Крестовые походы – походы (1096 – 1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью для восстановления и расширения влияния христианского вероучения под лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения «гроба Господня» и «Святой земли» (Палестины). 1-й крестовый поход (1096 – 99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147 – 49) и 3-й  (1189 – 92) походы были безрезультатными. 4-й крестовый поход (1202 – 04) был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204 – 61). Последние…
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ ИМПЕРАТОРОВ ТРАЯНА И МАРКА АВРЕЛИЯ И ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ПРЯМЫЕ ВРАЖДЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РИМСКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 2 ВЕКА К  ХРИСТИАНАМ. ТОЛЬКО УЖЕ В СЕРЕДИНЕ 3 ВЕКА МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ СНОВА С ТАКИМИ ЖЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ, НАПРАВЛЕННЫМИ К СТЕСНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА. ЭТО БЫЛО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДЕКИИ (249-251). ЛАКТАНЦИЙ, ПИСАТЕЛЬ НАЧАЛА 4 ВЕКА, ГОВОРИТ: «ПОСЛЕ МНОГИХ ЛЕТ СПОКОЙСТВИЯ ЦЕРКВИ БОГОНЕНАВИСТНЫЙ ДЕКИЙ ВООРУЖИЛСЯ ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА. ОН КАК БУДТО БЫ ДЛЯ ТОГО И ДОСТИГ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬСЯ ГОНИТЕЛЕМ ХРИСТИАН, И КАК СКОРО ВОЦАРИЛСЯ, ЯРОСТЬ ЕГО ПРОТИВ ХРИСТИАН ВОСПЛАМЕНИЛАСЬ». ГОНЕНИЕ ДЕКИЯ ПО СВОЕЙ СИЛЕ И НАПРЯЖЕННОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НЕМНОГИХ.  ОНО ВЫТЕКАЛО ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О…
Вопрос об именах Божиих, о том, как называть Бога – далеко не праздный. Это вопрос о том, что открывает Бог человеку о себе и как, какими словами человек может это выразить. Следует задуматься над русским словом «Бог» и его эквивалентами в библейском изложении. В представлении древних имя совсем не было условным обозначением; но определяло место, которое должен занимать в мире его носитель.[1] Бог завершает творение, нарекая имена элементам творения: дню, ночи, небу земле, морю (Быт.1.2-10), называя каждое светило его именем (Ис. 40.26) и этим определяет место положения во вселенной этих элементов мироздания. Или, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным…
Искупление рода человеческого Иисусом Христом является важным учением Христианской религии. Ибо оно составляет по существу все содержание новозаветного благовестия. Проблемой догмата искупления занималось и занимается довольно большое количество христианских богословов и мыслителей, как западных так и восточных, почти на протяжении тысячи лет. Самые глубокие и плодотворные исследования проблемы заключены в работах русских богословов и религиозных мыслителей ХIX – XX веков. Самые крупные из них: «Догматическое богословие» Митрополита Макария (Булгакова), «Опыт православного Догматического Богословия» епископа Сильвестра (Малеванского), «Значение Креста в деле Христовом: Опыт изъяснения догмата искупления» протоиерея Павла (Светлова), «Православное учение о спасении» патриарха Сергия (Страгородского), статьи протоиерея Сергия (Булгакова), «О…
Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно был афинянином, из семьи язычников. Хорошо начитанный в греческой литературе и прекрасно разбираясь во всех существовавших тогда философских системах, он не нашел во всем этом ничего, что могло бы дать постоянное удовлетворение. Уже взрослым он воспринял христианство и в дальних странствиях на Запад и Восток искал самых мудрых учителей. Приехав в Александрию около 180 года по Р. Х., он стал учеником Пантена. Плененный личностью своего учителя, которого он привык называть «блаженный пресвитер», Климент стал пресвитером в александрийской церкви, помощником Пантена, а около 190 года – его преемником. Климент продолжал трудиться в Александрии. Он обращал…
Христианство не является теоретическим учением, но есть сама жизнь. Новозаветное повеление дано каждому, проверять себя тщательно, действительно ли мы есть то, чем должны быть по сути. Современное образование предполагает сумму знаний, полученных в результате учения. По православному, это слово имеет другой смысл. Любому человеку от сотворения задан образ Божий, который в результате грехопадения был замутнен, помрачен, но не пропал совсем. Образование есть восстановление в каждом человеке заложенного образа. Как неисчерпаем Бог, так и неисчислимы   образы Его в нас. Восстановление происходит через воплощенного Бога Иисуса Христа и никак иначе. По образу Пресвятой Троицы обновлением ума, стремлением к осуществлению воли Божьей и…
Friday, 08 August 2014 11:26

Арианство

Арианство расходилось с православным течением тогдашнего христианства в интерпретации природы Христа. Учение Ария в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Аристотеля.[1] В тринитарной теме Арию были неприемлемы мысли о вечном, то есть безначальном сосуществовании Отца и Сына, и Сын – из Самого Бога, то есть рождается из существа Отца.[2] Арий учил следующему (послания его и его друзей, фрагменты «Пира», характеристику его у Александра и Афанасия, сочинения позднейших ариан).[3] Бог един, наряду с Ним не существует никакого другого, Он один не рожден, не имеет начала, вечен; он неизречен и непостижим, затем Он – причина и творец всего. Эти…
Важнейшее произведение Иринея Лионского - «Обличение и опровержение лжеименного знания»,по примеру Евсевия и Иеронима называемое обыкновенно сокращенно «Против ересей». Это сочинение написано было на греческом языке, но от первоначального текста сохранились лишь отрывки у восточных церковных писателей. Сохранившийся латинский перевод, представляющий буквальное переложение греческого текста, сделан был, по-видимому, уже при Тертуллиане. Написано это сочинение по просьбе какого-то друга Иринея Лионского, желавшего узнать таинственное учение Валентиниана и способы его опровержения.В третьей книге он опровергает еретиков данными, заимствованными из писаний апостолов и церковного предания, и предпосылает этому опровержению учение о Св. Писании и церковном предании, об их взаимном отношении и о значении…
Здоровье, как и болезнь, затрагивает не только физический организм и не может определяться исключительно органическом смысле. Определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, оно определяется не только отсутствием болезни и немощи». Это физическое и психическое состояние целостности, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, способствующих жизнедеятельности человека.[1] Это определение выходит уже за рамки органической концепции здоровья, ибо включает в себя психическое и социальное состояние индивида. Оно представляется достаточно приемлемым, ибо открыто для улучшения и дает импульс к дальнейшим размышлениям. Наиболее важное расширение этого определения должно быть сделано на этическом…
Царь Соломон и литература Премудрости Старейшим из людей и славнейшим из царей еще единого еврейского государства (до его разделения на Израиль и Иудею). Именно при Соломоне был воздвигнут (Первый) Храм Яхве в Иерусалиме. Традиция приписывает ему три знаменитых канонических сочинения: житейски мудрую «Книгу Притчей Соломоновых», исполненную экзистенциального скепсиса «Книгу Екклесиаста, или Проповедника» и любовную поэму «Книгу Песни Песней Соломона». За пределами «Танаха» находится два сочинения, связанные с именем Соломона – «Книга Премудрости Соломона» и «Псалмы Соломона». По данным поздней библейской критики, «Книга Премудрости Соломона» была написана во II в. до н.э., в Египте, в иудейской общине Александрии. К жанру книг…
ВВЕДЕНИЕ Образцом христианской благочестивой жизни IVвека следует признать фигуру младшего современника «великих каппадокийцев» свт. Иоанна Златоуста. Он был крупнейшим практиком «церковного строительства», создателем константинопольской «Великой Церкви», а его проповедническая деятельность через «усвоение традиций античной культуры христианской церковью достигло полной и классической завершенности»[1]. Репутацию же выдающегося гомилета и теолога свт. Иоанн завоевал еще в бытность священником в Антиохии (386 – 398).[2] В свою очередь Антиохийская школа была той материнской почвой, на которой возрос святой Иоанн Златоуст, как экзегет и библеист. В лице этого удивительного по своим дарованиям ученика главы Антиохийской школы Диодора Tapсийского, школа эта приобрела для себя самую блестящую жемчужину.…
Введение. Экономическая доктрина христианства охватывает две различные области: духовную область, в которой раскрываются задачи людей по достижению духовых целей, а именно спасение, и экономическую область, в которой реализуются процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и иных благ, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности людей в условиях их земного существования. Соотнесение духовной и экономической областей в свою очередь означает признание, что обе эти области существуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, так что духовное состояние общества оказывает влияние на экономику, а его экономическое состояние – на духовность общества. На современном уровне развития и познания экономики ее характеристика дается…
ВВЕДЕНИЕ До сих пор остается востребованной проблематика объективной оценки теологической системы, разработанной о. Сергием Булгаковым, ввиду необходимости для богословской мысли заново поставить перед собой проблему о Боге в отношении к миру. Краеугольным камнем оценки богословия прот. С. Булгакова является тот факт, что существуют два официальных документа 1935 года: определение Карловацкой церкви заграницей и указ митр. Сергия (Страгородского), обвиняющие учение о. Сергия Булгакова в отступлении от православия. С другой стороны, стоит отметить особый (направленный к миру) характер булгаковской теологии. К примеру, представители Свято-Сергиевского института считали, что богословие должно необходимо совмещать в себе два качества: быть укорененным в традиции и в то…
В современном  мире каждый день происходит что-то негативное: транспортные катастрофы, землетрясения, наводнения, террористические нападения и много всего подобного. Христос сказал ученикам, чтобы они не боялись,  т.к. всему этому надлежит быть, потому что перемешано в мире добро и зло, но горе тем, через кого зло приходит. Другими словами, не может не быть в мире соблазнов, но лучше не родиться тому, через кого идет соблазн. Вспомните судьбу Иуды Искариотского, предав Учителя за деньги, ужаснувшись своего поступка, бросил деньги, и не веря в Божье милосердие, удавился. Какая бесславная смерть! А ведь он был учеником Христа.   Впрочем, мы сами не лучше, нарушая заповеди…
   Введение Опыт мировой и еврейской истории показывает, что существованию народа может угрожать не только насильственный «вызов» извне, угроза физического истребления. Не менее опасным может стать сугубо мирный культурный «вызов», т. е. встреча с чужой и привлекательной своей чуждостью, новизной цивилизацией. Именно такая опасность появилась для древних евреев, когда произошла их встреча с эллинистической культурой. Древняя Греция и древние греки не были чем-то совсем незнакомым для мира и людей Ветхого Завета. Найденные в Палестине греческие керамические изделия, предметы роскоши, монеты и т.д. показывают, что уже в допленное, но особенно в персидское время у евреев имелись контакты с древнегреческим миром. Этих…
XVII столетие – период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и…
Евангелие апостола Павла Евангелие апостола Павла не только формально, но и по существу является органической частью Библии, обоих ее Заветов. Тем не менее, оно имеет собственный облик, отличающий его от богословия других священных писателей, например, апостолов Иакова или Иоанна. Впрочем, привести его в стройную логическую систему до конца едва ли возможно. Апостол Павел, как и большинство библейских авторов, не был философом или теологом систематиком. Поток его мысли – живое целое, полное антиномий, диалектики, парадоксов, многозначных понятий. В целях полемики апостол нередко заострял свою мысль, что подчас приводило к ее одностороннему пониманию (против такого искажения мысли Павла направлено Иак. 2:14-26).[1] По­пытки…
140 лет со Дня рождения великого английского писателя Г.К. Честертона исполнится 29 мая этого года. 26 мая на базе филологического факультета Тверского государственного университета состоялся коллоквиум, посвященный жизни и писательской деятельности Честертона. В коллоквиуме приняли участие клирики Тверской епархии и студенты. Настоятель прихода блаженной Ксении Петербургской иерей Максим Мищенко выступил с докладом о современных философских трактовках Г. К. Честертона.
Тропарь, глас 4 Возне?слся еси? во сла?ве, Христе? Бо?же наш, ра?дость сотвори?вый ученико?м обетова?нием Свята?го Ду?ха, извеще?нным им бы?вшим благослове?нием, а?ко Ты еси? Сын Бо?жий, Изба?витель мира. Кондак, глас 6 Е?же о нас испо?лнив смотре?ние и я?же на земли? соедини?в небе?сным, возне?слся еси во сла?ве, Христе? Бо?же наш, ника?коже отлуча?яся, но пребыва?я неотсту?пный, и вопия? лю?бящим Тя: Аз есмь с ва?ми, и никто?же на вы. Мк. 16, 15–20; Лк. 24,42–53; Деян. 1, 4?12 Наступил сороковой день по воскресении Господа. Апостолы опять собрались в Иерусалим. Приближалось время исполнения обетований, данных ученикам Господом накануне дня страданий и смерти Его (см.: Ин. 14,…
РАЗГОВОР СО СТАРЕЙШИНАМИ  СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ СИ Роман:  Мы приходим, чтобы передать человеку знание Библии. Я: Многие свидетели, когда они видят, что убедить человека в чем-то у них не получается, в этом случае они прекращают всякие отношения. Просто общаться они не хотят. СИ Роман: Это объяснимо. Я: Понятно, что это объяснимо. Но, может быть,  человек изменится. Простое человеческое общение, возможно, позволит ему лучше понять собеседника и найти точки соприкосновения. СИ Виктор: Но сердце  меняется  не от человеческого общения. Простое общение не повлияет на Вас.  Человека меняет  только Слово Бога. Я: У православных  тоже есть учение о благодати Божией, которая действует через…