Возобновление древнего константинопольского Студийского монастыря в конце VIII столетия стало поворотным пунктом в истории византийского монашества. До второй половины XI века, когда центром новой монастырской реформы стал константинопольский Евергетидский монастырь, именно студийские обычаи во многом определяли монашескую жизнь и богослужение в византийских обителях. Уже в начале IX века в Студийском монастыре началось формирование комплекса нормативных дисциплинарных и богослужебных текстов, фиксировавших результаты трудов преподобного Феодора Студита по устроению киновиального строя в монастырях студийской конгрегации1. К нормативным дисциплинарным текстам студийского происхождения относятся Монашеские заповеди, Главы о трапезах и Главы о распределении пищи. Монашеские заповеди, составителем которых был преподобный Феодор Студит, регламентировали монастырскую…
Аннотация Ключевые слова Шкала времени – век XVII Библиографическое описание: Пентковский А.М., Богданов А.П. Сведения о бытовании книги Царственной («Лицевого свода») в ХVII в. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. В.И.Буганов. М., 1983. С. 61-95. Текст статьи [61] А.М.Пентковский, А.П.Богданов СВЕДЕНИЯ О БЫТОВАНИИ КНИГИ ЦАРСТВЕННОЙ ("ЛИЦЕВОГО СВОДА") В ХVII в.            История изучения так называемого "Лицевого свода" Ивана Грозного, "Московской исторической энциклопедии ХVI века", или Книги Царственной, как именовали памятник в ХVI и ХVII вв. (далее - КЦ), насчитывает более двух столетий.[1] За это время исследователи если…
Терминология и периодизация В покаянной практике латинского Запада и греческого Востока в первом тысячелетии существовали два типа покаяния – публичное и тайное. Под покаянием публичным (древним, или каноническим) понимается такая покаянная практика, в которой покаянный процесс, следовавший за исповеданием грехов и наложением епитимии, являлся публичным, и в нем принимал участие не только кающийся, но и вся церковная община. Каноническое (то есть публичное) покаяние было неповторяемым и не предполагало исповедания грехов coram publico, но и не исключало такой возможности. В свою очередь, под покаянием тайным, известным под названием тайной исповеди, понимается такая покаянная практика, в которой не только исповедание грехов, но…
1. Богослужебный устав и его параметры Если под богослужебным уставом понимать зафиксированный письменно или же передаваемый устно набор правил, регламентирующих богослужение в определенном месте и в определенный период, то развитие локальной литургической традиции можно рассматривать как последовательность изменений богослужебного устава, ее определявшего, причем эти изменения могут быть плавными, обусловленными внутренним развитием традиции, либо же скачкообразными, вызванными внешними воздействиями. Основными параметрами, характеризующими богослужебный устав, являются месяцеслов, содержащий распределение праздников по дням богослужебного года и определяющий совершение памятей святых и воспоминание различных событий, лекционарная система, определяющая набор и распорядок чтений Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на богослужении в течение богослужебного года,…
       Развитие византийских представлений о церковном здании как «новом Иерусалиме» и Литургии как изображении событий домостроительства спасения, совершенного Иисусом Христом, происходило постепенно и было во многом обусловлено развитием литургического комментария.        Как известно, в период гонений христианское богослужение не было неразрывно связано с каким-либо определенным зданием или местом, а здания или помещения, использовавшиеся для совершения богослужений, были прежде всего местами собраний, а не обиталищами божеств, подобно языческим храмам. Тем не менее уже в середине II столетия Евхаристия истолковывалась как жертва1, а вскоре были найдены ветхозаветные параллели и для ее совершителей2.        Наличие фресок в помещении для собраний в Дура Еуропос…
Византийская литургическая традиция характеризуется не только особой структурой евхаристической молитвы или же использованием специальных архитектурных форм для христианских богослужебных зданий, но и прогрессирующей «сакрализацией» и «иерусалимизацией» литургических пространств. Однако при рассмотрении вопросов, связанных с перенесением сакральных пространств, их воспроизведением и, в частности, с созданием «новых Иерусалимов», литургический аспект не всегда принимается во внимание, тогда как в процессе функционирования самого сакрального пространства его следует считать одним из определяющих. При этом надо учитывать, что традиционные византийские представления о храме как о «новом Иерусалиме» не являются изначальными и формировались постепенно, литургические элементы и действия несли смысловую нагрузку, а их изменения были неразрывно связаны…
Религиозное движение, охватившее со времени реформы Лютера всю западную Европу, весьма сильно отразилось на церковных делах западной России. Лютеранство, кальвинизм и затем наиболее рационалистическая протестантская секта – социнианство – стали распространяться в XVI веке в Польше и в Литве, захватывая в свою среду весьма многих из представителей знатнейших литовско-польских родов, дававших приют в своих имениях вожакам новых сект. Католичество было затронуто во всей Европа самым существенным образом и оно, как известно, в лице новоучрежденного в 1540 году ордена иезуитов выставило могущественную армию для противодействия реформаторскому движению XVI века. Этой армией воспользовалось также католическое правительство Польши, которое, со времени окончательного присоединения…
Содержание От автора I. Стремление русского общества к преобразованиям в государственном и общественном строе. – Голоса из среды общества и правительства. – Голос с высоты царского престола. – Голоса именитых архипастырей. II. Проявление среди высшего духовенства и светских передовых людей сознания необходимости церковных преобразований III. Возбуждение вопроса в литературе и журналистике о преобразовании в церковно-общественных дела. – Проявление сочувствия в светском обществе к участи духовенства IV. Пробуждение мысли о важном общественном значении «православного прихода» и «православного братства». – Возрождение «православного прихода». – Вопрос о «приходе» в эпоху освобождения крестьян V. Частный почин в деле возбуждения «приходской самостоятельности» и учреждения «православных…
Предисловие Подмена подлинного духовного регламента Изобличающая книга Мирянин был членом Св. Синода Правительственное указание о незаконности состава Св. Синода Приложения I. К вопросу о подлинном духовном регламенте II. Еще о «духовном регламенте» III. В царстве скованного духа IV. В защиту прав белого духовенства V. Г. Совет о составе Св. Синода (Статьи из газеты «Новое Время» по вопросу о подлинности Духовного регламента) Предисловие Собрание и издание виде отдельной брошюры всех появившихся в газете «Новое Время» моих статей, за период времени с 14-го прошлого мая по 3-е сего июня включительно, вызывается тем существенным обстоятельством, что поднятый и рассматриваемый в них вопрос о…
Содержание Распространение православия на Руси. Успехи православия в северо-западной Руси. Политический переворот в XII–XIII веках в северо-западной, а затем и в юго-западной России. Появление Литовского государства. Преобладающие значение в Литве русской народности и православной веры. Насильственное водворение католичества великим князем Ягайло в 1386 году. Правительственные меры направленные во вред православной церкви и русской народности. Издание отдельных постановлений, благоприятных для русско-православного общества в царствование Казимира, Александра и Сигизмунда I. Крепость православия и русской народности в Литве в XV и XVI веках. Господство русских нравов, языка и правовых начал в Литве в туже эпоху. Присоединение Литвы к короне Польской в 1569 году.…
§ I § II § III § IV § V Приложение I. Список погостов находившихся в XVI и в XVII веках в северо-восточной и северо-западной частях России (вне Новгородских пятин) Приложение II. Нищенские кельи в погостах § I Летописные известия о погостах – Мнение Неволина о погостах – Распространенность погостов в древнейшую эпоху – Некоторые сведения о значении погостов в древнейшую эпоху – Области в которых погосты были обычным явлением – Разряды земель в погостах – Центральное селение погоста-округа, его церкви и их земли – Торговый характер погоста-местности – Нищенские келии и трапезы – Дворы помещиков и должностных лиц в…
В 1620 году, среди великого поста, в г. Киеве остановился в братской гостинице на Подоле достопамятный духовный странник Иерусалимский патриарх Феофан, бывший в Москве и посвятивший там в патриархи государева отца Филарета Никитича; при Феофане находился экзарх патриаршего престола Арсений. Множество казаков, во главе с гетманом Петром Сагайдачным, сопровождало патриарха Феофана при въезде его в Киев. Казаки учредили вокруг братского дома почетную стражу, и, по выражении Густынской летописи «аки пчелы матицу свою, тако святейшего отца и пастыря овцы словесныя от волков противных стрежаху».1 Проживая в Киеве все время в братском странноприимном доме и посещая все Киевские святыни, монастыри и церкви,…
Содержание Первое послание Климента Римского к Коринфянам. 93–95 гг. Второе послание Климента к Коринфянам (около 170 г.). Послание Варнавы (около 130 г.). «Пастырь» Ермы (около 140 г.). Послания св. Игнатия Антиохийского и св. Поликарпа Смирнского (ок. 110–125). (Сведения, заключающиеся в них относительно церковного устройства и управления в после-апостольский век) Первое послание Климента Римского к Коринфянам. 93–95 гг Древность и распространенность в первые века этого по духу чисто апостольского послания подтверждается целым рядом свидетельств церковных писателей, и здесь следует упомянуть только о наиважнейших из этих свидетельств. Самым древним свидетельством относительно этого послания надлежит признать свидетельство Егезиппа (писателя II века).1 Так, Евсевий…
30 апреля 1632 года скончался король Сигизмунд III. Настал день успокоения для православных в литовско-польском королевстве; во всех областях между православными разных сословий обнаружилось сильное и единодушное движение на защиту веры и народности. За смертью короля в Польше следовали сеймы: «конвокационный» (созывательный), на котором делался обзор предыдущего царствования, подавались мнения и заявлялись требования для руководства новому королю, затем шел «избирательный» сейм для выбора короля, и наконец «коронационный» сейм. Православные напрягли все свои усилия к восстановлению прав своей угнетенной церкви. На конвокационный сейм они съехались в громадном числе, и среди них выделялись послы от казаков, от церковных братств, а главным послом…
I. Определение понятия о приходе II. Теория о двух юридических лицах в приходе III. Теория об активном и пассивном элементах в приходе IV. Нормальное положение священника в приходе V. Состав и круг деятельности приходского собрания VI. Задачи приходского просвещения и благотворительности VII. Приходской совет, его состав и обязанности VIII. Порядок приходского делопроизводства и приходские книги IX. Проект устава для православных приходов в России X. Послесловие I. Определение понятия о приходе «В целях церковного оживления православного прихода и повышения нравственного уровня его членов необходимо поднять в приходе пастырско-учительное делание и усилить активное участие прихожан в религиозно-нравственной и хозяйственной жизни прихода, предоставив…
Происхождение общинных земель Господство общины в древности Круговая порука Вервь Вече Поземельное устройство Гражданская свобода русского народа «Община» – в эпоху издания Судебников Закрепощение крестьян к земле не уничтожило общинных начал Общинное устройство в западной России Копные суды Учреждение различных товариществ на общинных началах Артели (Лекция, читанная в Русском Собрании, 13 ноября 1901 г. в отделе «народного нрава») Происхождение общинных земель Славяно-русский народ в исторически известное время находился в состоянии оседлости.1 Местожительство славяно-руссов, разбитых на отдельные племена, простиралось от Ильменского озера и реки Волхова до Карпатского предгорья; все эти племена почти исключительно занимались земледелием и промыслами, связанными с ним. Поземельное…
А. Исторические заметки о положении православной церковной общины Б. Желательные и возможные мероприятия для возрождения православного прихода и для восстановления правильной жизни православной церковной общины В. Набросок схемы православного «приходского управления» Проект постановлений о церковно-приходском собрании и церковно-приходском совете православных приходов в России А. Исторические заметки о положении православной церковной общины § I Противоречие между учением и жизнью – Пробуждение интереса к церковно-общественным делам – Вопрос о «приходе» в шестидесятых годах. Нас учат с детства, что понятие о Церкви есть самое возвышенное и владычественное понятие у христиан, что Церковь является Богоданным учреждением, заключающим в себе, как всех живущих, так и…
При жизни митрополита Петра Могилы и короля Владислава IV наружное спокойствие в польском государстве не было нарушаемо, но, в самом конце царствования этого короля, вспыхнуло восстание среди казаков, которое при преемнике Владислава IV, короле Яне Казимире, превратилось в достопамятную казацкую войну с речью-посполитой. Эта война, как известно, была началом постепенного падения польского государства, которое до конца своих дней не переставало держаться своей утеснительной политики в отношении православных, и вообще лиц не католического вероисповедания, называвшихся диссидентами. Начиная с 1648 года и вплоть до 1667 года, несчастная западная Русь служила ареной жестокой войны, которая велась против Польши казаками под предводительством их гетманов,…
Осенью 1599 года скончался первый униатский митрополит Михаил Рогоза и его преемником был назначен епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, который в течение 14-ти–летнего своего управления вел ожесточенную борьбу с православными для совращения их в унию.1 Главным местом борьбы была Вильна, и самые жестокие удары выпадали на долю местного православного братства.2 На помощь братству снова появился ревностный борец за православие Стефан Зизаний, который возобновил свои проповеди в Троицком монастыре. Король и новый митрополит Ипатий Потей ополчились на смелого проповедника, и монастырь был опечатан, а Стефан Зизаний, преследуемый властями, должен был спасаться чрез дымовую трубу (камин), и тайком бежать из Вильни,…
Отличительные черты общинного устройства древней Руси Религиозно-общественные союзы в эпоху языческую Учреждение «прихода» в эпоху христианскую Построение церквей и монастырей «миром» Отвод прихожанами земельных участков в пользу церквей и монастырей, и содержание на приходские средства церкви и причта Выбор прихожанами причта Положение духовенства в приходе Избрание приходом церковного старосты, и его обязанности Административное значение прихода. Погост. Трапезы или схожие избы Трапезные явки Приходская благотворительность Надзор приходской общины за нравственностью своих сочленов Забота прихода о насаждение грамотности и образования Церковные приходы в Москве в XVII веке Приходские обычаи и порядки Складочные пиры Суд братчины Правительственная охрана интересов братчины Братчины суть организованные…