Кафедра государственно-конфессиональных отношений Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проспект Вернадского, 82-1, Москва, Россия, 119571 В настоящей статье анализируются причины автокефальных движений в Украине на основании воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова). Исследуется деятельность Поместного Собора, проходившего в Москве 1917—1918 гг., и его решения относительно статуса Украинской православной церкви. Описывается влияние националистических украинских движений на работу церковных Соборов в Киеве в 1918 и 1921 г. Ключевые слова: автокефалия, Украинская православная церковь, митрополит Вениамин (Федченков), политика, национальное самоопределение Украины. Политические события на Украине последнего года актуализировали обращение к исторической логике интерпретации институциональных…
Оп.: Киев, 1913. По переизданию в кн.: Богословский сборник. Вып. 2. Правосл. Свт-Тих. богосл. ин-т. М., 1999. Номер страницы перед текстом. В V веке на созванных почти один за другим III и IV Вселенских Соборах торжественно были осуждены несторианская и евтихианская ереси. Казалось, церковный мир, нарушенный этими двумя ересями, после указанных Соборов должен был восстановиться. Однако памятники церковной письменности этого и следующего веков свидетельствуют о совершенно обратном явлении: эти две ереси продолжали волновать умы греко-римского мира не только в V, но и в VI вв. Когда в 30-х годах V столетия1 произошло по христологическому вопросу единение двух богословских направлений -…
УДК 292.08 +947.084 TO THE QUESTION OF PERIODIZATION IN THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN SIBERIA IN THE SOVIET PERIOD (1917 - 1991) V. A. Ovchinnikov В статье автором проанализированы существующие в историографии подходы к периодизации Русской Православной Церкви в советское время и предложена собственная периодизация истории Церкви в Сибири в 1917 - 1991 гг. На основе критериев: изменение государственной конфессиональной политики, количественных и качественных характеристик внутренней жизни и организационно-управленческой структуры РПЦ - выделены и охарактеризованы девять этапов сибирской церковной истории в рамках советского периода. The author analyzes the existing historiographic approaches to periodization of the Russian Orthodox…
В кн.: Краткие сообщения Института Археологии, вып. 172, с. 97-104. События 1342—1398 гг., связанные с постройкой Орлецкой каменной крепости в низовьях Северной Двины и неудавшейся попыткой Двинской земли отложиться от Новгорода, активизировали внутриполитические и экономические процессы на этой территории, резко усилили военное противоборство Москвы и Новгорода.1) Экономический подъем в северных землях выразился в значительном увеличении числа сельских поселений, в росте численности русского населения. Письменные источники позволяют говорить о том, что в новгородский период на тер- -97- ритории северных земель основными типами поселений были неукрепленные сельские поселения — деревня, село (сельцо), слобода (слободка). Небольшие административно-территориальные единицы — погост, волость (волостка). Наряду с сельскими открытыми поселениями на этих территориях известны…
Статья посвящена жизненному пути и архипастырскому служению митрополита Крымского и Симферопольского Гурия (Егорова), кандидата богословия, прошедшего лагеря и ссылки от Ледовитого океана и Боломоркана-ла до Средней Азии, Ашхабада и Ташкента; основателя и одного из руководителей Александро-Невского братства в Ленинграде, тайно сохранявшего традиции русского монашества и богословско-пастырские знания. Научную значимость статьи представляет фактологический материал из личного дела митрополита Крымского и Днепропетровского Гурия (Егорова) из Государственного архива Российской Федерации, фонда «Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР (1943-1965 гг.)», раскрывающий период пребывания Владыки Гурия на Саратовской, Минской, Ленинградской и Крымской кафедрах, начиная с 1953 года. В статье описан испо-веднический…
Противоречия в природе человека и их разрешение в вере Христовой Предисловие Неведомый гений написал когда-то на фронтоне Дельфийского храма: "Познай самого себя", - гений же потом и объяснил грекам таинственный смысл этой надписи. Сократ первый увидел в ней глубочайшую загадку о человеке и первый догадался, что в решении этой загадки должна заключаться вся полнота человеческой мудрости. Он сделался горячим проповедником своего открытия, говорил о нем везде, и всем, кто только хотел его слушать. Из его бесед греки услышали, что он - мудрейший из афинян, по суждению оракула - решительно отвергает в отношении себя справедливость этого суждения и считает себя круглым…
Содержание Введение Пролог. «Словесная служба» Задачи настоящего исследования Светская и религиозная музыка. Общерелигиозная и церковная музыка. Протестантская и сектантская музыка Является ли наше церковное пение музыкой и искусством? Характерные черты православного богослужебного пения: священная древность и отражение четырех догматических свойств Церкви Мелодическая растяжимость и ее категории (псалмодия, подобен, самогласен). Уставность православной мелодии Почему в православном богослужении не допускается инструментальная музыка Что есть русское православное церковное пение? Национальный характер нашего богослужебного пения Глава первая. Знаменный распев. Его церковно-православная сущность и достоинства Понятие распева Знаменный распев. Символическое значение наименования «знаменный». Священная древность знаменного распева Знаменная мелодия и русская народная песня Расцвет византийского…
Старца Амфилохия я не могла встретить – он окончил свой земной путь, когда я еще не родилась, в 1970-м году. Но то, что я верю и как я верю, – это его присутствие в моей жизни. Я попала в основанный им Благовещенский монастырь в 1997-м году и там впервые ощутила дух подлинного христианства – дух живой веры, смирения, свободы, радости, любви. Встречая духовных чад старца на островах Додеканеса, я их узнавала по этим свойствам. Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить. И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ…
Никон (Скарга), иеромонах. Актуальные проблемы современного гимнографического творчества. Проблема жанра и стиля насельник монастыря Оптина Пустынь В статье обозначены основные проблемы и трудности современного гимнографического творчества и указаны возможные пути к преодолению их. Один из параграфов этой статьи был зачитан автором на IV конференции "Современная православная гимнография", проходившей в институте русского языка имени В.В. Виноградова 11-12 февраля 2013 г. Гимнография является самостоятельным «литературным» жанром церковной письменности. Специфика этого жанра далеко выходит за рамки филологии, но включает в себя и такие церковные дисциплины, как риторику и гомилетику, догматику и патристику и, безусловно, поэтику, эстетику и музыку, хотя эти дисциплины и не…
Статья посвящена деятельности русской эмигрантской печати Соединенных Штатов Америки периода становления и развития православной религии в этой стране. Целый ряд организованных здесь православных, православно-ориентированных и светских изданий сложился в систему уже к началу XX века. История развития этих изданий рассмотрена с точки зрения их участия в основных межконфессиональных и внутрицерковных конфликтах конца XIX - начала XX века, сопутствовавших практически всему периоду деятельности Русской православной церкви на территории Северной Америки. Издания и руководящие ими церковные и общественные организации интегрировали вокруг себя лишь идейных сторонников и, как следствие, не только объединяли, но и производили обратное, дезинтегрирующее воздействие на жизнь своей читательской аудитории…
Исследования исихазма весьма многочисленны. Современная наука, как светская, так и церковная проявляет значительный интерес к этому столь разностороннему и значительному явлению. Доказательство тому — появление в свет в 2004 году книги «Исихазм. Аннотированная библиография»[1]. В предисловии к этому коллективному труду С. С. Хоружий, в частности, пишет: «…в общем корпусе литературы исихазма следует различать два рода литературы: литературу обычную, входящую в книжную культуру и подлежащую обычным правилам научно-библиографического дискурса, и ‹…› «рабочую литературу аскезы», которая интегрирована в аскетическую практику и вместе с нею подчиняется законам аскетического дискурса. ‹…› «Рабочая литература» — очень специфическое явление, с особыми свойствами и законами бытования (к…
Введение Целостность - существенный признак религиозного сознания, оно возводит все существующее к единому Началу - Богу, Творцу неба и земли и в этом контексте рассматривает все многообразие проблем человека. Вот почему предметом глубокой, "настоящей" религиозной проповеди часто является антропология - целостное учение о человеке в его отношении к Богу, миру и самому себе. Вместе с тем целостность религиозного сознания - особого рода. Мировоззренческая картина антропологии охватывает грандиозные временные рамки - от "внеисторического" бытия первозданного человека в раю до (тоже "внеисторического") преображенного существования в жизни будущего века, за эсхатологическими пределами мира. Это, конечно, открывает новые горизонты исследования и заставляет взглянуть совершенно…
Хронологические границы существования обновленческого раскола на территории Западной Сибири определяются с начала лета 1922 г. до конца 1930-х годов [1]. Инициатором образования обновленческих структур в Сибири выступило Сиббю-ро ЦК РКП(б). 1-2 июня 1922 г. «живоцерковная» обновленческая группа под руководством протоиерея П. Блинова на собрании, прошедшем в Никольской церкви Томска, заявила о создании Томского высшего церковного управления, преобразованного вскоре в Сибирское церковное управление. Ему номинально подчинились все церковные приходы на территории Сибири [2, с. 121]. Авторы «Очерков по истории русской церковной смуты» А. Э. Левитин-Краснов и В. М. Шавров называют бывшего епископа Киренского Зосиму (вышедшего из монашеского звания и женившегося, обновленческого…
Эта книга написана к 100-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Пимена и выходит в год 40-летия со дня интронизации Святейшего. Вы узнаете о жизненном пути последнего «советского патриарха», прошедшего через все горнила и страдания, выпавшие на долю России в ХХ веке. За нелегкие испытания Господь даровал ему крест патриаршего служения и радость увидеть воочию зарю духовного возрождения России. Книга выпущена по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви. От автора Со дня смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена прошло два десятилетия – два поворотных пункта в счете; декада, олицетворяя…
В продолжение публикации архива архиепископа Серафима (Самойловича), начатой в предыдущем номере «Вестника», вводятся в научный оборот документы, позволяющие по-новому взглянуть на его участие в подготовке декларации об отделении Ярославской епархии от митрополита Сергия (Страгородского) от 6 февраля 1928 г. Публикуемый проект декларации, составленный архиепископом Серафимом (Самойловичем) и протоиереем Павлом Лахостским, как показано во вступительной статье, лег в основу текста Ярославской декларации. Письма протоиерея Павла к архиепископу Серафиму по поводу написания этого проекта раскрывают позиции обоих авторов проекта в связи с ситуацией в Церкви, сложившейся в результате деятельности митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 — начале 1928 г. Подтверждается участие в подготовке…
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 121-144 Диакон Сергий Николаев, зам. зав. архивохранилищем Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Гар Михаил Михайлович, канд. хим. наук, мл. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского) 1928-1929 гг. По рукописным документам, поступившим в ПСТГУ в составе сохраненного исповедницей Ираидой Тиховой архива священномученика…
А. С. Норов принадлежал к старинной дворянской фамилии, бывшей в свойстве с несколькими первостепенными домами. Знаменитая княгиня Дашкова находилась в числе родственных ей лиц. Мать Авраама Сергеевича была урожденная Кошелева. Отец его служил сперва в военной службе, потом перешел в бывшую коллегию иностранных дел, где оставался не долго, а остальное время своей жизни провел в Москве, посвятив его семейству. Он был человек умный и с благородным сердцем. От него дети его получили первые уроки во всем, что касалось требований чести и добра. Авраам Сергеевич родился 22-го октября 1795 года в отцовской деревне Ключи, Саратовской губернии. Известно, что лучшая школа нравов…
Аннотация. В данной статье рассмотрена динамика изменений взаимоотношений между последователями христианства и ислама на территории Египта с 70-х гг. XX века. Актуальность темы состоит в том, что Ч вышеупомянутые мировые религии считаются факторами, которые в наибольшей степени влияют на формирование мировоззрения египтян и предопределяют их поведение. Новизна исследования связана с тем, о что мы попытались раскрыть проблему межрелигиозных отношений, учитывая взгляды четырех наиболее g влиятельных «игроков»: государства, Коптской православной церкви, ассоциации «Братья-мусульмане» и исламских институтов, подконтрольных президенту. Цель работы заключалась в анализе межрелигиозных $ отношений в Египте за последние полвека, в результате чего было сделано заключение об их современном состоянии.…
Quintus Septimius Florens Tertullianus (155(65?) - 220(40?) гг. н.э.) Печатается по изданию: С.С. Неретина. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. С. 77-95. http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus/afiny.html Тертуллиан, родившийся между 155 и 165 гг. скорее всего в Карфагене и умерший там же после 220 г., относится, как правило, к числу самых воинствующих фидеистов и страстных противников философии, поскольку при рассмотрении проблемы познания отдавал пальму первенства вере и был противником синтетической культуры. Его мышление характеризуется как бескомпромиссный критицизм и эмоциональное отвержение языческой философии. Что касается "синтетической культуры" (1), то, на мой взгляд, этот термин нуждается в обосновании; что же…
В статье рассматривается сложный период в отношениях государства и Церкви в Эстонии — 1948—1953 годы. Исследование основано на материалах Государственного архива РФ (фонд Совета по делам РПЦ (Ф 6991)). Анализируется изменившийся характер церковно-государственных отношений в Эстонии, религиозная жизнь в которой, как и в других западных областях страны, существенно отличалась от большинства республик СССР, выявляются сходства и отличия эстонской церковной жизни от общесоюзных тенденций. Так, наличие большого числа храмов в республике снимало одну из острых проблем — нехватки приходов. Вместе с тем традиционно дотационный характер церковной жизни в Эстонии, обусловленный лютеранским окружением и большим числом небогатых сельских приходов, поставил на грань…