Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12 1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение – «Точное изложение православной веры»1, он прежде всего подчеркнул Божественное Предание2 Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. «Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны…
Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года. Доклад протосингела Афанасия (Евтича), профессора богословия Духовной Академии в Белграде. Мы тут говорили вчера о святых отцах, про их значение в православии, а сейчас – про их православие, про их учение. Прежде всего, надо сказать, что Бог положил Свое Откровение в личности Сына Своего Единородного. Его откровение, прежде всего, не одно учение, не одна теория, не наука в смысле чего-то независимо данного или объективно данного вне Бога, а суть Божественного Откровения, Его истины в лице Его Единородного Сына, воплощенного как Иисус Христос, исторический богочеловек. Это очень важно для…
Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение «святая земля» встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (Прем.12, 3), где она названа и землей, драгоценнейшей для Бога из всех других: «земля, драгоценнейшая всех у Тебя» (Прем. 12, 7). Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю филистимлян, которые в конце XIII века до P. X. заняли эту территорию и дали ей название, о чем и расскажет греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории – Ханаан (Суд. 4, 2), «земля Ханаанская» (Быт. 11, 31) или «земля Хананеев» (Исх. 3,17). Несколько позднее в Ветхом Завете…
Доклад проф. архиепископа Афанасия (Евтича) на конференции «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14–17 ноября 2005 г.) Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника – Опыт толкования 60-го Ответа Фалассию. Св. Максим Исповедник (580–662 гг.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рим 16:25; Еф 1:9, 5:32; Кол 1:26–27, 2:2, 4:3; 1Тим 3:16), он называет Тайной Христа (τό μυστήριον τού Χρηστού). Поэтому Максим известен…
Содержание Несколько слов об исихазме вообще Три рода христианской философии Христос – единственное новое откровение и под иудейским, и под эллинским солнцем Иудейская и эллинская гносеология Истина, понимаемая как (Христова и Христоподобная) личность Любовь как основа сознания Вера как общение с Богом – необходимое условие познания Преображение ума как необходимое условие познания Пневматология как щит исихастской гносеологии  «Не знание – свет, но свет – знание». (Ἡ γνῶσις οὐκἐστὶ τὸ φῶς, ἀλλὰ τὸ θῶς ἡ γνῶσις ὑπάρχει) Святой Симеон Новый Богослов («Катехизис», 28) Несколько слов об исихазме вообще В узком смысле исихазмом называется религиозно-духовное и богословско-философское течение на православном Востоке в…
Христианство представляет собой уникальный опыт гармоничного соединения вероучительных и нравственных истин. Идеал христианина невозможно представить себе без правильного понимания и взаимодействия доктринального и этического компонентов. Данная мысль обусловлена тем фактом, что синонимом христианства является Богочеловек Иисус Христос, в Котором в совершенстве проявился модус соединения веры и жизни. О том, как мыслит богословие этот феномен, читайте в тексте доклада епископа Афансия (Евтича). «Вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, назидай его на основании апостол и пророк Твоих, насади его насаждение истины во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви» (Чин Крещения) § I В сущности, что такое Христианство, как не Сам Господь…
Старец Клеопа В сентябре 1976 года мы были в Румынии 1, этой соседней нам православной стране братского нам по вере румынского народа. Мы ездили туда для участия в совещании, посвященном христианскому воспитанию. По благословению Блаженнейшего Патриарха Румынии Иустиниана и митрополита Молдовы высокопреосвященного Иустина эта встреча проводилась в семинарии неподалеку от монастыря Нямц в Молдове – северо-восточной области Румынии. Из Бухареста мы на автобусе поехали на север. Доехав наконец до Карпат, мы остановились для краткого отдыха в горном монастыре Синая, основанном монахами Синайской горы, обосновавшимися здесь в древние века. Далее мы поехали через величественные ущелья и живописные горные перевалы, на севере…
06 декабря 2009 г. Св. Иоанн Кронштадтский в «Моей жизни во Христе» пишет, что, когда человек ненавидит, взор его мешает другому даже ходить. Грехом человек не только сам страдает, но страдает все вокруг него вплоть до природы, и когда человек начинает каяться и поститься, то и это отражается на всем вокруг него. Разрешите такое отступление: если бы современное человечество больше постилось, не было бы столько экологических проблем. Отношение человека к природе совсем не постническое, не подвижническое. Оно брутальное, насильническое. Человек уже эксплуататор или оккупант. Маркс так и учил: надо просто наброситься на природу и использовать ее, овладеть законами и репродуцировать.…
Содержание Часть 1. У истоков гуманизма: Запад и православный Восток Часть 2. Мерило всего, или О единстве и гармонии Божественного и человеческого в Православии Часть 3. Живой образ Живого Бога Часть 4. О лжегуманизме Часть 5. Мера, данная от Бога Часть 6. О Божественной педагогике Часть 7. О негуманном гуманизме Часть 8. О созидании человека Часть 9. О любви  Часть 1. У истоков гуманизма: Запад и православный Восток Мы выбрали эту тему, «о человечности и бесчеловечности», так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский. Мы привыкли к утверждению ученых мужей о том, что гуманизм возник приблизительно в XIV…
Что касается божественной Евхаристии, прежде всего, нужно объяснить, что для нас, славян, она является Литургией. В греческом языке слово «литургия» имеет несколько значений: служба, функция, служение. То есть у греков слово «литургия» обозначает не только богослужение, но и исполнительную функцию или активность, например, государственного организма. Это слово используется не в узкоограниченной сфере, в сфере церковного служения, а в любой сфере деятельности. Поэтому греки для обозначения мистагогического служения Церкви употребляют словосочетание «Святая Евхаристия», которое имеет значение того, что мы называем Литургией. Использование термина «Евхаристия» выделяет это Божественное служение. Поэтому, несмотря на то, что наш народ привык к использованию слова «литургия», по…
Говорить о Церкви – значит говорить о самой сути христианства, о самой сути Божественного Откровения. Читая ветхозаветные и новозаветные откровения, и даже творения святых отцов, иногда нам кажется, что как будто бы о Церкви сказано немного. Нет такой специальной книги или особого текста в Библии, или трактата в творениях отцов, которые были посвящены только Церкви. Но это только кажется нам. Если посмотрим иными глазами, то вся Библия говорит про Церковь, и все творения святых отцов говорят о Церкви. Например, мы обыкновенно думаем, что притчи Христовы говорят про духовную жизнь, про моральные вопросы и так далее, а они думали, что притчи…
Из бесед с отцом Афанасием (Евтичем) на молодежном съезде в 1985 году. К трудному вопросу о том, есть ли святые вне христианства или есть ли святые вне Церкви? Что такое праведность и как понимать слово «святость»? Отец Афанасий указал на различие между благодатными дарами и природными дарами в человеке, растолковал отличие разных уровней и качеств. На общечеловеческом уровне есть богоданные дары, скажем, природные дары и таланты, которые Бог дал, которые люди развивают в себе и могут достичь великой степени – даже совершенства, даже прозорливости. Бывают люди чистого сердца и честной на уровне природной, богоданной жизни. Мы не верим в такой…
Лекция, прочитанная сербским епископом Афанасием (Евтичем) в Сретенском высшем православном училище (семинарии). Сегодня великая радость – отцы-каппадокийцы, как я и обещал. Прежде всего, немного географии. Каппадокия – это площадь в 90 км, возникшая в результате вулканической деятельности. На ней располагается большая гора Аргеос – 4500 метров, в прошлом она была вулканом. От этого Аргеоса и до другой горы – Дак, расстояние больше ста километров, здесь место Северной Каппадокии, где находился город Арианз, епископская кафедра Григория Богослова. Есть турецкое предание, что какие-то святые христиане разговаривали один с одной горы, а другой – с другой, и оба слышали друг друга. Это предание…
Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года, доклад протосингела Афанасия Евтича, профессора богословия Духовной академии в Белграде. Отец Афанасий в своих докладах часто упоминает своего духовного отца, архимандрита Иустина Поповича, а также митрополита Антония Храповицкого, бывшего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мне бы хотелось вначале прочесть текст Послания Ефесянам (Еф.3:14–19): «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные…
Содержание Местоположение монастыря и его окрестность Постройки в монастыре Храмы Божии Святыни и достопримечательности Старицкого монастыря Древности и достопримечательности Старицкого монастыря Жилые постройки в монастыре Основание монастыря и исторические сведения о нём Восстановление Успенского монастыря Старицким князем Андреем Ивановичем и дальнейшая судьба его Села монастырские Нашествие Литвы на Старицу Местоположение монастыря и его окрестность. Старицкий Успенский, третьеклассный, мужеский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской Епархии, находится в городе Стариц, в Московской части города, на правом берегу реки Волги, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Монастырь расположен на небольшой площади, наклонной к западу,…
Содержание I. Местоположение монастыря и его окрестность II. Название монастыря III. Соображения о времени основания монастыря IV. Сведения о монастыре XVI и XVII столетия V. Состояние монастыря в XVIII столетии VI. Владения монастыря до 1764 года VII. Постройки в монастыре в настоящее время VIII. Особо чтимые иконы, священные сосуды, церковная утварь и ризница IX. Настоятели монастыря X. Древности в монастыре I. Местоположение монастыря и его окрестность Кашинский Димитровский мужской заштатный монастырь находится в города Кашине1 Тверской епархии, расположен на отлогой возвышенной местности по берегу реки Кашинки, на западном её изгибе. С юго-востока река Кашинка отделяет его от главной торговой части…
Введение. Традиционные принципы экзегезиса книги Иисуса Навина 1. Имя Иисуса 2. Смерть Моисея 3. Великое поручение 4. На пороге земли обетованной 5. Раав и соглядатаи 6. Переход Иордана 7. Камни свидетельства 8. Обрезание в Галгале 9. Пасха 10. Вождь воинства Господня 11. Взятие Иерихона 12. Нечестие Ахана 13. Взятие Гая 14. Гевал и Гаризим 15. Хитрость гаваонитян       Введение. Традиционные принципы экзегезиса книги Иисуса Навина     Иудейское истолкование. В ранней  еврейской  литературе мы находим не так много обра­щений к книге Иисуса Навина. Источниками для изучения еврейской интерпретации книги могут служить прежде всего Таргум Ионафана бен Уззиеля –…
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Притч.31:10-11 Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего, который родился от жены. Гал.4:4 Помыслы человека, плененные диаволом, соблазняясь малочисленностью слов о Матери Господа нашего, сказанных в Евангелиях, могут, искусившись, унизить Ее значение для рода человеческого. Причиной этому бывает ослепление умов людских богом века сего (2Кор.4:4) диаволом, что ведет к неспособности гордого ума увидеть высоту смирения Той, Которая более всех существ тварных послужила Создателю. Евангелие, как и все Священное Писание, избегает излишних подробностей в повествовании. Евангелие, как и все Священное…
( по Священному Писанию Ветхого Завета ) Милости хочу, а не жертвы. Ос. 6:6 Проявление милосердия к ближнему является подражанием действиям Самого Бога по отношению к человеку. Безмерность милости Божией, проявляемой к падшему созданию, явно усматривается во всей истории спасения, истории Ветхого и Нового Заветов. Человеколюбие и милосердие Бога к людям свидетельствуется всем Ветхим Заветом. Как бы суммируя примеры проявляемой Богом милости, святой пророк и псалмопевец Давид восклицает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс.103:8). Если человек стремится жить во свете закона Божия, во свете Его заповедей, он не может не быть милосерден к ближним. Служа ближнему, человек богобоязненный…
Вступление 1. Название книги и ее место в Священном Писании 2. Писатель книги и время ее составления 3. Палестина в эпоху поздней бронзы 4. Современная наука о появлении Израиля в Палестине 5. Религия хананеев   Иисус пойдет пред тобою. Втор. 31:2            Ветхий Завет… Уже в самом слове «ветхий» чувствуется, как это было давно… Нас от ветхозаветной эпохи отделяют тысячелетия. У нас совершенно иная культура, иное устройство общества. Иной склад мышления. И неизбежен вопрос: можем ли мы, люди XXI века христианской эры адекватно понять человека Ветхого Завета? Дано ли нам сегодня увидеть в ветхозаветных книгах не только пророчества и…