По изданию 1893 г. Перевод с греческого. Глава I. О том, что всякое Божественное просвещение, по благости Божией различно сообщаемое тем, кои управляются Промыслом, само в себе просто, и не только просто, но и единотворит с собою просвещаемых. Глава II. О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными изображения для описания, умных Сил, не имеющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения. Глава III. Что есть Иерархия, и какая…
Период пустынножительства в духовном становлении будущих оптинских старцев Моисея и Антония (Путиловых) Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Казанской Богородицкой Площанской пустыни, сотрудник Отдела Агиологии Брянской епархии Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 1. Введение. Наше время уникально тем, что сегодня в нашей Церкви имеется возможность свободно и внимательно исследовать историческую канву жизни святых и великих подвижников благочестия – самого дорогого и ценного в нашем церковном Предании. Когда читаешь периодику второй половины XIX века, наперебой описывавшую жизнь лесных пустынниках и их удивительные иноческие подвиги, в сравнение приводишь себе наше время, имеющее…
Представляемая нами библиография “Исихазм в Болгарии”, помимо своей прямой, главной темы (Мистико-аскетическая традиция Православия, ее первоисточники и исследования) освещает и целый ряд смежных тем: 1) история монашества в Болгарии, у истоков которой стоит деятельность св. преп. Ивана (Иоанна) Рыльского (ок. 876 – 18.VIII. 946), основателя Рильского монастыря и святого покровителя Болгарии; 2) монастырская культура, “система” болгарских монастырей; 3) связь Болгарии с Афоном, преимущественно с обителью Св. Георгия Зографа (Зографским монастырем); 4) религиозное и культурное возрождение Болгарии в XIV в., в эпоху непосредственно перед турецким завоеванием; 5) деятельность Тырновской школы, жизнь и труды ее вдохновителя св. патр. Евфимия (ок. 1320/1330 –…
В статье исследуется проблема организации православного образования в новых условиях социокультурной и политической жизни России на материале определений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Одним из важнейших документов Собора стало определение «О правовом положении Православной Российской Церкви», пронизанное идеей разгосударствления Церкви, но сохранения ее союза с государством и укрепления при этом ее положения в обществе, в том числе в сфере образования. Это предполагало равные права учреждаемых Церковью образовательных учреждений с государственными, предоставление православному населению возможности воспитания своих детей в школе в духе Православной Церкви, обязательность преподавания Закона Божия для православных учащихся на одинаковых условиях со всеми остальными предметами, за…
1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими»1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу».2 Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование…
В этой статье мы рассмотрим некоторые археологические находки, сохранившиеся древние надписи, а также церковные реликвии и прочие артефакты, связываемые в научно-популярной литературе с различными евангельскими персонажами, с Иисусом Христом, его окружением и первыми христианами. Растущий в обществе интерес к таким памятникам обусловлен желанием иметь вещественные подтверждения евангельских событий. Масс-медия периодически сообщают об очередной «сенсации»: находке или открытии того или иного памятника, напрямую связанного с Новым Заветом. При ближайшем изучении, впрочем, оказывается, что это далеко не так. Строго говоря, до сих пор не существует какого-либо археологического или эпиграфического подтверждения евангельской истории, — то есть таких памятников, которые относились к I веку и указывали…
Предисловие Иисус Христос неразрывно связан с мессианской идеей. Он есть ее производное, ее порождение, ее наиболее яркое и полное воплощение, и он же в известном смысле – жертва этой идеи, испытавшая на себе все ее прелести, все противоречия и весь ее драматизм. Трудно найти в мировой истории другую такую фигуру, которая бы по совокупности всех качеств, по силе вызываемых эмоций могла бы быть поставлена рядом с Иисусом Христом. Известно немало религиозных деятелей, притязавших на тот же титул, на те же функции и на то же к себе отношение даже после своей смерти («ухода из мира»), но ни один из них…
Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. №2 (33). С. 118-139. l. Введение ВКОПТОЛОГИЧЕСКИХ исследованиях различных направлений уделялось немало внимания контактам и взаимодействию между Коптской Церковью и другими христианскими сообществами на Ближнем Востоке, в особенности нехалкидонским «Церквам-сестрам» Сирии, Армении, Нубии и Эфиопии. На различных уровнях Коптская Церковь всегда поддерживала особые отношения с этими Церквами, хотя эти отношения были разными. В настоящей статье предлагается рассмотрение некоторых аспектов истории отношений между коптами и сиро-ортодоксами, верными Антиохийскому патриархату1. Среди работ, посвященных этим связям, достаточно упомянуть соответствующие разделы по «Монастырю сирийцев» {Дейр ас-Сурйан) в Нитрийской пустыне (Вйдй н-Натрун) во втором томе основательного…
Жан Бодрийяр (1929-2007) - один из крупнейших философов современности, профессор социологии Парижского университета. По своим взглядам он может быть отнесен к леворадикальному и даже нигилистическому направлению философской мысли. Подвергая критическому анализу западное общество потребления и его эстетику, Ж. Бодрийяр разработал ставшую знаменитой концепцию «симулякра» (фр. «образ, подобие»), трактующую отношения человека и мира вещей, где последний парадоксальным образом получает власть над первым. Посвященные этой теме работы выдвигают французского философа в число ведущих идеологов постмодернизма [1, с. 5]. В современном мире человек соотносится не только с естественной и искусственно созданной культурной средой, но и со средой виртуальной, что предопределяет возникновение качественно новых…
Тверской край занимает особое место в жизни видного партийного и государственного деятеля A.A. Жданова. В Твери он закончил реальное училище, здесь приобщился к революционной деятельности, вступил в 1915 г. в ряды большевистской партии. Затем была непродолжительная учеба в Московском сельскохозяйственном институте, школе прапорщиков в Тифлисе, служба и партийная работа в г. Шадринске, участие в гражданской войне на Урале.1 Весной 1919 г. он вновь появился в Твери. 10 мая 1919 г. приказом по Тверскому губернскому военкомату A.A. Жданова назначили в нем начальником организационно-агитаторского отделения. «Для пропитания» он приискал себе еще должность преподавателя политграмоты в 4-й кавалерийской школе, и, кстати, именно на…
Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.- М.: Индрик, 2001.-160 с. Перевод с изд.: Otto Demus. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London [1947] В "электронном виде" книги (взято с http://nesusvet.narod.ru) отсутствуют разделы: 1) предисловие к русскому изданию 2) биография О. Демуса 3) библиография О. Демуса 4) "указатель памятников, географических названий и имен" (ввиду отсутствия нумерации страниц он становится неактуальным); 5) графический материал (фото и планы некоторых храмов), Примечания вынесены в конец каждой из глав. Глава 1. КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕКОРА СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ХРАМА.…
Параграф I II III IV V VI VII VIII IX (7-го Октября 1862–1887 г.) Личность отца протоиерея А. Ф. Хойнацкого принадлежит к разряду тех немногих скромных тружеников духовной нашей отечественной письменности, которые, не шумя о себе и не мудрствуя лукаво, работают в тиши своих провинциальных кабинетов, посвящая лучшие свои силы на изучение родной старины, родной местной святыни и вообще выдающихся явлений и интересов религиозно-нравственной русской жизни и русского православного народа. § I Свое литературное поприще Андрей Феодорович начал еще будучи студентом XXI-го курса Киевской Академии, за год до окончания академического образования, а именно в 1862 году. В том году в…
Вячеслав Леонидович Данилов, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе Омской духовной семинарии Аннотация. В статье рассматривается становление и развитие духовного образования в России и его реформирование. Автор предлагает обратить особое внимание на проблему духовного образования в современной России, в том числе на проблему формирования новой образовательной парадигмы и ценностных приоритетов в образовании молодежи. В статье подчеркивается, что не все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви оказались готовы внедрять все изменения, которые привнесла в жизнь реформа духовного образования. Несмотря на все попытки со стороны Учебного Комитета, еще далеко до единства образовательных программ, реализуемых семинариями. Ключевые слова. Духовное образование, духовные…
Авторское резюме В статье рассматривается процесс развития православной церкви на Закарпатье в годы Второй мировой войны. Обращается внимание на деятельность епископа Владимира, борьбу между двумя направлениями среди православных, стремление венгерских властей создать автокефальную церковь в своих границах. Со стороны власти совершалось целенаправленное давление на представителей сербского патриархата, вплоть до депортации архиерея. После освобождения Закарпатья начался процесс вхождения епархии в состав Русской православной церкви. Ключевые слова: епископ, православная церковь, патриарх, православные, Синод. Transformation in the life of Orthodox Church in the Carpathian region in the years 1939-1945 Ju.V. Danilets Uzhgorod National University 3 Folk square, Uzhgorod, 88000, Ukraine E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 62…
«Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций»: Аспект Пресс; Москва; 1998 ISBN ISBN 5-7567-0219-9 Аннотация   Р е ц е н з е н т ы : докт. истор. наук, гл. научн. сотр. Института славяноведения и балканистики РАН Б. Н. Флоря, докт. истор. наук, вед. научн. сотр. ИНИОН РАН A. Л. Ястребицкая Пособие дает представление о современном состоянии отечественной и зарубежной науки и изучении раннего периода истории России (до XII в.). Базируется на критическом переосмыслении источниковой базы, используемой для исторических построений. Включает развернутый анализ потенциальных возможностей и накопленного к настоящему времени опыта изучения русской истории разными школами гуманитарного знаний. Для…
Thursday, 19 December 2024 15:47

Даниелу Ж. Жизненный путь.

Жан Даниелу принадлежит к поколению ученых и богословов, отразивших лучшее, что было в истории прошлого века. При этом ему принадлежит одно из ключевых мест. Разносторонность его жизненных интересов, широкий круг интеллектуального общения, фундаментальная научность исследований, наконец, богатый пастырский опыт передают истинный масштаб духовных исканий прошедшего столетия, ознаменовавшегося настоящим возрождением христианской традиции. Он выступил одним из идеологов богословского возрождения в католическом мире, названного его участниками «Новым богословием» (la nouvelle théologie). Среди единомышленников Даниелу были Любак, Бальтазар, Ив Конгар и другие. Он родился 14 мая 1905 года в Бретани, где провел свои отроческие годы. Высшее образование он получил в Сорбонне, где специализировался…
Традиция росписей нартексов (общие замечания) Для нас наиболее существенными оказываются изображения обходных галерей и западной стены наоса как участки, позволяющие представить развернутое художественное повествование. Периферийная или маргинальная сфера храмового пространства обладает двумя противоречивыми свойствами. С одной стороны, нартекс как преддверие – место иерархически менее значимое, чем центральное ядро: алтарная часть, купол, своды3. С другой стороны, в сакральной топографии церкви, являющейся образом Иерусалима,4 место, лежащее "вне стен града" может быть связано со Страстной тематикой. "И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили" (Мф. 21, 39). Традиция располагать события Страстной седмицы ближе к выходу из церкви сложилась еще в Византии. В…
Статья посвящена истории развития такого явления, как «христианский феминизм». Прослеживаются три этапа развития феминизма как сложившегося и объективно существующего явления, имеющего глубокие исторические корни. Дано определение таким терминам, как «гендер» и «гендерные исследования», без которых невозможен анализ темы «христианский феминизм». Освещается взаимосвязь и взаимовлияние феминизма и религии. Затронуты темы переинтерпритации Священного Писания, создания «женской» религии, а также проблема перевода Библии с учетом «гендерно нейтрального языка». Также в статье представлен краткий анализ «Женской Библии» Элизабет К. Стентон, с именем которой обычно связывают первый интерес к теологическому феминизму. Особое внимание уделяется истории чина диаконисс и проблемам женского священства. В заключение статьи раскрывается…
Правовое мировоззрение Кончина Святейшего Патриарха Сергия заставила многих и многих почувствовать, какой выдающейся личности лишилась Православная Церковь. "Богословская наука потеряла выдающегося ученого", - так телеграфировал из Токио недавно почивший Митрополит Сергий (Тихомиров), старый друг и почитатель Патриарха Сергия. В надгробном слове, сказанном 18 мая 1944 года, Ленинградский Митрополит Григорий говорил о почившем как о "глубоком богослове и ученом православном канонисте". Наиболее полно характеризует его Митрополит Крутицкий Николай в речи за парастасом накануне погребения. "В лице Святейшего Патриарха Сергия Церковь лишилась крупнейшего ученого не только в области богословия, церковной истории, философии, но и других отраслей знания, - знатока древних и новых…
5. Нижняя Онега А я сколько по святой Руси не езживал, А таких хором во век не видывал. Из былин   Но вот река вышла из лесов и раскинулась широкими плесами. Кончились пороги, край безлюдья, край перво­зданной природы. От Ярнемы, большого леспромхозовского поселка, начинается судоходная часть Онеги. Всего сто пятьдесят кило­метров ее протяженность, но этот отрезок пути небывало, несравнимо ни с какими другими реками Севера насыщен прекрасными памятниками деревянного зодчества. Ниже Ярнемы река огибает крутой высокий холм. На его вершине стоит каменная церковь поздней постройки. Место это — Городок. Само название говорит, что в далекие времена находился здесь городок, городище,…