Часть 1    Слово первое на день Рождества Христова и воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык    Слово второе в день Рождества Христова    Слово третье на Рождество Христово    Слово четвертое на второй день Рождества Христова    Слово пятое на Рождество Христово    Слово шестое в день Рождества Христова    Слово первое в навечерие нового года    Слово второе в навечерие нового года, на всенощном бдении    Слово первое на новый год    Слово второе на новый год    Слово третье на новый год    Слово четвертое на новый год   …
Предисловие Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен…
Период правления Бурджитов1 (1382-1389) составляет второй, завершающий этап истории независимых мамлюкских султанов в Египте. Политическую элиту страны в это время составляли в основном выходцы с Кавказа, преимущественно черкесы [1, с. 139-140; 3, с. 108]. Основателем Бурджитского, или Черкесского султаната по праву считается султан Баркук (1382-1399). Баркук начал военную карьеру, когда ему было, по-видимому, чуть больше двадцати лет. В юности он попал в рабство (возможно, был захвачен пиратами), приблизительно в 1362-1363 г. известный в мамлюкской среде перекупщик невольников 'Усман б. Мусафир продал его в Каире атабеку Йалбуге аль-'Умари аль-Хассаки ан-Насири. В известном смысле Баркуку повезло, поскольку его новый хозяин был одним…
Публикуется важный источник по истории русской иерархии — принадлежавший митрополиту Серафиму (Александрову) список архиереев Русской Православной Церкви. Список хранится в Архиве ДКНБ Республики Казахстан по Акмолинской области в его следственном деле. Список составлен в 1933—1934 гг. и отражает следующие характеристики епископов: дату рождения и хиротонии, сан, ученую степень, пребывание за границей, в отделении, на покое. Последним параметром обозначены те, кто епархией в действительности не управлял. Работа по фиксации изменений в среде русского епископата велась систематически; список обладает значительной полнотой. Во вступительной статье проанализированы принципы формирования списка и изменения в епископате, происходившие при смене высшей церковной власти. Также произведено сравнение данных…
Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23, 34) "Дай крепость нам, о Боже правый,  Злодейство ближнего прощать И крест тяжелый и кровавый С Твоею кротостью встречать" (Из стихотворения великой княжны Ольги Николаевны, дочери последнего русского царя) Среди оптинских отцов и братьев, переживших разгром родной обители, есть те, о ком сохранилось достаточное количество материала для жизнеописаний: отец Никон (Беляев), схиархимандрит Севастиан (Фомин), иеромонах Тихон (Лебедев) и некоторые другие оптинцы послереволюционной эпохи. Но, кроме них, были незаметные мученики и исповедники, честно исполнившие свой долг верности Сыну Человеческому и не подозревавшие о собственном подвижничестве — для них это было естественно,…
Статья посвящена разбору различных теорий происхождения Нагорной проповеди Иисуса Христа в новозаветной библеистике. Чаще всего в научной литературе Нагорная проповедь рассматривалась не как речь Иисуса, зафиксированная одним из Его учеников, а как произведение Евангелиста Матфея, в лучшем случае основанное на отдельных изречениях Христа, сшитых в единую литературную ткань Евангелистом. И вся научная дискуссия XX в. была построена таким образом, что фигура Иисуса Христа даже не просматривалась в качестве возможного источника богословских воззрений Матфея. В современной научной литературе наблюдается радикальный пересмотр взглядов, господствовавших в литературе по Новому Завету прошлого столетия. Современная библеистика склонна к ослаблению противопоставления «исторического Иисуса» и «Христа веры».…
О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.[1] Господи, благослови, Отче. Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего…
Блаженнейшему господину, всей душою чтимому и весьма дорогому во Христе, отцу нашему Августину, Иларий. 1. Когда прекращаются вопросы возражающих, часто приятными бывают разыскания более усердных, [предпринимаемые], чтобы научиться тому, о чем можно без всяких опасений не знать, и потому, думается мне, еще приятнее будет [тебе] рвение этого нашего сообщения, которое, показывая в соответствии с предположениями некоторых нечто противное истине, заботится о том, чтобы принести посредством совета Твоего Святейшества пользу не столько себе, сколько тем, кто смущаются и смущают, о блаженнейший господин, всей душой чтимый и весьма дорогой во Христе отец! 2. И таковы [вопросы], которые обсуждаются в Массилии, да и…
Параграф I II III Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: «βίος καἱ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὁς ήμῶν Ἀντονίου συηηραφεἱ΄ς καἱ ἁποσταλεἱς πρὁς τοὑς ὲν ρη ξένη μονάχους"1, обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний2, Росвейд3, основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив…
Если бы все органы тела моего, подобно языку, служили мне для выражения мыслей: и тогда я не мог бы сказать ничего достойного блаженной Павлы. Знаменитая своим родом, она еще знаменитее стала своим благочестием. Славная некогда своими богатствами, ныне еще славнее сделалась она нищетою Христовою. Отрасль Гракхов и Сципионов, наследница Павла Емилия, имя которого и сама носила, истинная и достойная ветвь Марции Папирии, матери Африканского, она предпочла Вифлеем Риму и блиставшие золотом палаты променяла на убогую хижину. Не будем, однако же, сетовать, что утратили такую особу; но будем благодарны за то, что сожительствовали ей и даже еще теперь сожительствуем: ибо у…
Статья посвящена становлению традиции церковного звона в обителях Святой Горы Афон на рубеже Х1Х-ХХ в. На основе материалов путевых источников в статье рассмотрены историкокультурное значение и символическое освящение колокольных звонов в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Ключевые слова: Афон, церковный призыв, ударение, било, колокол, звон, звуковая регламентация. На Афоне сохраняется наследие десяти веков: памятники монументальной архитектуры и иконописи, образцы уникальных богослужебных обычаев и пения. В этом же ряду достойное место занимает святогорская традиция церковного звона, которая до недавнего времени оставалась неизвестной и почти неизученной. В обширной литературе, посвященной истории Афона, особенности призыва никогда не рассматривались в рамках литургического и исторического исследования. Вместе…
Предлагаемое исследование имеет цель прояснить надежность канонического обоснования позиции св. Патриарха Тихона в защите церковных святынь, отобранных из храмов в 1922 г. под лозунгом помощи голодающим. Выводы о правомерности патриаршей точки зрения стали результатом реконструкции исторического контекста кампании по изъятию церковных ценностей и более детального учета неявных аспектов полемики между оппонентами в этом вопросе. Ссылки Патриарха на 73-е Апостольское правило и 10-е правило Двукратного Собора подразумевали три существенные причины: невозможность публично апеллировать и к постановлениям Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., недоверие церковного общества лозунгам правительства, несогласованность с Главой Церкви акции изъятия святынь из храмов государственными органами. Церковную точку…
Содержание Наименование книги и писатель Подлинность Апокалипсиса Время и место написания Главный предмет и цель написания Апокалипсиса Очерк содержания Изложение содержания послания для последовательного чтения Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну Послания к семи Малоазийским Церквам (2:1–3:22) Видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца с семью рогами и семью очами (4:1–5:14) Снятие семи печатей книги (6:1–8:5) Семь труб (8:6–11:9) Церковь в образе жены и гонения против Неё со стороны диавола и двух его слуг (12:1–13:18) Предвозвестие о падении Рима языческого (14 и 15) Суд над Вавилоном (17–18 главы) Торжество Победителя – Иисуса Христа (19:3) Воскресение мёртвых и всеобщий Суд…
1882 г. Об авторе Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу) (1828–1897), духовный писатель. Родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход, он служит домашним учителем. В 1850 г. Иван Иванович Троицкий становится ближайшим учеником старца Адриана Югского, который, не благословив его поступать в монастырь («Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем»), – стал готовить его к подвигу странничества. После смерти отца Адриана в 1853 г. за советом к Ивану Ивановичу обращаются…
В публикуемой статье монах Иаков (Савельев) рассматривает основные схемы описания главных греховных страстей, известные в аскетической науке. Автор публикации обращает отдельное внимание на то, кому принадлежит авторство тех или иных схем, а также на их географическое распространение. Исследование включает в себя небольшой анализ используемой святыми отцами терминологии для обозначения страстей. На первый взгляд человеку, не занимавшемуся серьезно этим вопросом, может показаться, что проблемы здесь нет. Схема восьми главных греховных страстей, взятая из сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) и печатаемая во многих руководствах и пособиях к исповеди, а также в иной литературе, известна всем или практически всем. Но если попытаться разобраться с…
Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия На правах рукописи Научный руководитель: игум. Даниил (Василенко) Сергиев Посад 2014 Содержание Введение Актуальность темы Обзор источников Степень научной разработанности темы Цель и задачи Предмет и объект исследования Методология Научная новизна диссертации Практическая значимость диссертации Апробация результатов исследования Структура диссертации Глава 1. Жизнеописание епископа Варнавы (Беляева) Глава 2. Отношение еп. Варнавы к различным авторам, произведения которых он цитирует при изложении аскетического учения § 1. Возможные письменные источники знаний в области аскетики § 2. Отношение еп. Варнавы к Священному Писанию § 3. Отношение еп. Варнавы к Святым Отцам, подвижникам благочестия и церковным писателям §…
“Никто не приблизился к нам более, чем философы платоновской школы Поэтому зачем подвергать разбору других9” - так писал некогда блаж. Августин1 И мы, следуя его совету, в качестве основного представителя античной мудрости также избираем Платона, выясняя, в чем выразилось его влияние на формирование христианского богословия Данная статья ни в коем случае не претендует на какое-либо изложение философии Платона, она лишь о восприятии Платона святыми отцами и учителями Церкви, о преломлении платоновской философии в святоотеческой литературе Современный исследователь Платона Анри Жоли (Henri Joly) справедливо считает, что нам нелегко ощутить подлинного Платона, поскольку он зачастую воспринимается сквозь призму позднейших комментариев и толкований…
Ощущаем ли мы себя сегодня наследниками древнерусской культуры? Не растут ли наши дети, будто это не их предки создали «Троицу» Рублева, Новгородскую «Софию» и сокровища знаменного распева? Что мы потеряли, и что приобрели, предав на столетия забвению церковно-певческую и иконописную традиции, в которых жизненно воплотились идеалы Св. Руси? Отрыв нашей певческой традиции от исконных корней начался более трехсот лет назад. Появилась нотная пятилинейная система и прельстила своим удобством – вечным соблазном Запада. Действительно, пятилинейная нотация, по сравнению с крюковой, легка и «комфортна» в освоении, доступна всякому, любого духа человеку. Но эти пять линеечек, такие удобные для записи музыки инструментальной, оказались…
В статье анализируется вклад Ж. Бодрийяра в исследование специфики общественной реальности в процессе разработки им своеобразного понятийного аппарата, содержанием которого являются знаково-символические структуры, раскрывающие особенности его системы описания трансформаций современной общественной реальности. Ключевые слова: понятия «симуляция», симулякр, референты, символический обмен, реальное и воображаемое, презентация и репрезентация, знак, символ и др. Во второй половине ХХ в. возникают трансформации различных сфер человеческого бытия, обусловленные прежде всего возрастанием значения средств массовой коммуникации и знаковых систем, «наступлением эры новейших технических средств массовых коммуникаций - телевидения, видеотехники, компьютерной техники - развитием глобальной сети Интернет» [1, с. 43]. Формирование постмодернистской культуры повлекло за собой появление нового,…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 54-68 Хрущевские гонения в Удмуртии Протодиакон О. Зонов Статья посвящена гонениям на Церковь в Удмуртии в 1958—1964 гг. На основании архивных материалов показаны методы, которыми пользовался уполномоченный Совета по делам РПЦ Д. М. Шестаков для искоренения православия в Ижевской епархии. Для достижения своей цели местные органы власти не только закрывали храмы, но также препятствовали ремонту и украшению действующих церквей, развитию и росту церковных хоров. Финансовые ущемления епархии также имели в государственной политике большое значение. В статье рассмотрен также вопрос о развернутой властями кампании против епископа Михаила (Чуба),…