Служение архиепископа Антония (Смирницкого) на Воронежской кафедре продолжалось в течение двадцати лет. За этот продолжительный период времени он много сделал для своей епархии доброго и полезного и завоевал всеобщую любовь и уважение. Это был «муж в добродетели дивный», как говорил о нем наместник Троице-Сергиевой лавры преподобный Антоний. Архиепископ Антоний сиял на кафедре красотой безупречной жизни и дарами Святого Духа. Постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. На нем видимо почивал Дух Святый, прославивший его необыкновенными дарами Благодати Божией – даром чудес, исцеления и прозрения будущего, даром проникать в глубину человеческого…
Saturday, 30 November 2024 00:51

Волоколамский патерик.

Поскольку многие монахи издавна сочиняли повести о древних святых, с которыми они вместе жили и от которых многое слышали, иное же сами видели и узнали, странствуя по монастырям, и по лаврам, и по пустыням, — чудеса, совершающиеся по воле Бога и его святых, умерших или пребывающих еще в этом мире, и не только сами из этого извлекали пользу, но и другим через написанное передавали то, что случилось в древности, не сокрыв таланта, как достойные строители благодати Владыки, чтобы не были забыты со временем Божьи чудеса и святых его, — захотелось и мне последовать святоотеческому преданию, описать для тех, кто будет…
В кн.: Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. xii век. СПб, 2002. С. 255-263. В докладах А. М. Лидова2 был вы­двинут тезис, что источником наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII—XIII вв. был наружный скульптурный декор храма Иезекииля, отра­женный в Священном Писании (Иез. 41: 17— 20) и в Священном Предании (особенно запад­ном и особенно у Ришара Сен-Викторского). Рассмотрим этот основной тезис на фоне Свя­щенного Писания и Священного Предания. При этом коснемся иконографической про­граммы владимиро-суздальских храмов XII— XIII вв. и археологической реконструкции вза­имосвязанных иерусалимских храмов (не толь­ко храма Иезекииля (Иез. 40: 48—41: 26), но и храма Соломона (3 Цар. 6: 2…
Гений каждой нации воплощает в себе и выявляет для всего мира душу своего народа, своей страны, своей природы, своей земли, своих небес. Толстой — это вся Россия, весь русский характер, вся русская судьба… Правда в индивидуальном, единственном преломлении, но в таком, которое, подобно алмазу, собирает все лучи спектра и излучает их во все стороны, во всем многообразии. Через Толстого, более чем через Пушкина, Гоголя или даже Достоевского, весь мир научился понимать и слышать голос русской души, русской совести. Без Толстого и нам было бы трудно созерцать и понимать свою противоречивую, жадную до жизни, отрешенно-религиозную и мятежную душу. Можно ли без…
Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. – М.: Наука, 1991., стр. 3-27. В русской архитектуре XV в. 70—90-е гг. проходят под знаком бурного развития московского зодчества, которое в это время не только играет ведущую роль, но и превращается из сугубо регионального в общерусское. Этот процесс тесно связан с общим развитием Московского княжества, стоящего во главе объединения русских земель, которые в указанное время превращаются в единое централизованное Русское государство. В этих условиях великий князь Иван III предпринимает коренную перестройку своей резиденции — Московского Кремля, уже…
История и богословские идеи литургического движения в Католической церкви и их взаимоотношение с литургической жизнью Православной Церкви. Богословский факультет Сербской Православной Церкви Содержание Предисловие к русскому изданию Предисловие к сербскому изданию Введение Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви A. Литургическая реформа Каролингов и судьба римского обряда литургии Б. Тридентский Собор B. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже Глава II. Этапы и деятели литургического движения A. Монашество и литургическое движение Дон Проспер Геранже и начало литургического движения Б. Организованная научно-исследовательская деятельность и литургическое движение 1.…
В июне 1940 года в Эстонию вошли советские войска. Эстония стала частью СССР. Через год – 30 марта 1941 года состоялось воссоединение Эстонской Апостольской Православной Церкви с Матерью – Русской Церковью. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр принес покаяние в грехе раскола, оправдываясь тем, что он пошел на это под давлением эстонского правительства только из желания и надежды сохранить Православие в Эстонии. Для воссоединения в Таллин приехал Митрополит Виленский и Литовский Сергий, Экзарх Латвии и Эстонии. Я, тогда еще мальчик, стоял у царских врат с митрополичьим посохом. 21 июня 1941 года началась Вторая мировая война, а уже через месяц Таллин…
Мы собрались сегодня, чтобы почтить память незабвенного в летописях нашей академии её мудрого и любвеобильного отца ректора прот. А. В. Горского по поводу исполнившегося двадцатипятилетия со дня его кончины. Выступая пред Вами с моим кратким словом, невольно воспоминаю с благодарным чувством истинно-отеческую любовь и попечение обо мне прот. А. В. Горского в течение моего почти четырехлетнего приготовления к академической кафедре. А. В. Горский в заседании совета академии 25 июля 1871 г. предложил совету предназначить меня на новую в духовных академиях, введенную уставом 1869 г. кафедру русского языка и славянских наречий, и когда 15 ноября того же года Св. Синодом утверждено…
В число наиболее влиятельных протестантских мыслителей XX века входит марбургский профессор теологии Рудольф Бультман (1884-1976). В своих богословских исследованиях Бультман близок к установке диалектических теологов, считающих, что человек сам по себе не может ни познать Бога, ни «пережить» Его. Поэтому все человеческие речи о Боге вне веры Бультман, вслед за К. Бартом, считал словами не от Бога, но от диавола. С другой стороны, Бультмана всегда волновал герменевтический вопрос, связанный с тем, как современный человек, обладающий естественнонаучным мировоззрением, может и должен понимать постулаты христианской веры. Теолог исходит из того, что современный человек, впрочем, как и человек любой другой эпохи, стремится к…
В статье анализируется осмысление христианской доктрины первородного греха Р. Бультманом. Р. Бультман выводит это общехристианское учение из личного опыта каждого человека, отклоняя протестантский антропологический подход, ориентированный на «природное» понимание. Грех для него – онтологическое состояние наличного человеческого существования. Первородный грех – это свойственное каждому человеку стремление быть значимым пред Богом своими силами. При этом сущность первородного греха остается для Р. Бультмана до конца непостижимой. Ключевые слова и фразы: грех; первородный грех; Рудольф Бультман; христианство; религиозная антропология. Данная статья имеет своей целью исследование понимания общехристианского учения о первородном грехе в творчестве одного из наиболее значимых протестантских мыслителей ХХ века Рудольфа Бультмана…
Гоголь в Оптиной Пустыни Владимир Алексеевич Воропаев, д. филол. н., проф. МГУ Николай Васильевич Гоголь в своей жизни много путешествовал, объездил всю Европу, совершил паломничество в Иерусалим, собирался ехать на Святую гору Афон. Не раз бывал он в известных русских монастырях, в том числе в Оптиной Пустыни.  Слух о благодатных Оптинских старцах с первой трети ХIХ века начал привлекать в монастырь едва ли не всю верующую Россию – от крестьянина до государственного деятеля, искавших духовного утешения и наставления, а также ответа на жизненно важные вопросы. Приезжали туда русские писатели-мыслители – Иван Киреевский, Федор Достоевский, Лев Толстой, Константин Леонтьев. В этом…
ARCH-PRIEST GENNADIY MAKHROVSKIY: LIFE AND PUBLIC SERVICE OF THE PRIEST OF HOLY TRINITY CATHEDRAL OF THE CITY OF SARATOV © Воронихина Ирина Васильевна Irina V. Voronikhina куратор, музей истории Свято-Троицкого собора г. Саратова. Curator, museum of Holy Trinity Cathedral of the city of Saratov. И This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Аннотация. В статье на основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов реконструированы биография и общественная деятельность настоятеля Свято-Троицкого собора г. Саратова на благо Русской православной церкви, не только как члена различных епархиальных комитетов, но и как кандидата в члены Государственного совета двух созывов и кандидата в Учредительное собрание. В результате проведённого исследования автор…
УДК 281.93(092.4) DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17804 Статья публикуется в рамках Межвузовского соглашения о сотрудничестве с Саратовской духовной семинарией от 15 ноября 2015 г. Воронихина Ирина Васильевна куратор музея истории Свято-Троицкого собора г. Саратова e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Жизнь и служение протоиерея Геннадия Махровского В статье на основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов ГАСО и СОМК реконструированы биография и общественная деятельность настоятеля Свято-Троицкого собора г. Саратова на благо Русской православной церкви, не только как члена различных епархиальных комитетов, но и как кандидата в члены Государственного совета двух созывов и помощника депутата Учредительного собрания. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что подвижническое…
-201-   Значение Владимира в истории русского народа и его культуры едва ли можно переоценить. Преемник высокого киевского наследства и крупнейший центр культуры и искусства на великорусском северо-востоке XII—XIII вв., Владимир во многом определил пути последующего возвышения Москвы и ее великую национальную роль. Политические традиции «владимирских самовластцев», боровшихся с феодальным дроблением Руси, драгоценное наследие гениальных владимирских зодчих н живописцев были восприняты и развиты Москвой. Однако как сама история Владимирской земли, так и прошлое ее столицы — Владимира не привлекали должного внимания дореволюционных ученых; красивейший город, сохранивший шедевры русского зодчества XII в.— Успенский и Димитриевский соборы, ни разу не стал объектом…
От автора         Киев, Владимир, Москва... Эти три имени как бы символизируют важнейшие этапы средневековой истории русского народа.        С Киевом связана овеянная героическими легендами древнейшая пора жизни стремительно росшего могучего Русского государства, пора расцвета ремесел и торговли, литературы, искусства и монументальной архитектуры, впервые явивших миру силу русского гения, широту его творческой мысли.        В XII столетии, в пору феодальной раздробленности Руси, на северной окраине Киевской державы поднимается новый центр русской культуры и государственности - город Владимир, младший в семье старых городов северо-востока: боярского Ростова и Суздаля. Здесь рано созревают близкие интересам горожан и крестьянства идеи борьбы с гибельным феодальным дроблением страны. Союз горожан и…
В кн.: Государственная академия истории материальной культуры. Бюро по делам аспирантов. Л., 1929. Вып. 1. С. 83–93. I Памятник, являющийся предметом данного очерка, совершенно не известен в литературе, это церковь – усыпальница Нагих в их старой вотчине Благовещенском погосте 1, построенная И.И. Нагим в 1501 г.2 В этой же церкви он и погребен в 1539 г.3 Антиминс, освященный Филаретом в 1631 году, связывался с возобновлением им церкви.4 В 1797 г. с запада пристраивается придел Сергия, а в 1832 г. происходят некоторые переделки самого памятника.5 Церковь сложена из кирпича (размером 25 X 12,5 X 7 см.) с деревянными, квадратными в сечении, связями, как в сводах так…
В кн.: Советская Археология, 1959, № 4, с. 74-81. История Владимира и его ближайшей округи известна нам по письменным источникам лишь с XII в. В 1108 г. Владимир Мономах сооружает здесь, на холме над Клязьмой, могучую земляную крепость 1). В 1158—1165 гг. ниже по течению Клязьмы, на ее крутом берегу, князь Андрей Боголюбский строит при устье р. Нерли свой каменный замок Боголюбов-город 2). О более раннем этапе в истории этого высокого участка Клязьминского левобережья, игравшего столь крупную роль в жизни Владимирского княжества, ничего не было известно. Лишь на основании найденных «близ губернского города» кладов немецких и куфических монет IX—Х вв. 3) я осторожно писал,…
КЛАССИКА В ИСКУССТВЕ СКВОЗЬ ВЕКА. СПб., 2015. Воробьева Н. Н. Наталия Давидовна флиттнер — ученый и педагог «По-моему, смысл жизни в том, чтобы человек сумел сохранить в себе живую душу, способную воспринимать впечатления, перерабатывать их, реагировать на них; жизнь сама по себе цель, нужно уметь откликаться на нее, как откликается струна на удары смычка». Н. Д. Флиттнер Известный востоковед Наталия Давидовна Флиттнер (далее - Н. Д.), работала в Государственном Эрмитаже и преподавала в Ленинградском университете и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академии художеств). Опубликованные материалы - немногочисленные статьи и мемуарные свидетельства, посвященные Н.Д. Флиттнер, не позволяют…
Содержание Крестный путь игуменьи Олимпиады и сестер Акатовского Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Начало Основание монастыря. Первые настоятельницы Сестры При новой власти Покорнейшее прошение «Святая артель» Монастырь или артель? Хитрая выдумка «Жизнь трудовая и дела святые» Об одной идее и ее правде Ясные выводы Дело игумении Олимпиады Заявление Ссылка Сестры после закрытия монастыря Аресты 30-х годов Март 1931 года Май 1931 года Июнь 1931 года Ноябрь 1937 года Март 1938 года Расстрелы Август 1937 года Январь 1938 года Январь 1938 года Март 1938 года Март 1938 года Размышления о мученических актах Благодатное место Письма архиепископа Варлаама игумении Олимпиаде Письма епископа Германа игумении…
RELIGIOUS CONFRONTATION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND CONSTANTINOPLE PATRIARHY AS A REFLECTION OF GEOPOLITICAL TRANSFORMATION AT THE WORLD ARENA О. В. Вольтер, член Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент РАЕН, г. Армавир This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. O. Volter, member of the Russian Association of Political Science, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Armavir В статье поднята важнейшая для нашей страны проблема религиозного конфликта Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата. Рассмотрены причины раскола православия, которые автор видит в религиозном экстремизме, возникшем в условиях эскалации напряжения в современном геополитическом контексте. Проанализированы перспективы раскола мировой Православной Церкви. Установлено, что в современном мире единственной преградой…