В 1958-1964гг. Русская Православная Церковь подверглась последней волне антирелигиозных гонений со стороны советских властей. В этот период происходило резкое сокращение количества церквей и монастырей, ликвидация духовных учебных заведений, осуществлялось давление на различные категории верующих, вплоть до полного запрещения некоторым из них посещать храмы и т. д. Одна из главных епархий Русской Православной Церкви — Ленинградская — пережила особенно сильные антирелигиозные гонения, и выстоять ей на завершающем, самом жестоком этапе гонений помогла умелая и мужественная политика митрополита Никодима (Ротова). Именно он спас от закрытия Ленинградскую духовную академию, прекратил ликвидацию действующих церквей в епархии и изгнание из храмов священников. В конце концов…
В статье на основании архивных материалов раскрывается жизненный путь выходца из Самарской губернии и выпускника Санкт-Петербургской духовной академии 1911 г. протоиерея Владимира Рыбакова. Большое внимание уделено периоду служения отца Владимира в качестве настоятеля церкви Христа Спасителя на Английской набережной («Спаса-на-водах») с 1911 по 1932 гг. В 1914 г., оставаясь настоятелем храма, отец Владимир был назначен старшим священником Генерального штаба и до 1917 г. служил при Ставке. В 1927 г. протоиерею Владимиру после защиты диссертации на тему «Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность» была присуждена степень магистра богословия. В 1927-1928 гг. отец Владимир преподавал патрологию на Высших богословских курсах. Более…
Обществоведческие науки именем Патриарха Никона называют эпоху - период середины - второй половины XVII в., когда русское общество находило в себе силы, чтобы, преодолевая период Смутного времени, становиться мощнейшим государством на Евразийском континенте и активно влиять на политику и духовную жизнь народов, когда Русь окончательно осознала себя исторической преемницей Ромейского царства и охранительницей наследия Вселенского Православия, защитницей и государственно-политическим гарантом Православной Эйкумены, когда Русь сформировала модель миропорядка на миссионерско-экклези-ологических и ортодоксально-аксиологических основаниях, становясь неотъемлемой частью геополитической картины мира в системе международных отношений с особой функцией устремленной ответственности и обеспечения международной стабильности сочленением полюсов этого мира в аспекте не только физиократическом,…
I. Образ Патриарха Никона: демифологизация - с. 59; II. Патриарх Никон: религиозно-философские воззрения и система богословия - с. 155. I. ОБРАЗ ПАТРИАРХА НИКОНА: демифологизация Эпоха Патриарха Никона: социокультурный и политический контекст - с. 71; Старообрядчество: аспекты политики, идеологии и мысли - с. 77; Образ Патриарха Никона: спекуляции и реконструкции - с. 111; Патриарх Никон и его образ в свете документальных источников - с. 116 (житие - с. 120; герб - с. 142); Заключение - с. 150. Произошедшие в СССР, и в частности в России, трансформации исторического бытия характеризуются активной динамикой - общество и его государство вновь переживают сложный процесс изменения…
Масштаб личности Патриарха Никона, его вклад в созидание государства Российского и сохранение наследия Вселенского Православия в исторических судьбах народов, государств и Церквей выражен концептуально и художественно-архитектурными средствами в памятнике (все надписи на памятнике приводятся по трудам Патриарха Никона). 1. Традиционно Святитель представляется одетым или в саккос и митру, или в мантию и клобук, в одной руке Святитель держит либо посох, либо Евангелие, либо храм, другой преподает миру имяславное благословение. В нашем случае Патриарх Никон изображается в святительской мантии с «источниками», буквенными скрижалями «П»-«Н», белом патриаршем клобуке с надлобным деису-сом, что соответствует ранней иконографической традиции (такое изображение помещалось на святых вратах…
Святого Живоносного Воскресения Христова монастырь Нового Иерусалима - с. 184; Воскресенский собор монастыря - с. 188 (В. Крестово-купольная часть храма Воскресения Христова - с. 193; А. Ротонда - с. 199; Гроб Господень — с. 202; Гробница Святейшего Патриарха Никона - с. 217; Земляная церковь свв. Константина и Елены - с. 222; Хоры - второй ярус Собора - с. 223); Храм Рождества Христова - Вифлеемские церкви в комплексе Трапезных палат - с. 225; Колокольня - с. 229; Святые врата - с. 231; скит Святейшего Патриарха Никона - Богоявленская отходная пустынь - с. 232; Елеонская часовня - с. 233; Иеротопия Русской Палестины:…
Ежегодно множество людей стекается в Воскресенский монастырь Нового Иерусалима, Иверский Валдайский и Крестный Кий-островский монастыри, устроенные Святейшим Патриархом Никоном. Посещая эти великие святыни, поражаясь их грандиозностью и величием, люди интересуются историей жизни их основателя. Иные, постигая перипетии истории, заостряют внимание на XVII в., основные лица и события которого во многом определили последующую жизнь страны. И те, и другие восходят своим взором к личности Святейшего Патриарха Никона (1605-1681). В труднейшие периоды жизни нашего Отечества послушниками Никоновских монастырей в назидание и с целью душеполезного содействия всякому осмысляющему меры своей и общественной жизни издавались «Жития Патриарха Никона». Так, со списка «Жития...», хранившегося в…
Хронология событий - с. 34; Наследие, на которое пришел Никон - с. 36; Церковно-гражданские труды Патриарха Никона - с. 38; Попечение Патриарха Никона о судьбах Православной Эйкумены - с. 41; Церковное строительство и миссионерская деятельность - с. 41; Архипастырское попечение о пастве и обществе - с. 42; Стяжание Святой Руси - с. 43; Патриарх Никон и наследие святых отец: борьба за Кормчую - с. 44; Заключение - с. 49 На протяжении более трех веков со дня кончины Патриарха Никона российское общество пробовало примерить на себя целый гардероб непохожих между собой одежд государственного устроения и типов национальной идеологии. Так или иначе,…
Святая Русь - новый Израиль: симфония Иконография В. Шмидта. Скульптор-резчик по дереву П. Толмачев (Богородское художественно-промышленное училище) Специальный выпуск журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» посвящен многогранному наследию выдающегося церковного и государственного деятеля Руси Святейшему Патриарху Никону (1605-1681), и прежде всего, его Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима. К вопросам, так или иначе связанным с именем Патриарха Никона, журнал обращался неоднократно на протяжении последних лет. Так, в 2007 г. были опубликованы статьи Е.Е. Васильевой, А.Н. Кру-чининой, Н.В. Заболотной, В.В. Шмидта «Патриарх Никон: Традиция и современность (Русское певческое искусство второй половины XVII - начала XVIII века)» [№ 1-2 (38-39)], М.В.…
Первое, что сделали русские эмигранты, оказавшись в двадцатых годах в Париже - это построили церковь. Маленькую, бедную, но православную: входишь - даже теперь - и кажется, что находишься на Афоне. Без электричества, только свечи и лампады; иконы только византийские (в русском стиле) - это не религиозная живопись, не подражание европейским образцам. Благоговейная атмосфера, место для человеческой общности, общения личностей. Вокруг церкви в убогих бараках разместили богословский институт. То особое, исключительно свое, что они должны были принести в Европу - это богословие. Профессора - из первой группы эмигрантов. Почти все они были специалистами в других областях знания. Сергей Булгаков, профессор политэкономии…
Лекция 1998 г., оп. на английском в качестве первого издания Православного университета Патриарха Афинагора в 2003 г. (издательство InterOrthodox Press). В печатном оригинале 30 с. С развалом социалистической системы в Европе теоретики марксизма должны были почувствовать, что их репутация спасена. Этот развал подтверждает исходный пункт и основание теории Маркса: экономические факторы двигают и формируют историю. Если данный теоретический принцип содержит ошибку, то состоит она, на мой взгляд, в применении его к истории в целом. Однако он может претендовать на объяснительную силу в контексте современной парадигмы западной цивилизации в глобальном масштабе. Достаточно очевидно, что коммунистические режимы в Восточной Европе рухнули не…
1. Подлинность или отчуждение благой вести? Для церковного сознания слово "предание" - это вызов, и отнюдь не теоретический, но весьма реальный: предание является практическим мерилом того, сохранило ли христианское благовестие свою подлинность или оно было изменено или отчуждено. Для того, чтобы выпутаться из интеллектуальных схем, будет полезно обратиться к методологической характеристике, которую Маркс в своих ранних работах раскрывал в терминах "отчуждения" и "практики". Это удобные средства критической проверки истинности результатов познания. Если знание выводится из непосредственного опыта конкретных отношений человека с реальностью как данностью, то проверка истинности этого знания может быть осуществлена только негативно: засвидетельствованием того, что отношения эти изменились…
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ Ближайшему спутнику и сподвижнику, Димитрию Мавропулосу В этой книге я попытался рационально и систематически показать, как греческая философская мысль ранне- и средневизантийской эпохи отвечает на вопрошание онтологии. "Онтологическое вопрошание", или "онтология", — исторически поздние термины, однако обозначают они изначальную проблематику философии: отношение человека к реально сущему (то есть к существующему) именно в том, что касается признака бытия, прежде всех прочих определений сущего. Онтологическим вопрошанием мы называем вопрошание о реальности, или фактичности сущего, об участии в бытии (помимо простой явленности существующего). Онтологический вопрос — это вопрос о бытии как общей составляющей, или общей предпосылке существующего (о Бытии…
1. Подлинность или отчуждение благой вести? Для церковного сознания слово «предание» — это вызов, и отнюдь не теоретический, но весьма реальный: предание является практическим мерилом того, сохранило ли христианское благовестие свою подлинность или оно было изменено или отчуждено. Для того, чтобы выпутаться из интеллектуальных схем, будет полезно обратиться к методологической характеристике, которую Маркс в своих ранних работах раскрывал в терминах «отчуждения» и «практики». Это удобные средства критической проверки истинности результатов познания. Если знание выводится из непосредственного опыта конкретных отношений человека с реальностью как данностью, то проверка истинности этого знания может быть осуществлена только негативно: засвидетельствованием того, что отношения эти изменились и превратились…
1. OUVERTURE А возлюбленный мой повернулся и ушел, Души во мне не стало, когда он говорил. Мы узнаем любовь только на расстоянии неудачи. До неудачи не существует познания: познание приходит всегда после вкушения плода. В каждой любви вновь оживает опыт вкуса рая и потери рая. Мы изучаем любовь только будучи изгнанными из полноты жизни, которую он дарует. В опыте любви мы все являемся прародителями. В отношении любви опыт других не учит нас ничему. Для каждого из нас он есть самый первый и самый большой урок жизни, самое первое и самое большое разочарование. Наибольший урок, потому что в любви мы изучаем…
От автора Спиридону и Анастасии - животворное наследие Задача автора предлагаемой вниманию читателя книги заключается не в том, чтобы убедить его в своей правоте или же заставить возможных противников изменить их точку зрения. Это не "апология" христианской веры, ставящая перед Собою цель привлечь на свою сторону как можно большее число сторонников. Автор стремился к другому: четко разграничить то, что есть христианская вера, и то, что ею не является; по мере возможности устранить недоразумения, связанные с сегодняшним пониманием церковной истины; очистить ее от посторонней шелухи, которую часто принимают за саму истину. Нашей задачей было рассказать об этом простым и понятным языком,…
АНТОНИЙ, митрополит Минский и Белорусский БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН КАК КАТЕХИЗАТОР Антоний (Мельников), митр. БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН КАК КАТЕХИЗАТОР Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 56-60 С IV века тяга к христианству всё усиливается. В Церковь приходят люди разных сословий и разного культурного уровня: знать и рабы, люди, стоявшие «в просвещении с веком наравне», и полуграмотные простецы. За малым исключением, люди эти знают о христианстве очень мало, а то и вовсе ничего. Церковь в лице своих священников, позже диаконов, берет на себя обязанность ознакомить этих людей со Священным Писанием, христианскими догматами и христианской нравственностью. Обучение велось устно; учеников «оглашали»; от греческого слова κατηχέω…
БИБЛИОГРАФИЯ АНТОНИЙ, митрополит Минский и Белорусский Ch. Saumagne. SaintCyprienévêque deCarthageet«pape» d'Afrique. Paris, 1975, 200pp. X. Сомань. Святой Киприан, епископ Карфагенский и «папа» Африканский. Париж, 1975. Автор книги — крупный ученый, юрист, знаток римского права, много работавший по вопросам землевладения в Римской Африке. Св. Киприан привлек его внимание еще в 50 - х годах; он посвятил ему две статьи 1, мысли которых в разработанном и дополненном виде и легли в основу этой книги. Книга поражает новизной и оригинальностью своих построений и выводов. Новизна и оригинальность не всегда, однако, являются порукой правильности мыслей и серьезного желания увидеть, разглядеть с наивозможнейшей точностью события,…
Боюсь на земле радости, которая думает, что ей нечего бояться… Современников смущал суровый облик митр. Филарета. Точно было в нем что-то холодное и тяжелое. Казалось, нельзя не чтить Московского владыку; но трудно и даже невозможно его любить. И было сказано о Филарете недоброе слово: «У этого человека горячая голова и холодное сердце»… В таком отзыве — обманная полуправда. То правда, что был горячим и горящим зоркий ум Филарета. И пылкая бессонная дума положила свою строгую и резкую печать на его сухом лице. Но то напраслина и прямая неправда, будто холодно было филаретово сердце. Чуткое и впечатлительное, горело и оно. И…
Содержание: Тварность мира. Мир мог и не существовать. Тварь не явление, но сущ-ность. Совершенная свобода Творца. Побуждение к творению — благость Божия. Разли-чие между сущностью и волей. Стремясь к Богу, тварь совершен¬ствуется. Се, на руках Моих написах стены твоя,  и предо Мною ecu присно (Ис. 49:16). Тварность мира.                 Мир тварен. Это значит: он произошел из ничего, а это значит, что не было мира прежде, чем он возник. Он возник вместе со временем, ибо самого времени не существо-вало, когда не было мира. “Время от создания неба и земли исчисляется,” — говорил преп. Максим Исповедник. Только мир существует во времени —…