Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родом москвич, из духовного звания. По окончании курса Московской Духовной Семинарии он вступил в супружество и определился диаконом к церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, отец Алексий задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а воспитав его, уже и приводить в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына, каковое тот получил в Высшем техническом училище. Последнее место службы старца [в Москве] было…
«Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших... клич и хула, да возьмется от вас со всякою злобою... Не оскорбляйте Духа Святого Божия, имже знамеснастеся в день избавления» (Еф.4:29–31) Так некогда поучал св. ап. Павел ефесских христиан, среди которых уже тогда возможен был грех сквернословия. Но что сказать теперь про нас русских христиан? Если бы св. апостол поднялся и услышал, как мы сквернословим, он должен был бы много нас обличать в этом богомерзком грехе. Говорят, ни один народ христианский так не бранится, как русский. И, действительно, везет человек поклажу, лошадь измучилась, становится,– здесь, значит и брань. С трудом что-либо…
Содержание Причaщение в храме Кто преподавал верующим Святые Дары Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Преподающие причастие также произносили известную формулу Причащение детей C какими чувствами и в каком положении древние христиане приступали к святому причащенню В каком месте храма древние христиане причащались и когда произошло отделение причащения священнослужителей от мирян Как часто древние христиане причащались? Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Причащения вне храма Хранение Святых Даров  Святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и,…
В 1888 году я поступил в Харьковскую Духовную Семинарию. Трудно было в Семинарии совершенно избавиться от греховных приражений. И если Господь хранил меня, то только по Своей великой милости и по молитвам родителей; отчасти тут помогала ещё моя слабая комплекция. С любовью вспоминаю товарищей своих. Жили мы дружно, по-братски, и особенно в старших классах, где уже отходило в сторону засилье невоспитанных, грубых и преобладало взаимное уважение. Здесь уже можно было бороться с недостатками отдельных лиц. Благодарю же вас, мои дорогие школьные друзья, за приветливость и ласку! Творю о вас всегда молитвенную память. 21 ноября 1893 года Преосвященным Иоанном1, викарием Харьковским,…
Издание Чудова монастыря Трудно понять, как это люди, именующие себя православными христианами, могут почитать и ободрять графа Толстого. Это можно объяснить полным незнанием воззрений Толстого и желанием следовать моде, быть передовыми людьми, неотсталыми, следовательно одобрять все то, что современно, оригинально, ново, – или же сознательным отношением к его учению. Но в таком случае, почитатели Толстого бесчестно прикрываются именем православных христиан, ибо они не христиане, а безбожники, как и сам Толстой. Вот, с одной стороны – наша вера, упование, а с другой – измышление Толстого. Мы, православные, веруем, что есть Бог, Творец всего мира, Бог живой, личное существо, что Он слышит…
Беседа на Троицкую родительскую субботу …Повсюду на земле царит смерть: умирают и дряхлые старцы, и сильные мужи; умирают в утробе матери, и чуть только появившиеся на свет. Умирает художник у незаконченной картины и артист на полуфразе; умирает невеста накануне венца и полководец после славной победы. В каноне на утрени Троицкой родительской субботы названы все «усопшие от житейской нощи»: утонувшие в воде и погибшие на поле брани, сгоревшие в огне, убитые лютыми убийцами, – все. Ведь лишь иногда смерть посылает вестников, – недуги, болезни, – иногда она хватает свои жертвы неожиданно. Ничто не спасает от смерти: ни самая воздержанная, правильная жизнь,…
Как часто в наше время приходится православному христианину слышать хулу на Крест Христов! Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание священных изображений – икон и святого Креста. «Креста нельзя почитать, – говорят они, – потому что крест Богом проклят: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца? – А православные почитают именно такое дерево». Но нам есть, что ответить на эти сектантские возражения. Православные не идолопоклонники: идолопоклонниками называются люди, которые сами изображения признают за божество. Например, сделают изображение наподобие человека и верят, что это изображение и есть всемогущий,…
(Притча по Г-вой) Однажды собравшись бичи человечества, разрушающие и губящие его, решили избрать себе царя. Кому же отдать царскую корону? Единодушно собрание решило присудить ее тому, кто докажет, что он делает наиболее вреда человечеству. Первой выступила чума и предъявила свои права на царскую корону. Но тут же объявилась и соперница её – холера, которая стала оспаривать первенство себе. После холеры к собранию обратилась чахотка. „Я не произвожу повальных болезней, как чума или холера – говорила она – но жертв у меня несравненно больше чем у них. Я всегда и везде. Для меня не существует: ни докторов, ни ядов-лекарств. Каждый день…
Содержание Вступление Жизнеописание священномученика Епископа Аркадия (Остальского) 1. Детство 2. Учёба в духовных училище и семинарии 3. Учитель-миссионер 4. Хлопоты о назначении Аркадия Остальского помощником епархиального миссионера 5. Назначение уездным миссионером 6. Состояние миссионерского дела в Староконстантиновском уезде 7. Деятельность на миссионерском поприще в 1912–1913 гг. 8. Хлыстовство в селе Лажевая 9. Крестные хода, как средство противодействия сектантскому влиянию 10. Деятельность иерея Аркадия в 1914 г. до начала Первой мировой войны 11. Деятельность иерея Аркадия в период первого года первой мировой войны 12. Военный священник 13. Деятельность о. Аркадия в 1917–1921 гг. 14. Изъятие церковных ценностей. Первый арест протоиерея Аркадия…
В одной очень поучительной книге есть следующий рассказ: ,,Некоторый старец поведал: – Была девица очень преклонных лет, преуспевшая в страхе Божием. Я спросил ее, что привело ее к монашескому жительству. Она, прерывая слова вздыханиями, рассказала старцу следующее: «Это было еще в детском возрасте, когда скончались мои родители. Отец мой был человек скромный и тихого нрава, но слабого и болезненного телосложения, он был весь погружен в заботу о своем спасении и большую часть времени проводил в посте и страданьях. Мать же наоборот ведя жизнь в высшей степени рассеянную и развратную, проводила время в пьянстве и расточила все, принадлежавшее дому. Отец истомленный…
Благодатию Божиею, и на сей год, и на сей пост, мы сподобились выслушать Великий Канон покаянный, так премудро предлагаемый ежегодно Святою Церковию, в послушание и научение кающимся. Ни в каком месте отечества нашего вы, временные и блаженные обитатели Святого Града, не пользовались при этом тем неоцененным преимуществом близости всему, что содержится в Великом Каноне, каким пользуетесь здесь. • Наставление поклонникам Святого Гроба по прочтении Великого Канона • Приветствие поклонникам Святого Гроба после приобщения Святых Тайн • Наставление русским поклонникам в Иерусалиме перед исповедью по прочтении исповедных молитв • Приветствие поклонникам по причащении Святых Тайн • Слово, произнесенное в Иерусалиме на…
Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова, беседы и поучения — архимандрит Антонин (Капустин) Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие, особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди. • Слова, беседы и поучения на дни Постной Триоди • Беседа на евангельскую притчу о мытаре и фарисее • Беседа на евангельскую притчу о блудном сыне • Слово в субботу мясопустную • Слово в Неделю мясопустную • Слово в Неделю сыропустную • Слово в первую Неделю Великого поста • Поучение во вторую Неделю Великого поста • Слово в третью Неделю Великого поста • Слово в четвертую Неделю Великого поста • Слово в…
Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу1, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мiр при св. Константине Великом. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность…
Рассматривая древния рукописи иерусалимской патриаршей библиотеки, и в частности сборники жизнеописаний святых, наполненные бóльшею частию Метафрастовыми «торжественными словами», я встречал между ними и расказы о святых, замечательные по своей краткости, точности и исторической определенности. А есть и прямые оффициальные акты. Один из последних я считаю не безполезным сообщить к общему сведению в возможно точном переводе 1. Память св. мученицы Домнины положена в нынешних греческих святцах под 12 числом октября. Тоже – и в наших святцах, только у нас она по ошибке называется Домникою 2. В «мученикослове» римском названа Домниною и полагается под тем же числом. Тоже – и в «месяцеслове»…
Содержание Пролог, cоставленный наименьшим из Никифором на перенесение св. Николая исповедника О перенесении Св. Николая  Смешение двух тезоименных святителей ликийских, живших один после другого на расстоянии 200 лет, Николая архиепископа Мирского и Николая епископа Пинарскогo1 представляет собою не единственный в истории христианства пример подобного рода. Смешаны (вероятно) в одно лицо два Дионисия, – ареопагитский и просветитель Галлии, два Прокопия палестинских мученика, два Киприана, две Евдокии мученицы и проч. Наиболее чудным из всех кажется, однако же, смешение, допущенное при имени святителя Николая. Время, отделяющее двух тезоименных святых, простирается на 200 лет, и период, в который жили они, сравнительно не очень древен,…
Содержание 1. Надписи Ликодима 2. Надписи церкви св. Феодоров 3. Надписи Фисиона 4. Надписи Пропилей 5. Надписи Эрехфиона 6. Надписи Парфенона 7. Надписи отдельные Иллюстрации   Ощутительный недостаток письменных памятников христианского существования Афин заставляет дорожить всем, что там и сям удаётся находить отмеченным бессмертной буквой на развалинах славного города, прошедших через ряд веков и донёсших до нас, как бы ненароком, павшие на них следы многих эпох. Кроме высокого удовольствия видеть перед собой как бы лицом к лицу дорогое прошедшее и говорить с ним, эти полустёртые, полуискажённые письмена доставляют занимательные данные для истории, хронологии, филологии и графики. Прилагаю при сём собрание древних христианских надписей, открытых в Афинах частью мной,…
Об архимандрите Антонине (Капустине) см.: Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины) // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1904. Т XV. Вып. Содержание Аннотация Предисловие Донесения и письма архимандрита Антонина 1. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 2. Записка архимандрита Антонина 3. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 4. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 5. Письмо А. П. Толстого митрополиту Московскому Филарету 6. Письмо митрополита Московского Филарета А. П. Толстому 7. Записка митрополита Московского Филарета…
В августе 1885 года в Святом Граде стало известно, что в окрестностях его открыт могильный склеп, весь исписанный иконами по стенам и потолку, со многими надписями. Указывалось и место его, именно: по большой дороге Яффской у самого селения названного то Галёны, то Кулоны, а по ученому – колония, имя, доставшееся еще от римлян, по завоеваний Титом Иерусалима, основавших тут свой «поселок» – Colonia. Место это известно всякому, кто был в Иерусалиме. Это последнее селение, лежащее на пути от Яффы к Иерусалиму, – обыкновенное место встреч и проводов именитых посетителей Святого Града, и от того самого весьма всем памятного. Горя нетерпением…
Содержание Предисловие От составителей Дневник. Год 1881 Месяц Януарий Четверток, 1 янв<аря> Пятница, 2 янв<аря> Суббота, 3 января Воскресение, 4 января Понедельник, 5 января Богоявление. 6 янв<аря> 1881 Среда, 7 января Четверток, 8 января Пятница, 9 янв<аря> Суббота, 10 ч<исла> Воскресение, 11 янв<аря> Δευτέρα. 12 ч<исла > Вторник, 13 января Среда, 14 января Четверток, 15 янв<аря> Пятница, 16 ч<исла> янв<аря> Суббота, 17 января Воскресение, 18 января Понедельник, 19 янв<аря> Вторник, 20 января Среда, 21 января Четверток, 22 янв<аря> Пятница, 23 ч<исла> Суббота, 24 января Воскресение, 25 янв<аря> Понедельник, 26 ч<исла> Вторник, 27 янв<аря> Среда, 28 января Четверток, 29 ч<исла> Пятница,…
Константинополь. 1 мая 1865 г.1 Суббота. Что такое: Румелия? Рум – или значит: страна Римлян или точнее Ромеев, т.е. Греков по турецкому словоупотреблению, короче бы сказать: Греция, если бы около 40 лет уже под этим названием не была известна Европе одна только южная оконечность Румелии. Несмотря на происшедший в 30-х годах сего столетия политический переворот в «Римской земле», постоянно учащиеся и ничему не научающиеся владетели её фатально продолжают называть её старым именем, давая тем даровой повод всякому, кто заинтересован в деле, смотреть на Румелию со всякой другой, только не турецкой, точки зрения; заинтересованы же тут, конечно, прежде всего, Римляне, именем…