В апреле месяце минувшего года, мне пришлось в первый раз побывать в уездном городе Черниговской губернии Нежине. Город этот в XVII и XVIII столетиях играл благодаря своему расположению видную политическую роль в истории малороссийского края. «Учтивые греки», сербы, волохи, молдаване, турки и персы, поселившиеся здесь главным образом со времени издания в Чигирине знаменитым гетманом малороссийским Богданом Хмельницким универсала от 2 мая 1657 года; освободившего всех этих пришельцев от разного рода гражданских служб, повинностей и от зависимости от нежинских полковников, способствовали необыкновенному в нем оживлению торговли и промышленности. Город Нежин сделался известен даже за границей. Нежинские греки вели обширную торговлю с…
О выносе Плащаницы на утрени в Великую субботу наш современный Типикон говорит прямо и ясно. „Таже входит настоятель во святый алтарь (т. е. в начале пения великого славословия), – читаем мы в Типиконе, – со иереи и диаконы и облачится во вся священные одежды, иереи же токмо в ризы: исходит со евангелием под Плащаницею наддержащым священником, диаконом же кадящым. В то время звон во вся, предходящым ему со свещами, и со двема лампадома: и оба лика поюще трисвятое надгробное. Приходит же игумен пред святыя царския двери и ту стоит, ожидая конца трисвятаго последняго. Сему же кончану бывшу, входит настоятель со…
Содержание Время совершения литургии в первый день Пасхи Чтение евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Время совершения литургии в первый день Пасхи «Последование литургии бывает порану», замечает наш Типикон о времени совершения литургии в первый день Пасхи. Выражение это вполне можно поставить в параллель с другими местами того же Типикона. «В сий (или сей) день бывает литургия порану, говорится в Типиконе о литургии в день Рождества Христова и в день Богоявления Господня, труда ради бденнаго» (л. 153 и 170 об.). Но как ни…
Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь, возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб…
Дмитриевский А. А. Вечерние светильничные молитвы: Историческая судьба их... // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1888. № 33. С. 494–507; № 36. С. 20–32. Историческая судьба вечерних молитв или, так называемых, светильничных2, читаемых священником во время предначинательнаго псалма3 "Благослови душе моя Господа" (Пс. 103), одинаково и ничем не разнится от молитв утренних. Совершенно при одинаковых условиях в судьбе их происходили совершенно однородные перестановки, добавления, сокращения и изменения. Одинаковые исторические условия оказали влияние и на их нынешний состав, и на то положение, какое они занимают в современном Служебнике и во вседневном богослужении. Состав вечерних светильничных молитв, их распорядок и положение в…
Первые три дня страстной седмицы наши палестинские паломники говеют и готовятся в последний раз принять Тело и Кровь Христовы на Гробе Господнем. Многие из них, прибывшие в Иерусалим к пасхе и не посещавшие Иордан на святках, путешествуют в эти дни на Иордан, совершая омовение в прохладных струях священной реки. В среду вечером паломники присутствуют в патриаршем монастыре святых равно-апостольских царей Константина и Елены на елеосвящении и помазуются, по греческому обычаю, семикратно каждый, по окончании чина. Ночь на великий четверг они проводят в святогробском храме и за литургией на гробе Господнем приобщаются Св. Таин. Утром все стараются насладиться созерцанием умилительного и…
Наш приходской священник в своей практической деятельности обыкновенно руководится двумя богослужебными книгами: Служебником и Требником, тогда как греческий священник в этом случае вполне удовлетворяется только одною книгою под названием: Εὐχολόγιον τό μέγα, полное заглавие коего по-русски такое: «Великий Евхологий, в котором по чину содержатся семь последований таинств и все, что было издано в первопечатных евхологиях1 , прибавлены чины хиротоний согласно с изложением в Архиератиконе, а также последование обновлению храма по изданию в Бухаресте, еще апостолы и евангелия и весьма многое другое в погребальном последовании Иереев. Все это стройно и в лучшем порядке, чем в первопечатных евхологиях, изложено, ныне перепечатан, очищен…
(Утешение и ободрение скорбящих об утрате святыни) (Речь, произнесенная 22 октября 1904года на заседании Киевского отделения Общества ревнителей русского историческаго просвещения в память Императора Александра Ш) Страшное и возмутительное святотатство совершено в городе Казани в злополучную ночь с 29 на 30 июня. Чудотворная икона Казанской Божией Матери, явившаяся1 на пожарище дома казанского стрельца Даниила Анучина в 1579 году и ознаменовавшая себя целым рядом благодатных исцелений от самых разнообразных недугов2 для всех, с верою к ней притекавших в течение с лишним трехсот лет, была похищена из женскаго монастыря, созданного на месте ее чудесного явления. «Дикий изверг человечества, скажем словами казанскаго архипастыря…
О переходе священников с прихода на приход. – Бого¬служебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на востоке. – Какой способ освящения семян перед посевом весною пришелся по душе поселянам? – Как статье: «Сельский пастырь в роли мирского судьи». – Вопрос из пастырской практики. Церковно-богослужебные принадлежности христианского во¬стока имеют весьма немного особенностей сравнительно с теми же принадлежностями в наших храмах. Мантия епископская (μανδύας, µανδύη) на востоке – темно-лилового цвета с золотыми источниками, сделанными из газа. Патриаршеская мания отличается от архиерейской лишь тем, что на скрижалях её всегда изображается икона Благовещения. Игумены и архимандриты афонских монастырей носят…
В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком Речь, произнесенная в торжественном собрании Общества религиозно-нравственного просвещения в духе церкви православной на Стремянной улице 12 декабря 1912 г. Правдиво искренне и глубоко прочувствованное слово о почившем в Бозе первоиерархе русской церкви Высокопреосвященном Митрополите Антонии, как человеке в высокой степени гуманного благородного сердца и как талантливом, любимом сослуживцами и студентами, профессоре мы выслушали сейчас с живым интересом из уст близко к нему стоявшего со студенческой скамьи до самой кончины и искренно ему преданного ученика и сослуживца – Высокопреосвященнейшего экзарха Грузии Архиепископа Иннокентия, а посему на…
В числе книг и брошюр, изданных в свет, по случаю юбилейного торжества Университета Св. Владимира, значится, по официальным данным, между прочим, и «Сборник патентов киевских митрополитов и малороссийских гетманов, относящихся к греческому нежинскому церковному братству и гражданскому обществу» (Журн. министер. народн. просв, ч. ССХХХV, стр. 30). Этот «Сборник» издателем его, бывшим профессором римских и гражданских законов, А А. Федотовым-Чеховским принесен в дар, как гласит известие министерского журнала, Университету св. Владимира. – Интерес к судьбе нежинских греков и ко всему, что касается их жизни и церковно-гражданского устройства, породил в нас желание познакомиться с этим сборником, а счастливый случай дал возможность удовлетворить…
Афонские храмы украшаются иконами и стенною живописью. Иконы размещаются в иконостасе, на столбах храмов, на игуменском месте и по сторонам храма на аналоях. В иконостасе иконы расположены так же, как и в наших храмах, хотя нередко храмовая икона стоит не рядом со Спасителем, как у нас, а за правым приалтарным столбом. Что касается размещения изображений на стенах, которые украшаются ими сверху донизу, то в храмах афонских существует более или менее определенный порядок 1. В нижнем ярусе самых храмов, несколько повыше монашеских стасидий, расположены большею частью мученики с атрибутами своих мученических подвигов2. По линии того же яруса в алтаре изображены святители…
119 ПРИЛОЖЕНИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ I. Библиотеки рукописей на Синае и Афоне под пером профессоров—палеографов В. Гардгаузенаи С. Ламброса. Catalogus codicum graecorum sinaiticorum scripsit W. Gardthausen lipsiensis. Oxonii, e typographeo clarendoniano 1886 an. Κατάλογος τῶν ἐν ταῖς βιβλιοθήκαις τοῦ Ἁγίου ὄρους ἑλληνικῶν κωδίκων ὑπὸ Σ. Π. Λάμπρου, καθηγητοῦ τοῦ πανεπιστημίου, τόμος πρώτος, μέρος πρῶτον, βιβλιοθήκαι. Πρωτάτου, Ἀγίας Ἄννης, Ἁγίου Παύλου, Xιλιανταρίου, Ζωγράφου, Κωνσταμονίτου, Γρηγορίου, Ξενοφῶντος. Ἐν Ἀθήναις τυπογραφεῖον 'Αλεξάνδρου ΙΙαπαγεωργίου. 1888 ἐτ. (Библиографические замечания). I. Год от году все более и более в ученом мире увеличивается интерес к книжным рукописным сокровищницам. Важнейшие европейские библиотеки рукописей уже сравнительно давно имеют каталоги, изданные в…
Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом1, а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“ на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки. Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „и́на служба того же святого пророка…
(Археологический этюд) Митра1 составляет ныне неотъемлемое головное украшение наших епископов во время богослужений, но, как богослужебная принадлежность высшего в иерархии сана, она – явление сравнительно позднего времени. Правда, в археологической науке делаются попытки вынести время появления этой богослужебной принадлежности в глубокую христианскую древность, и прототипом ее желают видеть даже в том увясле, которым украшал свою голову первоиерарх Сионской церкви св. апостол Иаков, брат Господень. Но митры нашего времени и даже более раннего ничего не имеют родственного с увяслом или тюрбаном св. апостола ни по форме, ни по украшениям. На всем протяжении истории христианской церкви трудно установить даже хотя бы и…
Содержание 1. Оккупация греческими и болгарскими войсками св. Афонской горы 2. Новый строй жизни Афонской горы при изменившихся политических обстоятельствах 1. Оккупация греческими и болгарскими войсками св. Афонской горы Недавно законченная балканская война союзных христианских народностей против исконного врага православия – Турции с целью силою оружия даровать своими соплеменникам и единоверцам в Старой Сербии п Македонии свободу веры п политической гражданской жизни, естественным ходом событий и счастливых победоносных успехов союзников, привела к занятию св. Афонской горы и к необходимому изменению па ней гражданского строя жизни. Оккупация св. Афонской горы греческими войсками совершилась, как и подобало этому тихому уголку земного шара…
Введение Святейший Синод, для пользы духовных и прочих знаний, признав нужным привести в ближайшую известность, что содержится в древнем Его книгохранилище, наследованном от святейших Патриархов, определил и предписал составить полное учёное описание Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Соответственно сему назначению предпринятое описание не должно было явиться в виде простой описи, служащей к охранению рукописей, или подробного перечня заключающихся в них статей. Нужно было представить более отчётливое о них понятие, в соображении с вопросами учёной изыскательности, обращающей внимание и на содержание, и на язык древних памятников письменности. При этом, по характеру сих памятников, большею частью церковных, учёные изыскания преимущественно должны были…
(в великий пяток 4 д. апреля 1683 г.). Сей блаженный Павел родом был русский. Еще в детстве из отечества своего отведен он в рабство татарами, у которых впоследствии купил его один христианин, и продержав у себя в услужении много лет, отпустил на волю. Павел вступил в брак с одной соотечественницею своей, которая также уведена была в рабство из России, и потом отпущена на волю: и жил с нею благочестиво. По естественной ли какой причине, или по действию беса (что также бывает нередко), впал он в помешательство ума; и поелику болезнь продолжалась, припадки безумия повторялись ежедневно, то для исцеления сего умопомешательства…
(в мае 1730 года) Сказание сие извлечено из похвального слова Преподобному мученику Пахомию, помещенного в книге под заглавием «Священная труба». Мощи Святого ныне находятся в святой обители Иоанна Богослова, на острове Патмосе. Всечестный Отец сей был родом из Малой России, сын благородных родителей. В ранней молодости взят он в плен татарами, которые продали его одному турку, ремеслом кожевнику. Турок, взяв его, увез на родину, в местечко, называемое Узаки, и находящееся в Филадельфийской области. Там старался он научить юного Пахомия не только ремеслу своему, но и вере своей. Видя же, что ремесло он перенимает, а веру ненавидит и гнушается ею, наказывал…
Переведено из той же книги Νέον Μαρτιρολόγιον, из которой заимствованы повествования о страданиях мучеников, помещенные в XI части Прибавлений к Изд. Твор. Св. Отцов, 1852 г. стр. 471, 644 и 649. (скончавшегося в Смирне, мая 26 дня 1794 года.) Сей достославный мученик родом был из города Фессалоники; родители его жили при монастыре Лаодигийском, обыкновенно называемом Лагодианой, при котором мать его живет еще и доныне1. Так как Александр был не только молод, но и благообразен лицом, то не было почти возможности не подвергнуться искушению по причине насилий, какие позволяли себе в этом городе агаряне; посему, родители его, как свидетельствует о сем…