Неоднократно в своей книге Иисус сын Сирахов восхваляет Господа за Его премудрость и благость к людям и всем тварям. В главе 39-й содержится горячий, воодушевленный призыв учителя к своим ученикам, читателям его книги, – прославить Господа за все дела Его, которые «все прекрасны» (39:21). Но здесь автор предвидит возражение: как же смотреть на грозные явления природы, вредящие людям, истребляющие иногда целые страны? Как примирить их с премудростью и благостью Божиею? Ответом служит заявление премудрого: «доб¬рое Он от начала определил для добрых, для злых же – как доброе, так и злое» (39:31); грозные явления природы, как вредные ветры, истребляющий огонь, град,…
Начало премудрости – страх Господень, – такова главная мысль книги бен-Сира́; кто хочет достигнуть премудрости, тот должен жить в страхе Божием, т. е постоянном послушании заповедям Господним. Эти заповеди изложены главным образом в законе, данном Богом избранному народу; но есть и такие правила жизни, которых нет в законе, они должны быть выведены мудрецом из непосредственного наблюдения жизни мира Божия и людей, под контролем Божия откровения. Такие правила мудрости, выведенные автором из собственного богатого опыта и из наставлений других мудрецов, он и дает в своей книги. На первом месте среди своих правил Иисус сын Сирахов поставил увещания – не быть гневливым,…
Содержание Предостережения против греха, особенно в торговле Язык грешников вероломен и льстив Во времена Иисуса сына Сирахова любимым занятием евреев была, по–видимому, торговля, как мы видим это и в наше время. Объяснение этого явления можно найти в условиях исторической жизни еврейского народа. После утраты им политической самостоятельности и рассеяния между чуждыми, более сильными народами, народ еврейский нигде не мог прочно осесть на землю, чтобы по–прежнему заняться земледелием. Были, конечно, отдельные лица из евреев, обзаводившиеся домом и землей на чужой стороне; но они в таком случае должны были вскоре же слиться с туземцами, потерять свою национальность. Те же евреи, которые оставались…
Среди правил житейского благоразумия, изложенных в 7 и 8 главах книги Сираховой, имеется несколько таких советов, которые, по своей нравственной ценности, могут быть поставлены наравне с новозаветными евангельскими заповедями. В конце 7-й главы премудрый сын Сирахов как бы пересказывает своими словами две «большие заповеди» закона Божия – ο любви к Богу и ближнему, – указывает, как человек должен исполнять их в обыденной жизни, и заключает общим наставлением: «при всех делах твоих помни ο последних днях, и во век не будешь поступать дурно». Затем в 8 главе снова дается ряд советов, касающихся житейского благоповедения и трактующих ο том, как мудрый человек…
Прошло около пятнадцати лет с того времени, как были найдены первые листы давно затерянного еврейского текста книги Иисуса сына Сирахова, и за этот период времени учеными много сделано для восстановления подлинного текста ее по возможности в чистом виде, свободном от позднейших наслоений и поправок, для его истолкования и для ознакомления с ним современников посредством перевода его на новые языки. В свое время мною было сделано сообщение об этом открытии, и отмечено важное значение его для библейской науки1; появилось в нашей литературе и еще несколько статей и заметок, посвященных тому же открытию2. Ho y нас еще нет нового перевода на русский…
Самым близким другом и советником человека является его жена, «помощница по нему» (36:26, ср. Быт. 2:18–20). Поэтому бен-Сира советует выбирать себе подругу жизни с особою осмотрительностью, обращая внимание не столько на ее красоту, – хотя «красота жены веселит лицо мужа (36:24). – сколько на ее душевные качества (36:25). Когда человек предпринимает какой-либо важный шаг, он ищет себе советника, который указал бы ему верное направление и предостерег от ошибок. И на такой случай у сына Сирахова имеется мудрое наставление: прежде чем с кем-либо советоваться, обстоятельно расследуй, не заинтересован ли сам советник в том или ином исходе твоего предприятия. Если он заинтересован,…
Для суждения ο времени написания книги Иисуса бен-Сира имеются два, определенные на первый взгляд, указания. В самой книге последним в числе знаменитых мужей древности прославляется первосвященник Симон, – значит, автор не мог жить раньше его (terminus a quo); в предисловии переводчик сообщает ο себе, что он прибыл в Египет в 38-м году «при Евергете царе», – это может служить для определения времени, позже которого нельзя полагать написание книги (terminus ad quem). Ho, при ближайшем рассмотрении, эти указания являются вовсе не такими, чтобы на основании их можно было бесспорно установить время жизни писателя и время написания его книги. Рассматривая похвальную песнь…
Мудрый человек должен быть всегда внимателен к себе, к своим словам и поступкам; он не должен давать окружающим повода презрительно относиться к той мудрости, носителем которой он является в их глазах. С этой точки зрения понятны советы бен-Сира, касающиеся, по-видимому, мелочных вещей, не заслуживающих его внимания: как держать себя за столом среди общества или за дружеской пирушкой. Премудрый проповедует здесь вежливость и умеренность, как свойства, которые необходимо иметь человеку, стремящемуся к мудрости; конечно, кто не имеет этих элементарных признаков умного человека, тому далеко до высших степеней мудрости. В частности, бен-Сира предостерегает от проявлений жадности, когда человек спешит утолить свой аппетит,…
Последняя книжка Лондонского «Еврейскаго Трехмесячнаго Обозрения»1 содержит, между прочим, сообщения о двух открытиях, которыми библейская наука обязана английским ученым. Прежде всего г. Шехтер (S. Schechter), лектор талмудической литературы в Кембриджском Университете дает здесь еврейский текст небольшой части книги Иисуса сына Сирахова с английским переводом и краткими примечаниями. В октябрьской книжке «Христианскаго Чтения» за прошлый год сообщалось уже об открытии значительного отрывка еврейского текста книги Иисуса сына Сирахова, которая, как известно, до сих пор существовала только в переводах: греческом, сирском и др. Тогда были открыты десять листов древней рукописи, содержащей еврейский текст названной книги от 40 гл. 9 ст. до 49…
Когда боговдохновенные пророки раскрывали народу израильскому блага мессианского времени, когда они рисовали пред ним картину царства Христова, то неизбежно пользовались образами и подобиями из своего времени и быта. Откровения о грядущем Христе часто должны были служить утешением для бедствующего народа, средством, спасающим его от отчаяния. Народ бедствовал, наказанный Богом за свои грехи; сильные языческие народы отовсюду теснили его; он лишился, наконец, политической самостоятельности, был отведен в плен и рассеян по лицу земли. Но пророки настойчиво говорили о славном будущем, и это будущее изображали, как полную победу Израиля над врагами-язычниками и восстановление могущественного царства еврейского, которое распространится на всю землю. Конечно,…
Часто случается, что люди почитают человека не за его умственные и нравственные достоинства, а за его высокое положение и богатство; часто люди гордые презирают труд и решаются лучше голодать, чем, отложив гордость, приняться за низкую работу. Иисус сын Сирахов твердо заявляет, что «не должно презирать разумного бедняка, и не должно восхвалять всякого нечестивца», хотя бы он был и богат и знатен (10:26); и в жизни бывает, что «разумному рабу служат и свободные» (ст. 28); вообще, человек разумный и благочестивый выше и князя, и господина, и судьи (ст. 27). Если же, поэтому, нечестивый богач стоит ниже благочестивого и разумного бедняка, то…
Журнал Московской Патриархии, 1979, № 1, с. 71-77 Учение о Святой Троице святителя Василия Великого     Святитель Василий почитается в Православной Церкви как один из трех вселенских великих учителей. Он велик как епископ, оратор, богослов и аскет, велик своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, велик своей самоотверженностью и силой характе­ра. Как муж слова и дела, он по справедливости назван был великим уже своими современниками.     Суровый образ жизни, чрезмерные беспрерывные труды святителя Василия Великого, постоянные огорчения и вызываемые всем этим тяжкие болезни прежде времени изнурили его некрепкий от природы организм. Он скончался 1 января 379 года, в…
ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА БИБЛИОГРАФИЯ ПЕРЕВОДОВ ТВОРЕНИЙ СВ. ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА И ИССЛЕДОВАНИЙ О НЁМ: I. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА II. ЖИТИЕ III. ТВОРЕНИЯ СПИСОК ТРУДОВ ПРОФЕССОРА Н. И. САГАРДЫ, посвящённых исследованиям о св. Григории Чудотворце и переводам его творений ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Жизнь св. Григория Чудотворца. ГЛАВА I. Понт, — общий очерк его состояния до св. Григория Чудотворца. ГЛABA II. Источники жизнеописания св. Григория Чудотворца. ГЛАВА III. Очерк жизни св. Григория Чудотворца. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Творения св. Григория Чудотворца. Общие замечания о литературной деятельности св. Григория Чудотворца. ГЛАВА I. Благодарственная речь Оригену. ГЛАВА II. Изложение веры. ГЛABA…
В русском переводе со значительными изменениями, дополнениями и предисловием П. В. Гидулянова Фр. Кс. Функ, История христианской церкви от времен апостольских до наших дней. В русском переводе со значительными изменениями, дополнениями и предисловием П. В. Гидулянова, ординарного профес. Императорского Московского университета. Москва 1911. Стр. VII†616. Цена 2 р. 50 к. Покойный профессор Фр. Кс. Функ († 24 февр. н. с. 1907 г.) принадлежал к числу выдающихся работников на ниве церковно-исторического знания. Своими исследованиями в области истории Церкви он стяжал славу крупного ученого, беспристрастного в оценке фактов, осторожного в выводах, точного и ясного в изложении результатов изысканий. Задачей для своего прекрасного…
Содержание 1. Жизнь и пастырская деятельность св. Поликарпа. 2. Мученичество св. Поликарпа. 3. Послание св. Поликарпа к Филиппийцам.  Святой Тайновидец слышал голос «Первого и Последняго, Который был мертв и, се, жив», говорящий – «И Ангелу Смирнской церкви напиши: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но – сборище сатанинское. Не бойся ничего, чтó тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе…
Содержание I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина II. Литературная деятельность св. Иоанна Дамаскина Догматические сочинения Иоанна Дамаскина Полемические сочинения Экзегетические сочинения Аскетические сочинения Гомилии Песнопения I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили: 1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития; 2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе; 3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни; 4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары. В…
Полемическое сочинение, сохранившееся в Апокритике Макария магнисийского Никифор, патриарх константинопольский (806–815), во время споров по вопросу о почитании икон, подучил от иконоборцев ряд извлечений, которые имели такое надписание: «Святого Макария из ИV-ой Т книги Ответов». Патриарху совершенно не известны были ни автор, ни его труд, полный список которого ему удалось найти только после долгих поисков. О своей находке патриарх Никифор сообщает следующее. «Надписывается она так: книга Макария, иерарха по своему достоинству. На это (достоинство) указывает не только надписание, но и извне на складках этой древнейшей книги помещенное прекрасное изображение этого Макария даже яснее подтверждает это, ибо оно показывает его облеченным…
Места1 из творений Климента александрийского, которые могут и должны быть привлечены при характеристике его пресвитеров, документ высокой исторической достоверности. Ученик свидетельствует о своих учителях, и нам остается только воспроизвести его слова. Ученик утверждает, что его сочинение безыскусственный образ и теневой очерк светлых и одушевленным слов тех блаженных, и поистине достославных мужей, которых он удостоился слышать,2 и нам остается из учения Климента выделить элементы, восходящие к его учителям. Следовательно, вопрос, который должен предшествовать всякому историческому исследованию,–вопрос о научной ценности источника,– в данном случае отпадает. Здесь говорит свидетель, ни одно слово которого не может быть заподозрено с точки зрения если не объективной,…
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918 Посланием Святейшаго Патриарха Тихона в истории не только поместной русской Церкви, но и вселенской вписывается новая драгоценнейшая страница повествования о мужествевном служении Церкви заветам Христовым, правде и человечеству. Оно собирает разсеянныя силы Церкви и под ея кровом или около ея ограды объединяет все, что есть честнаго, разумнаго, здороваго в стране. Послание проникнет в самые захолустные углы, и никакия усилия современной власти не смогут предотвратить этого. Грозное слово обличения и прещения пройдет от края и до края по всему лицу Русской земли и дойдет до…
Александрия, крупный культурный центр, где сталкивались религиозные воззрения Востока и Запада, где теософические системы Индии, Халдеи и Египта и еврейская каббала входили в соприкосновение с лучшими плодами древне-греческой культуры, должна была, как это и а priori можно уже предполагать, явиться одним из главных центров еретического гносиса, возникшего на почве стремления создать такого рода систему, которая заключала бы в себе решение богословских и космологических проблем в их философской постановке1. Действительно, из Александрии вышли или жили и учили в ней такие видные представители гносиса, как Василид, сын его Исидор, Карпократ и Епифан, Валентин и многочисленные ученики их2. Богатые дарованиями, получившие прекрасное образование3,…