«Первоевангелие», или первое пророчество о Мессии. После того, как прародители согрешили, Господь дает им обетование, которое, по мнению святых отцов, является «первым и незыблемым пророчеством»: «И сказал Господь... вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). В этих немногих, кратких, словах заключается главное и великое начало всей нашей религии. Они составляют, так сказать, корень и сущность всех пророчеств и обетовании во все последующие времена. Была объявлена непримиримая вражда между грехом и праведностью, вражда непрерывно продолжавшаяся с того самого…
ВВЕДЕНИЕ. Одним из факторов, осложнивших общественно-политическую ситуацию в Речи Посполитой в конце XVI-начале XVII веков, стало официальное признание униатской церкви основной преемницей древних греко-славянских традиций и уничтожение почти всей православной иерархов на территории Польско-Литовского государства. Как известно, осенью 1596 г. в Бресте, после долгих переговоров с Римом, рядом высших иерархами Православной Церкви Речи Посполитой была заключена уния между ними и католической церковью. Этот собор имел решающее значение в положении православия в литовско-русских землях, т.к. королевским универсалом от 15.10.1596 уния бралась под покровительство государственной власти. Тогда же «все те права и привилегии, которые даны были издавна православным перешли в обладание униатов,…
Введение. Государствообразующий момент принятия Православия на Руси Принятие христианства, однако, не только сыграло выдающуюся роль в укреплении внешнеполитических позиций Киевской Руси, оно оказало глубокое влияние на характер и направленность внешней политики государства. В жизни нации ничего не бывает случайно. Мы видим в этом проявление Промысла Божия, который, конечно, не отменяет воздействия на судьбы народов политических, экономических, климатических, биологических и других факторов, но действует через них. Нет возможности рассматривать всю совокупность факторов, обусловивших формирование русской нации. Отметим лишь некоторые из них. Первый важный момент – это нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций,…
Преддверие Собора. 29 апреля 1917 года Синод принял обращение к Церкви, в котором говорилось, что с 11 июня 1917 года должен начать свою работу Предсоборный совет, состоящий из десяти отделов, который должен был спешно подготовить созыв Поместного Собора. Работа его во многом была облегчена тем, что он опирался на материалы Предсоборного Присутствия. 14 июля 1917 года был принят закон о свободе совести. Отныне предусматривались не только свобода и равенство всех вероисповеданий, но и вневероисповедное состояние. Этот закон предусматривал гражданский брак. Здесь предлагалось для тех, кто не принадлежит ни к какому религиозному сообществу, регистрировать свой брак только в государственных органах. Наконец,…
К вопросу определения течения «жидовствующие». Личность митрополита Зосимы необходимо рассматривать в историческом контексте, который указывает на существование необычного для того времена религиозного явления. В лице жидовствующих мы имеем дело с широким и сложным явлением, сыгравшим немаловажную роль в событиях конца XV – начала XVI в. Возникнув в Новгороде, ересь, по словам Иосифа Волоцкого, проникла и в Москву, ко двору самого князя, заразила будто бы самого митрополита Зосиму и потом перекинулась в заволжские монашеские скиты. Очевидно, что, несмотря на уверения Иосифа Волоцкого, будто все еретики держались одних и тех же взглядов, дело было не совсем так, разнообразие социальной среды, захваченной ересью,…
Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Многочисленные исследования говорят о том, что число пользователей социальных сетей интернет-сообществ в социальных сетях, составляет 76.5% от общего количества интернет-пользователей. Эта цифра является отличной иллюстрацией того, что в современном информационном обществе рост числа пользователей в интернет-сообществах социальных сетей означает также возрастание влияния данных сообществ на социальные процессы. Еще один интересный индикатор: среднее ежедневное время, проведенное в социальных сетях, составляет 55 процентов от ежедневного времени использования интернета в целом. Многие люди просто не представляют жизнь без своего аккаунта в одной из социальных сетей. В наше время очень актуальна такая проблема как зависимость от социальных…
Введение В XV – XVI веках по всем европейским странам прокатилась волна реформаторских и еретических движений. Оживились идеи Уиклифа; в 1415 был сожжен Гус, что повлекло за собой гуситские войны; конец 15 века ознаменовался выступлением Савонаролы; на Руси велась борьба со «стригольниками» и московско-новгородской ересью, которую в полемических целях называли ересью «жидовствующих». Все эти движения потрясали традиционные основы церковного строя. Они затрагивали не только интересы духовенства, но и посягали на пересмотр догматики В лице жидовствующих (советская историография отказалась от общепринятого церковного термина «жидовствующие», заменив его названием «новгородско-московская ересь».) мы имеем дело с широким и сложным явлением, сыгравшим немаловажную роль в…
Wednesday, 29 September 2021 18:25

Святость Церкви.

Святость – одно из свойств Божественного естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяется и руководится представлениями и помыслами об одном высочайшем добре. Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней понимается причастность святости Божией. По отношению к тварным существам эта святость означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастности к полноте нравственного добра, присущего Богу с другой. Церковь свята, прежде всего, потому, что свят Ее Глава, Господь Иисус Христос. У древних иудеев…
Wednesday, 29 September 2021 18:24

Апостоличность Церкви.

Священное писание говорит о служени Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Апостол Павел пишет: «Бог послал Сына своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных…» (Гал. 4, 4 – 5); «… уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания Нашего, Иисуса Христа…» (Евр. 3, 1). Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их Апостолами, то есть посланцами. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Однако этим апостольство, как свойство Церкви, не ограничивается. Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2, 20).…
Второе пришествие Христа не имеет точной даты и места, но оно наделено множеством признаков и свойств, событий и явлений, его предваряющих. Об этих эсхатологических признаках часто в своих посланиях говорил св. ап. Павел. Проповедь Евангелия при кончине мира. Учение ап. Павла о распространении Евангелия среди народов как эсхатологическом знамении с особенной выразительностью высказывается в его послании к Римлянам. Во времена Св. Апостолов уже как бы прообразовательно свершилось дело всемирного распространения веры во Христа. Дар языков, ниспосланный св. апостолам в день Пятидесятницы и многочисленное собрание лиц из разных стран и народов, открыли первую возможность ко всемирному распространению проповеди Евангелия. Особенно сильно…
Вопрос о смысле и значении генеалогий Иисуса Христа, содержащихся в Евангелиях от Матфея и Луки, обсуждался еще с первых веков Христианства. Среди писателей Древней Церкви, так или иначе, следует назвать Юлия Африканского, Оригена,[1] свт. Епифания Кипрского,[2] свт. Иоанна Златоуста,[3] прп. Иоанна Дамаскина,[4] блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского[5] и др. В русской богословской литературе также можно встретить историко-экзегетические исследования родословия Господа. Так, в XVIII в. свт. Димитрий Ростовский в "Четьях Минеях" указывает происхождение Иосифа Обручника, анализируя родословия у Матфея и Луки.[6] В XIX–XX вв. оценка генеалогических таблиц Евангелий производилась в основном в курсах по общей библейской и евангельской истории[7], а также в…
23 сентября 2021 года в 14.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Таинство Евхаристии в Средневековой Церкви. К истории Византийского церковного обряда» (лектор: священник Максим Мищенко, @otez_maksim_mishchenko). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Византийский литургический обряд сложился в раннее средневековье в Византийской империи. Многие элементы византийского обряда восходят к древней богослужебной практике Антиохийской Церкви. К концу 1 тысячелетия стал доминирующим в Константинопольской и других Восточных Церквах. В последние века в Православной Церкви является практически единственным литургическим обрядом (исключение составляют единичные…
«Веруем в единого нерожденного Бога Отца, имеющего бытие от Себя»[1] (Святитель Афанасий Великий). «Веруем в единого Отца, начало всего и причину».[2] (Преподобный Иоанн Дамаскин). Бог Отец есть истинный Бог. В этой истине не сомневался никто и никогда, даже такие еретики, которые отвергали Божество Сына и Святого Духа[3]. О Божестве Отца свидетельствует почти каждая страница Священного Писания, Христос прославляет Отца, «Господь неба и земли», открывающего Свои тайны незлобивым простецам-Апостолам (Мф.11:25). Он же учит об Отце, Который так возлюбил мир, что «отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16). Апостол Павел возвещает, что у нас «один Бог Отец, из Которого все и мы для…
16 сентября 2021 года в 15.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Нужна ли Церкви философия и наука?» (лектор: священник Максим Мищенко, @otez_maksim_mishchenko). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Роль, которую сыграла античная философия в становлении христианского богословия, часто оценивается неадекватно. Со стороны ученых атеистов можно наблюдать попытки свести достижения богословия к философским наработкам прежних веков, со стороны некоторых их оппонентов – наоборот, принизить значимость философского аппарата, на котором формировалось богословие. Поэтому представляется важным правильно расставить акценты в разговоре о…
Человек – существо не самобытное, и поэтому источник его существования находится не в нем самом, а в чем-то высшем и совершеннейшем чем он, то есть в Боге. Бог – это полнота жизни, это полнота бытия и существования, и поэтому чем мы ближе к Богу, тем мы существеннее и реальнее. Другими словами, источником нашей жизни, пищей нашей жизни служит Сам Господь, к Которому теснейшим и реальнейшим образом мы приобщаемся в таинстве Святой Евхаристии. «Божественную жизнь подает (Божие слово) посредством того, что дает Себя в снедь (верным) Ему Одному ведомым образом,… Который ради обожения вкушающих усвояет им (Свое) божественное свойство, поскольку Он…
Смерть является следствием греха, который, как страшная ядовитая ржавчина, проник все человеческое существо и породил в нем бесчисленные страсти, болезни, скорби и уродливость. Смерть – это глобальная катастрофа человечества, которая, возникнув однажды, распространяется на весь человеческий род. Смерть – это величайший раскол в человеческом существе, «это отделение души от тела», «это разрушение души и тела» . Это явление в жизни человечества настолько серьезно и глубоко, что приходится самому Богу низойти до человеческой немощи и уврачевать его, прикоснувшись к смерти. Христос не только прикасается к человеческой немощи, но Он отдает свою Жизнь и Кровь, для уврачевания нашей жизни и для очищения…
Тверская епархия с момента возникновения и до учреждения на Руси патриаршества, которое произошло в конце XVI в., управлялась архипастырями в сане епископа. Среди архиереев периода существования независимого Тверского княжества было немало примечательных личностей. Что касается Симеона, первого епископа Тверского, то в исторических источниках он также упоминается как Симеон Полоцкий. Ещё до возведения на тверскую кафедру он какое-то время был архипастырем в этом западнорусском городе, где успел даже основать монастырь. По одной из версий, оставить Полоцк владыку заставило усиление католического влияния, которое происходило при всесторонней поддержке местного правителя. После вынужденного отъезда епископа князь Ярослав Ярославич предложил ему перебраться в Тверь, и тот…
I Тверская епархия относится к древним и прославленным епископским кафедрам Северо-Восточной Руси. Время ее возникновения приходится на вторую половину XIII в. Вероятнее всего, она выделилась из состава Владимиро-Суздальской епархии, однако есть гипотеза, согласно которой ее территория прежде входила в состав Полоцкой епархии. О точном времени возникновения Тверской епархии можно говорить лишь предположительно, однако несомненным фактом является ее существование в 1271 г. В летописном рассказе о смерти великого владимирского князя Ярослава Ярославича в 1271/1272 г. содержится первое упоминание о тверском епископе. Троицкая летопись сообщает, что, когда тело почившего привезли в Тверь, то «епископ Семен, игумени и попове, певше над ним обычныа…
Наша главная задача – жить достойно благовествования Христова. И одним из главных источников для руководства нашими поступками является Библия, Слово Божие. На ее страницах содержится огромное количество советов, полезных для спасения души. Именно Книга книг может научить христианина стать по-настоящему волевым человеком. Для того чтобы убедиться в истинности сказанного, обратимся к текстам Священного Писания: 1. «… явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно и благочестиво жили в нынешнем веке... » (Тит. 2. 11-12). Ключевая мысль этого текста в том, что мы призваны проводить жизнь богоугодную и ограничивать плоть.…
Thursday, 26 August 2021 15:13

Единство Церкви.

В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: «… Я создал Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. Апостол Павел также говорит о Церкви в единственном числе. Несомненно, он мыслит Церковь как нечто нумерически единое (Рим. 12, 5; 1 Кор. 12, 13; Еф. 4, 4 – 6) . однако, единство Церкви есть нечто больше, чем нумерическое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Мысль Апостола Павла обращается к Церкви – Телу Христову. Тело христово, в силу органического соединения со…