Содержание А. О постах вообще Беседа № 1. О необходимости поста Беседа № 2. О посте неблагоприятном Господу и посте истинном Приложение к беседам №№ 1–2. «Постящеся телесне, постимся и духовне» Беседа № 3. Об установленных Церковию постах Приложение к беседе № 3. Историческая справка о постах Св. Православной Церкви Б. Приготовление к Св. Четыредесятнице Беседа № 1. О приготовительных к Великому посту неделях Приложение к беседе № 1 А. Сырная седмица, или масленица Б. Что такое масленица по учению св. Тихона Задонского? В. Особенности церковных служб некоторых великопостных Недель Беседа № 1 Приложение к беседе № 1 А. Колокольный…
В кн.: Археологические открытия 2001 года. М., 2002. Новоторжская археологическая экспедиция Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ) при финансовой поддержке РГНФ (проект № 01-01-18019е) проводила работы на Воздвиженском IV раскопе, находящемся на первой надпойменной террасе левого берега р. Тверда и западном склоне основания холма, на котором стоит Воскресенский женский монастырь, известный с XVI в. (центральная часть левобережного Подола средневекового Торжка). Площадь раскопа ок. 230 м2, мощность культурного слоя — 2,4-3,0 м (средневековые увлажненные напластования — до 1,4 м). Воздвиженский IV раскоп с Ю граничит с территорией, исследованной в 2000 г. на Воздвиженском III раскопе, а с 3 — с Воздвиженским II раскопом…
6 марта 2007 г. умер Жан Бодрийяр. Звучит это странно и нелепо, ведь он казался вечным, он пережил несколько эпох и должен был жить вечно. Как симулякр «последнего великого философа». Как архетип «последнего великого философа». Как последний великий философ. Среди интеллектуалов своего поколения он занимал не совсем обычное положение. Даже в виртуальном лагере постструктуралистов он выделялся особой непочтительностью к авторитетам, умением задирать всех и вся, непрестанно шутить и в то же время оставаться чрезвычайно серьезным. Он бежал как от огня от любых «священных союзов» и «научных школ». Став иконой культуры постмодерна, он ухитрился оскорбить «постмодернистов» в лучших чувствах. Когда кричали:…
Предисловие Константинопольская Православная Церковь, подобно другим Поместным Православным Церквям, является продуктом исторического развития церковной жизни на православном Востоке. Ее появление на исторической арене обусловлено прежде всего политическими событиями древнего времени, когда первый христианский император Константин Великий в 330 году перенес столицу Римской империи из древнего, Ветхого Рима в Новый Рим — Константинополь. Вновь возникшая на этой основе Поместная Церковь, а впоследствии — Константинопольский Православный Патриархат носит на себе даже до настоящего времени следы своего далекого прошлого. В первую очередь это касается обстоятельств его возникновения. Современное же положение Патриархата на территории Турецкого государства во многом было определено политической ситуацией, сложившейся после…
Есть в христианском учении один вопрос, который всегда обсуждался с особенной остротой и болью. Это вопрос о том, как любовь Божия согласуется с вечными муками грешников. Если Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8), если Он милосерд и хочет спасения грешников (Иез. 33: 11), то неужели Он допустит не просто страдания, а вечные, безысходные муки Своих созданий, бесконечное наказание за грехи, совершенные в короткий период земной жизни? Небольшие оплошности на земле - и такое жестокое воздаяние! Какой смысл в творении, если оно, допустив ошибку в свободном выборе, обрекается на бессмысленные истязания, уже никогда не оборачивающиеся для страдающего хоть малой отрадой?…
Одним из дискуссионных вопросов в изучении святоотеческой экзегетики является проблема аллегорического метода, а именно, что следует понимать под термином «аллегория» и в какой мере допустим и применим аллегоризм при толковании Священного Писания [1]. Здесь следует различать два аспекта – богословский и исторический. С точки зрения первого остается до сих пор невыясненным, в какой мере аллегоризм является «личным» поэтико-экзегетическим приемом конкретного автора, а в какой – «общим» методом, имеющим (или не имеющим) какое-то богословское значение. В исторической перспективе на первый план выходит проблема рецепции экзегетического наследия Оригена в святоотеческой литературе. Тот факт, что Ориген был осужден посмертно на Пятом вселенском соборе…
Приступая к составлению библиографии по грузинскому исихазму, мы целиком отдавали себе отчет в сложностях, которые сопровождают эту работу, препятствуя полному охвату литературы по данной теме. И сейчас, предлагая вниманию читателей и исследователей итог работы, мы можем лишь подтвердить, что не ошиблись в предположениях. Основная сложность проистекала из того обстоятельства, что работать над библиографией по исихазму в Грузии пришлось в Москве, где как раз на время подготовки книги грузинские фонды РГБ и Исторической библиотеки оказались полностью или частично недоступными по техническим причинам (из-за длительного ремонта и перемещения фондов). К тому же, за последнее десятилетие эти фонды практически не пополнялись грузинскими изданиями,…
Аннотация. Краткий очерк жизни и творчества великого русского иконописца Андрея Рублева (около 1360 - около 1430). Творчество Рублева — не только абсолютная вершина культуры средневековой Руси, но и достойное завершение всей истории развития византийской живописи. В статье рассматривается ряд дискуссионных моментов, связанных с биографией и интерпретацией наследия художника. Ключевые слова: Андрей Рублев, история древнерусского искусства, иконопись, христианская иконография. Центральное место в культуре русского Средневековья занимает наследие Андрея Рублева. Едва ли не впервые русское искусство породило художника такого масштаба и оригинальности, что его творчество не находит - как это было ранее - равнозначных параллелей в современном ему византийском и южнославянском искусстве…
В кн.: Советская Археология. 1980. № 4. С. 281—284. -281- Город Владимир был довольно сильно укреплен. Этому способствовали как выгоды его топографического положения на возвышенном участке в междуречье Клязьмы и Лыбеди, так и созданные его жителями оборонительные сооружения в виде насыпных валов и деревянных стен по верх них. Сообщение с внешним миром осуществлялось через крепостные ворота. Ипатьевская летопись, говоря о строительстве ворот во Владимире в годы княжения Андрея Боголюбского, сообщает, что князь город «сильно устроил к нему же ворота златые доспе, а другы серебром учини» [1], т. е. в XII столетии упоминаются Золотые и Серебряные ворота. В летописных сообщениях XIII…
Дубровский И. В. ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА В ПРОПОВЕДИ ЦЕЗАРИЯ АРЛЬСКОГО: ЯЗЫК ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕРЕВНИ “Однажды под вечер он велел бросить в монастырском саду железные орудия, кои у нас обычно именуются тяпками. Так и сказал ученикам своим: "Столько-то тяпок бросьте в саду да побыстрее возвращайтесь". Той же ночью, по обычаю поднявшись с братией воздать хвалы Господу, он приказал: "Идите и сварите кашу для работников наших, чтоб к самому утру все было готово". Когда настало утро, велел принести кашу, какую распорядился приготовить, и, войдя с братией в сад, нашел там столько возделывающих его работников, сколько тяпок приказывал бросить. Пришедшие были, понятное дело, воры, однако,…
Дроба С. А. Д 75 Церковь, государство и общество ХХ века по периодическим изданиям и воспоминаниям современников. Исторический очерк — Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2010 — 264 с.: илл. ББК 74.200 Д 75 ISBN 978-5-91504-001-3 © Дроба С.А., 2010 От автора Данная книга, ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО ХХ ВЕКА ПО ПЕРИОДИЧЕСКИМ ИЗДАНИЯМ И ВОСПОМИНА­НИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ не претендует на статус фундамен­тального исторического исследования. Это компилятивная работа с использованием ряда современных исследований, публикаций в прессе и воспоминаний современников. Идея создания данной работы возникла в Обществе любителей церковной истории при Тверском Никольском Краснослободском приходе и на кафедре Теологии ТГУ (Тверского государственного университета). Эта работа…
А. В. Александров прожил в Твери в общей сложности 12 лет, с 1906-го по 1918-й гг. Эти годы оказались периодом становления личности молодого талантливого музыканта, временем его активной музыкально-просветительской деятельности. И хотя Тверь не была его родиной, Александр Васильевич Александров оставил в музыкальной жизни города глубокий след и благодарную память. Парадоксально, но знаменитый автор гимна Советского Союза и песни «Священная война» начал свой творческий путь в Твери в качестве регента архиерейского хора в Спасо-Преображенском соборе. Он успешно выдержал конкурс на объявленное вакантное место и прекрасно справился с испытанием, превзойдя десяток претендентов. За 4-часовую репетицию Александров выучил с хором несколько довольно…
Сказание о житии Патриарха Никона* (л. 7 [а]) С небесе Небесных дел исправителем небесное лепотствоваше и хваление, Ангельское пение, ангелоподобными на земли возблиставшим сиятел-ствы, яко да ими же в жизни зде суще утесняхуся, по отшествии тем возвеличатся. Но да и последородным не будет в лишение подражания, ими же мощно бренными усты дом имамы, поне мало воспомянути таковых добродетели, яко да видяще дела добрая, прославят Отца иже есть на небесех, ибо по не едину якову либо мимотечных добродетелей искренность усмотривше язычницы, ве-ликия памяти знаки над гробом таковых поставляти обычай имяху состроены, над Ирон, ов убо того лицу (л. 7об.) подобие, ин…
В статье исследуются указания на время суток в описаниях преставлений русских святых ХГУ—ХУ1 вв. Автор пытается выяснить, какое время суток, по мнению древнерусских агиографов, могло быть признаком праведной кончины человека и служило утешением для скорбящих у смертного одра близких людей. Итогом исследования является вывод о том, что преставление в светлое время суток, доминирующее в житиях святых, являлось знаком к спасению души новопреставленного. Древнерусские жития являют образец праведной жизни. Своеобразной кульминацией большинства агиографических произведений становится описание кончины праведника. Герой повествования проживает святую жизнь и удостаивается соответствующей кончины. В житиях описывается определенный «чин» приготовления к переходу в иной мир: святой дает последнее…
Митрополит Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье украинских мещан. Отец был чиновником, уездным казначеем Волынского казачества. Жили бедно, собственности не было никакой. У Андрея было две сестры Раиса и Мария. Отец умер в 1905 году, мать в 1917м. К 1900 году Андрей Грисюк окончил Кременецкое духовное училище и Волынскую семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1903 году митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) он был пострижен в мантию с именем Анатолий, 15 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1904 года во иеромонаха.…
Настоящая статья является первой частью цикла из трех статей, посвященных православной библеистике в СССР. На основании анализа публикаций по библеистике в советское время делается вывод об определенной периодической закономерности в стиле и содержании статей. Эта закономерность связывается с правлением очередного фактического главы СССР — генерального секретаря ЦК КПСС, поскольку у каждого из них была своя политика по отношению к Церкви. В статье рассматривается период с 1922 по 1953 гг., и главное внимание уделяется времени правления И. В. Сталина. Отмечается, что возможность не только вести библейские исследования, но и публиковать их результаты появилась в СССР лишь с 1943 г., после возобновления…
(Кончина югскoго Иеромонаха Адриана, 1853 г.) С 5-го июля прежде началась необыкновенная робость, потом устроил себя в безмолвии, ничего не отвечая, кроме самого нужного, или показывал себя как будто ничего непонимающим, а лицом был как будто с кем занявшись рассуждением, или во внимании строгом, ожидая наказания за великое преступление. Очень часто напоминал: „Батюшки помогите! Что мне делать: я много виноват пред всеми, простите, помолитесь!» И только имел заботу более у всех братий просить прощения. Потом келейные его вышли; он скоро срядился во всю форму монашества и пришел в трапезу для прощения с братию. Потом его келейный привел в келью и…
I Святая Евхаристия, установленная Спасителем на Тайной Вечери, составляет средоточие церковной жизни. В канун Голгофских страстей Господь претворил евхаристический хлеб в Тело Свое, за нас ломимое, а евхаристическое вино - в Свою Кровь, изливаемую за человеческий род. С тех пор на Божественной Литургии совершается и до скончания века будет совершаться это Таинство. В Евхаристическом Таинстве исполняется молитва Господа Иисуса Христа к Отцу Небесному: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17,21). Около Чаши Христовой члены Церкви соединяются воедино. В Древней Церкви Литургия сопровождалась общим лобзанием,…
Достоевский и оптинские насельники (Забытое газетное свидетельство 1881 г.) Андрей Петрович Дмитриев, канд. филолог. наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) Известно, какое возмущение среди церковных публицистов вызвала та часть брошюры религиозного мыслителя и прозаика К. Н. Леонтьева «Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Лев Толстой» (М., 1882), в которой язвительной критике с точки зрения православной аскетики подверглась Пушкинская речь Достоевского. Предвзятость леонтьевских аргументов, по мнению московского расколоведа священника Иоанна Григорьевича Виноградова (1826—1901), становится явной, стоит лишь вспомнить Катехизис: Достоевский прав, считая залогом спасения и счастья любовь, а не страх Божий (плод любви)[1]. Московский духовный писатель Сергей…
В последнее время появилось множество книг и статей, по-разному трактующих события 17 июля 1918 г., происшедшие в доме купца Ипатьева в Екатеринбурге. Основным же документом, относящимся к тем дням, остается книга судебного следователя по особо важным делам Омского окружного суда Н. А. Соколова “Убийство царской семьи” (1925 г.). Ее дополняют воспоминания генерала М. К. Дитерихса, изданные в 1922 г., и отрывки из книги воспитателя царской семьи П. Жильяра. Печатаются также различные документы. М. К. Дитерихс УБИЙСТВО ЦАРСКОЙ СЕМЬИ И ЧЛЕНОВ ДОМА РОМАНОВЫХ НА УРАЛЕ 1922 г. ПРИЧИНЫ, Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет,  и дом, разделившийся сам в себе,…