Перевод с английского М.В. Чернышева От переводчика Сейчас, кажется, уже и нет такого аспекта богословия Православной Церкви, который не был бы отражен в трудах преподобного Максима Исповедника. Его фигура, как мистика и созерцателя неизреченных таинств Воплощенного Логоса, богослова и исповедника высоко возвышается в истории христианства. Я верю, что по молитвам преподобного Максима, как и всех Св. Отцов – тайнозрителей Несотворенного Божественного Света, которые уже здесь на земле сподобились стать насельниками сияющего неба, и стало возможным изучение его сложного богословия, являющегося вернейшим руководством и путеводителем для всех "обладающих [духовным] зрением, (для которых) весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном…
Содержание • Первая часть • Вторая часть Первая часть Предуведомление к изданию на русском языке Писатель этой книги Палладий, родом галатянин, сперва путешествовал несколько лет по разным странам Египта, потом отправился в Палестину, откуда прибыл в Вифинию, где рукоположен был в епископа Еленопольского и имел близкое общение со святым Иоанном Златоустом. Но, защищая святителя от нападений врагов его, он сам принужден был скрываться одиннадцать месяцев в уединенной келии. После того был он в Риме. Все означенные путешествия Палладия, как можно видеть из содержания книги, относятся ко времени с 388 до 404 года по Рождестве Христовом. В продолжение сих путешествий Палладий…
Содержание Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом Изречения старцев об авве Антонии  По коптскому сборнику сказаний о преподобном Второй выпуск патрологического отдела журнала “Православный собеседник” за 1898 год Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом Родина христианского монашества – Египет. Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Феодор Освященный, Макарий Египетский, Макарий Александрийский были египтяне и говорили на египетском – или коптском языке1. Великое множество их учеников также были египтяне. Из Египта монашество перешло и в другие страны. В Европе всегда довольно много знали о древних подвижниках Египта, о их делах и наставлениях. Но это знание не было вполне твёрдым и…
Научный диалог. - 2013. -№ 7(19) : Экономика. Право. Политология. - С. 179-194. УДК 322(477):28+341.215.1+348.71 Особенности и основные вехи истории украинского христианства в контексте государственноцерковных отношений Н. М. Палинчак В статье проанализированы основные вехи истории украинского христианства с точки зрения политического анализа государственно-церковных отношений. Автор показывает неразрывную связь между государственной и церковной властью, а также демонстрирует влияние внешнеполитических факторов на становление внутригосударственных церковных отношений. Ключевые слова: государство; церковь; государственно-церковные отношения; Украина; уния. Проблема отношений между государственной властью и религиозными организациями относится к актуальным темам современной историко-политической науки. Взаимоотношения между государством и церковью всегда были чрезвычайно деликатными, но, пожалуй, никто не…
Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) с 1948 по 1967 г. осуществлялась на территории Израиля и Иордании. В этот период Миссия проводила богослужебную, представительскую, хозяйственную и административную деятельность, определявшую ее обязанности как составной части Московского патриархата в Израиле и Иордании. На деятельность РДМ существеннейшее влияние оказывала политика СССР, не только фиксировавшая пределы ее деятельности, но и координировавшая практически все стороны ее функционирования. Имело место влияние Московской Патриархии на РДМ, невзирая на существовавший всецелый контроль государства за деятельностью Русской Православной Церкви. Кроме того, на Миссию осуществлялось давление со стороны государственных и негосударсвенных сил. Отношения с Иерусалимской Патриархией имели важнейшее значение…
E. H. Pagels. Exegesis and Exposition of the Genesis Creation Accounts in Selected Texts from Nag Hammadi // C. W. Hedrick and R. Hodgson (eds). Nag Hammadi, Gnosticism & Early Christianity. In memory of George W. MacRae. Peabody, Massachusettes: Hendrickson, 1986. © Д. Алексеев, перевод Ист.: http://monotheism.narod.ru/pagels.htm. В библиотеке Кротова с любезного разрешения переводчика. См. гностицизм. Шрифты к статье тут. Данная статья призвана, опираясь на выборку текстов из Наг-Хаммади, исследовать широкое разнообразие гностических толкований 1-3 глав Бытия. Сравнение таких памятников, как Свидетельство Истины, Апокриф Иоанна, Толкование о Душе и Ипостась архонтов позволяет предположить, что их авторы интересовались не только "космологической…
Предисловие переводчика Житие свт. Амвросия, епископа Медиоланского, написанное его секретарем диаконом Павлином, относится к самым известным памятникам латинской агиографической литературы V в., несомненно, благодаря той исключительной роли, которую сам святитель сыграл как в формировании богословия Западной Церкви, так и в выстраивании отношений между Церковью и государством не только на западе, но и на востоке империи. Уже из «Церковной истории» Руфина Аквилейского (403 г.) подробный рассказ о том, как свт. Амвросий отлучил императора Феодосия от Церкви за резню в Фессалонике, попал в весьма популярную в Византии хронику Георгия Монаха (Амартола), а оттуда – в декабрьский том Четьих Миней (под 7-м числом),…
Репринт 1915 г. Малая книжка эта с большим благословением посвящается блаженной памяти Апостола Японии, Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского (преставился ко Господу 3 февраля 1912 года), Светильника Церкви Православной. (Посвящение из первого издания, 1915 г) Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года прославил святителя в лике равноапостолов. Память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля Во славу Святой, Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при патронате Московском и всея Руси Алексия II, в лето от сотворения мира 7515, от рождества Христова 2007, напечатана книга сия:  «От святой купели…
Содержание а) Ректора Академия Епископа Феодора б) Экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского  Журналы собраний Совета императорской Московской духовной Академии за 1915 год Сергиев Посад Типография Св. – р. Сергиевой Лавры. 1917. Стр.166–189 О сочинении студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему: „Св. Варсануфий Великий. Его жизнь и учение“ а) Ректора Академия Епископа Феодора „Автор видимо, обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере первая часть его сочинения „Жизнь Св. Варсануфия“ (1–216 стр.) свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень…
В статье рассматриваются основные этапы развития византиноведения как науки с момента ее зарождения в XVI в. до 1 -ой четверти XX в. Показаны причины негатив­ного отношения к византийской истории со стороны деятелей эпохи Просвещения. Проанализирован вклад в развитие науки русских дореволюционных ученых. Ключевые слова: византология, история Византии, Ш. Дюканж, Ш. Лебо, Э. Гиб­бон, А. Монье,В.Г. Васильевский, Н.П. Кондаков, Ф.И. Успенский, А.А. Васильев, Ю.А. Кулаковский. Научное изучение Византии началось в связи с интересом к миру класси­ческой античности. Путь историка в Древнюю Грецию пролегал через Византию, которая сохранила классическое наследие, и именно благодаря Византии Запад эпохи Возрождения мог удовлетворить свое страстное стремление…
Seminarium Kondakovianum, 1, 1927, с. 47-52 С0ЕДИНЕН1Е ВОПРОСА О СВ. ИКОНАХЪ СЪ ХРИСТОЛОГИЧЕСКОЙ ДОГМАТИКОЙ ВЪ СОЧИНЕНШХЪ ПРАВОСЛАВНЫХЪ АПОЛОГЕТОВЪ РАННЯГО ПЕРЮДА ИКОНОБОРЧЕСТВА Въ эпоху борьбы, разгорѣвшейся вокругъ установившагося въ Православной Церкви иконопочитанія, борьбы длительной и упорной, всколыхнувшей и взволновавшей весь христіанскій міръ, – доводы, которые приводили въ защиту иконъ православные ихъ апологеты, были и многочисленны и многообразны. Но среди всѣхъ аргументовъ, которые изобрѣталъ и выставлялъ, отстаивая православный обычай, изощренный въ діалектикѣ умъ византійскихъ богослововъ, варьируя ихъ согласно съ нуждами момента и примѣняясь къ новымъ этапамъ борьбы, все же неизмѣнно, съ самаго начала борьбы и до самаго ея конца, главной и исходной…
Ольшанский Дмитрий Александрович, студент философского факультет УрГУ (1998), член Российского философского общества (2000) и философского общества Англии (2001) "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле." Первая книга Моисеева: Бытие 1:28 Проблема религии становится весьма актуальной в наши дни не только для Российского общества, но и для свей мировой культуры, всего человечества, переживающего социальный и культурный кризис, связанный с формированием новой модели культурных отношений - мультикультуры. [1] Проблема даже не столько в "культурной ломке", которая…
Дмитрий Сергеевич Мережковский в представлении не нуждается. Не нуждается в нем и Гастон Камил Чарльз Масперо. Но только в другом мире - там, где его знают, ценят и любят до сих пор - в науке египтологии, которая влечет к себе подчас и неискушенные в ней умы. Но мы выбрали филологию.... И задача нашей статьи - вписать Г. Масперо в русскую литературу: показать его влияние на человека иной национальности и иной профессии. Именно поэтому его следует все-таки представить нашему читателю. Итак, Гастон Масперо (1846-1916) - французский ученый итальянского происхождения; профессор египтологии Французского колледжа в Париже, основатель Французской археологической школы в Каире.…
Оптина Пустынь и российское общество в ХIХ – начале ХХ в. Сергей Викторович Оснач студент богословского ф-та ПСТГУ Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 Как правило, когда речь заходит о монастыре Свято-Введенская Козельская Оптина Пустынь, сразу вспоминается огромное духовное значение этой знаменитой обители. Однако, на протяжении многих лет своей истории Оптиной Пустыни приходилось не только быть духовным центром, но и самым непосредственным образом участвовать во многих других сферах жизни общества. Конечно, главный вклад монастыря в духовную жизнь России заключался в возрождении аскетических традиций православного монашества, однако не только духовной…
Предмет данной работы — благотворительная деятельность православных монастырей Кубанской области на рубеже Х1Х-ХХ веков, а именно выявление и анализ различных форм монастырской благотворительности по документам из фонда духовной консистории государственного архива Ставропольского края. Основное внимание уделено четырем формам благотворительности: начальному школьному обучению (для детей из семей, проживающих в близлежащих станицах и аулах), монастырским больницам, приютам и странноприимным домам. В документах Ставропольской духовной консистории раскрываются формы благотворительной деятельности в регионе, обозначена динамика их развития. Все многообразие факторов благотворительной деятельности Кубанских монастырей было упорядочено и систематизировано, что позволило сгруппировать и обобщить исследуемый материал (основой методологического подхода стал проблемно-хронологический метод). При работе с…
Издревле благоговейное почитание святых мощей стояло в числе важных обязанностей христианина. С первых времен христианства святые останки угодников Божиих христиане ставили выше и драгоценнее всех земных благ и сокровищ. Церковь Смирнская в Окружном послании о мученичестве святого Поликарпа свидетельствует, что кости его "драгоценнее золота и дорогих камней". Останки святого Игнатия, епископа Антиохийского, были "неоцененным сокровищем, оставленным Церкви по благодати мученика"1. Святой Иоанн Златоустый говорит: "...как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны"2 . По словам его…
Оглавление Вместо предисловия Библиографический указатель источников и пособий Часть первая, историческая Глава I Глава II Часть вторая, догматическая Глава I Глава II Глава III Глава IV Заключение Вместо предисловия «Ό Λόγος σαρξ έγένετο» [Слово плоть бысть] (Ин. I: 14) — вот обширнейшая тема для христианского богословского умозрения, данная в богословии первого и величайшего в христианском мире богослова Евангелиста Иоанна. Над уяснением и раскрытием этой темы, т. е. над приближением заключающейся в ней величайшей и непостижимой для ума человеческого тайны явления Христа во плоти к пониманию просвещенного светом евангельского учения человеческого разума, много потрудились великие христианские богословы, отцы и учители Церкви…
Введение Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею”[1] . Именно грех является…
Религиоведение. № 2, 2010 г. Предметом рассмотрения в нашей статье является сифианский миф, названный так учеными по имени библейского патриарха Сифа. Сифианский миф представляет собой смысловое ядро гностического мировоззрения. Такие тексты как "Апокриф Иоанна", "Откровение Адама", "Три формы Первой Мысли" содержат раннюю редакцию мифа. Тексты "Ипостась архонтов", "Священная Книга Великого Невидимого Духа" развивают заложенные в нем образы и идеи, творчески дополняют их. Некоторые из упомянутых нами рукописей представляются христианскими по форме, однако их конкретное содержание никак не связано с евангельскими событиями. Наконец, "Зострианос", "Три стелы Сифа", "Странник Аллоген", "Книга Странника", "Марсанес", "Неназванный текст" из кодекса Брюса предлагают нам синкретический синтез…
К 2000-ЛЕТИЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Российская академия наук журнал "Эмигрант"№1 2000г. ИЗ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОЙ АГИОГРАФИИ: "МУЧЕНИЧЕСТВО БИДЗИНЫ, ШАЛВЫ И ЭЛИСБАРА" комментарии и перевод д.и.н. Г.В. Ц у л а я (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ) электронная версия к.ф.-м.н.А.В. Синицин (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ) См.: Грузия, XVII в., кратко Кротов. стр 164     ГИВИ ЦУЛАЯ     Родился в 1934 в г.Сухуми. Окончил Сухумский педагогический институт.Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН. Научные интересы - история, источниковедение, филология, этнография, ономастика. Автор около 100 работ, в том числе 5 книг. Полное название памятника грузинской агиографической литературы начала XVIII века впервые переведенного нами па русский язык, — "Похвальное…