Богато одаренный от природы, христиански воспитанный и прекрасно образованный, сильный характером и обаятельный в частных сношениях, наделенный выдающимся тактом и чувством меры, где нужно властный, «умевший благодарить улыбкой и порицать одним взглядом», св. Василий еп. Кесарии Каппадокийской, обладал счастливым талантом организатора, особенно ценным в смутную эпоху арианских брожений, когда борющиеся партии, «точно воины в ночном сражении, перестали отличать врагов от друзей». Церковная деятельность, литературные труды и догматическое учение св. Василия оставили глубокий след в истории Церкви, не изгладившийся и до настоящего времени. Василий Великий родился в Кесарии в 329 году, в богатой, благочестивой и крепкой славными воспоминаниями семье. В гонение…
Предыстория Зарубежной Церкви связана с событиями Гражданской войны и образованием Временных высших церковных управлений (ВВЦУ) на территориях, контролируемых белыми правительствами. В деятельности ВВЦУ на юге России в 1919 - 1920 гг. закладывались основы того, что впоследствии стало именоваться Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). В этот период происходила апробация новых форм и методов церковного управления в условиях отсутствия руководства со стороны высшей церковной власти в лице Патриарха и Священного Синода. Таким образом, ВВЦУ явились первым опытом автономного церковного управления в обход высших органов власти РПЦ. А учрежденное на Соборе ВВЦУ юго-востока России с самого начала своей деятельности оказалось вполне реальной…
Настал час, чтобы светские люди посмотрели на нас, а мы в их соображения и стремления вникли. («Соборяне», Дневник о. Савелия Туберозова). Художественная литература новейшего времени, стараясь более и более расширить круг своего наблюдения и изучения, успела уже охватить беллетристическими произведениями все слои русского общества. Не только фигурирует в беллетристике высший класс дворянский, но и сословия: купеческое, мещанское, крестьянское. Понятно, что художественная литература не могла обойти вниманием и духовенства, – сословия, предназначенного быть руководителем религиозно-нравственной жизни русского народа. Правда, до 60-х годов литература русская не дала ни одного серьезного произведения из духовной среды, но с 60-х годов беллетристические произведения из духовного…
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви В серии «Литургическая библиотека» вниманию читателей предлагается переиздание фундаментального труда профессора теории словесности и истории иностранной литературы Казанской духовной академии А. В. Попова, посвященного истории происхождения и цензуры, особенностям содержания и построения русских акафистов. Научная значимость этого труда очевидна и по сей день. Книга будет несомненно интересна исследователям, занимающимся изучением развития православного богослужения, учащимся духовных школ, а также всем православным христианам. От редакции Очередной том серии «Литургическая библиотека» является переизданием фундаментального исследования – докторской диссертации профессора кафедры теории словесности и истории иностранной литературы Казанской духовной академии А. В. Попова (1856–1909) «Православные русские…
В мартовской книжке «Странника» появилась рецензия на моё сочинение: «Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на родную словесность в древний допетровский период». Рецензия г. Пономарёва сама по себе такого рода, что отвечать на неё нечего, так как учёные вопросы, затрагиваемые в моём сочинении, в ней рецензентом не освещаются и я считал бы это для себя пустой тратой времени, если бы автор, руководясь, по-видимому, единственно «игривой фантазией», не возвёл на меня таких обвинений, которых я никак не могу принять на себя. На низкопробное остроумие рецензента на счёт моих занятий сочинением и употреблённых в…
Речь перед публичной защитой сочинения: «Влияние церковного учения в древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность в древний допетровский период». В своем исследовании, как показывает и самое название его, мы остановились на вопросе о влиянии церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и народную словесность, в древний допетровский период. Вопрос широкий и благодарный для исследования, хотя, нужно добавить, и далеко не легкий. Много уже сделано учеными по изучению народного мировоззрения и народной словесности вообще и их отношения к христианству и допетровской духовной письменности в частности, но еще более, быть может, и…
Православие и экуменическое движение         Содержание: Кафоличность Церкви и экуменизм. “То, что имеешь, держи.”   Православие и его враги.   Кафоличность Церкви и экуменизм. Протопресвитер о. Михаил Помазанский Когда император Константин Великий, ради успокоения догматических споров в Христианской Церкви, собрал собор епископов всей Империи, этот собор получил название “экуменического.” Это название присвоено было и последующим соборам общеимперского вида. Когда некоторые участники этих соборов, которые прежде были в ереси, отказывались от прежнего своего заблуждения, они подтверждали свой отказ подписью: “Присоединяюсь к Православной Кафолической Церкви” и далее следовала подпись епископа (см. Деяния Вселенских Соборов, изд. Казанской Дух. Академии). Почему же…
Митрополит Антоний – в миру Алексей Храповицкий – родился 17 марта 1863 года в с. Ватагино Новгородской губернии. Отец его принадлежавший к старинному дворянскому роду, был деятелем земских и общественных учреждений. Мать – дочь харьковского помещика – отличалась глубоким благочестием и поддерживала в доме религиозный уклад жизни. В связи с поступлением отца на службу, мальчик Алексей – будущий Владыка – семи лет переехал из деревни в г. Новгород, а через год в Петербург. Здесь он был определен в 5-ю Петербургскую Гимназию, блестяще окончил ее и, по влечению своего сердца, поступил в Петербургскую Духовную Академию. В 1885 году, непосредственно по окончании…
В начале 1998 года в газете "Радонеж" было напечатано письмо в редакцию, в котором было отмечено, что истоки современного обновленчества идут от представителей т.н. "парижской" школы богословия: оо. Н. Афанасьева, А. Шмемана и И. Мейендорфа. Отвечая на это письмо, протоиерей Валентин Асмус, в частности, указывает, что он давно мечтает увидеть серьезный критический разбор сочинений о. Шмемана и о. Афанасьева. Около 40 лет тому назад протопресвитером Михаилом Помазанским, преподавателем Догматического Богословия в Свято-Троицкой семинарии, была написана предлагаемая статья — отзыв на книгу протоиерея Александра Шмемана: "Введение в литургическое богословие". В ней отец Михаил убедительно, спокойно и глубоко разбирает труд отца Шмемана, указывает на…
   Православие - что оно?    Церковь и Православие    Основной Признак Православия    Данное или искомое?    Значение "канонов"    Православие динамично или статично?    Прославление Бога    Внешнее и внутреннее    Суть идеи спасения    Идея соборности    Внутреннее единство    Верность Христу Православие - что оно? ОСОБОЕ СЛОВО... Слово, имеющее большую притягательную силу. Для многих, многих - святое и дорогое слово, не легко определимое и, в то же время, простое и понятное. От некоторых слышим укор: "Зачем у вас на собраниях, в речах, так часто бряцают словом: "Православие?" Может быть иногда они и правы в своем протесте.…
Содержание книги: Введение О Боге в Самом Себе О Боге в Его явлении миру Бог — Промыслитель мира Бог — Спаситель мира Церковь Христова Жизнь Церкви в Духе Святом Молитва О Боге Завершителе судеб мира Приложение. Течения в русской философско-богословской мысли. Краткие церковно-исторические сведения Несколько слов об авторе — Протопресвитере о. Михаиле Помазанском Введение Забота Церкви о чистоте христианского учения Источники догматов. Св. Писание и Св. Предание Священное Писание Священное Предание Соборное сознание Церкви Догмат и канон. Значение творений свв. Отцов и богослужебных книг Истины веры в богослужении Символические книги Догматические системы Задача Догматического Богословия Догматика и вера Богословие и…
Содержание: Введение По заповеди Спасителя и Апостолов Степень пользования Ветхим Заветом Понимаешь ли что читаешь? Почему нужно знать Ветхий Завет? Под руководством Церкви Боговдохновенность Писаний Сотворение мира Утро человечества Грехопадение Проблема зла Библейская история и археология Ветхозаветная мудрость Ветхозаветная молитва и песнь Провозвестники Нового Завета Неотъемлемое достояние Церкви   Введение Большое расстояние веков отделяет нас от времени написания книг Ветхого Завета, особенно первых его книг. И уже нелегко нам переноситься в тот строй души и в ту обстановку, в каких создавались эти боговдохновенные книги и какие представлены в самих этих книгах. Отсюда рождаются недоумения, смущающие мысль современного человека. Особенно часто…
Часть I Знамение свыше Весть о необычайном явлении - слезах из очей на иконе Богоматери в доме одной молодой греческой православной семьи недалеко от Нью-Йорка, в Лонг-Айленд (в марте 1960 года) - облетела даже часть американской прессы. Когда икона в торжественной обстановке препровождалась в греческий соборный храм, то над автомобилем, где помещалась икона, вились непрерывно три голубя, оставившие процессию только тогда, когда икона была внесена в храм. Через месяц такое же источение слез открылось на другой иконе Божией Матери, в той же местности, а затем и на третьей, поставленной на место увезенной в храм второй иконы. Тройственность явления присуща знамениям,…
"При чтеніи некоторыхъ зарубежныхъ изданій, ревнующихъ о православной истине, все более становится яснымъ, какъ мы все духовно бедны и больны"... Такъ начинается "церковный дневникъ" Преосвященнаго Іоанна (Шаховского) (Н. Р. Слово 11 апр.), и съ этимъ выводомъ нельзя не согласиться по прочтеніи самого этого дневника, благо что Владыка и себя, по смиренію, не исключаетъ изъ состава этихъ несчастныхъ, сказавши — "мы все"... Конечно, естественно говорить сейчасъ на злободневную тему для Американской Митрополіи по поводу преданія ея возглавленія церковному суду советской Патріархіей. Конечно, судъ этотъ нисколько не страшенъ и, по мненію Владыки, совершенно напрасенъ. То, что Митрополія признала возглавленіе Патріархіи на своемъ…
Учение преподобного Варсонофия Оптинского о монашестве (по дневнику прп. Никона, исповедника) Иеродиакон Платон (Рожков), насельник Оптиной Пустыни Доклад прочитан на конференции 14 апреля 2013 года в Богоявленском Старо-Голутвином мужском монастыре г. Коломны Московской области, посвященной 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского и Старо-Голутвинского. Монашество есть блаженство, – говорил преподобный Варсонофий, – выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на Небе в будущей жизни, но нижняя степень его уже на земле». В монастыре достигнуть нравственного совершенства удобнее, чем в миру.…
Оптина пустынь в годы гонений Монах Платон (Рожков), насельник Оптиной пустыни Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях Оптина пустынь в начале ХХ века являлась одной из известнейших обителей России. Это был крупный монастырь с довольно развитым хозяйством[1]. Богослужения проводились в восьми храмах обители, в том числе в двух храмах в Иоанно-Предтеченском скиту. В числе священнослужителей среди братии в 1916 году были: один епископ (на покое), два архимандрита, два игумена, 36 иеромонахов, 18 иеродиаконов. Всего в обители перед закрытием числилось 204 насельника, а также 138 так называемых добровольных послушников – ожидающих вакансии, находящихся на испытании или трудившихся по обету[2]. Оптинская…
Христианин - это человек, полный ожидания. Господь говорит нам в Евангелии: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему (Лк.12:35-36). Мало найдется текстов, столь ясно раскрывающих перед нами смысл и глубинную ориентацию христианской жизни. Цель творения - обожение человека и вселенной. Все домостроительство спасения, искупительная жертва Христа, освящение, совершенное Святым Духом, имеют целью вернуть падшее человечество к тому состоянию, ради которого оно было создано - к полноте обожения. Мы чаем, что окончательное исполнение этого замысла Божия, совершится при Втором пришествии Христа,…
Содержание 1. Учение отцов Церкви о Святой Троице 2. Учение блаженного Августина 3. Влияние учения блаженного Августина о Святой Троице на Западе 4. Учение блаженного Августина о Троице и православие  1. Учение отцов Церкви о Святой Троице Согласно отцам Церкви до Августина или же стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть Начало в Троице, Тот Связующий, в Котором осуществляется Ее единство через передачу Его природы. Сын извечно рождается Отцом из Его сущности, без разделения этой сущности. Он Ему единосущен, то есть, будучи Лицом (или Ипостасью), отличным от Отца, от Которого Он имеет Свое бытие, Он обладает численно одной с Ним…
Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 3-24 БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ, XV ПИТИРИМ, архиепископ Волоколамский О БЛАЖЕННОМ АВГУСТИНЕ 1 Жизнь Блаженного Августина пришлась на тяжелое время Давно миновала пора «римского мира»: внутри государства не прекращались неурядицы; императорский престол стал игрушкой солдатского свое¬волия и людского честолюбия. На Севере и на Западе поднимались варвары; с Востока грозило персидское царство, сильное своей органи¬зацией и войском. Войны требовали денег и денег, налоги увеличива¬лись вдвое и втрое на памяти одного поколения. Место свободной, вольно избранной деятельности занял принудительный труд людей, пожизненно прикрепленных к своей работе и должности. Единствен¬ным действительным средством управления людьми считается страх. Телесное наказание для…
Социальная психология, другие общественные науки ищут сегодня правильные критерии, которые адекватно отражали бы всю сложность человеческой природы, в том числе ее метафизическую глубину, ее духовное измерение. Недостаточность исходных положений современной философской антропологии, например биологической антропологии (А. Гелен, Г. Плеснер и другие), признается самими философами: "В известном смысле можно сказать, что здесь прорублена лишь одна просека в лесу сущностных черт и свойств человеческого существа. И хотя даются определенные образы человека, все они односторонние, а потому являются искаженными картинами, и ни разу дело не доходит до всеохватывающего определения человека"[1]. Кризис современной антропологии можно считать наследием прошлого столетия. В первой его половине господствовала…