1894 Начато в Виндзоре СЕНТЯБРЬ 21-го сентября. Среда. После холодной ночи настало теплое ясное утро. В 10 ч. прибыли в Севастополь, где на пристани была обычная встреча и почет, кар. от 49-го Брестского полка. Пересели на «Орел» и в 11 пошли в море. Вся эскадра стояла вытянутая в одну линию и выглядела прекрасною. Сели завтракать у Херсонеса. Когда повернули, засвежело. Ровно в 2 ч. подошли к Ялтинскому молу, на кот. первыми увидали Ксению и Сандро. Та же встреча, как и в прошлые года, с тою разницею, что везде попадались знакомые. Тут же стоял почет. кар. от 52-го Виленского полка, а…
ОТ РЕДАКЦИИ В письме, сопровождающем нижеследующую статью, автор подробно рассказывает о своей жизни и некоторых событиях в истории Русской Православной Церкви, свидетелем которых ему довелось стать. Поэтому мы сочли возможным опубликовать обширные отрывки из этого письма, представляющие, по нашему мнению, определенный общественный интерес. «, . .Я родился в 1412 году в Петербурге, в семье священника-законоучителя Института св. Елены. Мой отец человек с двумя высшими образованиями — духовным и светским (кроме духовной семинарии и академии он закончил еще и Археологический институт), воспитал меня в духе православия и любви к отечественной старине. В неполные пять лег состоялся мой «дебют» в домовой церкви…
В современном собрании Кирилло-Белозерского монастыря ОПИ ГИМ (ф. 484) хранятся 3 документа из архива Ниловой Сорской пустыни (скита): приходная и расходная книга строителя монастыря старца Маркелла 1611­1612 гг., памяти о выдаче ружных денег и имущества 1587 и 1669 гг. (35 листов). Фонд был сформирован в 1961 г. путем выделения материалов из собраний Е. В. Барсова и П. И. Щукина* 1: на некоторых листах стоит штамп «Е. Бар­сов». Среди перечисленных документов особую ценность представляет при­ходно-расходная книга. Это древнейшая сохранившаяся книга подобного рода из архива Ниловой пустыни. Источник позволяет представить повседневную жизнь скита в начале XVII в.— в тяжелейший период Смуты. В…
(Пропущенный юбилей) Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997 2 апреля этого года исполнилось сорокалетие со дня кончины замечательного русского человека, архимандрита Феодора Бухарева. Это была выдающаяся личность в Русской Церкви, в русском обществе, в истории русской мысли. Некоторые его выдающиеся рассуждения, как-то: «О миротворении»1 и «О православии в отношении к современности», были переизданы в 1906 г. петербургским Обществом религиозно-нравственного просвещения; биографические данные о нем собирал и печатал профессор Казанской Духовной академии Знаменский2; когда-то Погодин выражался,…
Императорский Санкт-Петербургский, а ныне Санкт-Петербургский государственный университет, к профессорско-преподавательской корпорации которого пишущий эти строки имеет честь принадлежать, несколько моложе Духовной академии. Как известно, академия открылась «для пробного курса» в 1809 г., тогда как университет был открыт лишь в 1819 г., десятью годами позже. Связи университета с академий начались вскоре после его открытия. Сейчас кое-где раздаются голоса, что следует создать в нашем университете богословский факультет. Скажем сразу, что такого факультета у нас никогда не было, а вот кафедра богословия была. Возглавлял эту кафедру в первое время ее существования протоиерей Герасим Павский, именовавшийся также университетским законоучителем. Одновременно он был профессором Духовной академии…
Родин Е. В. Краткий обзор этики Василида (по свидетельствам ересиологов) Филипп Шафф в этической классификации гностических систем выделял 3 основных направления: теософское, либертинистское и аскетическое. Теософское направление, к которому относится Василид, занимает особое положение, поскольку гностический этос реализуется в нем в форме гностического мифа, представляя собой символическую основу для аскетической практики. В результате изменения восприятия реальности гностик становится творцом нового символического мира, отвечающего новым нравственным требованиям[1]. В этическом плане система Василида занимает промежуточное положение среди других гностических систем, являясь разновидностью умеренного аскетизма. Василид был выдающимся гностиком-теософом, сведения о котором представлены Иринеем Лионским (Против ересей I, 24, 3 – 7), Ипполитом…
Об «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, по которой два столетия учились российские отроки, слышали многие, но не все знают, что создавалась она как учебник для будущих офицеров армии и флота, обучавшихся в Школе навигацких и математических наук. О создателе уникального учебника, Леонтии Магницком, известно не так уж и много. Большинство сведений о нем относится к годам, когда он уже преподавал в Навигацкой школе. О детских годах известно лишь то, что родился он в крестьянской семье в Осташковской монастырской слободе на берегу озера Селигер. Отца будущего математика звали Филиппом, прозвище его было Теляшин, фамилии же в то время крестьянам не полагались. Мальчик…
В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане — его особая связь с Аполлоном. Анализ ее позволяет признать, что в основу этого представления легли два разных события, связанные со святилищем Аполлона в Дафне близ Антиохии. Во-первых, роль оракула в решении Диоклетиана начать гонения против христиан и, во-вторых, история перенесения мощей свщмч. Вавилы и пожара в этом святилище при Юлиане Отступнике. Этот факт расширяет круг источников, с которыми были знакомы и которые перерабатывали в своих целях коптские авторы, он позволяет включить в их число помимо церковных историков Евсевия, Лактанция и Иоанна Малалы, гомилии Иоанна Златоуста и Севира…
Ориген. Против Цельса. Апология Христианства. – М.: Учебно-информационный центр экуменический центр ап. Павла, 1996.  В первые века христианской эры основатели Восточного православия превратили духовный импульс апостолов в универсальную мировоззренческую систему. Благодаря этому, христианство не утратило связи с античным наследием и включило в себя высший интеллектуальный опыт эллинской культуры. Однако нужен был могучий универсальный ум, который сумел бы найти философскую форму для христианского учения и дать ему систематическое изложение. Эту работу совершил Ориген, ученик и преемник Климента Александрийского, названный Дидимом Слепцом «вторым после Павла». Ориген стал основателем церковной науки в широком смысле слова и основателем христианского богословия. Он создал церковную догматику…
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ OT НАУЧНОГО РЕДАКТОРА I. АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА ХРИСТИАНЕ АПОСТОЛА Фомы II. ДРЕВНИЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ II. A. АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ II. В. КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ II. С. ЭФИОПСКАЯ ЦЕРКОВЬ II. D. СИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ II. Е. МАЛАНКАРСКАЯ СИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ II. F. ЭРИТРЕЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ III. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.A. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ III.A.1. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ III.A.2. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ III.A.3. Антиохийский ПАТРИАРХАТ III.А.4. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРХАТ III.A.5. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.A.6. СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.A.7. РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.A.8. БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.A.9. ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.А.10. КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.A. 11. ГРЕЧЕСКАЯ (ЭЛЛАДСКАЯ) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ . III.A.12. ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ III.A.13. АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ…
Рекутина Наталья Викторовна - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и истории физической культуры и спорта, член совета по координации НИР. Направление исследований: «Исторические, гуманитарные и философские аспекты физической культуры и спорта». Окончила Курганский государственный педагогический институт. В 1987 г. окончила аспирантуру при Московском Областном педагогическом институте по специальности 13.00.04 по теме «Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания младших школьников». В 1998 г. окончила докторантуру Российской государственной академии физической культуры. Круг интересов ученого охватывает исторические, философские и культурологические проблемы физической культуры и спорта. Материалы исследований многократно сообщались на всероссийских и международных научных конференциях и форумах: «Олимпийское движение и социальные…
История текста Протоколов семинара С.Н. Булгакова «Новозаветное учение о Царствии Божием» сложна и запутана. С одной стороны, он упоминается как некая богословская статья во всех наиболее авторитетных исследованиях булгаковского творчества, с другой, - даже простое библиографическое описание этой статьи дается по меньшей мере противоречиво. Так, Л.А.Зандер, наиболее известный в культуре эмиграции исследователь (и последователь) о. Сергия, в библиографической части своего двухтомника «Бог и мир» относит, как он их называет, «Протоколы семинария «Новозаветное учение о Царствии Божием»» в раздел III «Богословские труды» в качестве статьи, опубликованной в пражско-парижском «Духовном мире студенчества» в трех выпусках, указывая при этом лишь общее число страниц,…
Профессор Казанской Духовной академии Иван Петрович Реверсов был известен на рубеже ХIХ-ХХ столетий как исследователь древней церковной письменности, однако, помимо сугубо академических трудов, раскрывающих значение апологетики в истории Древней Церкви (Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Каз., 1892;), И.П. Реверсов опубликовал книги, сыгравшие значительную роль в российском образовании. Его «Учебник истории» и «Записки по Новой истории» выдержали множество изданий, по которым училось несколько поколений гимназистов. Оглавление Условия возникновения апологетики Задачи и методы древней апологетики Значение древней апологетики Св. Иустин Философ             Апология I             Апология II             Разговор с Трифоном Иудеем Татиан…
ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ   Предание в Православной Церкви не является старым складом отживших догматов и устарелых правил, которые каждой эпохе надлежит перерасти, чтобы  позволить  Святому Духу свободно дышать там,  где Он хочет. Говорить о древнем Православии или о нео-православии можно только ссылаясь при этом на философскую концепцию прогресса Веры в Истории, полностью чуждую христианскому откровению. Живое Предание - это цепь живых существ, век за веком осуществляющих на опыте единство с Богом и, благодаря такому обожению, призванных быть истинными Педагогами. Для Отцов условием истинного богословия является, таким образом, аскетическая жизнь, жизнь молитвы, исполнения вселяющих в нас Дух заповедей, очищения себя…
Предисловие переводчика Издательство Святая Гора выпустило в свет перевод официального обращения, изданного Свящ. Кинотом Афона в Карее в феврале 2003 г. под названием "ПРАВДА О "ГОНЕНИЯХ" НА ЗИЛОТОВ, ЗАНИМАЮЩИХ МОНАСТЫРЬ ЭСФИГМЕН НА СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЕ". Издательский Дом "Святая Гора", 2003 г. Перевод предваряет краткое предисловие издателей, объясняющее цель издания этой книги. А именно русские издатели обеспокоены вниманием российских СМИ к церковному конфликту на горе Афон, обострившемуся в начале 2003 г. между афонскими зилотами, занимающими Эсфигмен, и вселенской патриархией и Свящ. Кинотом (или управлением) Св. Горы. По мнению издателей, авторы публикаций в российской прессе тенденциозно и некомпетентно трактуют факты и неоправданно…
Говорить о проблеме «унии» достаточно сложно, и прежде всего потому, что все попытки соединения Церквей таким путем оказались безуспешными. Правда, можно говорить о частичном «успехе» Лионского, Флорентийского, Брестского соборов, после которых часть православных христиан присоединилась к Римо-Католической Церкви. Но этот «успех», как известно, имеет слишком относительный характер. Для Западной Католической Церкви это было действительно радостью, ибо определенная часть православных христиан признавала себя ее неотъемлемой частью. Для Православных же Церквей это событие становилось источником глубокой печали и сожаления. Там, где одни радовались, другие огорчались. Главное же заключается в том, что проблема соединения Церквей осталась не решенной. Более того, после каждого такого…
В современном понимании, исихастская традиция ведет свое начало от древних отцов-анахоретов; и в согласии с таким пониманием, первыми исихастами в Сербии мы можем считать наших первых известных подвижников – отшельников: Гаврило Лесновского, Иоакима Осоговского, Прохора Пчиньского, Петра Коришкого и др.. По пути исихазма пошел уже сам святой Савва Сербский (1169—1237), выпестованный Афоном, теснейше связанный с ним и учредивший Сербскую Церковь (независимую архиепископию) в 1219 г. на исихастских основаниях. О его твердой исихастской ориентации свидетельствуют и Карейская исихастирия, и постоянные обращения к Афону, и все его духовные и жизненные принципы. В последующий период жития сербских святителей и службы им пронизаны духом…
Статья посвящена источниковедческому исследованию славяно-греко-латинского Букваря Федора Поликарпова, напечатанном на Московском Печатном дворе в 1701 г. В этом уникальном издании впервые в истории образования продемонстрировано намерение предложить учащимся основы не одного, а сразу трех языков: славянского, греческого и латинского. Для реализации этого проекта потребовалось использовать несколько шрифтов, что было абсолютно новым явлением для московской книжной печатной культуры. На основе документов Приказа Книгопечатного дела удалось проследить историю издания Букваря Федора Поликарпова: какие закупались материалы, кто отливал греческие и латинские шрифты для печатания книги и др. Важной частью исследования является попытка выявить источники Букваря, для чего использовались как предшествующие издания различных букварей,…
Род Мусоргских известен в Псковском крае с древних времен. Родоначальник фамилии Мусоргских, Роман Васильевич Монасты-рев, по прозванию Мусорга (живший во второй и третьей четверти XV в.), происходил из князей Смоленских Рюриковичей. С. Б. Ве-селовский установил следующую последовательность поколений Мусоргских: «1) Василий, младший сын Александра Монастыря (последняя треть XIV - первая четверть XV в.); 2) Роман Васильевич Мусорга (вторая и третья четверть XV в.); Иван-Ян Романович (в 1501 г. на поместье в Новгороде); Ляпун и Третьяк Яновичи (в 1550 г. тысячники); Макар Ляпунов (в 1572 г. испомещен на Луках Великих)»1. Княжеское достоинство Монастыревых и Мусорских было утеряно еще в начале XV…
Биографический очерк 3-го мая 1884 года, в 10 часов вечера, в г. Омске скончался, после продолжительной болезни, бывший законоучитель Сибирского кадетского корпуса, магистр богословия, протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. Почивший окончил свою многотрудную и многополезную жизнь на 72 году от роду, оставив после себя истинно-праведническую «с похвалами» память в сердцах всех, не только лично его знавших, но и знакомых с ним по слуху или по его сочинениям, помещавшимся во многих столичных и сибирских периодических изданиях, а частью напечатанных отдельно. Покойный о. протоиерей был один из достойнейших пастырей Церкви Христовой, опытный и ревностный наставник юношества, трудолюбивый писатель и исследователь родной старины, преимущественно…