Речь, произнесенная в сокращении в публичном собрании религиозно-нравственного Общества в духе Церкви Православной 3 ноября 1915 г. Прежде чем приступить к личным воспоминаниям о в Боге почившем незабвенном митрополите Антонии, как своем учителе и сослуживце по Казанской Духовной Академии, я нахожу необходимым предварительно сделать несколько оговорок, чтобы устранить всякого рода недоразумения и возможные по отношению ко мне возражения, пожелания и требования. Мои личные воспоминания, как таковые, несомненно субъективны и будут не полны и, даже, может быть, односторонни и мелочны для персоны, облеченной столь высоким саном, и при том в настоящем собрании, где большинство собравшихся глубокие почитатели почившего архипастыря, жаждущие слышать…
Барградский храм св. Николая Мурликийского и св. Благов. Велик. Кн. Александра Невского. Петроград, 2-я Рождественская. В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке в скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка. Поднялась, забелела станами, невиданною в Питере звонницею на одной из стен; свободно вознесла на высоком, легком поясе своего купола главу в вид ратного шелома, и стоит, строгая и радостная, скромная и торжественная. Строители храма, кипевшие своим замыслом, с первых шагов властно схватывают вас и переставляют далеко, за несколько веков. Отрешимся от ежедневной жизни и отдадимся в их власть. Необходима грань между божественным и человеческим, между житейскою…
Год XLIV. Руководство для сельских пастырей. Выходит еженедельно. Цена годовому изданию на месте пять руб., с пересылкой шесть рублей серебром. Подписка принимается в редакции сего журнала, при Киевской духовной Семинарии. № 12 1903 года. Марта 23-го. Содержание: Пастырские собрания, как выражение пастырского взаимооб- щения. – Лазарево воскресение и неделя ваий в Иерусалиме. – Причины, почему церковное Богослужение не располагает нас иногда к сердечной молитве пред Богом. – Народные обычаи на Благовещение Пресв. Богородицы в Назарете. – Кто из священнослужителей должен, первенствовать при соборных Богослужениях!.. Жизнь паломническая в Иерусалиме достигает наивысшего своего напряжения особенно в конце великого поста. Последние дни шестой…
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Киновиальные правила преп. Саввы Освященного, врученные им пред кончиною преемнику своему игумену Мелиту. (Вновь открытый памятник аскетической письменности 524 года). Св. Савва 1), „лежа на одре в своей небольшой башне, в начале месяца декабря, призвал к себеотцов лавры, поставил им игуменом некоего Мелита, родом виритянина, дал ему завещание ненарушимо сохранять правила (τὰς παραδόσεις), введенные им в монастырях своих, вручив ему сии правила на бумаге (δοὺς αὐτῳ ταύτας ἐγγράφως) 2)“.Так повествует о последних минутах жизни великого подвижника—аскета обстоятельнейший и достовернейший его биограф, монах лавры, преподобный Кирилл Скифопольский 3), к 1) Изложение биографии св. Саввы в связи с вновь открытыми…
В своей беседе, произнесенной в собрании Киевского религиозно-просветительского общества в прошлом году1, мы вели речь о «Типиконе» или Церковном Уставе и указывали тогда нашим слушателям на весьма прискорбное и малопонятное явление в религиозной жизни нашего современного общества – на явное пренебрежение или же на весьма поверхностное его знакомство с такою книгою, которая, по своему назначению, должна бы регулировать каждый день и каждый шаг нашей жизни. Событие величайшей важности в нашей религиозно-культурной жизни за истекший год, взволновавшее умы нашей интеллигенции, к глубокому сожалению, не могущей похвалиться твердостью и определенностью своих религиозных убеждений и основательным знакомством с учением и обрядами той церкви,…
Во второй половине наступающего мая месяца Астраханская епархия, с разрешения Св. Синода, торжественно празднует трехсотлетие своего существования. Несмотря на то, что до этого знаменательного юбилея остается всего несколько недель, местные историки, поседевшие в изыскании прошлых судеб своего родного края и с замечательною любовью и добросовестностью немало потратившие усилий для точного установления хронологических дат в событиях его, хотя и важных, но покрытых забвением отдаленного прошедшего, все еще не могут успокоиться и примириться с официально установленными датами для предстоящих юбилейных празднеств. По их мнению, ни 1902 год, ни тем более 1903 год не могут считаться юбилейными в истории Астраханской епархии. По завоевании…
К вопросу о причинах разнообразья богослужебных чинов и последований в наших старинных церковно-богослужебных книгах Трудно указать определённо, когда появился у нас на Руси вопрос о разнообразии „чинов церковных“ и о причинах этого разнообразия. Есть основание думать, что он не был чужд сознанию книжных людей XII века. Известный Кирик с своими вопросами к Нифонту, епископу Новгородскому, представляется нам человеком вполне заинтересованным этим вопросом, человеком, для которого разнообразие церковной практики вообще, хотя бы разнообразие это касалось с нашей точки зрения вопросов самых мелочных, – делом далеко не безразличным. Но ясно и отчетливо этот вопрос был поставлен на очереди только в XIV веке…
(Материалы для истории Астраханской иерархии) «История о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах», составленная ключарем Астраханского кафедрального собора Кириллом Васильевым († 1 января 1837 г.) и более известная в исторической науке под именем «Ключаревской рукописи», представляет своими бытовыми картинами, списанными правдивым историком прямо с натуры, в высшей степени любопытный и весьма драгоценный документ для истории Астраханской иерархии. Важное значение данной «летописи» в этом отношении признавалось весьма многими почтенными последователями исторической судьбы Астраханского края и его иерархии (напр. известным иерархом Астраханским Платоном Любарским, М. Рыбушкиным и др.).…
(поправки и дополнения) В № 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. (№ 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко¬уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно¬памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не¬сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей»…
Содержание Глава 1. Pyсcкие учреждения в Палестине для поддержания православия и улучшения быта русских паломников до 1889 года Глава 2. Образование Православного Палестинского Общества Глава 3. Православное Палестинское Общество до времени елинния его с Палестинской Комиссией Предлагаемая вниманию читателей историческая записка обнимает сравнительно небольшой период времени в жизни Императорского Православного Палестинского Общества – всего четверть века со дня открытия его действий (1882–1907 гг.). Рассматриваемый период следует, однако же, признать весьма важным для всей последующей истории Общества. За это время оно уже получило свою прочную организацию, завоевало себе в ряду однородных с ним иностранных Обществ почетное место и привлекло к себе…
Древнейшим «знаком отличия» для заслуженнейших из иереев или протоиереев в греческой церкви служил, так называемый, епигонатий (ἐπιγονάτιον) или палица – ромбический платок, привешиваемый к поясу священника за один из углов. «Отличие» это, составляющее принадлежность епископского сана, давалось по заслугам почетным пресвитерам, по воле епископа. «Некоторые из старейших (вернее первых иepeeв) – т.е. ставрофоры(т.е. архонты Великой церкви, как напр., великий эконом, сакеллий, скевофилакс, хартофилаксидр.) и некоторые из архимандритов, по словам Симеона Солунского, имеют и епигонатий (палицу): это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, так как никто, кроме apxиepeя, не может носить крестов на фелони и на главе(έν τῶ…
Подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого Содержание Предисловие к публикации 1. Текстология никоновской справы до работ А. А. Дмитриевского 2. Неосуществлённая работа А. А. Дмитриевского 3. Использование выводов А. А. Дмитриевского позднейшими исследователями 4. Неопубликованная статья А. А. Дмитриевского о никоновской справе 5. Принципы публикации Литература Об исправлении книг при патриархе никоне и последующих патриархах 1. Никоновская справа в трудах историков и литургистов XIX века 2. Различия между греческими и славянскими богослужебными чинами 3. Каким греческим текстом пользовались никоновские справщики 4. Мнение Е. Е. Голубинского о характере исправления богослужебных книг в XVII веке 5. Различия между Никоновским служебником 1655…
Речь при открытии 3 января 1913 г. новгородского церковно-археологического общества Господин Великий Новгород, лежавший на великом водном пути «из Варяг в Греки», весьма рано, почти на заре своей государственной политической жизни приобщился культуре блестящей столицы Св. Константина – Византии. С принятием христианства, благодаря постоянному общению по торговым делам Новгорода с Константинополем, это живое и многоразличное культурное влияние Византии усилилось и захватило все стороны быта древнего Новгорода. Величественно-помпезный богослужебный ритуал, выработанный в дивном создании императора Юстиниана – Св. Софии, пришелся по сердцу богатому Новгороду и, благодаря щедрым пожертвованиям его обитателей на создание храмов и их благоукрашение, нашел себе свободный и легкий…
Вести с православного востока В конце Страстной седмицы мы получили от архиепископа Синайской горы кир Порфирия следующее письмо. «Слухи, дошедшие до вас о катастрофе в Синайской обители, пишет высокопреосвященный Порфирий, не только верны и правдивы, но и едва ли, кажется, могли нарисовать вам верно сию печальную картину. Сильное – не из тех, которые обыкновенно тревожат старцев – монахов Синайской обители – землетрясение, случившееся в ночь 18 декабря 1889 года, произвело на поддающееся описанию смятение между старцами: от сильных толчков стали рушиться их келлии и спустя превратились в груды развалин большие здания, равно как ξέων (т.е. келлии странноприимные) новая церковь κοιητήριον…
профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский Епископ Порфирий (Успенский) как инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме, и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского востока 1 (по поводу столетия со дня его рождения) 8 сентября2 истекшего (1904) года исполнилось ровно сто лет со дня рождения нашего известного путешественника Порфирия Успенского, епископа чигиринского, викария киевской митрополии, настоятеля киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, инициатора и организатора первой нашей духовной миссии в Иерусалиме и автора весьма многих сочинений о христианском востоке. Все эти эпитеты дают нам уже вполне достаточное основание в настоящем торжественном собрании взять на себя смелость предложить вашему просвещенному…
Πατμιακὴ βιβλιοθήκη, ῆτοι ὰναγραφὴ τῶν ἐν τῇ βιβλιοθήκη τῆς κατὰ τὴν νῆσον Πάτμον γεραρᾶς και βασιλικῆς μονῆς τοῦ ἁγίου ἀποστόλου καὶ εὐαγγελιστοῦ Ἰωάννου τοῦ Θεολόγου τεθησαυριμένων χειρογράφων τεύχων, πάλαι μὲν ἐκπονηθείσα ὑπὸ Ι. Ζακκελίωνος, νῦν δὲ φιλολογικοῦ συλλόγου Παρνασσοῦ ἐκδιδομένη, ῆ̓ς ἐν τέλει προσετέθησαν καί ἑπτὰ πίνακες πανομοιότυπα περιέχοντε)σ τῆς τῶν διαφόρων ἑκατονταεπηρίδων γραφῆς. Ἀθήνῃσιν 1890. Книга, полное заглавие которой мы выписали выше, может быть названа началом литературной известности её автора и завершением, или венцом его плодотворной многолетней научной деятельности. Не много нам приходится видеть подобных трудов, к которым бы были приложимы сейчас сказанные нами слова. Сказанное же будет понятно,…
Немного из творений Сарапиона1, епископа Тмуитского, нам известно в настоящее время, а между тем христианская древность считала его весьма плодовитым писателем, с глубоким богословским умом и обширной для своего времени эрудицией. «Святитель Сарапион, по словам блаженного Иеронима, обнаружил в своих сочинениях такое обширное знакомство с философскими доктринами и мнениями, что не знаешь, чему в них прежде всего удивляться, – эрудиции века или глубокому знанию св. Писаний»2. У современников, по словам того же писателя, «за свои превосходные дарования» он получил даже прозвание «схоластика», т.е. мужа науки и образования3. К глубокому сожалению, мы весьма мало знаем о личности этого замечательного литературного деятеля…
(По поводу книги А. Никитина под заглавием: «Синагоги иудейские, как места общественного богослужения. Киев. 1891 г.»). Названная книга написана г. Никитиным, преподавателем вифанской семинарии, для получения степени магистра богословия, каковой он и удостоен Советом Киевской духовной академии. Мы берёмся за перо, чтобы определить научный интерес настоящей диссертации и познакомить наших читателей с литературными приёмами её автора. Всё сочинение г. Никитина распадается на две неравные части, хотя и разбитые равномерно на четыре главы каждая. В первой части, кроме введения, рассматривается вопрос «о происхождении синагог“ (гл. I), «о синагогальных зданиях, их принадлежностях и священных временах“ (гл. II), «о должностных лицах синагоги“ (гл.…
Наш нынешний Устав об этом выходе прямо ничего не говорит. «По сем (т. е. после тропарей: „Благообразный Иосиф“ и др.), говорит Устав о пении „непорочных“, настоятель свечи раздает братии и начинаем петь непорочны со сладкопением. Так и по стиху. И похвалы возглашает певец во глас 5»1 (л. 393 об.). О том же, где должны находиться настоятель с братией при этом пении – в алтаре ли, или же на средине храма – Устав в данном случае умалчивает, но это указание можно выводить из другого места того же Типикона. Через лист замечание о выносе Плащаницы начинается следующими словами: «Славословие великое»2. Так же…
(По неизданным письмам его к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. архимандриту Антонину Капустину) "Без неудач и испытаний слишкомъ легко было бы на земле жить, а мы сюда присланы для борьбы и труда» (Из письма Н.П.Игнатьева к арх. Антонину 3 февр. 1878) 20 июня в своем имении Круподерницы Юрьевской губернии отошел в вечность блестящий дипломат и большой знаток дел наших на Дальнем и особенно на Ближнем Востоке граф Н. П. Игнатьев. Мирная кончина его вдали от дел государственных, после пережитого им апогея своей выдающейся политической карьеры, в полузабвении, не вызвала в нашей периодической печати оживленного обмена мыслей и суждений.…