступительные замечания 1) Общая характеристика евангелия 2) Задача Очерка 3) Точки зрения при изучении евангелия, историческая точка зрения, Штраус Ренан Ревилль, Историко-литературная точка зрения 4) Евангелие и эллинизм, эллинистический язык 5) Группировка евангелий 6) Ново-заветный канон 7) Автор­ство евангелистов 8) Источники первых трех еван­гелий, традиция устная и письменная 9) Свидетель­ство Папия 10) Термин „евангелие" II. Синоптические евангелия 1) Синоптические евангелия 2) Евангелие от Марка, его композиция, его отличия от первого и третьего евангелий, его основа, время и язык 3) Первое евангелие, свидетельство о нем Папия, источники и состав первого евангелия, его общий характер и…
Отец Василий Борисович Бажанов, протопресвитер военного и придворного духовенства, известный педагог и автор многих духовно-назидательных трудов, родился 7 марта 1800 года в семье диакона, в Алексинском уезде Тульской губернии. Образование получил в Тульской семинарии, куда отдан был в десятилетнем возрасте, и в 1819 г. Санкт-Петербургской Духовной академии. Затем, получив в 1823 г. степень магистра богословия, в должности бакалавра преподавал в Духовной академии немецкий язык. Женился он на дочери священника Александра Федоровича Горянского. В 1826 г. Бажанов рукоположен в священники, и стал законоучителем и настоятелем храма св. Александра Невского Второго кадетского корпуса и Дворянского полка. Годом позже, заменив отца Г. П.…
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Екатеринбургское епархиальное женское училище; православная церковь; учительские кадры; церковно-приходская школа; педагогическое учебное заведение; педагогическая деятельность. АННОТАЦИЯ. Исследуется деятельность Екатеринбургского епархиального женского училища как специального педагогического заведения по подготовке учительских кадров для начальных школ. Рассматриваются проблемы комплектования контингента воспитанниц училища, его материальной базы и финансирования, состояния кадров преподавателей. Анализируется содержание общеобразовательной и профессионально-педагогической подготовки будущих учительниц. U. P. Efremova, М. V. Popov Ekaterinburg EPARCHIAL COLLEGE FOR WOMEN AND TRAINING OF TEACHING STAFF IN EKATERINBURG (1880—1920-S YEARS) KEY WORDS: Ekaterinburg Eparchial College for Women; Orthodox chirch; teaching staff; parish school; pedagogical educational establishment; pedagogical activity. ABSTRACT. The activity of Ekaterinburg…
Благочестивые читатели! Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах.…
Ершов П.Г. Успенский собор Старицкого монастыря и «архаизирующие» памятники первой половины XVI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 3. СПб, 2013. С. 231–241. Введение Строительство итальянских архитекторов в последней четверти XV – начале XVI в. в Московском Кремле безусловно повлияло на архитектуру последующего времени. В первой трети XVI в. особенно заметно стремление русских зодчих перенять элементы новой архитектуры (при этом деятельность итальянских мастеров на Руси прерывается лишь в начале 1540-х гг. [21, с. 218]). Основным типом соборного храма для этого времени являлась четырех- или шестистолпная постройка. Чаще всего подобный храм ориентировался на Успенский и Архангельский соборы Кремля.…
(Премиальный отзыв. Извлеч. из журн. Киевск. дух. Академии, от 21 дек. 1915 г., стр. 136 и д.) Сочинение Μ. Φ. Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области древнехристианской эсхатологии. Изучая эсхатологические воззрения св. Григория Нисского в широкой исторической перспективе, Μ. Φ. коснулся в своем сочинении почти всех древних церковных писателей-греков, начиная с мужей апостольских и кончая бл. Феодоритом и Энеем Газским. На протяжении почти шести веков в его сочинении обследованы эсхатологические верования христиан и представлена одна из таинственнейших страниц догматики, интерес к которой никогда не иссякал в верующем христианском сознании. Естественно, появление его книги возбудило к…
Преподобный отец наш Стефан родом был русин, из славянского народа, из северной страны, называемой Двинской, из города Устюг. Сыном был одного христолюбца, верного христианина, по имени Симеон, клирика великой соборной церкви Святой Богородицы, что на Устюге. Мать его была тоже христианкой, по имени Мария. Еще ребенком, с малолетства отдан он был учиться грамоте, и скоро всю грамоту изучил так, что через год читал каноны и стал чтецом в соборной церкви. Он превосходил многих сверстников хорошей памятью, остроумием и быстротой мысли, в учении преуспевал, рос отроком благоразумным, возрастая разумом душевным, телом и благодатью. К играющим детям не подходил. Тех, кто суетным…
Процессы глобализации и децентрализации, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование информационного общества - наиболее яркие признаки будущего высокотехнологичного общества как результата «великих перемен» в развитии цивилизации, черты которого наиболее подробно описал в книге «Третья волна» Элвин Тоффлер [1]. Под «третьей волной» американский культуролог и футуролог подразумевает последнюю фазу развития общества, ведущая роль в котором переходит к информационно-коммуникационным технологиям, воздействующим на все социальные структуры, образ жизни и сознание людей. Можно предположить, что изменение характера труда в постиндустриальном обще- стве станет предпосылкой возникновения трудовых конфликтов между старыми сотрудниками и «новичками» в ходе их совместной трудовой деятельности. Резкое ускорение темпов научного и технического развития…
«...когда люди впадают, в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, оглядышаясъ туда и сюда, они силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их». Митрополит Антоний (Храповицкий) Работа в направлении духовно-нравственного образования и воспитания сегодня необычайно трудна, ибо традиции отечественной педагогики, фундаментом которой всегда оставалось православие, в XX в. были прерваны. Современный учитель, прошедший путь атеистического воспитания и образования, зачастую не может найти ответов на жгучие вопросы духовной жизни, не видит способов устроения в подростках и во всем…
Жебелевские чтения-I (научные чтения памяти академика С.А.Жебелева). Тезисы докладов научной конференции 28-29 октября 1997 г. Флавий Евтропий является одним из тех познеантичных авторов IV в. до н. э., которые попытались обобщить опыт римской истории в период краха империи. Обзор его творчества важен как для характеристики общего жанра бревиариев и принципов их составления, так и для представления о переходе от позднеантичной к средневековой историографии, составления линии преемственности между древнейшим Римом и позднеантичным периодом, а популярность его в Средние века свидетельствует о важности произведения, ставшего одним из пособий для изучения истории Рима в последующие времена. Сведения о биографии Евтропия сравнительно немногочисленны. Из…
Инокиня Евфросиния (Седова), докторант каф. истории Даугавпилсского университета редактор газеты «Виноградная лоза» Латвийской Православной Церкви. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Просветов Ростислав Юрьевич, препод. Тамбовской духовной семинарии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Латвии в 1948—1951 гг. В статье рассматриваются основные этапы служения и архипастырской практики митрополита Вениамина (Федченкова) в Латвийской ССР после его возвращения на родину из Америки в 1948 г. За период управления Рижской епархией с 1948 по 1951 г. митрополит Вениамин последовательно выстраивал свои взаимоотношения с двумя уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР. Авторы, опираясь на…
Издательство Свято-Елисаветинского женского монастыря. Минск, 2002 г. Предисловие Перед вами - первая книга из серии книг о старчестве. Эта серия включит в себя те жизнеописания подвижников, которые наиболее ярко раскрывают сущность духовного руководства, показывают необходимость подчинения своей воли опытному наставнику - старцу, о невозможности шествования по духовному пути без руководителя. "Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Спасение есть во мнозе совете", - пишет Авва Дорофей. А в утешение тех, кто еще не нашел духовного руководителя, он добавляет: "Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но…
Оренбургский государственный университет Настоящая статья является откликом на уход из жизни (6 марта 2007 года) одного из самых значительных философов двадцатого столетия Жана Бодрийяра. Это не портрет мыслителя и не краткий очерк его жизненного и творческого пути, скорее, пафос текста имманентен настроениям философа, особенно последнего периода его творчества: мотив финализма и неподлинности антропной реальности - «доминантный очаг» рефлексий французского мыслителя. Что произошло бы, если бы вдруг выяснилось либо попросту вам сообщили, что он не умер, что это была утка? Не произошло бы ровным счетом ничего, разве что чья-то бровь вскинулась бы в удивлении, да и то деланном: кто-то умер, кто-то,…
От переводчика В докладе, сделанном Brian E. Daley sj на конференции во Фриборе (Швейцария) (Maximus Confessor; Actes du Symposium sur Maxime le Confeseur, Fribourg, 2-5 september 1980; edites par Felix Heinzer et Christoph Sc?nborn, Editions Universitaires, Fribourg Suisse, 1982), рассматривается эсхатология (богословское учение о конечной судьбе мира и человека) Св. Максима Исповедника. Изучая богословское предание Церкви Brian E. Daley показывает как Св. Максим Исповедник синтезируя и преобразуя взгляды своих предшественников, создает и формулирует учение Церкви по этому вопросу. При переводе, где это возможно, я пользовался современным переводом трудов Св. Преп. Максима Исповедника (кн.I, перевод А. И. Сидорова и кн.II, перевод…
В кн.: Матеріальна та духовна культура Південної Русі. Матеріали Міжнародного польового археологічного семінару, присвяченого 100-літтю від дня народження В.Й. Довженка (Чернігів – Шестовиця, 16 – 19 липня 2009 р.). Київ – Чернігів, 2012. С. 102–105. Городище у с. Крапивное Шебекинского района Белгородской области выявлено в 1962 г. Северо-Донецким отрядом Нижне-Донской археологической экспедиции ИА АН СССР под руководством С.А. Плетневой. В последовавшей вскоре публикации были введены в научный оборот первые данные о памятнике и определено его место среди древнерусских поселений региона. По мнению С.А. Плетневой, Крапивенское городище XII – XIII вв. представляет собой остатки пограничной крепости Черниговского княжества, находившейся в юго-восточном углу Курского удела1. В начале 80-х гг. автор, опираясь…