К памятникам христианской апологетики, долго остававшимся в безвестности, затем известным только отрывочно и только в сравнительно недавнее1 время выведенным на свет в том виде, в каком сохранились, принадлежат сочинения Макария, епископа магнезийского. Ни у современных ему, напр., Епифания и бл. Иеронима, ни у последующих писателей, напр. Феодорита и Дамаскина, вообще до самого конца восьмого века не упоминается ни о Макарии, как писателе, ни о сочинениях его. Только со времени седьмого вселенского собора и Никифора патриарха сделались они известными большому кругу читателей, а привлекли на себя внимание по тому случаю, что иконоборцы ссылались на них в подтверждение своих неправых мыслей об…
ПИСЬМО 1955 г. Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви Письмо епископа Афанасия (Сахарова) духовным чадам Предисловие Е.Апушкиной. По кончине Патриарха Тихона не было возможности созвать, правильный собор для выборов нового Патриарха, потому что большинство архиереев были в тюрьмах и ссылках, да и вряд ли Тучков вообще допустил бы созыв такого собора. У находившегося тогда в Соловецких лагерях архиепископа Илариона (Троицкого) возникла мысль осуществить выборы нового Патриарха путем собирания подписей архиерейских. Он с единомыслящим находящимся в Соловках духовенством написал соответствующее воззвание – обращение к епископам Русской Церкви, в котором предлагал выбрать на Патриаршество преосвященного Кирилла. Воззвание было вывезено из лагеря…
Письмо 11) Екатерине Павловне Пешковой 7 января 1923 г.  Москва. Таганская тюрьма В общество помощи политическим заключенным Епископа Ковровского Афанасия Сахарова Заявление. Постановлением административной комиссии при Н.[К.].В.Д. я высылаюсь во Зырянскую область на два года. 28/ХII–22 меня доставили в Таганскую тюрьму. Между тем во Владимирском Ревтрибунале ведется дело о расхищении ризницы Суздальского Спасского монастыря, в коем и я привлекаюсь в качестве подсудимого, и в недалеком будущем мне предстоит явиться пред владимирскими судебными органами, для чего придется из места моей ссылки следовать этапным порядком во Владимир и обратно этапом же возвращаться в ссылку. Эти следования по этапам могут вредно отразиться на…
Предисловие Святой Ириней Лионский сравнивает Церковь Православную с сокровищницей, в которую в полноте положено все принадлежащее истине. Но не та сокровищница славна, богатство которой составляют бесформенные груды драгоценностей, а славна и достойна того, чтобы уделять время на ее обозрение, та сокровищница, где хранятся драгоценности, прошедшие через руки художников, представляющие собой произведения искусства, привлекающие взоры посетителей замысловатостью форм, красотой и изяществом отделки. Такова именно славная сокровищница Церкви Христовой. Хранимое в ней богатство истины неоценимо само по себе. А прошедшее через руки художников и строителей Церкви: святых апостолов, вселенских отцов и учителей, – оно предстает благоговейному взору ее чад как великое множество дивных произведений искусства. Возьмите…
Доклад проф. протопресв. Бориса Бобринского на богословской конференции "Православное учение о Церкви" В современном православном сознании Тайна Церкви неотделима от Тайны и от Таинства Евхаристии. "Там, где Евхаристия, там и Церковь" [1], писал св. Киприан Карфагенский. Я дерзну утвердить, что, когда совершается Евхаристия, выявляется подлинная природа Церкви, ее таинственное и сокровенное бытие. Итак, можно говорить об Евхаристической природе Церкви, или, как принято говорить у нас на Западе, об Евхаристической экклезиологии. Также как православное богословие не является плодом рассудочного упражнения, а оно лишь выражает словесно и умозрительно глубочайший соборный опыт Православной Церкви всех времен, также и сознание Евхаристического измерения Церкви и…
Содержание Общее введение 1. Бог есть Троица 2. Троичное богословие и троичное Домостроительство 3. Троичное измерение богословия 4. Откровение и познание троичной тайны 5. Богословское образование Библейское богословие I. Образы и прозрения Ветхого Завета 1. Библейский монотеизм 2. Образ ангела Господня в Ветхом Завете 3. Слово Божие и Дух Божий в Ветхом Завете 4. Премудрость Божия в Ветхом Завете 5. Тайна Божия и богопознание в Ветхом Завете 6. Божественные энергии как формы богооткровения, присутствия и освящения Заключение II. Откровение Пресвятой Троицы в Новом Завете 1. Общие соображения 2. Троичное Откровение в Евангелиях 3. Опыт троичной жизни в апостольских общинах ранней…
Содержание Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Преосвященный Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Архиепископ Василий Брюссельский и Бельгийский (в миру Всеволод Кривошеин) был призван ко Господу 22 сентября с.г. (1985) в родном городе Петербурге, где он родился 19 июня 1900 года и где провел всю свою юность вплоть до Первой мировой войны. Его отец А. В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II. Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой Армии. Вследствие военных действий Всеволод был…
Мне привелось познакомиться с о. Киприаном в 1942 году, будучи еще школьником. В то время о. Киприан уже покинул улицу Лурмель в Париже, где он священствовал при «Православном Деле», созданном матерью Марией (Скобцовой), и стал настоятелем домовой церкви семьи Трубецких, имени свв. Константина и Елены в Кламаре (в предместьях Парижа). Помимо этого о. Киприан был приглашен в Свято-Сергиевский православный богословский институт, читать курс литургики. Впоследствии, когда о. Георгий Флоровский оказался в Греции на все время войны, о. Киприан занял кафедру патрологии, а затем и пастырского богословия. О. Киприан стал моим духовным отцом и руководителем в трудные годы немецкой оккупации. Уже…
Содержание Предисловие Перед лицом зла и страдания Агнец Божий берет на себя людскую немощь Грех мира Бог принимает вызов зла Он возлюбил нас до конца Вочеловечение Стать грехом Страсти и смерть Иисуса Невеста Агнца Сердце милующее Любовь к врагам в Евангелиях Выход за пределы Моисеева закона Отчее прощение Зародыш зла в сердцах Сражение с врагом Дар Святого Духа Тайна прощения Остави нам долги наша Прощение Божие первично Христова молитва на кресте Измерения греха Уничтожение греха и исцеление Горе́ имеим сердца Покаяние – ключ к прощению Литургия сердца Сердечная молитва перед лицом страдания Собственное и чужое страдание Жить жизнью во Христе…
А. МОЛИТВА Молитва есть средоточие нашей духовной жизни, в которой душа стремится войти в непосредственное соприкосновение и общение с Богом. Человек естественно нуждается в Боге, Который один может насытить духовный голод человека, если сам человек не заглушает в себе своей обращенности к духовному миру, и если он не удовлетворяется той пищей, которую ему предоставляет «мир сей». В молитве человек находит свое внутреннее равновесие. Он познает, откуда он приходит и куда он идет. В молитве духовные искания и стремления, присущие каждому человеку, принимают определенное направление. Благодаря ей гармонично развивается вся личность человека, внутренне подчиняясь определенному ритму, и через нее крепнет в…
Что значит «быть православным» и в чем суть православной миссии в современном западном обществе? Об этом размышляет протопресвитер Борис Бобринский, настоятель франкоязычного прихода Святой Троицы в крипте Александро-Невского собора в Париже (юрисдикция Константинопольского Патриархата), известный богослов, ректор Свято-Сергиевского православного богословского института. Содержание Христос – настоящий Восток О преодолении драматического процесса взаимного отчуждения Встреча с Западом: творческое богословское размышление  Тема «Православие в западном мире» по сути своей лишь один из аспектов проблемы более широкой, включающей вопросы христианской и православной идентичности и прежде всего требующей ответа на вопрос: что значит быть православным христианином в мире. Мы, православные, слишком упрощаем дело, когда противопоставляем…
Мы находим существенную двойственность в христианской жизни и в особенности в молитвенной жизни. С одной стороны вся наша духовная жизнь зиждется на личном отношении к Богу, но вместе с тем, по своей природе христианство соборно и человеческая личность немыслима без отношения и общения с другими личностями. Можно говорить о соборной природе человеческого духа, человеческого творчества, языка, искусства и т.д. Эта тема была значительно углублена в русской религиозной мысли в особенности среди поздних славянофилов, в частности у С.Н. Трубецкого. Мне бы хотелось особенным образом остановиться на видимом противоречим, но реальном сродстве личной молитвы и молитвы церковной, «Когда ты молишься, войди в…
Богословие в современном мире – это творчество, академическая наука или стержень живой христианской жизни? Как в среде русской эмиграции переживалось литургическое возрождение? Об этом и многом другом в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал протопресвитер Борис Бобринский, заведующий кафедрой догматического богословия Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Содержание Что есть Церковь? Нескончаемая Пятидесятница Святость – это горение духом  * * * – Что такое богословие? – Богословие – это наука о жизни вечной. Не надо бояться этого слова, но не надо и злоупотреблять им, потому что слово «наука» часто извращается ... Конечно, чтобы быть ученым, надо иметь диплом, огромную эрудицию, но это…
Мне бы хотелось свидетельствовать о важном аспекте мысли отца Иоанна Мейендорфа, к которому он часто возвращался на различных этапах своей богословской и литературной деятельности. Речь идет о богословском осмыслении в восточной и западной патристике, у блаженного Августина и его наследников, с одной стороны, и в великой традиции Отцов Востока, с другой – проблемы «первородного греха», или лучше сказать, первоначального греха и его последствий. Вместе с молодыми преподавателями Свято-Сергиевского Института, Иоанном Мейендорфом и Николаем Куломзиным, я оказался на протяжении нескольких лет вовлеченным в работу студентов, готовящих докторскую диссертацию в Школе Высших исследований (одна из секций Сорбонны) . Деятельность этой группы проходила…
Friday, 08 September 2023 09:38

Афанасий (Евтич). Статьи.

Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12 1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение - "Точное изложение православной веры" [1], он прежде всего подчеркнул Божественное Предание [2] Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. "Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и…
Содержание Понимание времени Святой Дух и мир грядущий Жизнь в эсхатологическом времени По-гречески “первое” мы называем protologia, а “последнее” – eschatologia. Ни один из этих терминов невозможно перевести точно. Технический термин для обозначения второго – “эсхатология”, то, что касается конца времен, последних вещей. Но protologia, мне кажется, не имеет даже технического термина для перевода. Это слово относится к тому, что находится в начале времени или даже до начала времени. Можно говорить в простых понятиях пролога или эпилога к книге, однако реальность нашей жизни – не книга, даже если эта книга – Библия. Недавно был впервые осуществлен перевод на сербский язык…
Содержание Об авторе Святая Земля Каппадокийские отцы «Приступит человек, и сердце глубоко» Покаяние – самый красивый цвет человеческой честности Об авторе Епископ Афанасий (Евтич) принадлежит к числу крупнейших богословов современности. Он родился 8 января 1938 года в селе Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания начальной школы и гимназии поступил в Белградскую семинарию во имя святителя Саввы; которую окончил в июне 1958 года. В сентябре того же года поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде, но вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии, 3 декабря 1960 года в монастыре Пустиня под Вальево…
Я попробую рассказать об отношении мира и церковной жизни, о возможности влияния мира на церковную жизнь, и о том, какое влияние может оказывать мир на церковную жизнь. Церковь существует в мире и не вне мира. В свете Божественного Откровения, а значит, в свете и Священного Писания, и церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира, скажем, позитивное, и оно первое. Позитивное – это то, что сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына…
Содержание Аннотация Предисловие автора к русскому изданию Примечание переводчика Заметка о докторской диссертации «Экклесиология Апостола Павла по святому Иоанну Златоусту» (догматическое исследование), представленная Богословскому факультету Афинского университета иеромонахом Афанасием (Евтичем). Предисловие Сокращения Введение. Великая благочестия тайна Глава 1. Икономия (Домостроительство) благодати Троичного Бога как Тайна Христова Глава 2. Богочеловек Христос и Церковь а) Церковь как Тело Христово б) Причастие Тела и Крови Христовой Глава 3. Святой Дух в Церкви а) Одна вера б) Жизнь во Христе Духом Святым Заключение  Аннотация Книга представляет собой перевод с сербского языка докторской диссертации иеромонаха Афанасия (Евтича) «Экклесиология апостола Павла по Святому Иоанну Златоусту», которая…
Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) родился на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме апостолов Петра и Павла (в 1991 году разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко. Их с братом, рано оставшихся без родителей, вырастила тетя Сенка, которой он за это был благодарен всю жизнь. Начальные классы гимназии Гойко Стойчевич окончил в Тузле, а шестигодичную семинарию – в Сараево, в 1930–1936 годах. Перед самым началом Второй мировой войны он закончил Богословский факультет в Белграде (1936–1941), при этом параллельно учился в Медицинском институте…