Эта книга написана к 100-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Пимена и выходит в год 40-летия со дня интронизации Святейшего. Вы узнаете о жизненном пути последнего «советского патриарха», прошедшего через все горнила и страдания, выпавшие на долю России в ХХ веке. За нелегкие испытания Господь даровал ему крест патриаршего служения и радость увидеть воочию зарю духовного возрождения России. Книга выпущена по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви. От автора Со дня смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена прошло два десятилетия – два поворотных пункта в счете; декада, олицетворяя…
В продолжение публикации архива архиепископа Серафима (Самойловича), начатой в предыдущем номере «Вестника», вводятся в научный оборот документы, позволяющие по-новому взглянуть на его участие в подготовке декларации об отделении Ярославской епархии от митрополита Сергия (Страгородского) от 6 февраля 1928 г. Публикуемый проект декларации, составленный архиепископом Серафимом (Самойловичем) и протоиереем Павлом Лахостским, как показано во вступительной статье, лег в основу текста Ярославской декларации. Письма протоиерея Павла к архиепископу Серафиму по поводу написания этого проекта раскрывают позиции обоих авторов проекта в связи с ситуацией в Церкви, сложившейся в результате деятельности митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 — начале 1928 г. Подтверждается участие в подготовке…
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 121-144 Диакон Сергий Николаев, зам. зав. архивохранилищем Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Гар Михаил Михайлович, канд. хим. наук, мл. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского) 1928-1929 гг. По рукописным документам, поступившим в ПСТГУ в составе сохраненного исповедницей Ираидой Тиховой архива священномученика…
А. С. Норов принадлежал к старинной дворянской фамилии, бывшей в свойстве с несколькими первостепенными домами. Знаменитая княгиня Дашкова находилась в числе родственных ей лиц. Мать Авраама Сергеевича была урожденная Кошелева. Отец его служил сперва в военной службе, потом перешел в бывшую коллегию иностранных дел, где оставался не долго, а остальное время своей жизни провел в Москве, посвятив его семейству. Он был человек умный и с благородным сердцем. От него дети его получили первые уроки во всем, что касалось требований чести и добра. Авраам Сергеевич родился 22-го октября 1795 года в отцовской деревне Ключи, Саратовской губернии. Известно, что лучшая школа нравов…
Аннотация. В данной статье рассмотрена динамика изменений взаимоотношений между последователями христианства и ислама на территории Египта с 70-х гг. XX века. Актуальность темы состоит в том, что Ч вышеупомянутые мировые религии считаются факторами, которые в наибольшей степени влияют на формирование мировоззрения египтян и предопределяют их поведение. Новизна исследования связана с тем, о что мы попытались раскрыть проблему межрелигиозных отношений, учитывая взгляды четырех наиболее g влиятельных «игроков»: государства, Коптской православной церкви, ассоциации «Братья-мусульмане» и исламских институтов, подконтрольных президенту. Цель работы заключалась в анализе межрелигиозных $ отношений в Египте за последние полвека, в результате чего было сделано заключение об их современном состоянии.…
Quintus Septimius Florens Tertullianus (155(65?) - 220(40?) гг. н.э.) Печатается по изданию: С.С. Неретина. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. С. 77-95. http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus/afiny.html Тертуллиан, родившийся между 155 и 165 гг. скорее всего в Карфагене и умерший там же после 220 г., относится, как правило, к числу самых воинствующих фидеистов и страстных противников философии, поскольку при рассмотрении проблемы познания отдавал пальму первенства вере и был противником синтетической культуры. Его мышление характеризуется как бескомпромиссный критицизм и эмоциональное отвержение языческой философии. Что касается "синтетической культуры" (1), то, на мой взгляд, этот термин нуждается в обосновании; что же…
В статье рассматривается сложный период в отношениях государства и Церкви в Эстонии — 1948—1953 годы. Исследование основано на материалах Государственного архива РФ (фонд Совета по делам РПЦ (Ф 6991)). Анализируется изменившийся характер церковно-государственных отношений в Эстонии, религиозная жизнь в которой, как и в других западных областях страны, существенно отличалась от большинства республик СССР, выявляются сходства и отличия эстонской церковной жизни от общесоюзных тенденций. Так, наличие большого числа храмов в республике снимало одну из острых проблем — нехватки приходов. Вместе с тем традиционно дотационный характер церковной жизни в Эстонии, обусловленный лютеранским окружением и большим числом небогатых сельских приходов, поставил на грань…
Русский богослов, философ Виктор Иванович Несмелов относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре. Николай Бердяев подчеркивал, что особо печальным явлением русской интеллигенции является упорное нежелание знакомиться с зачатками своей философии. "В стороне стоит довольно крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом Козлов, князь С. Трубецкой, Лопатин, Н. Лосский, наконец, мало известный В. Несмелов - самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентному сердцу почвой духовных академий"[2]. Именно Несмелов является автором учения, которое по существу, представляет первый систематический опыт философского обоснования православного учения о человеке. Он был…
На первых страницах Библии рассказывается замечательное событие, о значении которого у нас обыкновенно говорят одни только богословы, хотя оно представляет собою не менее глубокий и философский интерес. Там именно рассказывается, что под влиянием чуждой нашему миру злобно-разумной силы человек перестал удовлетворяться наличной действительностью и захотел сделаться богом. Следовательно, он создал относительно себя необыкновенную иллюзию и, на основании этой иллюзии, отверг свое действительное положение в мире в пользу другого положения – не существующего, а только желательного. Но так как представление этого желательного положения явилось отрицанием действительности, то само собой разумеется, что и действительность могла заключать в себе одно только отрицание человеческой…
От редакции: П. Неллас (1936–1986) - греческий богослов и религиозный мыслитель. Изучал богословие в Афинском университете, после защиты диссертации с 1968 года и до своей смерти преподавал в Афинах. Большая часть исследований П. Нелласа посвящена Николаю Кавасиле — византийскому богослову XIV века, недавно канонизированному Греческой церковью. Публикуем сокращенный перевод главы из книги П. Нелласа»Zoon Theoumenon»(издана на английском языке под названием»Обожение во Христе. St. Viadimir Seminar! Press. Crestwood. N. Y., 1987) . От переводчика Св. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320–1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он получил блестящее как светское, так и богословское образование; кроме…
Санкт-Петербургское Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан (под юрисдикцией Священного Синода Церкви ИПХ Греции). Санкт-Петербург. 2001 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая ныне вниманию российского читателя работа является сокращением более капитального, еще не законченного исследования (изложение событий в нем доведено нами в настоящее время до 50-х годов). Появление же данной брошюры вызвано церковными нуждами переживаемого момента. Последний Архиерейский Собор РПЦЗ (в ноябре 2000 года) установил тождество ее веры с верой экумениста Павла, патриарха Сербского, и определил курс на сближение с МП. После этого многие чада РПЦЗ, придя к окончательному убеждению в отпадении ее от Православия и не находя в России других истинно-православных юрисдикций, обращаются к нам…
В современной историографической ситуации проблемы исторической памяти и конструирования коллективной идентичности становятся одними из актуальнейших. Современная теоретико-познавательная ситуация характеризуется появлением теоретических разработок и конкретных исследований в этой проблемной области. К проблеме формирования исторической памяти и коллективной идентичности напрямую примыкает вопрос соотношения профессионального исторического знания и массового исторического сознания. Под исторической памятью понимают массовые или групповые представления о прошлом. Более точное, на наш взгляд, определение исторической памяти — «совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом»1. Разработка методологического инструментария и концептуального аппарата для изучения памяти ведётся с начала XX в. Одним из первых к исследованию…
Не всегда и весьма не всегда; о чем можно заключать уже по тому одному, что нередко при переводе усматривается недоумение у самих переводчиков. Так они не видят никакого различия между двумя личными глагольными еврейскими формами и безразлично той и другой придают значение то настоящего, то прошедшего, то будущего времени, т. е. переводят по догадке. Нам кажется, что еврейския формы с личными окончаниями, поставленными после глагола, более соответствуют нашим формам прошедшего времени, а формы с личным окончанием поставленным пред глаголом – нашим формам настоящего или будущего времени; так как и в самом русском языке формы эти могут принимать то и другое…
В статье дается обзор мнений европейских исследователей Х1Х-ХХ в. об этнорелигиозной и политической ситуации Галилеи раннеримского времени, которая рассматривается как исторический контекст, необходимый для интерпретации евангельских текстов о галилейском служении Иисуса Христа. Романтический подход здесь сменяется историко-критическим — работами представителей школы истории религий, а также библеистов периода «германо-христианства» (в определенной степени идеологически ангажированных), видевших Галилею эллинизированной землей со смешанным населением. Другой взгляд на эти вещи представлен в работах ряда иудейских историков и немецкого историка А. Альта (еврейская Галилея, сохранившая древние традиции). Ключевые слова: Галилея, г. Смит, Э. Ренан, г. Грец, А. Каминка, В. Бауэр, г. Бертрам, Р. Отто, В. Грундман,…
POLITICAL AND IDEOLOGICAL OF SUBLIMATION OF THE SELF IN THE ORTHODOX CULT OF HOLY RELIC A.G.Nekita Гуманитарный институт НовГУ, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Рассматривается процесс трансформации языческого почитания предков в культ святых мощей. Именно он становится материальным символом присутствия святости в пространстве церковных и монастырских общин. Этот культ сублимирует неосознанные внутренние потребности индивида в самосовершенствовании в эффективный механизм социального сплочения. Такие манипуляции власти с религиозными реликвиями, чувствами и разумом населения нивелируют подвижническую энергию иноков и формируют имперскую модель сакрализации и управления. Ключевые слова: иночество, архетип Самости, мощи, православие, язычество, паломничество, идеологическая фальсификация, социальный заказ The article deals with the process of transforming the…
В статье представлен историографический анализ основных научных трудов одного из лучших отечественных египтологов, историка древнего мира Б.А. Тураева, в основном в области древнеегипетской религии. В последние годы в России наблюдается заметное усиление интереса к египтологии. Об этом свидетельствует не Только переиздание многих научных трудов по Древнему Египту, созданных русскими историками-египтологами конца XIX — нач. XX вв.(в том числе переизданы книги академика Б.А. Тура-еиа, санкт-петербургскими издательствами "Журнал Нева" и "Летний сад"), но и публикация целого ряда новых книг, в частности труды В. В. Солкина "Солнце властителей. Древнееппичская цивилизация эпохи рамессидов" (VI., 2000) и "Египет: вселенная фараонов" (М., 2001), Д. Б. Пр\…
Цель работы — выявление закономерностей развития церковной конфессиональной политики синодальной церкви в отношении старообрядцев в 1880-е — 1905 гг. В результате исследования выявлено постепенное изменение форм борьбы синодальной церкви со старообрядчеством: от репрессивных воздействий к дискуссионным миссионерским формам, которые, однако, оказались малоэффективны. Ключевые слова: конфессиональная политика, православная миссия, старообрядчество, православные братства. Изменение политики властей в отношении старообрядцев часто совпадало . с изменениями всей внутренней политики правительства. Во многом справедливо это утверждение и для периода контрреформ 1880-х -90-х гг. В ноябре 1881 г. обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев потребовал доставить из епархий сведения о «раскольнических» приходах, чтобы направить туда миссионеров. В том…
Памятник датируется концом IV - началом V века. Воспроизводится по публикации: Е.Н. Мещерская. Легенда об Авгаре. М.: Наука, 1984. С. 185-203. Здесь же комментарии и фототипическое воспроизведение сирийского оригинала. Письмо Авгара-царя, сына Ману-царя (Авгара бар Ману), и (о том времени), когда он послал его Господу нашему в Иерусалим, и (о том времени), когда пришел Аддай-апостол к нему (Авгару) в Урху, и все, что говорил в благовествовании проповеди своей, и то, что он сказал и приказал, когда покидал мир этот, тем, кто получил от него священство. В год 343 царствования ромеев, и в царствование господина нашего Тиберия, цесаря римского, и в…
1. Бог поистине является Началом всех существ, не как включенный в их состав и сочисляемый с ними, но – как Сущий вне их порядка и почивающий выше их; началом же божественных праздников и торжеств является евангельское возвещение Деве и Матери Слова, бывшее Ей путем благовещения со стороны Ангела; начало же оно не в том смысле, что оно менее совершенно, чем прочие Тайны и знамения, – прочь сама такая мысль! – но как во много раз более совершенное и превосходящее не только те чудесные вещи, которые заключаются в них, но и всякое слово и всякое как естество, так и разумение. Потому…
Исполнилось 75 лет со дня мученической кончины иеромонаха Феофана (Адаменко) Василий Иванович Адаменко родился в 1885 году в станице Попутная Краснодарского края. Он был сыном бедного кубанского казака, окончил одноклассное училище. Уже в юношеском возрасте обращал на себя внимание своим красноречием и желанием свидетельствовать о Христе. Его заметил местный священник и порекомендовал отправиться в Одессу. Так в 1909 году Василий оказался книгоношей при Одесской епархии и одновременно учился на курсах противосектантских миссионеров. С 1910 года служил псаломщиком. 13 марта 1916 года он был рукоположен в диаконы, ровно через год – в священники. В конце июля 1917 года о. Василий Адаменко…