С падением Константинополя 29 мая 1453 года знаменитый город святого Константина делается столицею турецкого государства и из христианского постепенно потом превращается в магометанский. Великолепнейшие храмы Константинополя, бывшие предметом удивления современников и образцом подражания для позднейших поколений, превращаются, по воле завоевателей в мечети. Такой участи прежде всего подвергся краса Константинополя и гордость строителя императора Юстиниана храм св. Софии. Что же касается других константинопольских храмов, то они были на время пощажены из видов чисто политических. Султан Магомет II, завоеватель Константинополя, желая привлечь на свою сторону греческого патриарха и греческое духовенство с тем, чтобы населить разоренный город жителями греками, первого июня 1453 года…
Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), доктор церковной истории, профессор и заведующий кафедрой литургики и церковной археологии Казанской Духовной Академии, член-корреспондент Академии наук, в 1906–1917 гг. состоял секретарем Императорского Православного Палестинского Общества. Этому выдающемуся ученому принадлежат такие труды, как «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Часть 1, «Служба круга годичного и седмичного». Казань, 1884; «Современное богослужение на православном Востоке». Вып. 1. Казань, 1891; «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по Уставу IX–X вв.». Казань, 1894; «Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви». Киев, 1907; «Описание…
(Историческая справка) В прошедшем году в Св. Синоде состоялось, как известно, постановление о повсеместном праздновании в Poccии недели православия совершением во всех храмах не только обычной службы, положенной в Триоди Постной для этого дня, но и особого молебствия, по окончании литургии, которое доселе отправлялось лишь в соборных кафедральных храмах и входило в состав, так называемого, чина православия или анафематствования. На православном Востоке такое молебствие совершается всюду и с давнего времени, и о нем мы вели речь в статье: «Торжество православия в первую неделю великого поста на православном Востоке», напечатанном на страницах журнала «Руков. для сельских пастырей» за прошлый год (№11,…
I. Служба Страстной седмицы. Еще несколько дней, и чадолюбивая многопопечительная наша Мать Святая Церковь усталым труженикам святого поста, в утешение и ободрение их, будет песнословить: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти твоея просим видити, человеколюбче, еже прославити в ней величия твоя и неизреченное нас ради смотрение твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе». Итак, окончен трудный путь покаяния и молитвы, как время душеполезных подвигов для верующих, и Святая Церковь приглашает всех нас прославить в наступающие святые дни воспоминания страстей Господних, особенную к нам грешным милующую любовь Божию, ради которой Господь Бог не пощадил и Единородного Сына своего, но предал Его…
Приходские церкви Константинополя, Афона и других городов православного востока регулируются, при отправлении богослужения, Уставом, который весьма значительно отличается от Устава святогорского и даже Устава Саввы Освященнаго. Устав этот называется Τυπικὀν ἐκκλησιαστικὀν κατἀ τἠν τάξιν τῆς τοῦ Χριστοῦ μεγάλης ἀκκληδίας, т. е. Церковный Типикон по чину Великой Христовой Церкви. В своем настоящем виде этот Типикон недавнего происхождения. Его первое издание явилось в свет лишь только в 1838 году. Но начало существования Типикона Великой Церкви почти одновременно с началом появления в Константинополе „Великой Церкви“, или известного Софийского храма, построенного императором Юстинианом. Воздвигнув храм, удививший современников своим величием и красотою, беспредельностью его как…
(Критический этюд) В русской литургической науке редко появляются не только капитальные самостоятельные исследования, но даже более или менее серьезные научные статьи, а посему обойти молчанием настоящий трехтомный труд проф. Алмазова с вышеприведенным заглавием было бы со стороны критики большею несправедливостью. Обратить должное внимание на этот труд тем более необходимо, что профессор-канонист Алмазов, дебютировавший не вполне благополучно еще в 1884 году с своею магистерскою диссертацией под заглавием: «История чинопоследований крещения и миропомазания», –не новичок в литургической науке. С изумительною настойчивостью, в несомненный ущерб прямой своей специальности, он уже давно стремится завоевать себе место в ряду немногочисленных русских ритуалистов, исследователей исторической судьбы…
Императорское Православное Палестинское Обшество согласно § 8 своего устава, ставит целью своей деятельности «оказывать пособие православным паломникам, при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов, изданием путеводителей и т. п.». Следовательно, русские люди, сочувствующие целям и задачам этого симпатичного и человеколюбивого Общества, идущего навстречу исконным запросам духа и сердца русского человека, вправе интересоваться – кто эти православные паломники, посещающие целыми тысачами святые места Востока, из каких слоев русского общества они выходят, какими целями и внутренними побуждениями они движутся туда с самых отдаленных окраин нашего отечества, какия лишения и невзгоды они…
Богослужение в нашей русской Церкви, с самого начала принятия христианства почти до наших дней, находилось в постоянной зависимости от богослужения церквей христианского востока вообще и Церкви византийской греческой в частности. Особенно живая и постоянная связь нашей Церкви держалась с византийскою Церковью, от которой мы приняли христианство, первых архипастырей, богослужебные книги и вообще просвещение. Правда, были времена, когда связь эта несколько ослабевала, и влияние Византии на Русь во всех сферах нашей политическо-религиозной жизни как бы прекращалось, но проходили неблагоприятные обстоятельства и духовная юная дщерь с радостью простирала руки к своей матери – Церкви византийской. В силу этого во внутреннем строе и…
В нашем современном обществе, крайне неустойчивом в своих воззрениях и убеждениях, весьма часто приходится слышать два совершенно противоположных суждения или взгляда на семейную жизнь вообще и на священные обязанности матери в частности. С одной стороны, мы слышим сетования и жалобы, чтобы не сказать более, на трудность и тяжесть семейной жизни и обязанности матери, а с другой, по преимуществу в молодом подрастающем поколении, мы слышим легкомысленные суждения об односторонности этих взглядов зрелой и умудренной житейским опытом половины нашего общества и о возможности мать семейства вывести на арену общественной жизни. Будучи призваны на сие святое место благочестивым обычаем наших приснопамятных предшественников, делателей…
(Речь, произнесенная 19 февраля 1912 г. в зале Общества религиозно–нравственного просвещения в духе Церкви православной на Стремянной улице). В настоящие достопамятные дни, в этот святой вечер молитвенного поминовения, мученически скончавшегося «твердого адаманта, непоколебимого столпа, крепкого поборника по православной истинной христианской вере» и «противу врагов (Отечества) крепкого и непобедимого стоятеля», третьего всероссийского святейшего патриарха Гермогена, нам представляется вполне благовременным и уместным в настоящем торжественном собрании предложить вашему благосклонному вниманию свое посильное слово о nampиapxе Гермогене и русском православном духовенстве в их служении Отечеству в смутную на Руси годину, именуемую лихолетьем. Избрать этот предмет для настоящей поминальной беседы, по нашему мнению, благовременно…
(Аз-Забеданский инцидент по личным впечатлениям и воспоминаниям) Периодическая печать долго и много занималась инцидентом в Аз-Забедани близ Дамаска, имевшем место весною этого года, и толковала о нем вкривь и вкось, обставляя самыми невероятными и даже фантастическими подробностями1. Так как инцидент этот разыгрался в нашем присутствии, и мы до некоторой степени послужили неожиданно для себя даже поводом к его началу, то мы считаем своим долгом положить предел всяким кривотолкованиям и изложить ход его в последовательном порядке, по своим личным впечатлениям и воспоминаниям, пользуясь и некоторыми официальными данными. Аз-Забеданский инцидент представляет интерес и для широкого круга читателей, как характерный показатель того, как…
(к 25-летнему юбилею Императорского православного Палестинского Общества). Речь, произнесенная в годичном заседании Киевского Отдела Императорского православного Палестинского Общества, 15 апреля 1907 года. Его Величеству Государю Императору благоугодно было соизволить разрешить Императорскому православному Палестинскому Обществу, наступающего мая в 21 день сего года отпраздновать юбилей своего 25-летнего существования. Столь редкая честь, дарованная Обществу великодушным Монархом, вызывает у всех деятелей его чувства глубокой беспредельной благодарности и беззаветной готовности служить по мере сил своих на благо нашей дорогой родины и во славу святой православной церкви, возлагая вместе с тем на них всенепременный долг и перед русским обществом, и перед православным русским народом, на пожертвования…
Содержание От редакции Введение Глава I. Детство о. Макария и его во спитание дома и в школе Глава II. Жизнь в миру Глава III. Путешествие по Востоку с паломнической целью Глава IV. Краткий исторический очерк русского Пантелеимоновского монастыря ко времени пострижения в нем о. Макария Глава V. Схимонах о. Макарий и его воспитание в обители под руководс твом о. Иеронима Глава VI. Сотрудники о. Макария – ученики и воспитанник и о. Иеронима Глава VII. Греко-русский пантелеимоновский процесс Глава VIII. Русские иноки на Афоне во время русско-турецкой войны 1877 и 1878 годов Глава IX. Дело о русских иноках на Афонской горе…
Имя профессора Н. О. Красносельцева (ныне профессора церковной истории в Императорском университете в Одессе) пользуется в науке уже давно почетною известностью. Последние годы почтенный профессор одарил церковно-археологическую и литургическую науку целым рядом мелких брошюр и солидных монографий по разным вопросам избранной им специальности. Все эти труды ученого профессора отличаются солидными литературно-научными достоинствами и не прошли незамеченными в «нашей периодической печати. Мы со своей стороны намерены в настоящий раз обратить внимание читателей лишь на самые последние произведения его плодовитого пера и высказать некоторые иные суждения по вопросам, затронутым в них почтенным автором. На первом месте мы ставим книгу, заглавие которой выписали…
Составил применительно к потребностям преподавания предмета в средних светских и низших духовных учебных заведениях преподаватель Московской духовной семинарии Петр Лебедев. Москва. 1883 г. Имя автора этой книги не ново в учебно-педагогическом мире. Два года тому назад г. Лебедев появился на арену своей педагогической деятельности с учебником по литургике для духовных семинарий, который и был одобрен Учебным Комитетом при Святейшем Синоде. Хороший сбыт его побудил г. Лебедева сократить свой учебник и издать в настоящем виде с заглавием, которое мы выписали выше. Этот учебник автор сократил и издал в настоящем виде под заглавием, которое мы выписали выше, и назначил в руководство детям…
(Из личных впечатлений) Мы уверены, что весьма не многим из русских людей, даже бывавшим и жившим в Египте, известно, что в столице его, на берегах многоводного кормильца Нила, в Каире имеется русская школа. Между тем школа эта уже просуществовала четверть века, воспитала очень многих детей местного каирского православного общества, служащих теперь на различных поприщах общественной и частной деятельности, есть, можно сказать, единственный рассадник христианского просвещения для всего александрийского патриархата; в ней ежегодно обучается до 200 детей местного каирского общества. Мы назвали эту школу русскою, потому что она основана на средства русского подданного, состоит под высоким покровительством русского Государя Императора, главный…
Проф. Н. Ф. Красносельцев не в первый раз является в печати с работами по изучению чинов литургии и в частности чина литургии св. Иоанна Златоуста. Работы его в этом направлении начались еще в семидесятых годах, когда им была напечатана обширная статья «О толковательных трудах отцов и учителей Церкви, относящихся к изучению православного богослужения» (Прав. Собеседн. 1878 г.), которая явилась в свете по поводу издания С.-Петербургскою духовною академиею в приложениях к академическому журналу в 1855–57 г.г. сборника под заглавием: «Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения» в трех томах. Названная статья привела почтенного профессора к убеждению, что…
Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии основано на Священном Писании, правилах вселенских и поместных соборов, и на писании св. отцов церкви, составлено Иваном Дмитревским. Вновь пересмотренное и исправленное с рисунками академика Ф. Г. Солнцева с приложением «Книги о храме» Симеона, митрополита Солунского. С.-Петербург. Издание книгопродавца И.Л. Тузова. 1884 г. Книга И.И. Дмитриевского, вышедшая в первый раз в свет в самом начале текущего столетия, была принята весьма сочувственно современниками, как показывает список «имен особ, подписавшихся в пренумерации на получении сея книги», приложенный самим автором к изданию её 1804 года. В числе подписчиков значатся епископы, князья, купцы, священники и простые люди.…
Сочинение профессора И. Мансветова. Москва, 1885 год. (Рецензия доцента Киевской Духовной Академии А. Дмитриевского) Церковный Устав или Типикон имеет весьма важное значение в церковно-богослужебной практике. Эту книгу не без основания «печатного дела мастер Анисим Михайлов сын Родошевский» в предисловии к злополучному Типикону 1610 года (editio princeps) называл «Оком церковным и вождем всем книгам, яже в божественней соборней апостольской Церкви, добре предузаконися во всем». И действительно, наш Типикон не только главный регулятор современной церковно-богослужебной практики и «вождь всем книгам», но сферу своего влияния он простирает гораздо дальше, стремится к упорядочению даже строя религиозно-бытовой жизни современного православного общества. Поэтому само собой понятно,…
Профессор Московской духовной Академии И.Д. Мансветов принадлежит к числу весьма немногих деятелей на поприще ученой разработки вопросов из истории христианского богослужения. В ряду этих деятелей И.Д. Мансветов занимает выдающееся место, которое он завоевал себе, с одной стороны, изумительной энергией и непрерывными трудами в разработке этих вопросов, а с другой стороны, выдающимися достоинствами своих трудов чисто литературного и ученого свойства. Мастерское изложение предмета весьма сухого и трудно поддающегося литературному изложению, уменье подыскать удачный план или схему для построения своего труда, тщательность и серьезная разработка даже второстепенных вопросов по материалам новым и сырым, способность выходить или обходить ловко и легко камни преткновения…