Содержание Жизнеописание Памятка иноку Наставления преосвященного старца Не огорчайся на ближнего Против внешнего благочестия О познании духовного мира Храни чистоту, избегай ласки, бойся сластолюбия О злобе Краткие правила Спасаемся верой и покаянием, а не расценкой дел и исправностью Краткие правила для жизни О подвижничестве и страстях Не гордись, если стоишь, а смиряйся и бойся Не смущайся болячками Правила преподобного Антония Великого Письма духовным чадам Воистину воскресе! Вера и причина неверия Предисловие Глава I. Человек и религия Глава II. Процесс богопознания 1) Первой познавательной силой является ум человека 2) Вторая познавательная сила – чувства Глава III. Вера и знание Глава IV.…
Содержание Беседы о Молитве Господней: Начальные слова молитвы (призывание) Беседы о Молитве Господней: Первое прошение Беседы о Молитве Господней: Второе прошение Беседы о Молитве Господней: Третье прошение Беседы о Молитве Господней: Четвертое прошение Беседы о Молитве Господней: Пятое прошение Беседы о Молитве Господней: Шестое прошение Беседы о Молитве Господней: Седьмое прошение Беседы о Молитве Господней: Заключительные слова Молитвы Господней  Беседы о Молитве Господней: Начальные слова молитвы (призывание) Сегодня, с помощью Божией, мы начнем беседы о Молитве Господней. Название «Молитва Господня» дано той молитве, которая начинается словами Отче наш. Почему эта молитва называется «Молитвой Господней»? Дело в том, что молитвы, употребляемые…
В двадцатых годах в Москве жил молодой врач Сергей Алексеевич Никитин. Мы с ним были в приятельских отношениях, и это дало ему возможность обратиться ко мне за помощью в серьезном личном деле. Дело было такое. Как человеку несомненно одаренному, ему предлагали заняться научно-исследовательской деятельностью. Но ему была по душе и практическая работа лечащего врача. Предстояло сделать выбор между двумя сторонами медицинской службы. Сделать это самостоятельно он не решался, а т. к. он был глубоко верующим, то явилась у него мысль обратиться за советом к последнему оптинскому старцу отцу Нектарию. О нем Сергей Алексеевич много слышал и прежде, очень интересовался им,…
Содержание Цель Крещения О Боге Творение мира невидимого Творение видимого мира и человека Падение человека и лишение природы нетленности Восстановление человека и твари О Таинстве Тела и Крови Христовых Порядок (чинопоследование) святого Крещения Об авторе  Цель Крещения Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении. – Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? – такой вопрос предлагается взрослым. – Для какой цели мы крестим детей? – такой вопрос предлагается восприемникам. Редко можно услышать правильные ответы. Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными», или: «русские…
Содержание Аннотация Александр Иванович Бриллиантов и его «Лекции по истории древней Церкви» Введение в общую церковную историю История церковной истории Общий характер эпохи Вселенских соборов История арианских споров Арианство История арианства до Никейского собора Никейский Вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–361 гг.) Торжество ариан на основе союза их с восточными епископами (325–361 гг.) Представители оригенизма История арианских споров после Никейского собора. Период второй (361–381 гг.) История утверждения православия на Востоке Второй Вселенский собор История христологических споров в древней Церкви Аполлинарианство История споров о соединении двух естеств в едином лице Богочеловека Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху…
Содержание От издательства Введение Глава I. Иоанн Скот Эригена и его произведения Глава II. Источники воззрений Эригены и его отношение к ним Глава III. Западное богословие. Бл. Августин и его значение на западе Глава IV. Восточное богословие. Св. Дионисий (Ареопагит), св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и отличие их воззрений от воззрений бл. Августина Глава V. Общий характер и смысл воззрений Эригены Глава VI. Учение о Боге и о происхождении от Него всего Глава VII. Учение о человеке и о возвращении в нем всего к Богу  «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» – классика русской богословия.…
В произнесенных при погребении Василия Васильевича Болотова речах и в полученных Академией с разных сторон заявлениях скорби по поводу тяжкой утраты, понесенной наукой с его смертью, нашла в свое время ясное выражение непосредственная оценка в общем сознании всех, знавших почившего ученого, его высокого значения. В некрологах, посвященных его памяти, были уже отчасти отмечены главные стороны и важнейшие факты его учено – литературной деятельности и указаны его заслуги для науки1. Полная характеристика и точная оценка Василия Васильевича как ученого, однако, пока невозможны. Возможность для них откроется, когда приведено будет в известность и сделается доступным для изучения в целом виде его ученое…
Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова), настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря…
Аннотация. Статья посвящена архиепископу Варфоломею (Ремову), настоятелю московского Высоко-Петровского монастыря, и его трудам по сохранению Московской Духовной академии после ее закрытия властями в 1919 г. Владыка Варфоломей продолжал свои опасные труды вплоть до 1935 г., когда он был арестован и расстрелян. Вопрос о самом существовании Академии в эти годы до сих пор остается открытым, однако документы подтверждают её деятельность. Уделено внимание личности архиепископа Варфоломея, поскольку документальные свидетельства о нем разноречивы и требуют дальнейших исследований. Ключевые слова: Московская Духовная академия, архиепископ Варфоломей (Ремов), Церковь, гонения, Высоко-Петровский монастырь в Москве. Abstract. The article is dedicated to Archbishop Bartholomew (Remov), a prior of…
Доклад, прочитанный в Бьевре (Франция), на съезде в 1952 г., по-немецки 1. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (I Ин. 2,16-16). В обоих этих изречениях речь идет об отношении к космосу. Бог возлюбил мир, а человек должен не любить мира, потому что, если он любит мир, в…
1.— Каждый раз перед началом Евхаристического канона мы произносим наше исповедание веры. Только тот, кто верует, как в нем изложено, может участвовать в Евхаристии. Христологическая часть нашего «символа веры» содержит веру в предвечное и сверхъестественное рождение Христа, в Его распятие, погребение, воскресение и седение одесную Бога Отца, а также в Его славное второе пришествие: И паки грядущего со славою... Все эти части нашего исповедания веры неотделимы друг от друга и являются одинаково обязательными для всех. Кто верует, что «Слово стало плотью, и обитало с нами...» (Ио. I, 14), тот верует в Его второе Пришествие, и обратно, кто верует в Его…
Совсем недавно смерть унесла одного из наиболее видных представителей русской богословской науки — Н. Н. Глубоковского. Почти вслед за ним ушел другой крупный русский ученый, Александр Павлович Доброклонский, скончавшийся в Белграде в январе м. Ряды русских ученых богословов в эмиграции быстро и заметно редеют в то время, как в России русская богословская наука насильственно удушена. Всякая смерть тяжела, а в наше безвременье особенно тяжело и болезненно переживается. Провожая ушедших от нас с горечью утраты и чувством признательности за подвиг их жизни и работы, мы с тревогой думаем о судьбах русской науки. На нас, оставшихся в живых, ушедшие возлагают долг сохранить…
• ПОСЛАНИЕ ЮЛИЯ • ПОСЛАНИЯ СОБОРА, СОЗВАННОГО В САРДИКЕ • ПОСЛАНИЕ 1-е • ПОСЛАНИЕ 2-е • ПОСЛАНИЕ 3-е • ПОСЛАНИЕ 1-е • ПОСЛАНИЕ 2-е • ПИСЬМО КАФОЛИКОСА 1) Думал я, что после многих доказательств, представленных в нашу пользу, враги, наконец, со стыдом скроются и будут даже себя самих винить за то, в чем клеветали на других. Поскольку же, и подвергшись такому осуждению, не обнаруживают они стыда, но по бесчувственности своей пресмыкаются в злоречии, признавая все требующим нового суда, не для того, чтобы им самим держать ответ на суде (этого избегают они), но чтобы потревожить нас и души людей простосердечных, то…
К Серапиону, епископу Тмуйсскому, послание 1-е. против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь 1) Писание священной любви твоей отдано мне было в пустыне. Жестокое воздвигнуто против нас гонение, усильны поиски ищущих смерти моей, но «Отец щедрот и Бог всякие утехи» (2Кор.1:3) утешил меня писанием твоим. Воспоминая любовь твою и любовь всех искренно мне преданных, представлял я тогда себе, что они со мною. И потому весьма обрадован был, держа в руках письмо твое. Но, прочитав написанное, возболел я снова духом, что есть люди, однажды навсегда замыслившие идти против истины. И сам ты, возлюбленный и истинно желаннейший, со скорбью пишешь, что…
• Послание 1-е, 329 года • Послание 2-е, 330 года • Послание 3-е, 331 года • Послание 4-е, 332 года • Послание 5-е, 333 года • Послание 6-е, 334 года • Послание 7-е, 335 года [Оглавления праздничных посланий святого Афанасия, епископа Александрийскаго] Показания месяцев каждого года, дней, индиктионов, консульств и префектур в Александрии, а также всех епакт и всех [дней недели], называемых по именам богов1; с объяснением причин, по которым не было писано послание, и почему обращения [Афанасия были] из чужбины; – извлеченныя из праздничных посланий епископа Афанасия. Праздничные послания Афанасия, епископа Александрийскаго, которыя он ежегодно посылал в отдельные города,…
Содержание Из писем матушки Игумении Арсении к Петру Александровичу Брянчанинову Письма 1–14 Письма 15–42 Письма 43–68 Письма 69–93 Письмо к схимонахине Пафнутии Письмо к Лидии П.В. Письмо к сестре матушки А.М.М. Из писем к В.И.И. Из писем к М.С. Из писем к А.С. Из писем к В.П.Г. Из писем матушки Игумении Арсении к Петру Александровичу Брянчанинову Смирение – есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму – мир, помыслам – немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая…
Содержание Жизнь игумении Арсении Что значит верить в Бога? Память Божия О молитве О мире душевном и молитве О покаянии Цель жизни Заповеди Божии Смирение Самопознание Наказания Господни О различных состояниях духа Единое на потребу О подвиге Подвиг покаяния Грехи человеческие Страсти О скорбях Память смерти О душевном смущении Об унынии и милосердии Божием О любви О милости Божией О молчании Покой души О воле Божией О монастырской жизни Нужно любить себя О душе и плоти Путь Христовых заповедей Достоинство и благородство человека Путь становления человека О хранении чистоты  Жизнь игумении Арсении В 1833 году в семье известных в Донской…
Смирение – есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму – мир, помыслам – немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всем, а в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам,…
Пред вторжением вандалов в Африку, эта обширная область Римской империи разделялась на семь провинций и заключала в себе жителей вероятно до десяти миллионов. При тогдашнем упадке империи, угнетаемая чрезмерными податями и произволом римской администрации, ослабленная раздорами партий и общею подавленностью сословия сельских жителей, она не могла представить достаточного сопротивления воинственным варварам; пятьдесят тысяч вандалов, носивших оружие, в короткий промежуток времени овладели этою давнею житницею и лучшею, еще остававшеюся, областью Рима. Вандалы – племя, однородное с готами1, аланами и бургундами. От готских проповедников занесено к ним и христианство в конце IV века, вместе с ересью Apия. Что арианство нашло легкий доступ…
§1. Что есть литургия преждеосвященных? Литургия преждеосвященных даров есть такое богослужение, в котором предлагаются для приобщения верующим Св. Дары, освященные на литургии Св. Василия Вел. или Златоустого, в воскресный день. §2. Когда она совершается? Эта литургия совершается только во дни св. Четыредесятницы, исключая, впрочем, суббот и недель, и праздника Благовещения. Так говорит 52-е правило шестого вселенского собора: «во весь великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают». §3. Кем составлен чин сей литургии? Симеон митрополит солунский ( 1428), в ответе на 55-й вопрос говорит: «Преждеосвященная литургия издревле существует, от преемников апостольских, как и молитвы…