Светская школа у нас, в настоящий момент, подготовляется к полному обновлению во всех отношениях – и в учебно-образовательном, и в воспитательном. Работают комиссии и комитеты, составляются многочисленные проекты и рефераты, пишут и печатают десятки-сотни статей, посвященных рассмотрению и обсуждению разных сторон этого большого, важного и неотложно-нужного дела... Наша духовная школа, по особым условиям ее положения и назначения, по-видимому, остается в стороне от этого преобразовательно-школьного движения, столь живо и сильно волнующего русское общество и печать: может быть, для нее пока выжидают, что будет сделано и принято ведомством министерства Народного Просвещения, в виду, до известной степени, общности дела? Во всяком случае, не…
16 ноября 1886 г. Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи! По окончании курса, я был оставлен при академии в качестве преподавателя такого предмета, который до той поры совсем неизвестен был в общем курсе академических наук, предмет этот – «Обзор истории важнейших иностранных литератур», или точнее – истории западных европейских литератур, средневековой и новейших времен. Пришлось учиться, и прежде всего, изучать некоторые из таких европейских языков, для которых на русском тогда еще буквально не существовало ни грамматики, ни словаря, как, например, для языка итальянского. Но это еще не важно и не представляло особенного затруднения, гораздо важнее – приходилось сразу же преподавать такой…
Содержание От редакции издания «Памятников древне-русской церковно-учительной литературы» I. Житийные чтения Пролога Январь 1. Память обрезанию Святому Господа нашего Иисуса Христа (1 янв.) 2.1 Св. Василий Великий I (1 янв.) 2.2 Св. Василий Великий II (1 янв.) 3. Св. Сильвестр, папа Римский (2 янв.) 4. Чудо св. Сильвестра и прение его с жиды (2 янв.) 5. Сказание Христова пришествия к морю, прежде даже не прииде ко Иордану креститися (3 янв.) 6. Сказание Иоанна Златоуста о приходе Христове от моря на землю и ко Иордану грядуща (4 янв.) 7. Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 янв.) 8.…
Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская…
(к 26 мая 1899 года). Исполнилось сто лет со дня рождения нашего великого народного поэта, А. С. Пушкина, и двенадцать лет с того желанного момента, когда его чудные творения сделались общедоступными для всех и каждого. Чем был для нас и что для нас Пушкин? Знаем ли мы его, или, по крайней мере, научились ли мы настолько, чтобы уметь ценить и дорожить им? Пушкин прежде всего мировой гений, и теперь едва ли может быть сомнение в том, что его имя в истории всемирной литературы вечно будет стоять на ряду с другими мировыми светилами новых литератур – Данте, Шекспиром, Гете и пр.…
Несколько замечаний и наблюдений, как «Post Scriptum» к магистерскому коллоквиуму о. протоиерей И.В. Морева при защите им сочинения «Камень веры» м. Стефана Яворского ТЯЖЕЛАЯ болезнь не дозволила мне принять участие в магистерском colloquium’е о. прот. Морева, при защите им книги: «Камень веры» м. Стефана Яворского1, хотя, по поручение Совета академии, я рассматривал и эту книгу и представил в Совет требуемый официальный отзыв о ней, в котором признал допустимость ее для соискания степени магистра богословия, как признал за ней право на это и другой официальный рецензент, проф. П. И. Ленорский, к специальности которого относится главная и наибольшая часть ее содержания. В…
Отзыв о сочинении М. Азбукина: «Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе (XI-XIV вв.)». Варшава, 1898 г., представленном на соискание премии митрополита Макария Книга Мих. Азбукина: «Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе» – оттиск статей, напечатанных в. т «Русском Филологическом Вестнике» в 1896–1897 гг., объемом – 160 стр., в 8 д. л., без разделения на главы. Содержание ее следующее. 1) В начале, в форме вступления в исследование, автор делает несколько замечаний об условиях, при которых христианство было принято на Руси и которыми определилось его отношение к древнерусскому язычеству. Эти условия насколько…
Параграф I II III Присущее человеку стремление проникнуть в таинственную область будущего, разгадать то, что ожидает человека на том свете – стремление, замечаемое в людях на всех ступенях их культурного развития, выразилось между прочим в создании „легенд-видений“ загробной жизни, поэтических путешествий в загробный мир и т. д., которые длинным рядом проходят почти по всем литературам древнего и нового мира. У греков от Гомера до Платона и Плутарха, у римлян в эпоху Виргилия, Овидия, Лукана, Стация и т. д., у евреев в последние годы пред Рожд. Хр. и в первые века христианской эры – описания загробных стран, описания неба и ада,…
С легкой руки Монтескье и Гиббона, на Западе название «византийцы», «византизм» сделалось почти бранным словом, синонимом умственной пустоты, государственного застоя, испорченности и всевозможных пороков. Казалось бы, в последнее время, после трудов Финлея, француза Рамбо, немцев Краузе, Гертцберга и греческих ученых, особенно после превосходных изданий знатока и неутомимого исследователя средневековой Греции Константина Сафы. Папарригопулы (автора многотомной истории эллинского народа) и других – казалось бы, старый предрассудок должен был уступить место более основательному и беспристрастному взгляду на дело, но предрассудок все еще остается. Давно уже он перешел и к нам, и до такой степени прочно держится, что постоянно высказывается не только в…
Августин, Аврелий, блаженный, епископ иппонский, знаменитый учитель церкви. Сын язычника Патриция и благочестивейшей христианки Моники, он род. в Тагасте, в Нумидии, 13 ноября 353 г. и ум. в Иппоне, в Северной Африке, 28 августа 430 г. От Моники он унаследовал свою горячую, любящую натуру, и по ее молитвам обратился в христианство. Ранняя его жизнь была бурная. Когда он получил начальное воспитание на своей родине, то его честолюбивый отец, польщенный его успехами, отправил его, на 16-м году от рода, в Карфаген, где он учился в течение трех лет. Там потерянный теперь для нас «Гортензий» Цицерона пробудил в нём любовь к истине,…
О свободе и благодати, как двух деятелях в процессе оправдания: а) о свободе вне или до благодати: о возможности естественного добра в падшем человеке и его значении в деле спасения последнего; и б) о свободе под благодатью: об отношении благодати к нравственной природе человека в процессе оправдания. В тесной связи с учением о первородном грезе и его значении в жизни падшего и возрожденного человека стоит и вопрос об участии человека в своем оправдании. По учению православной церкви, грех произвел качественную порчу в нравственной природе человека, но порчу лишь относительную, извратил материальную свободу человека, но не совершенно, сделав ее только более…
(О существе оправдания, его главных сторонах и моментах). Термин «оправдание» (justificatio) принадлежит собственно юридической области и имеет двоякое значение: a) justificare значит, во-первых, поступать справедливо, действовать согласно с правовой нормой, и б) во-вторых – оправдывать подсудимого. В свою очередь оправдывать значит или а) устанавливать факт соответствия между поведением подсудимого и правовой нормой, обявлять кого-либо невинным, чистым, неприкосновенным обвинению, или же б) при действительности факта преступления, извинять подсудимого, считать вину невменяемою, снимать наказание за преступление по каким-либо извиняющим обстоятельствам. Принятый в православной богословской науке для обозначения всего процесса восстановления падшего человека от греха, термин «оправдание» очевидно берется в последнем из указанных…
Содержание I. О признаках таинств в их отдельности II. Об отношении между признаками таинства III. О назначении таинств в деле оправдания человека Исходя из данного бл. Августином определения таинства, как «видимого знака невидимой благодати, установленного для нашего оправдания1, католики и протестанты согласны между собою в исчислении трёх существенных признаков, исчёрпывающих понятие о таинстве, именно: видимого знака (signum), невидимой благодати (res significata) и божественного установления того и другого (mandatum Dei). Но они существенно различаются между собою как в понимании каждого из указанных признаков, так и в определении взаимного отношения их друг к другу, а отсюда само собою проистекает различие и в…
Ставя мудрость выше всего на свете, премудрый сын Сирахов превозносить и тех лиц, которые посвящают себя ученым занятиям, и требует для них особых жизненных условий, – главным образом досуга. – чтобы они могли свободно, но заботясь о ежедневном пропитании, предаваться своим высоким занятиям. Это свое положение бен-Сира доказывает примерами людей, добывающих хлеб физическим трудом. Вот, земледелец, думающей о своей пашне, гравер, кропотливо работающий над тонким изображением на камне, вот медник и горшечник, обремененные своею тяжелою работой. Все они могут быть прекрасными художниками, «мудрецами» в своем деле; но выше этого дела не идут их мысли и заботы, им некогда заниматься высшею…
Премудрость является в книге Сираховой, как и в канонических книгах Ветхого Завета, руководящим началом деятельности человеческой, направляющим ее к добру, к исполнению закона Божия, к жизни в страхе Божием, т. е. в благочестии. Поэтому в учительных св. книгах говорится о премудрости двояко: то она является свойством человеческим, как бы высшим разумом, – поскольку именно ею руководится человек в своих поступках; то она представляется Божественным свойством, поскольку она ниспосылается человеку свыше, от Бога. Изображая Премудрость Божественную, священные писатели неоднократно олицетворяют ее, описывают ее такими чертами, какие могут относиться только к Премудрости Ипостасной, к Богу-Слову, Сыну Божию, Участнику творения Божия и Искупителю…
В последней части своей книги премудрый сын Сирахов прославляет великих праотцев израильского народа, в кратких и ярких притчах дает живой очерк всей истории народа Божия, в его лучших представителях. Эта часть книги стоить в органической связи с главною мыслью всей книги, – учением о Премудрости Божией, открывающейся людям в Божиих творениях и в законе, данном избранному народу. По велению Божию, Премудрость поселилась «в прославленном народе, в уделе Господнем и в наследии Его» (24, 13), и благочестивые мужи, строго соблюдавшие закон Божий и наставлявшие народ в вере и благочестии, были носителями Премудрости Божией, исполнителями ее велений. Поэтому прославление великих и святых…
Когда народ порабощен врагом, или когда он болезненно сознает свое политическое бессилие сравнении с соседями, тогда единственным спасением для него является деятельное, неослабное стремление к тому, чтобы превзойти своих поработителей и притеснителей умственным развитием и укреплением воли. История знает несколько примеров, когда порабощенные, стоявшие выше поработителей в умственном и нравственном отношении, в конце концов подчиняли их своей культуре. Еврейский народ во времена Иисуса сына Сирахова был именно в таком положении, когда ему оставалось только одно средство превзойти своих врагов – учиться. Вот почему книга бен-Сира настойчиво призывает своих читателей всеми силами стремиться к мудрости, т. е. учиться: «приступи к ней…
Тот жизненный путь, которым свойственно идти человеку, принявшему мудрость в руководство для своей жизни, называется в учительных книгах Ветхого Завета «страхом Божиим», т.е. благочестием. Человек всегда имеет пред глазами закон Божий и старается исполнять Его заповеди; находясь в полном, сознательном и добровольном послушании воле Божией, благочестивый человек наслаждается доступным на земле счастием, так как совесть его спокойна. В семье у него мир и согласие, окружающие его уважают, а Господь посылает ему в награду житейское благополучие. Так рисуется благочестивая жизнь, или «жизнь в страхе Божием», в книге Иисуса сына Сирахова. Сравнивая между собою различные житейские состояния, различные виды земного счастья, бен-Сира…
К тому времени, когда жил и писал свою книгу премудрый Иисус, сын Сирахов, народ еврейский пережил множество превратностей судьбы, и лучшие люди его могли накопить большой запас исторических наблюдений. Они видели, как благоденствовал народ еврейский при своих благочестивых царях и какие несчастия постигли его тогда, когда цари его, и сам народ вслед за ними, изменили своему Богу, впали в нечестие и гордость. Падение царства израильского и иудейского, разрушение Иерусалима и храма и тяжкий плен вавилонский были заслуженным наказанием народа еврейского за его нечестие. Мало того, выселенные из родной страны и рассеянные среди других народов, действовавших тогда на арене всемирной истории,…
Божественное свойство премудрости, сообщаемое людям, ищущим ее и ведущим благочестивую жизнь, приносит им счастье, приобщает их к славе Господней и всю жизнь их делает бы непрерывным служением Господу: «обладающие ею находят славу Господню и живут в благословении Господнем», 4 , 14. Но это счастье дается людям не без трудов и испытаний. Иисус сын Сирахов влагает в уста премудрости речь к людям, желающим получить ее, и в этой речи заявляет, что стремящиеся к премудрости сначала должны пройти чрез ряд испытаний, и только в том случай, если они выдержать все эти испытания, обладание премудростью будет уделом их и их потомства; если же…