Несомненно, что самое лучшее истолкование богослужения, по крайней мере для образованного общества, если не для всех, есть историческое. Все другие приемы толкования, как ни много говорят они религиозному чувству, не способны удовлетворить многих. Основа всех других толкований (кроме исторического) есть, более или менее, субьектйвное чувство и воззрение; оттого является разность в изъяснении одного и того же: в одном и том же один видит одно, другой – другое. Такие приемы толкования, вытекающие, главным образом, из религиозного чувства, могут удовлетворить людей только истинно благочестивых, глубоко религиозных, простые верующии сердца. Для людей ж с недостаточно развитым религиозным чувством они могут казаться произвольными и…
Старокатолики отказались от Filioque, как догмата, исключили его из символа веры, признали догматом веры учение об исхождении Св. Духа от Отца. Но вместе с тем они желали бы удержать у себя нечто в роде того же формально ими отвергнутого Filioque – удержать в качестве богословского, т. е. научного, школьного мнения. Это свое желание они мотивируют тем, что без допущения некоторого участия второй Ипостаси Св. Троицы Сына Божия в вечном исхождении Св. Духа от Отца они никак не могут себе представить в своем богословском умозрении предвечные акты рождения Сына и исхождения Св. Духа. Их способ представления (который, при некоторых незначительных оттенках,…
Параграф I II III IV § I На протестантском и даже отчасти на католическом западе в настоящее время наука Догматического богословия имеет вид во многом отличный от того, какой она имеет на православном востоке и, в частности, у нас. Между тем, как у нас Догматическое Богословие доселе еще удерживает характер одного целого, не распавшегося на части, на протестантском, и католическом западе эта наука давно вступила на путь расчленения, обособления составных её частей и в настоящее время переживает эпоху быстрого, и успешного роста и развития этих её отраслей, получивших самостоятельное существование. Не говоря уже о выделении из неё Основного Богословия, так…
Историческое изложение догматов1, следуя хронологическому методу, как во многих отношениях более для него удобному2, естественно делится на две главные части. Часть первая обнимает собой период библейский ветхозаветный и новозаветный; часть вторая – период церковный, первых трех веков, вселенских соборов и послевселенских соборов. При таком делении, историческое изложение догматов, имея своей задачей проследить постепенное раскрытие внешней, изменяемой, формальной стороны догмата, постепенно изучает историческую судьбу этой стороны в св. писании и св. предании, главных источниках нашей веры, составляющих вместе и главные, так сказать, фазисы раскрытия означенной стороны предмета. Таким делением историческое изложение догматов и обнимает предмет вполне и не вводит в него…
Все семь Богоустановленных церковных таинств группировались в святоотеческой древности около двух таинств, как своих центров. Будучи по существу своему отдельными актами, они примыкали однако к богослужебной практике или к крещению, или к евхаристии, имели с этими двумя таинствами весьма близкую связь или по времени или по цели совершения. 1) По времени совершения соединялись: с крещением – миропомазание, с евхаристиею–публичное покаяние, священство и брак. Миропомазание совершалось непосредственно после крещения, в том же здании, т. е. в ваптистерии. Акт разрешения от грехов в покаянии, которое имело в древности характер по преимуществу публичный, совершался за литургией и состоял в преклонении колен и в…
Содержание От издателей Профессор Александр Львович Катанский (1836–1919) Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 год) Предисловие I. Детство и Нижегородское духовное училище II. В Нижегородской духовной семинарии (1852–1858) III. В Санкт-Петербургской духовной академии: XXV курс (1859–1863) Младший курс: 1859/60–1860/61 – учебные годы Старший курс: 1861/62–1862/63 учебные годы IV. В Московской духовной академии – начало службы (1863–1867) V. В Петроградской духовной академии (1867–1896) Первый период службы (1867–1884), под действием старого и нового (1869 г.) академического устава Преобразование духовных академий по уставу 1869 г. Второй период службы – под действием академического устава 1884 г. (1884–1896) VI. После отставки (1896–1913) По благословению…
Содержание Причины, подготовившие разделение церквей греческой и латинской Церковно-историческое значение попыток к соединению церквей и разделение историй этих попыток в первые четыре века по разделении церквей ЧАСТЬ I. (1053– 1261) ГЛАВА I. Состояние вопроса о соединении церквей греческой и латинской в первое время после окончательного их разделения (1053–1204) Значение этого периода времени для истории попыток к церковной унии Усиление религиозно-национальной неприязни в народных массах востока и запада, особенно во время крестовых походов Обстоятельства, сближавшие восток и запад, несмотря на их взаимную антипатию и характер сношений этого времени по вопросу о соединении церквей Сношения востока и запада – перед началом крестовых…
Содержание Введение Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании Обстоятельства, которыми условливалось раскрытие учения о таинствах отцами и писателями церкви первых трех веков І. Aпостольские мужи II. Св. Иустин мученик ІІІ. Св. Ириней лионский IV. Климент александрийский V. Ориген VI.Тертуллиан VII. Св. Киприан Заключение Приложение  Введение Существующие на западе римско-католический и протестантский взгляды на исторические данные для догматического учения о семи церковных таинствах, при всем существенном различии между собою, представляют однакож несколько точек взаимного соприкосновения. Протестанты утверждают1, что учением о седмеричном числе таинств богословская мысль привнесла несколько новых не данных в откровении истин. В св. Писании,…
Статья посвящена последнему периоду церковно-административной деятельности митрополита Софийского Стефана (Шокова). Приводятся свидетельства современников о характере и личных качествах этого противоречивого иерарха. В 1945—1948 гг. митрополит Стефан был экзархом Болгарской Православной Церкви, принял участие в Совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 г. Особенно важными и интересными представляются обстоятельства увольнения митрополита Стефана и его последующей ссылки. Переломным событием в судьбе экзарха стало совещание 1948 г. Являясь сторонником экуменизма, митрополит Стефан безуспешно пытался убедить в своей правоте патриарха Алексия и не допустить осуждения экуменических контактов Московским совещанием. Однако в Москве в те годы смотрели на экуменизм иначе. Советское руководство стремилось к…
Архиепископ Серафим (Соболев), причисленный к лику святых в 2016 г., известен как защитник православной веры и подвижник благочестия. Настоящая публикация относится к неисследованному эпизоду из жизни этого иерарха. Во время конфликта между руководством Русской Зарубежной Церкви и главой Западноевропейской епархии митрополитом Евлогием (Георгиевским) получила распространение брошюра «Карловацкая смута». Среди различных обвинений в адрес Русской Зарубежной Церкви в брошюре содержались выпады против епископа Серафима (Соболева), в частности автор обвинял его в несправедливом отлучении от причастия князя И. Н. Лобанова-Ростовского. На основании переписки Лобанова-Ростовского, выявленной в Государственном архиве Российской Федерации, автор публикации пришел к выводу, что обвинения в адрес святителя не являются…
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249). История. Вып. 48. С. 84-89. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь и обновленческий раскол в 1920-1930-е годы Статья посвящена отношению Русской Православной Церкви заграницей к обновленческому расколу в 1920-1930 гг. Рассмотрены действия РПЦЗ против распространения этого раскола. Рассмотрено также отношение Зарубежного Синода к таинствам, совершаемым в расколе Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Патриарх Тихон, Русская Православная Церковь заграницей, митрополит Антоний (Храповицкий), обновленческий раскол. Обновленческий раскол, потрясший Русскую Церковь в 1920-е гг., внес в церковную жизнь большую смуту, следствия которой дошли до нашего времени. Истории обновленчества посвящено в настоящее время немало трудов, хотя…
В статье А.А. Кострюкова рассмотрены события 1945 г., связанные с принятием в Московский Патриархат клириков, ранее принадлежавших к Русской Зарубежной Церкви. Автором были исследованы документы архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а также материалы периодической печати. Автор исследовал, как решался вопрос о клириках Зарубежной Церкви в Югославии, где их присоединением занимался епископ Сергий (Ларин). Автор попытался понять, почему в Югославии, в отличие от других стран, клирики РПЦЗ были приняты через покаяние. 17 мая 2007 г. было восстановлено единство между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Председатель Архиерейского Синода Русской Православной…
Статья посвящена разделению между Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви заграницей и митрополитом Евлогием (Георгиевским). В статье говорится о предпосылках конфликта и его постепенном развитии в 1923-1926 гг. Подробно рассмотрена ситуация, возникшая на Архиерейском Соборе РПЦЗ в 1926 г., когда взаимное непонимание сторон переросло в открытое противостояние. Анализируются причины, по которым две части русской церковной эмиграции оказались разделенными. Ключевые слова: Русская Православная Церковь заграницей, Западноевропейский округ, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), Архиерейский Собор 1926 г. А. А. Kostrukov Circumstances of Division between the Russian Foreign Church and the Metropolitan Evlogy in 1926 The article is devoted to the division between…
В статье рассматриваются некоторые из тех условий, в которых протекало служение военного духовенства в годы Первой мировой войны, в том числе духовное состояние русской армии, фактически переставшей к 1917 г. быть «христолюбивым воинством»; давление государственной бюрократической системы, материальные проблемы военно-духовного ведомства, а также крайний недостаток в армии военных священников, вследствие чего пастырь не мог активно воздействовать на настроение войск и препятствовать революционной агитации. За последние годы появилось немало исследований, посвященных деятельности военного духовенства в годы Первой мировой войны1. Тема, закрытая втечение долгих десятилетий, наконец стала доступной для исследования и полемики. Немалое внимание во многих сочинениях уделяется героизму военных пастырей, выполнявших…
Статья посвящена истории православия западного обряда. Движение в сторону Православной Церкви во Франции наметилось в 1930-е гг., когда в Православную Церковь перешел римо-католический священник Л. Винарт. Этот священнослужитель заинтересовался православием и увлек за собой группу духовенства. Вместе с Винартом в православие были приняты и его последователи. Эта группа использовала латинское богослужение с некоторыми изменениями. Впоследствии западный обряд распространяли два священнослужителя — архимандрит Дионисий (Шамбо) и священник Евграф Ковалевский. Часть православных западного обряда оказалась в ведении Русской Зарубежной Церкви, часть — в ведении Московского Патриархата. Однако распространение западного обряда в послевоенные годы остановилось. В статье анализируются причины неудачи этого миссионерского проекта.…
Публикуемый документ — письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову). Причина появления письма — звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого). Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г.,…
Статья посвящена событиям, предшествующим разделению между Московской Патриархией и Североамериканской митрополией, а также последующим событиям. Имеющиеся документы позволяют сделать вывод, что Североамериканская митрополия во главе с митрополитом Платоном (Рождественским) в начале 1930-х гг. находилась в тяжелом положении, связанном с конфликтами с Вселенским Престолом и Русской Зарубежной Церковью. В этих условиях митрополит Платон был вынужден подчеркивать свое подчиненное положение Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому). Причиной конфликта с митрополитом Сергием (Страгородским) стали политические требования со стороны Московской Патриархии и нетактичные действия ее представителя архиепископа Вениамина (Федченкова). Его дальнейшее управление патриаршими приходами также нельзя назвать успешным. Вопрос об обстоятельствах разрыва между русской митрополией…
В статье рассматриваются обстоятельства объединения между Московским Патриархатом и Западноевропейским экзархатом приходов русской традиции в 1945 г. Проведен анализ последующих обстоятельств, приведших стороны к разрыву в 1946 г. На основании ранее не публиковавшихся документов сделан вывод об изначальной непрочности объединения, совершенного поспешно и без учета специфических юрисдикционных особенностей экзархата. Серьезные проблемы на пути к единству были заметны еще в августе 1945 г., когда представитель Московского Патриархата митрополит Николай (Ярушевич) прибыл в Париж. Возражения против объединения основывались прежде всего на том, что Церковь в Отечестве продолжает находиться в порабощении атеистической государственной власти. Сторонники объединения на встрече с митрополитом Николаем аргументировали свою…
Статья посвящена жизненному пути викария Вятской епархии епископа Нолинского Александра (Малинина). В настоящее время судьбы многих архиереев, рукоположенных в 1920—1930-е гг., еще не исследованы. Одной из проблем жизнеописания епископа Александра стала ошибка митрополита Елевферия (Богоявленского), в книге «Неделя в Патриархии», назвавшего этого иерарха Иоанном. В результате во всех справочниках по русской иерархии епископ Александр оказался упомянут дважды — под своим именем и под именем «епископа Глазовского Иоанна». Жизненный путь епископа Александра до недавнего времени был практически неизвестен. Тем не менее удалось в целом восстановить его биографию. Согласно следственному делу, через две недели после архиерейской хиротонии, в ночь с 10 на…
В 1970 г. Московский Патриархат даровал автокефалию Православной Церкви в Америке. Это событие недостаточно отражено в литературе, а многие документы по этому вопросу недоступны. На основании материалов российских и зарубежных архивов показаны некоторые подробности предоставления автокефалии. В частности, Московская Патриархия долгое время отказывалась от примирения с Североамериканской митрополией на ее условиях. В конце 1960-х гг. ситуация изменилась. В Москве стали опасаться, что Североамериканская митрополия пойдет на сближение с Вселенским Патриархом Афинагором. В этих условиях московская церковная власть пошла на уступки Североамериканской митрополии. Кроме того, после хрущевских антицерковных реформ Московскому Патриархату было невыгодно содержать свои американские приходы. Руководство Русской Церкви считало,…