13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и объяснил слушателям евангельское чтение о мытаре и фарисее. Всем собравшимся отец Максим пожелал здравия, долголетия, мира, радости, благословения Божьего. Накануне, в субботу вечером,…
Мы показали, что в библейских изречениях о мерзости запустения заключаются предсказания об антихристе. В частности, в них есть указания на время явления его и срок его царствования, на характер его личности и его деятельности и на результаты последней, и в особенности на отношении его к религии. Может показаться, что мы в своем труде уделили уже слишком много места разъяснению смысла и значения этих изречений, особенно того из них, которое находится в пророчестве о седьминах; но мы вынуждены были к тому достаточными причинами. Эти изречения кратки по букве, но глубоки и широки по мысли. Заключающиеся в них учение выражено слишком сжато…
Часть первая В книге пророка Даниила изречение о мерзости запустения, кроме Дан.11 и Дан.12, находится еще в Дан. 9:12, и было сообщено Даниилу Архангелом Гавриилом в другом видении, бывшем раньше видения, изложенного в Дан.11 и Дан.12. книги. Относится ли к антихристу и это изречение о мерзости запустения? Мимоходом мы уже ссылались на мнения двух знаменитых отцов Церкви Иринея Лионского и Ипполита Римского, которые изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила прямо и решительно относили к антихристу; но этот вопрос требует нарочитого рассмотрения. Изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила имеет особенную важность и должно быть подробно…
Взгляд на самодержавие епископа Феофана и Η. Ф. Федорова В настоящее тревожное время люди очень много говорят, очень много пишут о текущих событиях, о теперешнем положении дел в России. Но понять вещи в их истинном свете, высказать беспристрастное, объективное суждение о событиях и действующих лицах, сказать правду и только правду теперь труднее, чем когда бы то ни было. Время теперь смутное, устои мысли и жизни поколеблены и пошатнуты, люди выбиты из обычной колеи, и множество людей не знают, как отнестись к событиям, что думать и делать, куда идти, за кем идти, кому верить, кого считать друзьями и кого врагами, кого…
Содержание Вместо введения историческая справка о том, принесла ли кому либо пользу Брестская уния Современное движение к единению Призыв папы Льва XIII к соединению с Латинской церковью всех людей Повод к изданию энциклики о соединении церквей О соединении церквей. Разбор энциклики папы Льва XIII от 20 июня 1894 года Содержание энциклики Характер энциклики Предмет ее – вопрос о соединении церквей Важность этого вопроса Особенное значение его для латинян, как одного из способов пропаганды их веры Миссионерство у православных и латинян Доводы латинян в пользу соединения церквей с их церковью и опровержение их Латинская церковь – раскольническая и еретическая церковь Первовиновники…
Содержание История празднуемого события Начало праздника Образ празднования Продолжение празднования Пятидесятницы Цель праздника  В пятидесятый день от первого дня Пасхи совершается Церковью праздник Пятидесятницы, в воспоминание сошествия Святого Духа на Апостолов. Наименование Пятидесятницы усвояется сему празднику по примеру Церкви ветхозаветной, в которой праздник сей уготовлен был в память синайского законодательства и для принесения благодаренья Богу за плоды жатвы, оканчивавшейся к тому дню. Но событие, воспоминаемое в сей день Церковью христианскою, дало ему и другие наименования. У св. Григория Богослова он называется днем Духа1, у бл. Августина – праздником пришествия Св. Духа2. поелику же с явлением Святого Духа, открылось роду человеческому…
Подготовление, признаки и время пришествия антихриста Знаешь признаки антихристовы; не сам один помни их, но и всем сообщай щедро. Святой Кирилл Иерусалимский. Содержание Введение Безбожие, его виды, признаки и представители. Исторические причины, размеры и характер безбожия XIX века. Склонение современного безбожия к упадку. Отступление от веры в Бога в последние времена. Два периода отступления от веры в Бога перед явлением антихриста. Происхождение антихриста. Мерзость запустения, стоящая на святом месте. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы. Мерзость запустения, стоящая на…
В Посланиях Апостолов Павла и Петра изображается в общих чертах умственное, нравственное и религиозное состояние человечества в последние времена, дается общая характеристика этих времен. Но эта характеристика охватывает не все стороны жизни тогдашнего человечества. Напр., на основании слов Апостола Павла (2Тим. 3:1–8), что люди в последние дни будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, … недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержные, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны и т.п., хотя и можно делать вывод, что в последние времена международные отношения придут в большое расстройство, и война сделается обыкновенным делом людей, однако прямо об этом у Апостола не говорится; об…
По поводу книги Р. Виппера «Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женев XVI века в эпоху кальвинизма». Полноту благодатных даров и благ истинной духовной жизни сообщает человеку только истинное христианство, осуществляемое и пребывающее в Православной Церкви. Принадлежащие к инославным исповеданиям и сектам отторжены от истинной Православной Церкви и потому не имеют возможности пользоваться во всей полноте благодатными средствами, которые приобретены для человечества чрез искупление, совершенное Иисусом Христом. Каждое инославное исповедание и сектантское общество более или менее значительно погрешает и заблуждается в вероучении, в нравоучении, в устройстве, характере и совершении Богослужения; а…
Благовещенский Собор Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в.- «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в.- «что у государя во дворце»). История собора. Строительство в XIV - нач. XV в. время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Принятая в старой лит-ре дата его появления, 1291 г., основана на легендарных сведениях соч. «Книга о древностях Российского государства» Т. Каменевича-Рвовского (диак. Афанасьевского мон-ря на Мологе) кон. XVII в., подвергнутого еще Н. М. Карамзиным резкой критике. В. И. Федоровым и…
В кн.: Сакральная топография средневекового города. Известия Института христианской культуры средневековья. Т. 1. М., 1998. С.13-22. “Наименее всего достойна доверия традиция, поскольку вечно она выступает под охраной невежества — и чем больше оное невежество, тем древнее оказывается здание” (Simpson F. A series of ancient baptismal fonts, chronologically arranged. 1828) Представления человека о том мире, в который он помещен неведомой ему силой, материализуются множеством способов. Среди них — обязательная и всеобщая сакрализация окружающей Среды, формирование особого, свойственного только данному социуму “священного пространства”. В структуре этого пространства выражаются фундаментальные представления народа. Конкретными средствами воплощения служат организация религиозной (в средневековой Европе — церковной)…
В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции. 1989. Возведение надвратной церкви в 1593 г. и звонницы в 1600 г. традиционно датируется по летописцу конца XVII — начала XVIII в. из библиотеки Иверско-Валдайского монастыря. XVI в. был ознаменован не только возрождением давней традиции строительства церкви на вратах, но и формированием нового типа такого храма. И в Белозерье, и в центральных областях Северо-Восточной Руси происходит достаточно ощутимый процесс перехода от четырехстолпного храма (церкви Сергия Борисоглебского под Ростовом и Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря) к более упрощенному типу. В Белозерье к двухстолпному с апсидой (церковь…
6 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре Закхее, день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, день блаженной Ксении Петербургской, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и обратился к прихожанам с проповедью, в которой объяснил слушателям евангельское чтение о мытаре Закхее и…
30 января 2022 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассуждал об исцелении Спасителем слепого человека, сидящего при дороге у города Иерихона (Лк. 18,35-43). Всем собравшимся отец…
Тезисы доклада на конференции "Русское искусство позднего средневековья - XVI  век" (М., 12 - 14 января 2000). Копирование московского Успенского собора традиционно отмечается исследователями как характерная черта архитектуры XVI в. Пока нет утвердившегося мнения, в каком памятнике впервые обнаруживается программная ориентация на Успенский собор. Недостаточность материалов не позволяет однозначно считать им Успенский собор Ярославля 1501-1533 г., о котором мы можем только предполагать, что он обладал шестистолпной структурой. Пока больше оснований видеть в Архангельском соборе Московского Кремля первый опыт интерпретации структуры Успенского собора. В ряд построек времени Василия III, в которых можно с достаточной долей уверенности предполагать следование образцу Успенскому собору…
В кн.: Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 5. М., Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2001.  С. 135-142. В литературе, посвященной истории средневекового искусства, не было разногласий в оценке последствий деятельности итальянских архитекторов в конце XV в. и первой трети XVI столетия для судеб русской архитектуры. Впечатление исследователей от тотального изменения местного художественного языка под воздействием встречи местной средневековой культуры с искусством итальянского Ренессанса заставляло в середине XIX - начале XX вв. вносить в периодизацию русской архитектуры такие определения как "ломбардо-веницианский", византийско-итальянский, "фряжский", обозначающие стиль русского зодчества с конца XV до начала XVII вв. При отступлении от стилевой периодизации приезд…
Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 8–15. В истории изучения собора Покрова на Рву существует своя специфи­ка, присущая только этому сооружению. С одной стороны, он всемирно известен как самое характерное и самобытное произведение русского зодчества. С другой, является самым уникальным сооружением русской архитектуры, облик которого до сих пор не получил какой-либо одно­значной и достоверной интерпретации. Одно из первых описаний особенностей собора относится к началу XVII в.: «этот храм выстроен почти четвероугольником, только с очень многосторонним искусством всяко­го рода и вида; на нем девять башен, крытых…
В кн.: История и теория реставрации памятников архитектуры. М., 1986. Отношение к достоверности восстанавливаемой формы и к подлинности ее материала в эпоху становления научной реставрации, во второй половине XIX в., не сразу стало адекватно такому пониманию подлинного, какое складывается в современной теории реставрации. Эти отличия, однако, связаны не с ошибками, которые часто инкриминируются архитекторам XIX в., а с несколько иными целями восстановления памятников, что определялось особенностями той культуры, в контексте которой протекала такая реставрационная деятельность. В самом деле, культура XIX в., несмотря на ее принадлежность к "новому времени", сохраняла в некоторых своих областях элементы синкретичности, свойственной средневековью. Эти элементы обнаруживаются…
В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 34. Преемственность и влияния в архитектуре народов СССР. М.: Стройиздат, 1986. С. 238-245. Изучение "итальянизмов" для истории зодчества рубежа XVI-XVII вв. выходит за рамки частного вопроса, так как архитектурный язык этого времени в большой степени основан, как не раз отмечалось в литературе, на деталях, почерпнутых из итальянских построек начала XVI в. При этом их источник для этого времени указывался только один. Так, уже стало традицией отмечать как одну из характерных черт архитектуры рубежа XVI-XVII вв. влияние форм Архангельского собора. При этом указанная характеристика автоматически распространяется на большинство храмов этой эпохи, независимо от действительного происхождения их…
В кн.: Сакральная топография средневекового города: Известия Института христианской культуры средневековья. Т.1. М., 1998. С.51-63. Ранняя история собора Покрова на Рву уже давно не привлекала внимания исследователей. В литературе сформировался круг источников, позволяющих восстановить последовательность событий, связанных с основанием каменного храма. Лаконизм сообщений памятников официального летописания был восполнен подробным описанием основания собора в открытых в конце XIX в. источниках, в "Сказании о Николе Великорецком" (Сказание) (1) и летописце из собрания Д. В. Пискарева (Пискаревский летописец - ПЛ)2. Общепринятая версия строительной истории собора окончательно сформировалась в середине XX в. в монографии В. Л. Снегирева3, остающейся до нашего времени единственной работой, содержащей…