Предисловие Предлагаемый читателю трактат представляет собой исправленную стенограмму устной речи, произнесенной 28 февраля 1916 года в очередном закрытом собрании петроградского Религиозно-философского общества. Весь академический 1915– 1916 год в этом Обществе был посвящен обсуждению вопроса о реформе Церкви. После ряда докладов и заседаний автору, как председателю, пришлось подводить итоги пройденным прениям и высказать свой взгляд на вопрос. Этим происхождением трактата объясняются некоторые особенности его изложения. Таковы, например, ссылки на мнения отдельных лиц, выступавших на предыдущих собраниях Общества. Со временем, когда будет напечатан соответствующий том «Записок петроградского Религиозно-философского общества», приведенные мнения, вместе с относящимися к ним замечаниями данной речи, предстанут перед читателем…
Проблема национальных меньшинств не новая для Европы. Но она особенно обострилась сейчас в послевоенное время. Карта Европы перекроена. Во многих новых государствах национальные взаимоотношения перевернулись. Бывшие державные национальности стали меньшинственными и наоборот. Обострились внутренние национальные конфликты. Расцвели шовинизмы, мстящие за прошлые унижения. Особенно горькими оказались положения меньшинств, составляющих части великих культурных наций, напр. немецкой и русской. Новые государства, как таковые, склонны были решать национальные вопросы внутри своих границ по старому имперскому образцу западных держав. Но идеология послевоенной Европы, ведущая свое начало от Вильсоновых лозунгов самоопределения народов, не укладывается в этот образец. Все национальности разбужены, и их не удастся усыпить, как…
Наброски для истории Русской Церкви наших дней Содержание Обер-прокурор В. Н. Львов Бессилие Св. Синода Роспуск старого и созыв нового Св. Синода Брожение в Церкви Реформирующая деятельность нового Синода Перемены во взаимоотношениях государства и Церкви Созыв, выборы и открытие Собора Работа Собора в тревожной обстановке Восстановление Патриаршества Законодательная работа Собора Собор и Патриарх в конфликтах с большевизмом Русская Церковь, лояльный спутник русского государства, естественно, была потрясена катастрофой русской революции 1917 г. Но как это ни покажется неожиданным, она оказалась сравнительно более подготовленной к этой катастрофе, чем само государство. Повелительным толчком к этой подготовке была первая, предупреждающая революция 1905 г. Сам…
Многими и многообразно – рационально, поэтически, мистически – уже выражено и установлено, что переживаемое нами необычно тяжкое время глубоко переломно в истории человечества по своему духовному содержанию и вселенски-универсально по своему захвату. Не будем этого доказывать; даже эмпирикам это ясно по-своему. Хотя мы, русские, как прокаженные и отверженные, брошены миром на одинокое изживание наших бесчисленных горей, но мы знаем, что и наши страдания, и наша революция – явления всемирного порядка. Если бы даже мрачное чаадаевское пророчество и оправдалось на нас только в худшем смысле, если бы мы и погибли в этих испытаниях, то и тогда данный нами опытный «урок» должен…
Архипастыри, пастыри и братие о Христе. Представляя здесь Высшую Государственную Власть Временного Правительства, как Министр Исповеданий, я имею высокую честь принести от лица Временного Правительства Чрезвычайному Поместному Собору Всероссийской Церкви привет и пожелание плодотворной законодательной и устроительной работы. Временное Правительство поручило мне заявить Священному Собору, что оно гордо сознанием – видеть открытие сего церковного торжества под его сенью и зашитой. То, чего не могла дать Русской национальной Церкви власть старого порядка, с легкостью и радостью предоставляет новое Правительство, обязанное насадить и укрепить в России истинную свободу. Временное Правительство видит в настоящем Соборе не обычный съезд частного сообщества, каких теперь несчетное…
«В Россию можно только верить» Тютчев Коротенький трактат на данную тему мы не можем потратить ни на полемику, ни даже на издалека идущую апологию. В рамки его мы предполагаем вместить только положительные утверждения для лиц, уже приемлющих и православие и Россию и желающих лишь сосредоточиться на осознании и формулировке их взаимоотношения. По французской поговорке хотим «проповедовать уже обращенным», людям одной с нами веры и любви, одного откровения совести. Это «переписка с друзьями». Дай Бог, если она сможет поколебать или переубедить кого-нибудь и из посторонних, или даже врагов нашей веры. Это – проповедь на «литургии верных». Непосвященным уже провозглашено: «оглашеннии изыдите»!…
Содержание Предисловие Введение Эпоха догосударственная Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси? Начатки христианства на территории будущей России И. Начало исторической жизни русского народа II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством Первое крещение Киевских руссов Олег (882–912 гг.) Игорь (912–942 гг.) Княгиня Ольга (945–969 гг.) Святослав (945–972 гг.) Князь Владимир. Его обращение и крещение Внерусские, греческие и арабские свидетельства Осмысление «Повести» Крещение Киевлян Преображение самого князя Владимира Западный миф о крещении Руси Сношения Римских пап с кн. Владимиром Кто был первым русским митрополитом? Деление на периоды Период Киевский, или до-Монгольский Распространение христианства Церковное управление в киевский период Епархии и…
Содержание О книге Патриарший Период (1586–1700) Введение Учреждение Патриаршества Иов – Патриарх (1589–1605 г.) Политическая роль патр. Иова Религиозная политика Самозванца Патриарх Игнатий (1605–1606 г.) Царь Василий Иванович Шуйский Патриарх Ермоген (1606–1612 гг.) Государственно-церковное служение Святителя Ермогена Влияние подвига патриарха Ермогена 7 лет междупатриаршества Государственная роль Церкви Лишения и страдания Церкви от смуты Внутренняя жизнь Церкви Попытки исправления богослужебных книг Патриарх Филарет (1619–1634 гг.) Церковные злобы дня при патр. Филарете Церковно-книжное дело при Филарете Начало школы К характеристике патр. Филарета Иоасаф I (1634–1640 гг.) Патриарх Иосиф (1642–1652 гг.) Книжное дело при патр. Иосифе Школьный вопрос Идеологическое оживление Внутренний конфликт в…
Шаг митрополита Сергия означает и победу и поражение и в церковном и в политическом смысле и ad intra (для России) и ad extra (для эмиграции). Победа внешняя ему обеспечена там над всеми авантюрно-неканоническими сектами «обновленцев». Своей активной лояльностью в отношении к большевицкой власти митрополит Сергий, обладающий легальным титулом главы православия, лишает основания все обновленческие обособления от православной церкви. Запутанное в сети разделений духовенство с радостью бросится к желанному объединению. Но это увлекательное «собирание» рассыпанной русской церкви митрополиту Сергию в конце концов не удастся, потому что он встал на ложный путь. Митрополит Сергий, еще год тому назад блестяще доказывающий в записке…
Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Евлогию, митрополиту Западно-Европейских Русских Православных Церквей. На запрос Вашего Высокопреосвященства по поводу Послания Архиерейского Синода русских епископов заграницей от 18(31) марта 1927 г. честь имею дать следующие разъяснения. В этом “Послании”, между прочим, дается неверное толкование и неверная оценка моей статьи от 1916 г. “РЕФОРМА, РЕФОРМАЦИЯ И ИСПОЛНЕНИЕ ЦЕРКВИ”, перепечатанной в евразийском сборнике “На путях” в 1922 г. (Берлин). А именно, утверждается, что это мое произведение является “общим призывом к реформации”. Что может быть неожиданнее по отношению к этому моему этюду? § I На самом деле статья моя представляет собою, смею думать, не бледное, а яркое отрицание,…
Карташев занимает особое и видное место среди вождей русского религиозного возрождения XX века. Он был единственным из них, кто вышел из крестьянской среды, не принадлежал к ордену интеллигенции и сыграл значительную роль в государственной жизни России, будучи последним прокурором Синода. В его же заслугу входит упразднение этого поста и созыв Всероссийского Собора 1917–1918 гг. Антон Владимирович Карташев родился 11 июля 1875 года в Кыштиме на Урале. Его дед был крепостным рабочим на горном заводе, который благодаря своим способностям и упорному труду стал управителем завода. Отец, родившийся в 1845 году, оставался крепостным до 16 лет. После освобождения он быстро пошел в…
Экуадорское зeмлетpяceниe разбудило пpeдcказания теологов о возможном пpиближeнии земной катастрофы с провалом в трещину коры морей и кoнтинeнтoв и части человечества. Кое кто из благоденствующих oбывaтeлeй Новаго Света изволил уже обезпокоиться... Бeзпoкoйcтво безплодное. Власти над хтоническими силами ни у кого нет. Творись воля Бoжья! Но вот, когда не сытые обыватели, а ответственные вожди человечества пребывают в безчувственном созерцании, как на их глазах открыто и програмно свыше тридцати лет готовится тоже мировая историческая катастрофа, – это уже не курьез близорукости и нечувствия, а величайшее, тоже мирoвoe и роковое бедствие. Всякому русскому понятно, о чем мы говорим. В этой слепоте занимающих командный…
Содержание Предисловие I. Вселенский или всеправославный? II. Без русской церкви III. Вселенские соборы и соборность IV. III-й Вселенский Собор Предисловие Оглушенное катастрофой, угнетенное тяжелой борьбой за существование православное русское беженство почти не знает о том, что Православный Восток готовится к Вселенскому Собору. Автору хочется познакомить широкую православную публику с рядом теоретических и практических вопросов, связанных с этой необычайной перспективой, и дать на них свои ответы и отклики. Автор высказывает только свои личные взгляды и принимает за них всю ответственность. Работая в благословенной атмосфере свободы, украшающей западно-европейский церковный удел митрополита Евлогия, автор не имел нужды прибегать ни к какой цензуре, ни…
С покойным о. Сергием мне суждено было впервые встретиться в 1904 г., в канун первой революции, когда он прибыл в Петербург из Киева, где был тогда профессором политической экономии в политехникуме. Имя его с 1903 г. стало известным всей интеллигентной России по знаменитому сборнику «Проблемы Идеализма». Во к 1904 г. этот этап «От марксизма к идеализму» был пройден. С. Н. Булгаков быстро эволюционировал и шел уже «от идеализма к православной церкви». Его творческой голове и пылкому сердцу предносился идеал нового, еще небывалого у нас движения «Христианской Общественности». По русской традиции без своего «толстого» ежемесячника не мыслило себя ни одно влиятельное…
Еще в благословенные российские времена в органе нашей Санкт-Петербургской Духовной Академии («Христианское чтение», июль 1907 г.) мною напечатана была статья: «Был ли апостол Андрей на Руси?» Там показаны были пути и линии развития довольно многочисленных сказаний об апостоле из первоначального малого зерна древнего предания об его апостольской миссии. Зерно это, закрепленное в письменности еще Оригеном (следовательно, от конца II в.), а через него и отцом истории Церкви Евсевием Кесарийским (IV в.), сводится к традиционному списку «уделов» апостольского служения. Среди них апостолу Андрею отводится Скифия. В связи с этим, отдельные легенды проводят апостола Андрея по всем берегам Черного моря и делают…
(1882 -1952 г.) С большим запозданием дошла до нас — друзей и современников Л. П. Карсавина весть о его смерти на Уральско-Сибирской каторге уже в 1952 году, 12/VII. Довольно подробные сведения о последних годах лагерной жизни Л. Пл-ча в зауральской тундре сообщены по письмам оттуда и записям очевидцев, живших с ним в лагерях, или только навещавших его там (см. Ватиканское изание Orientalia Chr-na, 1958, «Vom Leben u. Sterben eines russichen Metaphysikers. Em verspatetes Nachruf auf Leo Karsavin + 12 VII 1952»). При всей скудости и сухости этих сообщений, а может быть, — совершенно ненароком, именно через эту житийную лаконичность, мы…
Творится всякий раз что-то необычайное, как только русские соприкасаются с Пушкиным. Пушкинские юбилеи приводят в движение весь русский мир. А сейчас это начало передаваться и всему чужестранному миру. Обычное юбилейное торжество вдруг переходит в какую-то духовную раскачку, переливающуюся через края всякой официальности. Умы пробуждаются, сердца окрыляются. Говорятся слова чрезвычайные. Случается что-то само по себе достопамятное, что прирастает к памяти Пушкина и ее все более и более увеличивает. Например, речь Достоевского. Души бодреют, молодеют, вдохновляются новыми надеждами, чуют откровение какого-то радостного смысла жизни. Все, не сговариваясь, на разные лады повторяют, очарованные: «чудо! чудо!», «тайна!» Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для…
Всякий раз, когда ставится вопрос об общественном, политическом, культурном, (а не только индивидуально-духовном) значении евангелия и церкви, надо предварительно знать: на какой глубине подходит к нему вопрошающий? Практические умы обыкновенно довольствуются фактом, исторически бесспорным, что христианство «каким то образом» (каким в точности – этот вопрос не углубляется) влияло не только на отдельные души верующих, но и на целые народы, на их учреждения, на их жизнь и творчество в целом. А потому они ждут и требуют от Церкви современной максимального участия во всех больных и жгучих проблемах нашего времени. Проблемы эти стали мировыми, всеохватывающими. От них никуда не уйти, не укрыться…
Преподобный Серафим выделяется многими особенностями среди наших святых. Особенная черта великих людей – от Господа Бога. Античная латинская поговорка гласила: «ораторы вырабатываются, поэты рождаются». Конечно, надо было родиться Прохору Мошнину с задатками святости. Пресвятая Богородица в видении сказала о нем: «Этот – нашего рода». И все-таки историку есть что исследовать в личности Святого, чтобы приблизить к своему пониманию некоторые характерные черты его облика через указание: под какими влияниями и в какой обстановке они так раскрылись? Преподобный Серафим – это русский «учительный старец», через затвор и «умное» молитвенное делание обретший дар прозорливости для духовного врачевания душ человеческих. Тип «учительного старца» известен…
Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учтельный образ отца нашей нации по плоти и по духу, в образ св. кн. Владимира. Только начинаем разгадывать и постигать его святые заветы. Всем известные черты его жизненного подвига вырисовываются пред нами все с большей грандиозностью и значительностью. Нужно еще много изучать умом и сердцем «Великого кагана» нашего, равноапостольного Владимира, и не в газетные столбцы, а в тома должно вылиться это изучение. Здесь и сейчас коснемся намеком только одной грани его земного служения. Хочется к уже известному и многократно отмеченному привлечь еще большее внимание, подчеркнуть еще более глубоким резцом. Святой князь потряс сердца…