Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке.1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа…
Набережная реки Карповки, дом 45. Этот адрес хорошо известен многим жителям города на Неве. Здесь возвышаются постройки бывшего Иоанновского женского монастыря, и сегодня невольно поражающего прохожих величественностью своего внешнего вида. В Ленинграде сохранилось много старинных храмов, закрытых после 1917 года, как и Иоанновская обитель. Но этот монастырь, построенный лишь в начале нынешнего столетия, пользуется особой любовью верующих: его история связана с жизнью и деятельностью о. Иоанна Кронштадтского. Недавно в истории этой обители открылась новая страница: как сообщалось в местной прессе, 1 ноября 1989 года «в жизни верующих и Церкви произошло знаменательное событие. Состоялась торжественная церемония освящения храма в бывшем монастыре…
В период празднования знаменательного юбилея — 1000-летия Крещения Руси особенно актуальным является обзор тех многочисленных связей, которые соединяли Русскую Православную Церковь с Православными Церквами Востока со времени просвещения русского народа светом Христовой веры. Но не менее насущным представляется анализ тех отношений, которые Русская Православная Церковь на протяжении ряда столетий поддерживала с Церквами Запада и, в частности, с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви. Несколько лет назад в истории православно-лютеранских отношений произошло важное событие: осенью 1981 г. в г. Эспоо (Финляндия) состоялось официальное открытие всеправославно-лютеранского диалога. Этому предшествовала трехлетняя подготовительная работа: в ноябре 1978 г. в Швеции состоялась первая встреча членов межправославной богословской комиссии…
ВВЕДЕНИЕ В 1963 году весь православный мир торжественно праздновал 1000-летие Афона, а в 1988 году Русская Православная Церковь отметила другое выдающееся событие - 1000-летие Крещения Руси (988-1988 гг.). Эти два юбилея разделяет временной интервал в четверть века, но если смотреть на оба события в исторической ретроспективе, то можно считать, что они произошли в одно время. И если далее рассматривать оба процесса в историческом аспекте: христианизацию Афона и Руси, то можно отметить, что между Святой Горой и Русью издревле начали устанавливаться связи, которые оказывали взаимное влияние на развитие духовной культуры, и этот процесс, несмотря на имевшиеся в прошлом трудности, не прекращается…
25 ноября 2021 года в 14.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Проблема подростковой зависимости от социальных сетей: пастырский взгляд» (лектор: священник Максим Мищенко). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Многочисленные исследования говорят о том, что число пользователей социальных сетей интернет-сообществ в социальных сетях, составляет 76.5% от общего количества интернет-пользователей. Эта цифра является отличной иллюстрацией того, что в современном информационном обществе рост числа пользователей в интернет-сообществах социальных сетей означает также возрастание влияния данных…
1. Русские археологические исследования в Иерусалиме В 1961 году в Западной Европе вышла книга Эриха Церена «Библейские холмы». Э. Церен дает в своей книге историю археологических исследований и открытий за последние полтора столетия во всех странах Ближнего и Среднего Востока. Но в перечне имен многих западноевропейских исследователей, внесших свой вклад в развитие библейской археологии, к сожалению, отсутствуют имена русских ученых. Автор предисловия к русскому изданию этой книги отечественный исследователь Д. П. Каллистов справедливо ставит вопрос: «Как же все-таки получилось, что из поля зрения несомненно хорошо эрудированного автора «Библейских холмов» начисто выпала не только целая плеяда русских археологов и востоковедов, развивавших…
Всё более очевидные антропологические контексты и «подтексты» того, что происходит в современной культуре и с современной культурой, предполагают не только настойчивое удержание в центре философского внимания всей традиционной «человековедческой» проблематики, но и постоянную артикуляцию решающего характера именно «антропных» измерений реальности в любом акте её интерпретации. Эти измерения задаются с помощью комплекса экзистенциалов («свобода», «дух», «трансценденция», «существование» и т.п.),[1] общий смысл которых концентрируется в базовом концепте «личность». Этот последний термин имеет давнее и широчайшее хождение в философской литературе, и как раз поэтому его содержание не является абстрактно однозначным, но требует своего рода реконструкции в связи с контекстом его конкретного употребления. При…
• I. Слова • Слово о мнимых нищих • Слово о нищих • Слово во святой Великий пяток • Слово в Неделю 3-ю Великого поста • II. Поучения • Поучение пред Причащением Святых Таин • Поучение в Неделю о слепом • Поучение в Неделю 4-ю Великого поста I. Слова Слово о мнимых нищих Чадо, животом просливым не живи (Сир.40:29). С церковной кафедры если слышится слово о нищих, то это слово — за них и в пользу их. В настоящем случае мы желаем сказать свое слово не прямо в пользу нищих. Не оскорбитесь, братие, началом слова нашего и не закройте слуха…
Содержание Предварительные понятия о науке Отдел I. О религии и откровении вообще А. О религии Б. Об откровении Отдел II. Богооткровенная религия Глава I. Ветхозаветная религия Глава II. Новозаветная религия или христианство Глава III. О сохранении истинного христианского откровения в православной церкви Прибавление. О религиях вне христианства А. Внутренние признаки ложности естественных религий. Б. Внешние признаки ложности естественных религий Послесловие вместо предисловия ко 2-му исправленному изданию  Предварительные понятия о науке § 1. Определение науки. Основное Богословие (или по программе для духовных семинарий 1884 г.). Введение в Православное Богословие представляет собою систематическое изложение рациональных оснований в пользу истины о Божественном происхождении…
В статье автор исследует значение Кашина как крупного центра Тверского княжества в период правления Василия Михайловича и противостояния Москвы и Твери, неустойчивую позицию кашинских князей, обусловленную борьбой партий в среде местной правящей элиты, оказавшейся между двумя центрами силы. В результате часть элиты продолжала ориентироваться на Тверь, в то время как другая отдавала предпочтение Москве. Последняя позиция взяла верх, что обусловило отказ кашинского князя от договора с Михаилом Александровичем и его участие в походе на Тверь в 1375 году. Особое внимание в статье уделено росту местного сепаратизма, судьбе Кашинского княжества по договору 1375 г., закрепившему выход его из-под верховной власти Твери,…
Судьбы отдельных периферийных княжеств Северо-Восточной Руси в XIV в. известны очень фрагментарно. Дошедшие до нас летописи оставили лишь единичные события местной истории, связанные в основном с упоминаниями правивших князей. Вместе с родословными, синодиками, житиями и редким актовым материалом это наш основной комплекс источников по их истории. Фактически эти земли, часто весьма обширные по площади и важные по своему географическому расположению, так и остались в тени таких ведущих русских центров, как Москва, Тверь или Новгород. Тем более актуально проанализировать имеющийся генеалогический материал, даже в том случае, когда точное родство лиц не указано. Если Тверское княжество выступало в XIV в. главным соперником…
Аннотация. Настоящая работа посвящена систематическому обзору источников российских и болгарских государственных архивов (ГАРФ, РГАСПИ и Центрального государственного архива Болгарии, раскрывающих ключевую роль Московского Патриархата в продвижении идеи восстановления Болгарского Патриаршества, в усилиях по поддержке кандидатуры митрополита Пловдивского Кирилла (Маркова; 1901-1971) на Болгарский Патриарший престол и в межцерковных переговорах, которые обеспечили постепенное расширение признания восстановления Болгарского Патриаршества со стороны других Поместных Православных Церквей. Значительная часть сохранившихся архивных источников по отношениям между Русской и Болгарской Православными Церквами в 19401950-е гг. так или иначе, в большей или меньшей степени связаны с темами восстановления Патриаршества в Болгарской Православной Церкви, ставшего одной из главных вех…
Статья посвящена одному из ключевых браков, заключенных между представителями двух ведущих центров – Москвы и Твери, сыгравшему важную роль в политических отошениях в Северо-Восточной Руси в середине XIV века. Автор анализирует причины и обстоятельства, приведшие к заключению брака, интересы сторон, а также его последствия. Уделено внимание вопросу передачи по духовной грамоте московского князя Можайско-Коломенского удела вдове Марии. Рассматривается частота московско-тверских браков как особое явление, не имеющее аналога на Руси. Ключевые слова: Семен Гордый, Мария Александровна, Москва, Тверь, брак, родство, князь, духовная грамота. Годы правления великого князя владимирского и московского Семена Ивановича Гордого (1340-1353) стали временем дальнейшего укрепления позиций Москвы в…
Первая треть XIV в. - период длительной и жестокой борьбы в Северо-восточной Руси между двумя крупнейшими политическими центрами: Москвой и Тверью за титул великого князя владимирского, а фактически – за лидерство среди русских земель. Долгое время именно в споре Москвы и Твери происходила основная линия противостояния за гегемонию. Это был сложный процесс взаимодействия двух княжеств, где периоды смертельной вражды сменялись поисками компромисса и примирения. Браки представителей обоих княжеских линий являлись важнейшим индикатором колебания маятника политических отношений потомков Даниила Московского и Михаила Тверского. С другой стороны, они становились элементом продолжения политики, только другими методами, не менее действенными, чем меч или договор.…
Архимандриту Леониду[1] В[аше] Высокопреподобие, достоуважаемый о[тец] арх[имандрит!] Давно порывался я написать Вам, но все ждал официального решения вопроса об академии. Наконец, слава Богу, вчера решился этот вопрос. Строго говоря, он решен был еще у вас в келии в достопамятный вечер нашей беседы, но теперь я отказался от академии о[тцу] ректору положительно. Грустно все-таки, что главное-то побуждение к этому отказу было не смирение и боязнь, которая особенно дает себя чувствовать теперь, при занятиях. Но надеюсь, что по молитвам вашим сие послужит на пользу души моей. Сердечно благодарю вас за ваш совет и наставления, особенно за совет – читать авву Дорофея и…
Содержание Испытание для «Златоуста» «Скитаясь по пещерам и ущелиям земли» Стоять до конца  Судьба  Аркадия  ( Остальского ), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. За время епископства он только один раз с великим риском служил в своей епархии; это была Пасхальная служба, словно предзнаменовавшая и его собственный голгофский путь и будущее прославление… Испытание для «Златоуста» Епископская хиротония владыки  Аркадия  в феврале 1937 г. была преддверием высшей награды – от Бога: исповеднический…
В статье рассматривается особенности взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими православными и неправославными церквами на фоне зарождения экуменического диалога. Автор раскрывает вопросы формирования и активизации экуменического движения в начале прошлого века, а также исследует роль Константинопольской и Русской Православной Церквей в формировании идей православного экуменизма. В статье были впервые использованы неизданные ранее источники из федеральных архивов (ГАРФ, РГАС-ПИ), которые помогли в проведении анализа переговорного процесса между представителями экуменического движения и православными иерархами В статье были впервые использованы неизданные ранее источники из федеральных архивов (ГАРФ, РГАСПИ), а также проведен анализ процессов, которые привели к формированию и активизации экуменического движения в начале…
18 ноября 2021 года в 14.00, в день всех Тверских святых, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Какой религии на Руси жить хорошо? Вся правда о федеральном законе о свободе совести и религиозных объединениях» (лектор: священник Максим Мищенко). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Начиная с конца 80-х гг. XX века в России стала складываться система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями на основе сотрудничества (партнерства). Началось возрождение церквей, монастырей, появились первые законодательные разработки по регулированию государственно-церковных отношений, церковь получила…
«Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды Тема, заявленная в названии этой главы, может быть рассмотрена с двух точек зрения. С одной стороны, всю жанрово-тематическую группу повестей об основании монастырей можно отнести к роду местных легенд (учитывая при этом письменный характер такого рода повестей); в этом случае есть основание рассмотреть некоторые мотивы «Повести…» с точки зрения использования их в легендах, имеющих местный характер. С другой стороны, необходимо поставить вопрос о возможности существования устной легенды и ее отношении к «Повести…». Обратимся сначала к первой стороне проблемы. Сопоставление Повести со свадебным обрядом показало, что природа отдельных мотивов и персонажей не выявляется…
«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» И ДРЕВНЕРУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД От традиционных повестей об основании монастырей «Повесть о Тверском Отроче монастыре» отличает рассказ о женитьбе князя Ярослава Ярославича, собственно являющийся предысторией основания монастыря. В одной из первых и одной из главных работ, посвященных Повести, в статье В. Ф. Ржиги этот рассказ был прочно связан с фольклорной традицией, а именно, с традицией свадебных лирических песен. Исследователь отметил: «Этот эпизод с соколом, ведущим князя к браку и радующимся венчанию, вплетен в ткань мотива охоты несомненно под влиянием некнижного источника. Он явно навеян устно поэтической свадебной символикой, в которой сокол является излюбленным символом жениха,…