В журн.: Наше наследие, № 78, 2006. Главное сочинение преподобного Иоанна Синаита — «Лествица райская» дает руководство жизни, как непрерывного и трудного восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования, возводящего подвижника  на небо. Посвящение главной кремлевской колокольни этому синайскому отшельнику позволяет истолковывать само сооружение как символическую лестницу к небу, а колокольный перезвон Ивана Великого как призыв к постижению христианских добродетелей. В Московском Кремле заканчивается реставрация церкви-колокольни Иоанна Лествичника, соборной звонницы и Филаретовой пристройки; здесь, в легендарной колокольне, получившей наименование «Иван Великий» будет открыта новая экспозиция «История Московского Кремля» Образ церкви-колокольни Иоанна Лествичника Повседневное восприятие кремлевской доминанты сформировалось преимущественно под влиянием высоты колокольни…
В кн.: Архив архитектуры. Вып. V. М., 1994. С. 117-140. Среди храмов, построенных по царскому заказу в середине - второй половине XVI века, особое место занимают воздвигнутые над гробами русских чудотворцев. Несмотря на разделенность между собой во времени, архитектурные различия, их объединяет одно - желание заказчика воздвигнуть храм над мощами прославленного Церковью святого. В России не было традиции устройства престолов на гробах подвижников. Положение частиц мощей в основание престола адекватно заменяло древнюю традицию и несло в себе всю полноту ее смысла как единства видимой и невидимой Церкви, сопогребения святых со Спасителем и сопрославления с Ним. Служение в храме, воздвигнутом над…
В кн.: Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. Вып. 9. М., 1998. С. 220- 239. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове относится к таким памятникам московского каменного зодчества XVI столетия, история которых, несмотря на многолетний интерес ученых, продолжает таить немало загадок и противоречий. На протяжении почти всего существования нашей науки храм пользовался неизменным вниманием исследователей. Это объясняется тем, что он занимает особое место в сложившейся еще в первых работах по истории московского зодчества концепции одной из линий развития архитектуры XVI в., приведшей к созданию собора Покрова на Рву. Концепция сложения типа многопридельного…
В кн.: Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. Сб. научных трудов НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М., 1993. С. 103-141. Зодчество северо-восточной Руси середины ХVI в. отмечено истории русской архитектуры богатством художественного языка. В многообразии типологии церковных зданий доминирующее положение занимают два направления в храмовом строительстве, различающиеся как по созданному художественному образу, так и по отношению к сложившейся традиции московской архитектуры. Первое направление связано с утверждением типа пятиглавого, в основном четырехстолпного храма, являющегося, упрощенным вариантом середины ХVI в. кремлевских шестистолпных пятиглавых соборов, восходящих к владимирскому образцу. Второе, напротив, связано с созданием принципиально нового типа храма, отличающегося по…
Баталов А.Л. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева монастыря. В кн.: Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Материалы научно-практической конференции (15-16 октября 2002 г.). Владимир – Суздаль, 2003. С. 40-50. Значение XVI столетия для истории русской святости давно уже и мно­гообразно прокомментировано. Общерусское прославление местнопочитаемых святых определило и одно из направлений в храмостроительстве царство­вания Иоанна Васильевича IV и его преемников. Общепризнано, что интен­сивное строительство храмов, посвященных новым русским чудотворцам, на­чинается с конца 1540-х гг. Воздвижение новых храмов при Иоанне IV связа­но не только с включением места погребения в церковное пространство. Происходит и перестройка соборов, под сводами которых уже…
В кн.: Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 154-171. Образ Иерусалима присутствовал постоянно в православном сознании благодаря текстам и песнопениям ежедневного Богослужения. Связь России с городом подлинного свидетельства Воскресения Господня, Его Живоносного Гроба осуществлялась не только в молитвенном предстоянии перед святыней но и в освященных ею реликвиях, привозимых на Русь. В эпоху позднего Средневековья возникает стремление создать подобие всего Иерусалима или его Святых мест, сделать их присутствие на Русской земле зримым. Первой документально известной попыткой осуществления такого замысла стало строительство Борисом Годуновым "Святая Святых" в Московском Кремле. Для России рубежа XVI-XVII вв. начало царствования Бориса Годунова - это не…
Содержание Введение Понятие об обязанностях Христианина Разделение Христианских обязанностей Отличительное свойство Христианских действий Глава 1. Об обязанностях к Богу Основание обязанностей к Богу Внутреннее Богопочтение Благоговение пред Богом Любовь к Богу Повиновение Богу Благодарность к Богу Упование на Бога Преданность в волю Божию Богопочтение внешнее Виды внешнего Богопочтения Молитва Славословие Исповедание Бога Клятва Богопочтение частное Богослужение общественное Место общественного Богослужения Время общественного Богослужения Предостережение от погрешностей касательно вышнего Богопочтения Глава 2. Об обязанностях христианина к самому себе Разделение обязанностей Христианина к самому себе Попечение о душе Попечение об усовершенствовании душевных способностей Попечение о разуме Попечение о воле Попечение о совести…
И̑ помóлѧтсѧ ѡ̑ Не́мъ вы̀нꙋ, ве́сь дéнь бл҃гословѧ́тъ є̑го̀. ѱал. ѻ҃а, є҃і Ваше императорское высочество! Еще несколько часов, – и Россия, на всем необъятном пространстве своем, будет торжествовать день Вашего совершеннолетия, – и сколько усердных молений о Вас вознесется к престолу Божию! Радостно настоящее торжество России, светло и безоблачно; усердно и искренно благодарение ее Всевышнему Мироправителю. Она торжествует Ваше совершеннолетие при жизни и даже в лета полного мужества и силы Вашего Родителя, возлюбленного Монарха своего, и потому радость ее не только не возмущается никакой озабочивающей мыслью, но и проникается светлой надеждой, что Вам, до поднятия тяжкого бремени правления, суждено еще…
Московский государственный областной университет 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация. Статья выявляет исторические основания разрыва евхаристического общения между Московским и Константинопольским патриархатом. Ключевым для автора является историко-генетический метод исследования, позволяющий на историческом материале выявить истоки современного конфликта Константинопольского и Московского патриархатов, показать закономерность его проявления. История отношений Церквей проводится через призму идеологического концепта о падении Константинополя в качестве Второго Рима. Автором обосновывается положение об исторической воспроизводимости межцерковного конфликта. Раскрывается история вражды Фанара к России и Русской Церкви как новым аттракторам формирования православной цивилизации. Доказывается, что униатский прецедент Константинопольского патриархата не имел случайного характера…
Кафедра социальной философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Обращение философов к проблеме техногенной цивилизации обусловлено стремлением дать ответ на вопросы, которые поставила перед человечеством современная эпоха. Техногенная цивилизация по мере своего становления породила ряд кризисных явлений, что, в свою очередь, привело как к обострению глобальных проблем, так и необходимости по-новому ставить вопрос о будущем общественного развития. Очевидно, что углубленное изучение основных аспектов данной цивилизации требует нашего пристального внимания. Проблема взаимоотношения человека и техники является сравнительно новой философской проблемой, но в современном мире именно техника играет огромную роль в жизни человека,…
Корпус «имущественно-монашеских» законов Российской империи соответствовал содержанию монашеского обета нестяжания, согласно которому принимающий постриг не должен иметь никакой собственности. Вместе с тем принцип нестяжательности монашествующих проводился в российском законодательстве не безусловно, а только в применении к недвижимому имуществу. Что касается права завещания - его были лишены лишь монашествующие низших степеней, а также настоятели и настоятельницы общежительных монастырей. В настоящей статье приведен анализ Законопроекта Святейшего Синода об отмене права завещания монашествующих 1911 г и приведена история его рассмотрения в Государственной Думе. Ключевые слова: законопроект, право завещания монашествующих, Государственная дума, Священный Синод. Вопрос об эволюции порядка наследования личного имущества монашествующих Русской православной…
На юго-западе Белоруссии у впадение Мухавца в Западный Буг расположен один из древнейших городов Белоруссии - Брест (летописное Берестье). В ранний феодальный период в Берестье, как и в других белорусских городах (Полоцк, Туров, Витебск, Минск) в ХIII веке сформировалась новая система обороны города, основу которой составляла башня-донжон. Укрепление городов производилась в порядке усиления обороноспособности против монголо-татарских отрядов. Именно для защиты своих земель князь Владимир Василькович " по отци своем сроуби Берестьи … в Берестьии же созда столп камень высотой яко и Каменецкий". На престол Владимир Василькович вступил в1272 г., и сооружения эти выполнялись несколько позже. Сооружения каменной (кирпичной) башни -…
История Мурома на протяжении примерно ста лет, начиная с первой половины XIII в. по середину XIV в., крайне скупа на известия летописей. Под 1239 г. они сообщают о том, что татары захватили Мордовскую землю и тогда же опустошили Муром. Под 1248 г. в них говорится о женитьбе князя Бориса Васильковича Ростовского на Марии, дочери муромского князя Ярослава. Свадьба состоялась в Ростове. Вот, собственно и все, что известно о князе Ярославе Юрьевиче, княжившем тогда в Муроме. Последующие летописные сведения о городе также крайне немногословны. Под 1257 г. сообщается, что татарские численники "изочтоша всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую". В 1281…
Содержание О положении православного христианина в современном мире Дух Антихристов и предтечи Антихриста Мир и мы Сознаем ли мы себя православными и дорожим ли нашим Православием? Знамение времени В преддверии Антихриста Когда придет Антихрист? Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение Где истинная Церковь Христова?  В словах его отсутствует всякая елейность, высокопарность «официального слога», которым возглашают ни к чему не обязывающие «истины» люди, облеченные высшей церковной властью. Именно их предательскую позицию в принципиальных вопросах чистоты православного вероучения обличал Владыка Аверкий в своих словах и сочинениях. Святитель Божий Аверкий явил нам образ бескомпромиссной твердости, благодатной горячности духа первых христиан, вселил…
Содержание От издателя Человек перед лицом апостасии Что такое Церковь? Что значит антихрист? Три уровня отступления Партийная политика Актерство Беззаконие наверху Завещание Празднование на Небесах Заключение Соль обуевает. Знамение приближения конца От издателя ПРЕДИСЛОВИЕ Жизнь Архиепископа Аверкия, описание которой появилось в последнее время по-русски и по-английски, внешне не похожа на жизнь человека замечательного. Она была, скорее, обыкновенной, и простое изложение ее событий не может само по себе дать объяснение тому исключительному явлению, каким на самом деле был Архиепископ Аверкий. В большой мере он сформировался духовно под влиянием Архиепископа Феофана Полтавского († 1940 г.), который, в свою очередь, получал наставления у…
23 января 2022 года, в неделю после Богоявления, в день памяти св. Григория Нисского в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и обратился к прихожанам с проповедью, рассказывающей о прошедшем празднике Богоявления. Всем собравшимся отец Максим пожелал здравия, долголетия, мира, радости,…
19 января 2022 года, в день праздника Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. На заамвонной молитве отец настоятель совершил великое освящение воды, окропил молящихся освященной водой и обратился к собравшимся со словом проповеди, в котором поздравил прихожан и гостей прихода с великим двунадесятым праздником, рассказал об истории и значении праздника…
Самое главное в христианстве, по ясному учению Слова Божия, это — огонь Божественной ревности, ревности о Боге и о Его славе — та святая ревность, которая одна только и способна воодушевлять человека на труды и подвиги Богоугождения и без коей нет и подлинной жизни духовной — нет и не может быть истинного христианства. Без этой святой ревности христиане — только по имени «христиане»: они только «имя носят, будто живы», а в действительности «они мертвы», как это было сказано св. Тайновидцу Иоанну (Апок. 3, 1). Истинная духовная ревность выражается, прежде всего, в ревности о славе Божией, чему учат нас слова молитвы…
Оглавление Вступление 1. Когда мы сможем новый год праздновать? (1973 г.) 2. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» 3. Будь верен! 4. Преддверие Великого поста 1974 года. 5. «Помышляю день страшный…» 6. Почему должны мы поститься? 7. Что такое Православие? 8. Крест Христов – наше знамя и оружие, наша радость и похвала. 9. Истинный аристократ духа. 10. Реформация в Православии – Иудино предательство. 11. Архипастырское послание к празднику Св. Пасхи 1974 г. 12. «Сия вера Апостольская, сия вера Отеческая». 13. Жены-мироносицы – пример для нас. 14. Особенно яркий симптом приближения конца. 15. Св. Пятидесятница – день рождения Церкви Христовой. 16. Как…
Содержание: Значение наименования Посланий “Соборными.” Соборное Послание Апостола Иакова. Сведения οб авторе. Назначение послания, время и место написания его. Повод к написанию послания. Подлинность послания Иаковлева. Общий характер послания и его содержание. Экзегетический разбор послания святого Αпостола Иакова. Первое Соборное Послание Апостола Πеτра. Сведения об авторе. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель. Место и время написания послания. Содержание послания. Экзегетический разбор Первого послания святого Αпостола Петра. Второе Соборное Послание Апостола Петра. Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания. Время и место написания послания. Подлинность этого послания. Экзегетический разбор Второго Послания Петрова. Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.…